Творчество Ильи Репина
план-конспект урока по мхк (7, 8, 9 класс) на тему
Биография и творчество, семья и друзья - интересная информация о жизни художника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_i._repina.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творчество И.Е.Репина»
Цель: расширить кругозор учащихся
Задачи: 1. познакомиться с творчеством художника, его краткой биографией, выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанра и тем работы, расширить кругозор детей, учить понимать замысел автора картины;
2. воспитывать через картины Репина гражданскую позицию, уважение к людям любого труда, умение сочувствовать, сопереживать;
3. развивать воображение, художественный вкус.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы, целей.
5 августа 1844 года недалеко от Харькова, в городке Чугуеве родился мальчик, получивший имя Илья. Он появился на свет в семье так называемых «военных поселян», что в табеле о рангах превышало звание разве что крепостного. Тем не менее, именно Илье Ефимовичу Репину предстояло стать одним из самых знаменитых русских художников, мастером портрета и мастером бытовых и исторических сцен.
Слайд 1-2.
«Я живу исключительно для своего искусства; как пьяница, как человек, предающийся какой-нибудь тайной страсти, я везде скучаю по своим затеям, если я не с ними».
- Эти слова принадлежат великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину, обладателю гениального таланта и трудоспособности.
Слайд 3.
- Родился И.Е.Репин ещё при крепостном праве – 24 июля 1844 года. Отец его был билетный солдат, т.е. крестьянин, который вытянул несчастливый билет в рекрутчину.
Слайд 4-5. Родители.
Мать Репина звали Татьяной Степановной, она знала грамоту, что в те времена было редкостью, слыла умной женщиной, при своём доме завела школу для крестьянских ребятишек, учила их читать и писать. Репин любил свою матушку преданно. Она первой поняла призвание своего сына.
Впервые краски Илья Ефимович увидел в руках у своего двоюродного брата и так в них влюбился, что брат подарил их Илюньке. Мальчик рисовал целыми днями, позабыв про всё на свете.
Когда отец возвращался домой, он рассказывал о том, что видел, каких людей встречал. Илюнька слушал и не пропускал ни единого слова, ни единой подробности.
Семья.
В семье Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных, по воспоминаниям художника, кроме него было ещё трое детей — Устя, Иван и Василий. А трое сыновей, рождённые до появления на свет Ильи, умерли младенцами. Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи. Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принёсшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве. Брат Василий, проявивший талант в музыке, сделал хорошую карьеру музыканта — окончил консерваторию и играл в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.
Слайд 6. Школа топографов.
Рассчитывать на достойное образование Илье Репину не приходилось, а потому он стал курсантом военной школы, поступив на отделение топографии. Здесь впервые и проявился его художественный талант и страсть к изобразительному искусству. Но Илье не повезло – отделение топографии при военной школе было вскоре закрыто. Отец мальчика уступил настоятельным просьбам Ильи и устроил сына учеником иконописца Бунакова.
Около четырех лет Илья Репин работал в артели Бунакова, занимаясь иконописью и реставрируя старинные иконостасы. Однако хотелось ему совсем другого.
Слайд 7. Академия художеств. Санкт-Петербург.
На церковных заказах он скопил сто рублей и в 1863 году отправился в Петербург. Но попытка поступить в художественную Академию провалилась – ведь Илья никакого понятия не имел о классическом рисунке. Для того чтобы заполнить этот пробел, юный художник решил поступить в рисовальную школу, в которой преподавал… И. Н. Крамской.
Слайд 8. Подсказка. Угадай картины. (Неутешное горе, портрет Третьякова, Неизвестная, За чтением , Автопортрет.)
Крамской вскоре обратил внимание на работы талантливого юноши и однажды пригласил его в гости. С этого времени началась дружба Репина и Крамского, сыгравшая немалую роль в жизни молодого живописца. Крамской дал юноше рекомендацию, и Илью приняли в академию художеств вольным слушателем.
Страстно мечтая получить хорошее образование, Репин был очень прилежным студентом, отдавая все свое время и силы постижению тонкостей рисунка, перспективы, светотени и основ анатомии. Кстати, всю жизнь Репин считал себя «посредственным художником» и уверял, что славой своей обязан не таланту, а лишь усердию и трудолюбию – многие свои полотна он писал годами, доводя до совершенства каждый мазок!
«За долгие года мечтаний, стремлений и отчаяния я, наконец, попал в желанную среду и мог учиться обожаемым предметам…» (Из воспоминаний Репина).
Слайд 9. «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима»
В конце первого года обучения Репин пишет картину «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима» получает высшую оценку. В свободное от учебы время он посещал дом Крамского, где вечерами собираются художники-передвижники. Считается, что именно общение с передвижниками и определило творческое кредо Репина.
Слайд 8. «Воскрешение дочери Иаира»
В 1871 году 27-летний Репин вместе с дипломом об окончании Академии получает на конкурсе золотую медаль. Этой награды он был удостоен за написание картины по евангельскому сюжету «Воскрешение дочери Иаира». Большая золотая медаль давала своему обладателю право шесть лет учиться за границей с академической стипендией.
Слайд 9. «Воскрешение дочери Иаира". Две картины на одну тему.
Картины на тему «Воскрешение дочери Иаира» были написаны художниками в один год и по одному и тому же требованию – они являлись конкурсной программой на первую
Золотую медаль в Академии художеств, которую заканчивали молодые люди в 1871 году. Были художники и одного возраста, оба родились в 1844 году. Искусство любили более всего на свете и желали жизнь посвятить ему, также были они просто красивыми молодыми людьми, которым открывался мир, у которых только начинался самостоятельный творческий путь. Поленов происходил из старинного дворянского рода. Репин был сыном военного поселянина, кантонистом, то есть ребенком солдата. Разные пути к Академии художеств, различное воспитание, но похожая жажда знаний, а главное любовь к творчеству объединяет художников.
Сюжет картины.
Академия художеств задала тему на известный евангельский сюжет: воскрешение дочери Иаира. Наиболее подробно сюжет раскрыт в Евангелии от Марка. Проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он «возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых». Он просит исцелить его дочь, ей было двенадцать лет, и она была при смерти. Иисус согласился. Однако через некоторое время приходят люди от начальника синагоги и говорят ему, что девица умерла.
«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». Как видим из Евангелия – воскресение произошло быстро. Иисус «берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу». «И возвратился дух» (Лука) отроковицы». Именно этот момент изображен художниками.
Слайд 9. Репин – глава семьи.
Его первой любовью была юная Верочка Шевцова, дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова, которая уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику. В феврале 1872 года эта девочка стала официальной женой Ильи Ефимовича...
Вот как пишет в своих воспоминаниях племянница жены Репина, Л.А. Шевцова-Споре, о знакомстве юной Верочки с художником: "Что касается семьи Шевцовых, то, как известно, Репин впервые вошел в нашу семью в середине шестидесятых годов прошлого века. За шестьдесят пять лет дружеских отношений с Шевцовыми художник переписал и перерисовал многих членов этой семьи. Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов - сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем - жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой.
Год спустя, в феврале Илья Репин женился на Вере Алексеевне Шевцовой, а весной следующего года с женой и первой своей дочерью Верой, наконец, уехал за границу в качестве пенсионера Академии художеств. Почти три года семья Репиных прожила в Париже. Илья Ефимович не очень жаловал так называемое современное искусство, а в своем письме Стасову указал, что учиться русским художникам в столице Франции почти нечему – из-за других задач и совершенно иного миросозерцания.
Слайд 10.
Вера Алексеевна целиком и полностью разделяла интересы мужа, она не была чужда искусству и даже до замужества училась рисованию. Она была музой художника, часто позировала ему для его живописных работ. Старшая дочь Павла Михайловича Третьякова, Вера Зилоти, делает в своих мемуарах такую вот маленькую сносочку на этот счет: "В Москве же Репиным были написаны портреты Веры Алексеевны Репиной, спящей в кресле, дочки их Веры, сидящей на заборе на солнце, и другие, если не ошибаюсь, созданы там. А может быть, и написаны изумительные по живописи и по ярко и тонко выраженной психологии картины: «Царевна Софья», «Иоанн Грозный» и «Не ждали», для которой позировали Вера Алексеевна, Вера и их горничная Надя." Вера Алексеевна и царевна Софья? Упоминаемая современниками мягкость характера жены Репина, ну никак не вяжется с этим страшным историческим образом, но впрочем стоит заглянуть на эту тему вот сюда: История в художественных образах (Софья Алексеевна). Может быть Вера Зилоти не совсем права на этот счет?
Слайд 11-15.
Вера Алексеевна Репина была хорошей хозяйкой и матерью. За время совместного брака с художником, ей было рождено четверо детей: дочери Вера, Надежда, Татьяна и сын Юрий.
Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кого тут только не было! Кроме тех лиц, которых художник писал или рисовал, у него постоянно толпились студенты, его ученики. На молодежных вечеринках, обыкновенно в субботу, собиралось по многу десятков человек. Особенно велики были собрания в день рождения хозяйки дома - Веры Алексеевны, родной моей тети по отцу.
Вообще же своим детям Илья Ефимович, хотя и был занят, старался уделять как можно больше внимания. К сожалению, это никак не получалось. Воспитанием и хозяйством ведала мать семейства, Вера Алексеевна. Даже в обучении рисованию своих дочерей Репин почти не имел никакого успеха. Вера еще более или менее рисовала и писала красками, а две другие дочери так ничему и не научились... Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею - второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя. Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. И отец ей не отказывал."
Слайд 16. «На дерновой скамье».
Репины возвращаются в Россию в 1876 году. Здесь художник сразу же пишет групповой портрет «На дерновой скамье». Его коллега по цеху, И. Э. Грабарь, отозвался об этой картине как о блестящей по мастерству, свежей и сочной, одной из лучших пейзажных работ Ильи Репина.
Слайд 17. «Поиски идей в народе».
После возвращения из пенсионерской поездки за границу Репин стал писать на популярную в то время крестьянскую тему.
Слайд 18. «Мужичок из робких»
Слайд 20. «Протодьякон»
В следующем году Репин вместе со своей семьей отправляется в родные места – город Чугуев. Здесь он делает серию этюдов, в которой особенно выделяются «Мужичок из робких» и «Протодьякон». Портрет «Протодьякон» Репин выставил в 1878 году на Шестой выставке передвижников.
Вообще, Репин задумал писать большое полотно «Крестный ход в дубовом лесу» (1877). Главного героя этой работы Репин решил писать с местного священника - настоятеля чугуевской церкви отца Ивана (Уланова). Увлекшись колоритной моделью, Репин создал большой портрет. Священнослужитель был так доволен поразительным сходством, что, как вспоминал Репин, «Стал уже невыносим своим добродушным нахальством». Отец Иван написан крупнее натуральных размеров, отчего еще сильнее воздействие на зрителя его этой глыбообразной, мощной фигуры. «Он как живой передо мной» - так определял Репин суть этого образа.
Слайд 21. Поленов и Васнецов.
Летом 1877 г. Репин переезжает с семьей в Москву. Решение это назрело еще в Париже, где он познакомился с художниками-единомышленниками Василием Поленовым и Виктором Васнецовым. Устав от бытописательства, от неприглядных сюжетов жизни, эти художники стали стремиться заглянуть в поэзию русской старины, почувствовать ее изнутри в памятниках искусства, которыми так богата древняя столица Руси.
Слайд 22-24.
В Москве Репин познакомился с Василием Суриковым, расписывавшим в то время Храм Христа Спасителя. Художники жили неподалеку друг от друга и часто виделись. Суриков согласился позировать для портрета, который вышел очень удачным.
Слайд 25. «Портрет В.Сурикова»
Небольшой по размеру портрет дает полную характеристику молодого В.Сурикова. Все внимание сосредоточено на лице. Репин сознательно избегает выписывать фон и детали, заставляя зрителя вглядеться в одухотворенный облик будущего знаменитого мастера – «великого ясновидца времен минувших».
Слайд 26. Портрет В.Поленова
Этот портрет был написан в Москве 17 октября 1877 г., за один сеанс, накануне отъезда Поленова в качестве добровольца-художника на болгарский фронт русско-турецкой войны. В портрете передана серьезность, внутренняя напряженность Поленова в непростой период жизни, его готовность к служению гражданским и христианским идеалам.
Слайд 27. Портрет Куинджи А.
Один из лучших портретов Репина. В образе этого человека, свободно расположившегося в кресле, подчеркивая его внимательность и сдержанность выражения красивого «греческого» лица, передает благородство, которое было присуще пейзажисту Архипу Ивановичу Куинджи.
Слайд 28. «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» 1879. ГТГ. Москва
Совместно с Поленовым и Васнецовым путешествия по историческим местам Москвы, которая в те времена воспринималась как хранительница русской старины – в противоположность Петербургу, новой, европейской столице России, не могли не повлиять на впечатлительного Репина. Он поселился недалеко о Новодевичьего монастыря, часто ходил гулять в его окрестностях. Он узнал о трагической судьбе одной из узниц этого монастыря – умной и властолюбивой сестре Петра1 царевне Софье, увидел башню, где она томилась в заточении. Так возник замысел исторической картины, где Софья, обвиненная Петром в подготовке стрелецкого заговора с целью свергнуть царя и захватить власть в стране, ожидает решения своей участи в монастырской келье.
Работая над этим образом, Репин старался максимально погрузиться в подлинную историческую обстановку. Он просил Стасова подготовить для него все доступные материалы, внимательно изучал гравюру с картины портрета начала XV111 века – единственного сохранившегося достоверного портрета царевны.
Для образа царевны Софьи позировали разные женщины. Одна из них Валентина Семеновна Серова – мать тогда еще юного Валентина Серова, ученика Репина, а также некая немолодая портниха.
Критики недоброжелательно встретили картину. На Репина посыпалось множество упреков – в отсутствии таланта передавать события, связанные с прошлым и т.п. Образ царевны показался неубедительным и В.Сурикову: «Разве могли пойти стрельцы за этой рыхлой бабой?» У Сурикова произведение на эту же тему более многогранно. Но Репин был доволен своим произведением, что даже не переписывал ее впоследствии, как многие другие произведения.
В полумраке кельи, освещенной мерцающей лампадой, высвечивается тяжелая, массивная женская фигура. Царевна замерла в томительном ожидании решения своей участи. В окне зримое свидетельство ее вины – силуэт повешенного стрельца. В гневном лице нет смирения, и в то же время в ее глазах – ощущение ужаса всего происходящего. Она не готова смириться со своей участью. Как заметил Крамской, царевна напоминает запертую в клетку тигрицу. Опальная сестра изображена не в монашеском одеянии, а в светском. Царевна прислонилась к столу, что имеет вполне историческое обоснование: в конце 17 века женщины знатного происхождения носили обувь на очень высоких и неудобных каблуках. Петр не жалел денег на содержание сестры в монастыре. Репин бережно и внимательно воссоздает богатую обстановку кельи – тяжелую скамью у окна, сверкающие оклады икон на заднем плане, добротный дорогой стул, изысканный письменный прибор на столе.
Слайд 29.
- С конца 1870-х годов судьба Репина была тесно связана с одной подмосковной усадьбой. Она вам уже знакома. Что вы можете о ней рассказать? (Абрамцево).
Слайд 30.
Ее хозяином был богатый промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов и его жена Елизавета Григорьевна. Именно, здесь родилось замечательное содружество русских художников – Абрамцевский кружок.
Слайд 31.
Вместе с Репиным в 70-90-е годы здесь жили и работали Марк Антокольский, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Валентин Серов, Константин Коровин, Алексей Боголюбов, Илья Остроухов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель и другие прославленные мастера. «Самая лучшая дача в мире»: многие художники приезжали туда на все лето с семьями. Работали каждый день на свежем воздухе, общались, отдыхали, участвовали в театральных постановках.
Слайд 32. «На меже». Вера Алексеевна Репина идет с детьми по меже. 1879 г. ГТГ.
В этюдах и картинах Репина, созданных в Абрамцеве, ощущается теплая, притягательная атмосфера усадебной жизни, где каждый находит себе занятие по душе, где не было дистанции между хозяевами и гостями.
На картине мы видим жену Репина с дочерьми Верой и Надей. Вдали, вслед за ними, няня несет маленького Юру.
- Какое настроение передает художник? Общее настроение этой картины – безмятежный покой и нега. Фигуры людей великолепно вписаны в пейзажное пространство яркого летнего дня. Девочки собирают цветы.
Слайд 33. «На мостике в парке». 1879 г. ГТГ.
В этой картине Репин вновь изобразил свою молодую жену Веру – на мостике в Абрамцевском парке. Контраст первозданной природы и рукотворной красоты нарядного платья настраивает зрителя на романтический лад.
Слайд 34. «Портрет С.И.Мамонтова» 1880 Г.М. им. Бахрушева.
«Портрет Е.Г. Мамонтовой» 1874, 1879 Музей-заповедник «Абрамцево»
Слайд 35. «Проводы новобранца»
Полотно писалось в Москве и в Абрамцеве. Крестьяне соседних деревень служили художнику замечательной натурой. Художник был очень увлечен – видимо, сюжет затрагивает какие-то сокровенные струны его души.
- Вспомните, биографию Репина.
Ведь отец Репина более 20 лет провел на солдатской службе, и семья бедствовала в его отсутствие.
Слайд 36. «Портрет А.Дельвига» 1882. ГТГ
Оба портрета изумительно написаны, произвел фурор среди современников, заслужили благожелательные отзывы прессы. В этих портретах раскрывается талант Репина в выразительной передаче человеческого тела, лиц, глаз. Сочетание черного, золотого, красного, бежевого образует благородную и очень красивую цветовую гамму. Поэтичность колорита не вяжется с заурядной внешностью толстого самодовольного человека. Если не знать, что Андрей Иванович Дельвиг (1813-1887) был одним из самых образованных людей своего времени, военным инженером, сенатором, министром путей сообщения, то портрет можно принять за едкую насмешку.
«Портрет А.Ф.Писемского» 1880. ГТГ
Этот портрет Репин создавал незадолго до смерти писателя и драматурга, уже тяжело больного, желчного, усталого, разочарованного. По воспоминаниям Репина, Писемский поминутно вскакивал, мало позировал неподвижно, но портрет вышел удачным благодаря живым глазам, которые испытывающе смотрят в упор на зрителя. Ему не надо было торжествовать. Громадный был талант.
Слайд Портрет Н.И.Пирогова. 1881. ГТГ
Слайд Закрепление
Узнай картину по фрагменту.
Итог. На следующем уроке продолжим изучение темы.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Илья Репин: религиозная живопись
Илья Репин: религиозная живопись Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, ...
Т.Бурцева. Презентация "Творчество И.Репина".
Т.Бурцева. Презентация "Творчество И.Репина"....
Непридуманные сюжеты Ильи Репина
5 августа 1844 года родился Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен. Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь пре...
Учебный фильм "Усадьба Ильи Репина "Пенаты". Постройки".
Именно здесь, этой усадьбе, И.Е.Репин (начиная с 1899 года) в поселке "Репино" ("Куоккало") прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Усадьба стала одним из первых в стране мемориальных муз...
Жизнь и творчество Ильи Репина
Краткая биография И. Е. Репина с описанием картин...
"Творчество И.Репина (19 век)"
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
Илья Репин и его музы
Автобиография. Творчество И.Репина....
- Мне нравится (1)