РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" 11 КЛАСС
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Программа по МХК составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с учебником Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. РХК: [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_mhk_11_klass.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 3
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «Южная СОШ»
на 2018-2019 учебный год
Приказ директора от 19. 06. 2018 г. № 82- ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ "МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА"
11 КЛАСС
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель Коротина Л.Ю., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория | |
2018 г.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11-х классов и реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта (общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по физике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Закон Российской Федерации ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 12).
3. Программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура». 10-11 классы / Л.А. Рапацкая. – Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010».
4. Учебный план МБОУ «Южная СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Программа по МХК составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений в соответствии с учебником Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. РХК: [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год.
Срок действия рабочей программы- 3 года.
Уровень обучения базовый.
Программа включает следующие разделы:
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
2. Содержание учебного предмета.
3. Тематическое планирование.
Курс рассчитан на 34 часов.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по МХК направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
- Обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
- Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
- Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и
искусства;
- Понимание ценности художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- Способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
- Соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем многообразии его видов и жанров;
- Способность воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений искусства;
- Сформированные навыки индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности;
- Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами,
средствами художественного изображения;
- Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в том числе в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в
национальных образах, предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
- Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации
неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
- Развитие художественного мышления, фантазии, воображения, внимания, интуиции, памяти, в том числе визуальной, слуховой и др.;
- Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- Эмоционально-ценностное отношение к искусству в жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
- Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
- Активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
- Постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- Общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- Освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
- Овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- Многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе художественных образов,
- Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведения искусства;
- Применение различных художественных материалов, техники и средств художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности.
- Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах.
\
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные течения в художественной европейской культуре 19 начала 20 века. 12 часов.
Вводное занятие.
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека. Д. Байрон — властитель дум современников. Фантастический мир сказок Гофмана. Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Творчество Ф. Гойи. Борения человека со стихией в работе яркого романтика Т. Жерико. Революционное вдохновение восставшего народа в работах Э. Делакруа.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. Воплощение в музыке сложных и противоречивых жизненных ситуаций. Вена и Париж — крупнейшие европейские центры развития музыкального искусства романтизма. Оперы-драмы. Великие композиторы 19 века восточных земель Европы. Жизнь и творчество Ф. Шопена. Жизнь и творчество Ф. Листа.
Тема 3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты. Французский импрессионизм. Новая трактовка материала и формы в скульптуре. Музыкальный импрессионизм.
Тема 4. Экспрессионизм. Действительность сквозь призму страха. Экспрессионизм, его исторические истоки. Круг образов. Экспрессионизм в литературе. Экспрессионизм в музыке.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19-20 веков. Постимпрессионистические искания французских художников. Группа фовистов. Кубизм П. Пикассо. Эстетика символизма Новые направления в живописи и скульптуре. Абстракционизм — новый взгляд на форму и цвет в живописи. Теоретики новой архитектуры В. Гропиус и Ле Корбюзье. Сюрреализм.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века. Художественная картина мира в искусстве пушкинской эпохи. Сохранение рационализма в литературе, зодчестве, музыке, живописи, переплетение идеалов классицизма с новыми романтическими общественными взглядами. А.С. Пушкин; значение его творчества для развития русского искусства. М.И. Глинка — основоположник русской классической музыки. Крупнейшие зодчие начала XIX в. Архитектурные ансамбли — новое слово зодчества (творчество К.И. Росси, В.П. Стасова). Черты кризиса монументального зодчества в проекте Исаакиевского собора М.Ю. Лермонтов и русский романтизм. Переплетение романтических и реалистических тенденций в русском изобразительном искусстве. Венецианов — родоначальник бытового жанра. Творчество К.П. Брюллова. А. Федотова. А.С. Даргомыжского. М.П. Мусоргского.
Раздел 2. Художественная культура России 19-20 века. 10 часов.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа. Литература пореформенной эпохи. Изменение общественного статуса живописи. Творчество В.Г. Перова. «Товарищество передвижных выставок». Творчество П. Чайковского.
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма. Символизм - художественное и философское течений «серебряного века». Творчество B.C. Соловьева, К.Д. Бальмонта, Вячеслава Иванова, В.Я. Брюсова, А.Белого, А.А. Блока, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова. Музыка А.Н. Скрябина.
Тема 9. Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм» . Союз московских живописцев «Бубновый валет». Кубизм в творчестве П.П. Кончаловского. Гротескно-грубоватые образы М.Ф. Ларионова. Красочный мир живописи А.В. Лентулова. Абстрактная живопись В.В.Кандинского. «Черный квадрат» К.С. Малевича. Футуризм в поэзии. Творчество Б. Л. Пастернака. Поэзия В. Хлебникова.
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Ретроспективные тенденции в художественной культуре «серебряного века». Акмеизм в поэзии. Журнал «Аполлон». Идеи неоклассицизма в архитектуре. Стиль модерн. Творческое объединение «Мир искусства». С.П. Дягилев — антрепренер и тонкий знаток искусства. В. Идея слияния танца, живописи и музыки; ее воплощение в спектаклях «Русских сезонов» в Париже. Знаменитые хореографы. «Русский период» в творчестве И.Ф. Стравинского и С.В.Рахманинова. Тема Родины в творчестве русских художников.
Раздел 3. Европа и Америка: Художественная культура 20 века. 6 часов.
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзистенциализм. Творчество А. Камю; Ж.Сартр. Признанный классик английского модернизма Д. Джойс. Жанр «интеллектуальный роман». Творчество Г.Гесса, Э. Ремарка, Р. Рильке, Г. Лорки Постмодернизм. Творчество Агаты Кристи и Жорж Сименон.
Тема 12. Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века. Творчество Г. Малера. Неоклассицизм в музыке П. Хиндемита, К. Орфа, М. Фалья. Творчество Б. Бартока, Б. Бриттена. Музыкальный авангард. Массовые музыкальные жанры. Рождение рок–н- ролла.
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино и национального кинематографа
Тема14. Художественная культура Америки: обаяние молодости. Сплетение традиций европейского, мексиканского, африканского и других народов. Расцвет американской литературы в XX в., Творчество Р. Кента. Статуя Свободы — символ США. Небоскребы разных стилей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе. Музыкальное искусство США. Жанр мюзикла: Ф. Лоу, Л. Бернстайн. Джаз и его истоки. Регтайм. Свинг. Эстетика импровизации.. Искусство Латинской Америки.
Раздел 4. Русская художественная культура 20 века от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. 6 часов.
Тема 15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Русская художественная культура 20 — 30-х гг. Рождение советского искусства и доктрины социалистического реализма. Насаждение атеизма и политизация изобразительного искусства. Творчество К.С. Петрова-Водкина, П.Д. Корина, А.А. Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова. Образы новой советской живописи в творчестве Б.В. Иогансона, А.А. Пластова, С. В. Герасимова. Монументальное зодчество и скульптура. Оптимизм массовых песен. Творчество И.О. Дунаевского.
Тема 16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Искусство военных лет. Агитационные плакаты Кукрыниксов. Мощь русского народа в творчестве П.Д. Корина. Символы великой Победы: песня «Священная война» (А.В. Александров) и монумент «Воин-освободитель» (Е.В. Вучетич). Песни о войне в наши дни. Возвращение «русской темы» в искусство второй половины XX в. Судьбы писателей, композиторов, художников в эпоху застоя. Диссидентское движение и искусство. Многонациональный характер советской музыки. Творчество А.И. Хачатуряна. Творчество А.А.Пластова, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема 17. Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского. Поэзия Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенского, Р.И.Рождественского, Н.М.Рубцов. Поэты – песенники Б.Ш.Окуджава, А.А.Галич, В.С.Высоцкий. Рождение лирической мелодрамы. Творчество Г.В. Свиридов. Четырнадцатая симфония Д.Д.Шостаковича. Творчество И.С.Глазунова.
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века. Храм Христа Спасителя в Москве. Противоречивый облик художественной культуры, экспансия массовых жанров. Многообразие новых творческих решений в живописи и скульптуре. Поиск положительного героя в искусстве постперестроечного времени. Развитие искусства на пороге нового тысячелетия. Молодежная субкультура.
3. Тематическое планирование (34 часа)
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века | 1 |
2 | Романтизм в художественной культуре Европы 19 века | 1 |
3 | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма. | 1 |
4 | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | 1 |
5 | Импрессионизм | 1 |
6 | Импрессионизм | 1 |
7 | Экспрессионизм | 1 |
8 | Экспрессионизм | 1 |
9 | Мир реальности и «мир новой реальности» | 1 |
10 | Мир реальности и «мир новой реальности» | 1 |
11 | Шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | 1 |
12 | Шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века | 1 |
13 | Русская художественная культура пореформенной эпохи | 1 |
14 | Русская художественная культура пореформенной эпохи | 1 |
15 | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма | 1 |
16 | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма | 1 |
17 | Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма | 1 |
18 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 |
19 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 |
20 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 |
21 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 |
22 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 |
23 | Художественная литература 20 века | 1 |
24 | Художественная литература 20 века | 1 |
25 | Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард» 20 века | 1 |
26 | Театр и киноискусство 20 века | 1 |
27 | Художественная культура Америки | 1 |
28 | Художественная культура Америки | 1 |
29 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. | 1 |
30 | Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | 1 |
31 | Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века | 1 |
32 | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели | 1 |
33 | Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели | 1 |
34 | Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века | 1 |
35 | Итоговое тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Мировой Художественной культуры 8 класс
Рабочая программа по МХК 8 класс....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...