"Подвижнический труд во имя потомков" по творчеству В. Г. Захарченко: интегрированный урок для учащихся старших классов
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему
Цель: Познакомить учащихся с творчеством В. Г. Захарченко
Задачи:
1. Продолжить формирование у учащихся понятия преемственности традиций кубанского фольклора, сохранения народного песенно-танцевального творчества.
2. Способствовать развитию творческого мышления, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
3. Приобщать к огромному культурному наследию кубанского казачества.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
Зрительный ряд: мультимедиа, диски, фотографии, книжная выставка «Песенное творчество Кубани»
Музыкальный ряд: песни и танцы линейных и черноморских казаков (кассеты, диски)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Захарченко В. Г. урок | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по искусству
для учащихся старших классов
Учитель искусства и ОПК
МАОУ СОШ № 7
Казакова Е.Д.
Зав. библиотекой
МАОУ СОШ № 7
Афанасенко Е. А.
ст. Полтавская, 2017 г.
Пусть и заслуг не перечесть,
И Вы известней год от года,
Но самая большая честь-
Любовь простого к Вам народа…
Л. Мирошникова
Цель: Познакомить учащихся с творчеством В. Г. Захарченко
Задачи:
- Продолжить формирование у учащихся понятия преемственности традиций кубанского фольклора, сохранения народного песенно-танцевального творчества.
- Способствовать развитию творческого мышления, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
- Приобщать к огромному культурному наследию кубанского казачества.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
Зрительный ряд: мультимедиа, диски, фотографии, книжная выставка «Песенное творчество Кубани»
Музыкальный ряд: песни и танцы линейных и черноморских казаков (кассеты, диски)
Ход урока: Организационный момент
Объявление темы, целей
Изучение материала
1 слайд: «Название урока, цель, задачи»
2 слайд: «План урока»
План урока:
- Вводная беседа
- В. Г. Захарченко – вехи жизни и творчества
- Деятельность В. Г. Захарченко по возрождению кубанского фольклора.
- «Казаки вновь завоёвывают Париж…»
- Прислушиваясь к голосу Православной Церкви
- Закрепление
3 слайд: «Портрет»
1 уч-ся:
Пусть и заслуг не перечесть,
И Вы известней год от года,
Но самая большая честь-
Любовь простого к Вам народа…
2 уч-ся:
Как с неба звезды в синь реки-
Так песни в души западают:
И тихо плачут старики
И молча женщины рыдают.
3 уч-ся:
В годину лютую Руси,
И песни русские с надрывом
О Матерь Божия, спаси
Твоя Россия над обрывом!
4 уч-ся:
Но слава Богу, Вы из тех,
В ком православья корни живы,
Кому теперь не до утех
И не до бешеной наживы;
5 уч-ся:
В ком сердцу биться все тесней-
В нем Родина - на пьедестале,
Как дай Вам Бог, чтобы на ней
Дни благодатные настали!
Учитель:
Это о нем стихи слагают, это ему почет и признание! Как Вы помните тема нашего урока: «Подвижнический труд во имя потомков» и посвящен он творчеству Виктора Гавриловича Захарченко. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.
- Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки, ради достижения высокой цели.
- Подвижничество – самоотверженная деятельность свойственная подвижнику.
Вся жизнь В. Г. Захарченко – это подвижнический труд по развитию, популяризации и сохранению культуры кубанских казаков.
Вам было дано домашнее задание подготовить сообщения об основных вехах жизни и творчества нашего прославленного земляка.
Сообщения учащихся по 2-3 минуты «Страницы биографии В. Захарченко»
4, 5 слайды «Фотоальбом»
Учитель: на протяжении всей творческой жизни В. Захарченко часть своей души и таланта отдавал композиторской деятельности. Ему всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к Родине, русскому народу, к его святыням. Ребята, к какой классической русской поэзии чаще всего обращается композитор Захарченко? (Предполагаемые ответы: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин, Цветаева, Рубцов)
6 сайд: «Портреты поэтов»
Библиотекарь: обзор книжной выставки «Песенное Творчество Кубани»
1 уч-ся:
В одном из своих выступлений Захарченко сказал: «Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, к добру, с чувством патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти».
2 уч-ся:
И далее: «Эти песни должны помогать нам из духовно разобщенного населения соединиться в настоящий крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину…»
7 слайд: «Панорама Кубани»
Вступает тихо песня- гимн «Ты Кубань, ты наша Родина»
Учитель:
«Что в этой песне, что поет и рыдает, и хватает за сердце?» Н. В. Гоголь.
Но песня сопровождает нас, как говорится, от колыбели до могилы, участвует в земных делах и праздниках, поднимает душевные силы и действительно объединяет людей и ведет на бой с врагом ведет к победе.
8 слайд «Кубанский войсковой гимн»
3 уч-ся:
Впервые текст песни «Ты Кубань, ты наша Родина» написанный полковым священником К. Образцовым был опубликован в 1915 году. За долгие годы песня меняла свое название, первоначально называлась «Плач кубанских казаков» и первую музыку к песне написал дирижер оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но когда встал вопрос об учреждении гимна Кубани именно В. Захарченко сочинил музыку к песне-гимну, который звучит сегодня.
Фонограмма гимна усиливается.
Учитель:
Невозможно оценить труд В. Захарченко по сбору и сохранению Кубанского фольклора. Являясь бессменным руководителем Кубанского казачьего хора с 1974 года, вместе со своими коллегами он объездил всю Кубань, побывал в станицах, хуторах, беседуя с престарелыми казаками и казачками, которые вспоминали песни, танцы своей молодости. Каждое слово бережно записывалось, обрабатывалась мелодия и вот уже хор поет старинную казачью песню в современной обработке.
Видеозапись песни по выбору.
4 уч-ся:
Образцом сохранения и приумножения традиций хореографического искусства стала танцевальная группа хора, возглавляемая Н. Кубарем. Многие танцы такие как «Молодычка», «Бриньковский казачок», «Танец некрасовских казаков» исполняются и сегодня, благодаря «хождению в народ» В. Захарченко и его единомышленников.
Видеозапись танца по выбору.
9 слайд «Кубанский казачий хор»
5-уч-ся:
Мы знаем, что сегодня Кубанский казачий хор один из ведущих и наиболее популярных не только в нашей стране. Восторженно принимали наших артистов жители многих стран мира: Япония, Франция, Италия, Китай, Польша, Испания, Португалия, Германия рукоплескали хору.
Учитель:
Ребята, послушайте, как писала парижская газета о выступлении Кубанского казачьего хора.: «Парижан трудно удивить. Здесь хорошо знают искусство русских… Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Кубанский хор отличается от других хоров особой яркостью темперамента, граничащей с дерзостью. Это было грандиозное зрелище. Казаки вновь завоевали Париж…»
Видеозапись «Кубанский хор в Бельгии»
Учитель 2:
А знаете ли Вы, что наша школа № 7 имеет самое прямое отношение к артистам Кубанского хора? Выпускница школы 1994 года Виктория Павловна Ищук является солисткой хора. Она закончила Краснодарское краевое училище культуры, затем Краснодарский государственный университет культуры и искусств по классу вокала. И сейчас ведет активную деятельность по пропаганде народной песни.
1 уч-ся:
В. Г. Захарченко инициатор многих дел и начинаний. В 1990 году на базе хора был создан Центр народной культуры Кубани. Первоначально в нем обучалось 100 учащихся, а сегодня их более 700.
2 уч-ся:
Еще один важнейший аспект деятельности Центра – восстановление духовно- нравственных традиций, прежде всего, православной веры. С 1993 по 2004 год кубанцы непосредственные участники многих Рождественских и Пасхальных праздников.
10 слайд: «Масленица»
3-уч-ся:
Виктор Гаврилович продолжает и сегодня достойное дело духовного просвещения. Сохраняя певческие традиции кубанских просветителей К. Россинского, К. Гречинского, Г. Концевича.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством музыковеда-фольклориста, композитора, дирижера, художественного руководителя Кубанского казачьего хора, заслуженного деятеля искусств России , народного артиста России , лауреата Государственной премии России - ну, просто невозможно пересесть всех званий и наград нашего земляка, труженика, настоящего подвижника в деле сохранения традиционной культуры Кубани, развития современных направлений в искусстве В. Г. Захарченко.
11 слайд «Вопросы»
Ребята, давайте подумаем над вопросами:
- Что такое «народное искусство»?
- Какую главную задачу ставит перед собой В. Г.Захарченко?
- Как вы понимаете слова: «В. Г. Захарченко не просто человек года, он человек мира нашей национальной культуры»?
Ответы учащихся.
Домашнее задание: выучить по выбору текст песни В. Г. Захарченко.
Видеозапись концерта Кубанского казачьего хора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова
В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....
«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...
Учебное пособие по русскому языку для учащихся старших классов и поступающих в вузы "Работа с текстом на уроках русского языка".
Автор: Белоногова Н.И....
Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка при помощи тестов и тестовых заданий у учащихся старших классов
Концепция по теме самообразования...
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....