Конспект урока "МХК"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по мировой художественной культуре для 10-го класса по теме "Золотой век Афин"
Цель: освоение культурно-исторического достояния античности на примере архитектуры Древней Греции, используя новые информационно-коммуникативные технологии.
Задачи:
- Показать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции.
- Изучить красоты афинского акрополя.
- Воспитывать уважение к достояниям чужой культуры.
Понятия и термины: Акрополь, Пропилеи, Эрехтейон, Парфенон, Ника Аптерос, Афина Парфенос, фриз, Эрехтейон, кариатиды, театр Диониса.
Материалы и оборудование: Учебник МХК от истоков до 17 века под ред. Г.И.Даниловой с.69-74, компьютер, проектор, презентация “Золотой век Афин”, звук, выход в интернет.
Ход урока.
1. Оргмомент. Постановка цели урока, объявление плана работы. СЛАЙД №1
2. Изложение новой темы.
Вспомните материал по культуре Древней Греции из 5 класса и скажите:
Почему данную эпоху называют “счастливым детством человечества”? Подтвердите свой ответ, опираясь на изображения СЛАЙДА №2
“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Эти слова принадлежат общественному деятелю, высокообразованному и дальновидному политику 5века, правившего в Афинах с 449года, Периклу. Кстати, если переставить последние буквы, то получиться моя фамилия Перлик. Именно во времена правления Перикла, это время еще называют “веком Перикла”, Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. Наиболее точно значение этого города выражает пословица: СЛАЙД№2
“Да ты чурбан, коли Афин не видывал;
Осел, коли увидев, не пришел в восторг;
Верблюд, коли покинул их по своей воле”.
Выясним происхождение названия города Афины. “БОГИ И ГЕРОИ” Самим Зевсом рождена была богиня Афина-Паллада. Зевс-громовержец знал, что у богини разума, Метис, будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, которую сулили ему мойры, он, усыпив богиню Метис ласковыми речами проглотил ее, прежде чем у нее родилась дочь, богиня Афина. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня Афина-Паллада. В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. Грозно потрясла она своим сверкающим копьем. Воинственный клич ее раскатился далеко по небу, и до самого основания потрясся светлый Олимп. Прекрасная, величественная, стояла она перед богами. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью, вся она сияла дивной, небесной, мошной красотой. Славили боги рожденную из головы отца-Зевса любимую дочь его, защитницу городов, богиню мудрости и знания, непобедимую воительницу Афину-Палладу.
Афина покровительствует героям Греции, дает им свои полные мудрости советы и помогает им, непоборимая, во время опасности. Она хранит города, крепости и их стены. Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. И девушки Греции чтут Афину за то, что она учит их рукоделию. Никто из смертных и богинь не может превзойти Афину в искусстве ткать. Знают все, как опасно состязаться с ней в этом, знают, как поплатилась Арахна, дочь Идмона, хотевшая быть выше Афины в этом искусстве.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ
Общественным и культурным центром Афин является акрополь - высшее достижение древнегреческой архитектуры классической эпохи. Акрополь в городе Афины, представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). СЛАЙД№4, СЛАЙД№5
Чтобы попасть на акрополь, надо пройти через центральный вход ПРОПИЛЕИ СЛАЙД№6
ПРОПИЛЕИ
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской.
Так выразил свои чувства от увиденного писатель, философ и поэт Д.С.Мережковский.
СЛАЙД№7 Парадный вход на Акрополь – Пропилеи, что приблизительно можно перевести как “преддверие”. Второе по времени постройки здание на Акрополе после Парфенона сооружено по проекту одного из самых востребованных архитекторов классической Греции, Мнесикла, в 437-432 годах до н.э. Задача здания - стать архитектурным предисловием к Парфенону, мощью и гармонией создавать торжественное настроение поднимающемуся на Акрополь. С ней постройка Мнесикла, несмотря на разрушения, великолепно справляется до сих пор. Посетитель подходит по тропинке сбоку и внезапно оказывается на широкой мраморной лестнице, охваченной двумя крыльями-портиками. По мере приближения дорические колоннады крыльев расступаются и уступают все поле зрения строгому центральному фасаду из дорических колонн, который, в свою очередь, раскрывается посередине и уводит внутрь здания, в коридор, обрамленный ионическими колоннами. Коридор приводит к сверхчеловеческих размеров центральной двери, сразу за ней - внутренний фасад из дорических колонн, пройдя под которыми, оказываешься на Священной дороге с парадным видом на Парфенон. Рядом с центральной дверью для богов еще четыре двери, уменьшающиеся от центра к краям, - для людей. Изначально Пропилеи были перекрыты двускатной крышей из мраморной черепицы с двумя треугольными фронтонами. Изнутри крыша была выкрашена в синий цвет и усыпана золотыми звездами, создавая над головой наивно-прекрасную имитацию звездного неба. Как ни странно, именно этим звездным потолком Пропилеев древние афиняне гордились едва ли не больше всего.
СЛАЙД№8 Храм Ники Аптерос – необыкновенно изящный мраморный храм, примыкающий к юго-западному крылу Пропилей, был построен архитектором Калликратом. Проект храма осуществлен в 450 до н.э., а его возведение проводилось в 427–421 до н.э. Здание поставлено под небольшим углом к фасаду Пропилей. Это амфипростиль, украшенный четырехколонными портиками ионического ордера с обоих фасадов. Стоящий на трехступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон). Внутри храма находилась ныне не сохранившаяся скульптура Афины-Ники, по свидетельствам очевидцев, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом победоносного мира, – в другой.
СЛАЙД №9 Пройдя пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). Останавливаясь перед статуей, греки поднимали свои взоры, чтобы взглянуть ей в лицо. Предположительно это работа Фидия.
Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе. Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.
ПАРФЕНОН СЛАЙД №10
Предлагаю проследить жизнь Парфенона .Парфенон – главный храм акрополя, расположен чуть правее Пропилей. Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказу Перикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м. СЛАЙД№11 (реконструкция)
Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой. СЛАЙД №12
Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). СЛАЙД №13 На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.
ЭРЕЙХТЕЙОН СЛАЙД №14
Главное святилище акрополя находится на северном склоне холма. Эрехтейон – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.
СЛАЙД №15 Храм украшают скульптуры кариатид- девушек. Поддерживающих карниз. Портик Кариатид – произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора. Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные “корзины”. В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя. Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.
ТЕАТР ДИОНИСА СЛАЙД №16
Театр Диониса находится на холме Акрополя и является одним из самых древних театров в мире. СЛАЙД№ Его возникновение датируется пятым веком до нашей эры – в то время здесь были впервые представлены труды четырех великих греческих представителей драматургии – Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Исследователи утверждают, что после того, как театр был реконструирован в четвертом веке до нашей эры - деревянная сцена и ряды сидений были заменены на аналогичные из мрамора, а само здание театра вмещало около семнадцати тысяч зрителей. Театр Дионисия не всегда был каменным. Изначально он был построен из дерева и служил отчасти и торжественным событиям. Долгое время на каждый дионисийский праздник строились временные деревянные ряды для зрителей и сцена, и только в 330 году до н.э. их заменили на каменные. Каменный театр насчитывал 67 рядов и мог вмещать от 14 до 17 тысяч зрителей. Каменные скамьи поднимались до самого основания Акрополя, где еще различимы остатки последнего ряда. Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для VIP - зрителей. Многие из них, относящиеся к разным эпохам античности, с высеченными именами и должностями владельцев, стоят на месте до сих пор. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана, страстного любителя греческой культуры. В современной форме театр был создан в 326-324 гг. до н.э и вмещал от пятнадцати до семнадцати тысяч зрителей. Во время правления Ликурга была увеличена сцена и оркестра театра. Как и основная масса древнегреческих театров, Дионисий претерпел определенные изменения в эпоху Эллинизма и Римское время. Театр перестраивался римлянами, в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами. СЛАЙД№ №17
Ученик читает стихотворение поэта М.А.Волошина “Афины”:
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм – Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких Пропилей,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно –
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком…
Луч заката брызнул снизу…
Над долиной сноп огней…
Рдеет пламенем над ней он –
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон…
Ночь взглянула мне в лицо.
Черны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
3. Закрепление пройденного материала.
Назовите архитектурные шедевры афинского акрополя, рассмотренные на уроке под звуки греческого танца СИРТАКИ. СЛАЙД№18
4. Домашнее задание:
Закрепить пройденный материал по учебнику с .69-74
Написать эссе на тему “Акрополь” .
5. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...