Иконостас Покровского собора
презентация к уроку по мхк на тему
Цели работы:
1. На примере иконостаса Покровского храма изучить русскую иконопись XIV-XIX вв., а также познакомиться с иконописными стилями этих веков.
2.Рассмотреть этапы и процесс формирования старообрядческой иконописи.
3.Определить, к какому иконописному стилю принадлежит Покровский иконостас (Мстёра, Палех, Холуй).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikonostas_pokrovskogo_sobora.pptx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. I .Введение: 1.1.Цели и задачи работы. 1.2.Историческая справка: Храм Покрова Пресвятой Богородицы. 1.3.Гпотеза. II .Основная часть: 2 .1.Иконописные художественные мастерские XVI-XIX вв.(Палех, Мстёра, Холуй). 2.2.Мастерская Г.О. и М.О. Чириковых в Москве. 2.3.Особенности иконостаса Ржевского Покровского храма. III .Заключение: 3.1.Выводы. IV .Список использованной литературы.
Цели работы: 1. На примере иконостаса Покровского храма изучить русскую иконопись XIV-XIX вв., а также познакомиться с иконописными стилями этих веков. 2.Рассмотреть этапы и процесс формирования старообрядческой иконописи. 3.Определить, к какому иконописному стилю принадлежит Покровский иконостас (Мстёра, Палех, Холуй).
Историческая справка . 23 апреля 1908г.-Состоялась закладка 28 марта 1910г.-Состоялось освящение (архитектор Н.Г.Мартьянов ) 1908г.-При храме организована церковно-приходская школа и богадельня 1919г.-первые послереволюционные репрессии, арест настоятеля И.Червякова 1920г.-Определён новый настоятель А.Попов 1941-1943гг.-Храм остаётся действующим ок.1-2 марта 1943-Отступая немецкие войска закрыли в храме около 250 ржевитян и заминировали церковь 3 марта 1943-Утром отряд разведчиков освободил горожан 28 марта 2010г.-Столетний юбилей храма
Гипотеза. В начале своей работы, основываясь на знания о таких иконописных центрах как Мстёра, Палех и Холуй, я предположил, что на создание Покровского иконостаса повлиял такой центр иконописи как Палех, и , соответственно, к этому стилю и принадлежит Покровский иконостас. Я так предположил, потому что характерная черта Палехской иконописи - это изображение святых на золотом фоне, а также яркость и колорит темперных красок.
Мир иконного дела - мир особой культуры. «Икона может быть мастерства высокого и невысокого, но в основе её непременно лежит подлинное восприятие потустороннего, подлинный духовный опыт». П.Флоренский
Иконописные художественные мастер c кие Руси XVI-XIX вв. Мстёра. Палех . Холуй.
Мстёра. Мстёра – один из уникальных центров русской национальной культуры на древней земле близ Владимира и Суздаля. Возникнув в XVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись в середине XVIII века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения. Иконописные мастерские постепенно выросли из небольших семейных в довольно крупные, с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С.А. Суслова, И.П. Догадина , В.О. Шитова.
Образцы иконописи Мстёры
Иконописный стиль Мстёры (Богоявленской слободы) XVIII века во многом определялся культурными запросами старообрядчества, которое находилось в явной оппозиции к официальной церкви. Старообрядцы считали образцовой иконопись древнего Новгорода, Москвы XVI века, северные «поморские письма».
Особенности иконописи Мстёры Этот стиль проявлялся в сдержанном темноватом колорите, умеренном пользовании золотом, сильном строгом рисунке, плоскостности, ковровости , орнаментальности. Было и второе стилистическое направление, основанное на элементах барокко и классицизма и определившееся с середины XVIII века в академическую религиозную живопись. Но она распространения среди мстёрских иконописцев не получила.
Примеры иконописи Мстёры
Палех Село Палех - старинное русское село Владимиро-Суздальской земли, один из центров древнерусского искусства. В XVI – XVII вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии "палехскими письмами". Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древне суздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV - XVI вв .
Особенности иконописи Палеха Палехская иконопись – особое искусство написания икон. Письмо палехского стиля усложнено большим разнообразием элементов композиции, также непроста и техника, которая осложняется многими теневыми и световыми « приплавками ». Для Палеха характерны иконы с «просветленными» ликами, наполненные внутренним светом. И этот свет, исходящий изнутри образа, заметен каждому взглянувшему на палехскую икону. Именно такая подача образов свойственна палехской иконописи. Подобный подход к иконописи сохранился среди палехских мастеров и по сей день.
Шедевры иконописи Палеха «Акафист Спасителю»(«Преображение»)-сер. XVIII в. Особенности: 1.Рисунок иконы отличается изяществом и утончённостью. 2.Все пропорции удлинённых форм 3.Композиция строга и лаконична 4.Техника иконописи вобрала в себя технику итальянского Ренессанса и других школ.
«Не рыдай мене мати »-начало XVIII в. Особенности: 1.Особая тонкость письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах . 2. Многофигурная композиция строга и лаконична. 3. Мягкие плавные линии и сдержанная гармоничная красочная гамма.
«Фряжское письмо» Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое "фряжское" письмо . К середине XIX века,палехских иконописцев, в совершенстве овладевших техникой этой школы, вобравшей к этому времени в себя уже не только итальянский Ренессанс и византийский канон, но и приемы других школ живописи, называли в Палехе « фрязистами », то есть мастерами «фряжского» письма. До сих пор к палехской иконописи проявляется нескрываемый интерес как среди простых верующих, так и среди ученых, посвящающих свои труды русской иконописи.
Примеры иконописи Палеха
Палехская лаковая миниатюра Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения, создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приёмов. Он получил название Палехской Миниатюры.
Особенности Палехской миниатюры Особенность палехской миниатюры - это типичные сюжеты, позаимствованные из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов - красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Примеры Палехской миниатюры
Палехскими иконами восхищались Гёте, Чехов, Некрасов, Лесков. По всему миру расходятся шкатулки, ларцы, пудреницы, портсигары, сделанные в этом поселке. Некоторые выставляются в залах музеев или являются предметом гордости коллекционеров.
Холуй Холуй - также село Владимирской губернии . К XIII веку иностранные мастера практически не привлекались для строительства городов и росписи церквей, ибо в России и своих мастеров было уже предостаточно, в том числе и живописцев-иконописцев. Последние появились и в Холуе, переселившись сюда во время монголо-татарского нашествия из Суздаля и Владимира, где живописное искусство уже не возродится.
Особенности иконописи Холуя Процедура написания икон – очень ответственное занятие, требующие от художника много сил и времени. А в те далёкие времена икона от начала до конца писалась одним мастером, становясь самым настоящим произведением искусства. Такие иконы были очень дорогие, и исполнялись они, как правило, по заказам монастырей и знати. Но существовали и дешёвые иконы – для народа, получившие название «расхожих». Процесс их изготовления был быстр, так как он основывался на разделении труда: « личники » писали только лица святых, « доличники » разрисовывали одежды, другие мастера отделывали икону золотом и т.д. (число специалистов, работающих, можно сказать, на конвейере над одной иконой, доходило до десяти). Таких расхожих икон становилось всё больше и больше, а качество их было не сравнить с теми, что писались для монастырей. Писались иконы на липовых, ольховых, осиновых, кипарисовых, еловых и сосновых досках. Трудились в Холуе специалисты-позолотчики, резчики, искусные чеканщики, украшавшие иконы резными рамками и киотами, вырезавшие украшения для иконостасов. Резные работы покрывались сусальным золотом.
Примеры иконописи Холуя
Работы холуйских мастеров иконописания часто демонстрировались на всемирных выставках (Мюнхен, 1869 год; Мадрид, 1876 год; Брюссель, 1875 год; Копенгаген, 1888 год; Чикаго, 1892 год; Париж, 1900 год; Турин, 1911 год; Лейпциг, 1914 год) и на всех Всероссийских выставках. В конце XIX века была разработана технология изготовления икон механистическим способом. Этим стала заниматься московская фирма Жако и Бонакера , наладившая производство икон из жести, которые с применением литографии делались быстро и были намного дешевле икон, писавшихся традиционным способом. Такой ход дел поставил холуйских иконописцев в невыгодное положение: им пришлось намного снизить производство икон, а многие мастера вошли в очень затруднительное положение, граничащее с нищетой.
Иконостас Ржевского Покровского храма Иконостас Ржевского Покровского храма по заказу был изготовлен в мастерской Чириковых в Москве 1908-1909гг.
Чириков Осип Семёнович . Чириков Осип Семёнович, иконописец и реставратор из Мстёры, являлся основателем иконописной мастерской. Был поставщиком двора Великого князя Сергея Александровича. Работы мастерской выставлялись и получали медали на многих престижных выставках: -серебряные: Москва(1882г.), Нижний Новгород(1896г) -золотые: Брюссель(1888г.), Париж(1889г. и 1904г.), Санкт-Петербург(1904г.).
Иконостас Ржевского Покровского храма.
«Южные врата»
«Северные врата»
«Царские врата» (справа-икона Спасителя слева-Богородицы )
« Местный» ряд.
Храмовая икона («Покров Пресвятой Богородицы)»
Местно почитаемая икона (« Оковецко-Ржевская Божия Матерь»)
«Царские врата»
«Тайная вечеря»
«Спас в силах»
« Деисусный » ряд (левая сторона) («Деисус»-от греческого - моление)
« Деисусный » ряд (правая сторона)
«Праздничный» ряд ( правая сторона)
«Праздничный» ряд (левая сторона)
«Пророческий» ряд (левая сторона)
«Пророческий» ряд (правая сторона)
Иконостас Ржевского Покровского храма.
«Господь Саваоф »
К концу своей работы, я пришёл к выводу что моё предположение о стиле иконостаса Покровского храма не подтвердилось. Создатель иконостаса - О.С.Чириков был родом из села Мстёры. Иконостас написан в строгом каноничном стиле, все иконы написаны в византийском стиле: фигуры святых на золотом фоне, сильный, строгий рисунок. Поэтому, я точно уверен, что иконостас Покровского храма принадлежит к « мстёрскому » стилю.
Заключение: В своём проекте я предпринял попытку исследования и изучения иконописи. Меня привлекла новизна темы. Русская иконопись XVIII-XX вв.- практически не исследованная область. Поэтому одной из основных задач было познакомиться с этой обширной темой на примере описываемых мною икон, рассмотреть формирование старообрядческой иконописи. Особую ценность моему исследованию придавало то, что я исследовал шедевры иконописи находящиеся не в музее, а в храме нашего города.
Список использованной литературы «Икона и благочестие». Очерки иконного дела в России О.Ю.Тарасов «Прогресс-культура» Москва, «Традиция» 1995г. с.153-159,165-182,184-188,195,213,275. «Древности и духовные святыни старообрядчества». Редакторы: Н.А.Фёдорова, Л.П.Ганичева. Русская Православная Старообрядческая Церковь « Интер-Бизнес ». Москва 2005г. С.29,30,93,129,166,168. Статья М.П.Рахманиновой «Яков Алексеевич Боготенко ». Журнал «Старообрядчество». Редакторы:О.П.Ершова,В.И.Осипов , выпуск №6,Москва 1998г. С.17-30. «История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси 1920-1930гг.» Л.И.Кызласова . «Академия горных наук» Москва 2000г. С.184-220,346-365. Словарь-справочник «Ржев». О.А.Кондратьев.Ржев.2005г. с.121,124.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку основ православной культуры "Высокий иконостас".
Презентация к уроку ОПК, посвящённому изучению устройства православного храма....
"Описание памятника архитектуры. Покровский собор" (доп. материал для урока развития речи)
Данный материал может быть использован на уроке русского языка в 8 классе по теме "Описание памятника архитектуры"...
Презентация "Иконостас"
Данная презентация "Иконостас" может быть использована на уроках по основам мировых религий и на уроках, знакомящих с основами православной культуры. Учащиеся на уроке получат знания о системе иконост...
Иконостас
Схема и описание русского высокого иконостаса...
Презентация «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного»
Выступление на РУМО (Технология). Тема «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного». Учитель ИЗО, ОПК, Технологии - Усова Л.Н....
Участие в IX Арт-фестивале "Рисуем Покровский собор-2019"
18 мая 2019 г. Д.И. Бережная, В.М. Кокуркина и ученики художественного отделения приняли участие в IX Арт-фестивале "Рисуем Покровский собор-2019".Организатор - Государственный исторический ...