"Подвижнический труд во имя потомков" по творчеству В. Г. Захарченко: интегрированный урок для учащихся старших классов
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Цель: Познакомить учащихся с творчеством В. Г. Захарченко

Задачи:

1.     Продолжить формирование у учащихся понятия преемственности традиций кубанского фольклора, сохранения народного песенно-танцевального творчества.

2.     Способствовать развитию творческого мышления, умения анализировать, сопоставлять,  делать выводы.

3.     Приобщать к огромному культурному наследию кубанского казачества.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Зрительный ряд: мультимедиа, диски, фотографии, книжная выставка «Песенное творчество Кубани»

Музыкальный ряд: песни и танцы линейных и черноморских казаков (кассеты, диски)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Захарченко В. Г. урок50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по искусству

для учащихся старших классов

Учитель искусства и  ОПК

 МАОУ СОШ № 7

Казакова Е.Д.

Зав. библиотекой

 МАОУ СОШ № 7

Афанасенко Е. А.

ст. Полтавская, 2017 г.

Пусть и заслуг не перечесть,

И Вы известней год от года,

Но самая большая честь-

Любовь простого к Вам народа…

Л. Мирошникова

Цель: Познакомить учащихся с творчеством В. Г. Захарченко

Задачи:

  1. Продолжить формирование у учащихся понятия преемственности традиций кубанского фольклора, сохранения народного песенно-танцевального творчества.
  2. Способствовать развитию творческого мышления, умения анализировать, сопоставлять,  делать выводы.
  3. Приобщать к огромному культурному наследию кубанского казачества.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Зрительный ряд: мультимедиа, диски, фотографии, книжная выставка «Песенное творчество Кубани»

Музыкальный ряд: песни и танцы линейных и черноморских казаков (кассеты, диски)

Ход урока:  Организационный момент

Объявление темы, целей

Изучение материала

1 слайд: «Название урока, цель, задачи»

2 слайд: «План урока»

План урока:

  1. Вводная беседа
  2. В. Г. Захарченко – вехи жизни и творчества
  3. Деятельность В. Г. Захарченко по возрождению кубанского фольклора.
  4. «Казаки вновь завоёвывают Париж…»
  5. Прислушиваясь к голосу Православной Церкви
  6. Закрепление

3 слайд: «Портрет»

1 уч-ся:  

Пусть и заслуг не перечесть,

И Вы известней год от года,

Но самая большая честь-

Любовь простого к Вам народа…

2 уч-ся:

 Как с неба звезды в синь реки-

Так песни в души западают:

И тихо плачут старики

И молча женщины рыдают.

3 уч-ся:

В годину лютую  Руси,

И песни русские с надрывом

О Матерь Божия, спаси

Твоя Россия над обрывом!

4 уч-ся:

Но слава Богу, Вы  из тех,

 В ком православья корни живы,

Кому теперь не до утех

И не до бешеной наживы;

5 уч-ся:

В ком сердцу биться все тесней-

В нем Родина  - на пьедестале,

Как дай Вам Бог, чтобы на ней

Дни благодатные настали!

Учитель:

Это о нем стихи слагают, это ему почет и признание!  Как Вы помните тема нашего урока: «Подвижнический труд во имя потомков» и посвящен он творчеству Виктора Гавриловича Захарченко. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова.

  1. Подвижник – человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения, муки, ради достижения высокой цели.
  2. Подвижничество – самоотверженная деятельность свойственная подвижнику.

Вся жизнь В. Г. Захарченко – это подвижнический труд по развитию, популяризации и сохранению культуры  кубанских казаков.

Вам было дано домашнее задание подготовить  сообщения об основных вехах жизни и творчества нашего прославленного земляка.

Сообщения учащихся по 2-3 минуты «Страницы биографии В. Захарченко»

4, 5 слайды  «Фотоальбом»

Учитель: на протяжении всей творческой жизни В. Захарченко часть своей души и таланта отдавал композиторской деятельности. Ему всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к Родине, русскому народу, к его святыням.  Ребята, к какой классической русской поэзии чаще всего обращается композитор Захарченко? (Предполагаемые ответы: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин, Цветаева, Рубцов)

6 сайд: «Портреты поэтов»

Библиотекарь: обзор книжной выставки «Песенное Творчество Кубани»

1 уч-ся:

В одном из своих выступлений Захарченко сказал: «Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, к добру, с чувством патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти».

2 уч-ся:

 И далее: «Эти песни должны помогать нам из духовно  разобщенного населения соединиться в настоящий крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину…»

7 слайд: «Панорама Кубани»

 

Вступает тихо песня- гимн «Ты Кубань, ты наша Родина»

Учитель:

«Что в этой песне, что поет и рыдает, и хватает за сердце?» Н. В. Гоголь.

Но песня сопровождает нас, как  говорится, от колыбели до могилы, участвует в земных делах и праздниках, поднимает   душевные силы и действительно объединяет людей и ведет на бой с врагом ведет к победе.

8 слайд «Кубанский войсковой гимн»

3 уч-ся:

Впервые текст песни «Ты Кубань, ты наша Родина» написанный полковым священником  К. Образцовым был опубликован в 1915 году.  За долгие годы песня меняла свое название, первоначально называлась «Плач кубанских казаков» и первую музыку к песне написал дирижер оркестра М. Ф. Сиреньяно. Но когда встал вопрос  об учреждении гимна Кубани именно В. Захарченко сочинил музыку к песне-гимну, который звучит сегодня.

Фонограмма гимна усиливается.

Учитель:

Невозможно оценить труд В. Захарченко по сбору и сохранению Кубанского фольклора. Являясь бессменным руководителем Кубанского казачьего хора с 1974 года, вместе со своими коллегами он объездил всю Кубань, побывал в станицах, хуторах, беседуя с престарелыми казаками и казачками, которые  вспоминали песни, танцы своей молодости. Каждое слово бережно записывалось, обрабатывалась мелодия и вот уже хор поет старинную казачью песню в современной обработке.

Видеозапись песни по выбору.

4 уч-ся:

Образцом сохранения и приумножения традиций хореографического искусства стала танцевальная группа хора, возглавляемая Н. Кубарем. Многие танцы такие как «Молодычка», «Бриньковский казачок», «Танец некрасовских казаков» исполняются и сегодня, благодаря «хождению в народ» В. Захарченко и его единомышленников.

Видеозапись танца по выбору.

9 слайд «Кубанский казачий хор»

5-уч-ся:

Мы знаем, что сегодня Кубанский казачий хор один из ведущих  и наиболее популярных не только в нашей стране. Восторженно принимали наших артистов жители многих стран мира: Япония, Франция, Италия, Китай, Польша, Испания, Португалия, Германия  рукоплескали хору.

Учитель:

Ребята, послушайте, как писала парижская газета о выступлении  Кубанского казачьего хора.: «Парижан трудно удивить. Здесь хорошо знают искусство русских… Но концерты Кубанского казачьего хора ошеломили новым ощущением русского духа. Кубанский хор отличается от других хоров особой яркостью темперамента, граничащей с дерзостью. Это было грандиозное зрелище. Казаки вновь завоевали Париж…»

Видеозапись «Кубанский хор в Бельгии»

 Учитель 2:

А знаете ли Вы, что наша школа № 7 имеет самое прямое отношение  к артистам Кубанского хора? Выпускница школы 1994 года Виктория Павловна Ищук является солисткой хора. Она закончила Краснодарское  краевое училище культуры, затем  Краснодарский государственный университет культуры и  искусств по классу вокала. И сейчас ведет активную  деятельность по пропаганде народной песни.

1 уч-ся:

В. Г. Захарченко инициатор многих дел и начинаний.  В 1990 году на базе хора был создан Центр народной культуры Кубани. Первоначально в нем обучалось 100 учащихся, а сегодня их более 700.

2 уч-ся:

Еще один важнейший аспект деятельности Центра – восстановление духовно- нравственных традиций, прежде всего, православной веры. С 1993 по 2004 год кубанцы непосредственные участники многих Рождественских и Пасхальных праздников.

10 слайд: «Масленица»

3-уч-ся:

Виктор Гаврилович продолжает и сегодня достойное дело духовного просвещения. Сохраняя певческие традиции кубанских просветителей К. Россинского, К. Гречинского,  Г. Концевича.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и творчеством музыковеда-фольклориста, композитора, дирижера, художественного руководителя Кубанского казачьего хора, заслуженного деятеля искусств России , народного артиста России ,  лауреата Государственной премии России  - ну,  просто невозможно пересесть всех званий и наград нашего земляка, труженика, настоящего подвижника в деле сохранения традиционной культуры Кубани, развития современных направлений в искусстве В. Г. Захарченко.

 11 слайд «Вопросы»

Ребята, давайте подумаем  над вопросами:

  1. Что такое «народное искусство»?
  2. Какую главную задачу ставит перед собой В. Г.Захарченко?
  3. Как вы понимаете слова: «В. Г. Захарченко не просто человек года, он человек мира нашей национальной культуры»?

 Ответы учащихся.

Домашнее задание: выучить   по выбору  текст  песни В. Г. Захарченко.

Видеозапись концерта Кубанского казачьего хора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии

Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии  9обобщение педагогического опыта)...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы

Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....