Рабочая программа по ОМРК.
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему

Рудакова Марина Михайловна

ОРКСЭ (Модуль ОМРК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omrk_5.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Пояснительная записка

          Рабочая программа курса «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357) с учётом
примерной основной образовательной программы по основам  религиозных культур и светской этики
                                   Общая характеристика учебного предмета

             Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») является культорологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

        Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

         Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших школьников.

                Образовательный процесс в границах учебного курса  и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:

- ориентации содержания всех модулей на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

- системы связей, устанавливаемых между модулями курса, а также между ними и другими учебными предметами;

- ориентация учебного содеожания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личности;

- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

                           Место предмета в базисном учебном плане

                       Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на заключительной стадии  начальной к основной ступени  школы. На изучение предмета отводится 34 учебных  (1 час в неделю) в 4 классе.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

       При преподавании курса  предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

             

Изучение данного курса преследует цель:

1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование   этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно  решать  следующие задачи:

  • Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
  • Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной  традиции;
  • Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
  • Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

                     Ключевые идеи программы:

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
  • Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
  •  Духовные традиции многонационального народа России.
  • Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
  •  Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его  сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
  • Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
  • Личность в центре государственной образовательной  политики,  обеспечение  образовательных прав и  возможности реализации обязанностей  человека;
  • Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
  •  Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный  подход, проектные  технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);

                       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.

        Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

                      Структура учебного курса  «Основы мировых религиозных культур»

Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 урок)

Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с  модулем «Основы мировых религиозных культур» (2-29 уроки)

Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (31-34 итоговые уроки).

Уроки в рамках блоков 1,3,4 проводятся для всего класса вместе. Уроки блока 2 соответствуют избранному модулю комплексного курса в соответствии с мониторингом.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов можно приглашать родителей. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.  

Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические материалы):

№ п/п

Наименование

дисциплин, входящих в

заявленную

образовательную

программу

класс

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов

1.

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Модуль Основы мировых религиозных культур

      4   класс

Для учащихся:

  1.  Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой. . Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Просвещение, 2010.

Для учителя:

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для     общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –    Чебоксары, 2010.

Для родителей:

  1. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

                                                                           

                                                           Тематическое планирование

 

п/п

Тема

урока

Элементы содержания

Основные понятия

Тип

Урока

Виды деятельности

Требования

к уровню подготовки обучающихся

(результат)

 

Элементы

дополнительного

(необязательного) содержания

Вид

контроля.

Измерители

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Россия – наша родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.

Президент. Государственные символы.

Беседа, работа с текстом и иллюстрациями

Знать названия национальностей, населяющих нашу страну

Находить на карте Москву, Екатеринбург, Артёмовский

Желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Рассказать членам семьи

об известных людях.

Придумать вопросы для  интервью с известным человеком

Диск «Основы мировых религиозных культур» Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество,

патриот, президент, духовные ценности»

2.

Культура и

религия.

Культура. Религия

Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями

Знать названия религий

Строить монологическое высказывание

Умение уважительно относиться  к людям, исповедующим  разные религии

Фотографии и изображения священных книг разных религий

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия» тесты  на диске «Основы мировых религиозных культур

3.

Культура и

религия.

Культура. Религия

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи

Названия религий

Строить монологическое высказывание

Умение уважительно относиться  к людям, исповедующим  разные религии

Прочитать статью из пособия, ответить на

вопросы

Творческая работа «Составление

предложений со словами культура, религия,

христианство, православие»

4.

Возникновение религий.

Древнейшие

верования

Пантеон. Многобожие. Завет.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

Названия религий

Строить монологическое высказывание

.

Прочитать статью из

пособия, составить план

Презентации  «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»;

5.

Возникновение религий.

Религии

мира и их

основатели.

Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.

Ступы. Буддизм.

Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему

.

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

6.

Священные

Книги  религий  мира: Веды,  Авеста,

Трипитака

Веды, Авеста, Типитака

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Названия священных книг

Прочитать статью из

пособия, ответить на вопросы

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

7.

Священные

Книги религий мира:

Тора,   Библия,

Коран

Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки

Урок актуализации знаний.

Беседа, работа с текстом

Формирование коммуникативных навыков, навыков работы в группе

Уважительное отношение к людям, исповедующим  разные религии

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

8.

Хранители

предания в религиях

мир

Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник.

Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха.

Ламы

Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей

Как организована иерархия в христианской церкви, мусульманской общине, роль буддистких учителей

Умение работать в группе, исслдовательские умения

Рассказать членам семьи

и друзьям о мировых

религиях.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

9.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние

Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации

Отстаивать свою точку зрения

Подготовить рассказ с

примерами из истории

представлений человека о добре и зле.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

10.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции

Подготовка рассказа на тему

Библейские притчи о добре и зле

Совершать добрые бескорыстные поступки

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Подготовиться к

сочинению «Что такое

добро и зло»

Самостоятельная работа

11

Человек в

религиозных традициях

мира

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная

культура.

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации

Религиозные таинства

Монологическое высказывание

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Подготовить рассказ на

тему «Что говорит о

человеке … культура »

Творческая работа «Продолжить

предложение «Молитва – это…».

Заполнение таблицы

12.

Священные

сооружения.

Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Религиозные таинства

Составлять план

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

Заполнение таблицы

13.

Священные

сооружения

Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации

Как молятся православные и иудеи, буддисты, мусульмане

Коммуникационные умения

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Написать, какие

священные сооружения

ты встречал в своём

городе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.  Заполнение таблицы

14.

Искусство в

религиозной

культуре

Икона. Каллиграфия. Арабески.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Роль искусства в разных религиях

Умение давать оценку произведениям искусства

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре…»

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

15.

Искусство в

религиозной

культуре

Семисвечник. Способы изображения Будды.

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Формы искусства в разных религиях

Видеть особенности произведения искусства

Сообщение по плану

Подготовить рассказ «Мои впечатления от …»

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

16.

Творческие

работы

учащихся

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Уметь представлять результаты своей работы, составлять развёрнутое высказывание по теме

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы.

17.

Презентация

творческих

работ

Защита творческих работ

Значение православия в истории России, роль людей, исповедуищих ислам, иудаизм. буддизм

Составлять план высказывания

Применять знания, полученные на уроках истории и литературы

Презентации творческих работ

18.

История религии

России

Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты.

Церкви

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Значение православия в истории России, роль людей, исповедуищих ислам, иудаизм. Буддизм

История возникновения ритуалов, главные ритуалы христианства, ислама, иудаизма, буддизма

Составлять план высказывания

Сравнительный анализ материала

Применять знания, полученные на уроках истории и литературы

Выражать собственное мнение при ответе на проблемный вопрос

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

19.

Религии

России

Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий

20.

Религиозные

ритуалы.

Обычаи о

обряды.

Обряды. Ритуалы. Таинства.

 

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

История возникновения ритуалов, главные ритуалы христианства, ислама, иудаизма, буддизма

Места паломничества

Сравнительный анализ материала

Подбирать дополнительную информацию по теме

Выражать собственное мнение при ответе на проблемный вопрос

Составлять отзыв об экскурсии

Подготовить сообщение об обрядах

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

21.

Вопросы с.57

22.

Паломничества и святыни

Паломничества: хадж, накхор

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом.

Христианские и иудейские праздники, история их происхождения

Подготовить сообщение о праздниках

Приводить примеры из жизни своих близких

Вопросы с.61

23.

Праздники и календари

Самостоятельная работа с источниками информации

Мусульманские и буддийские праздники, история их присхождения

Подготовить сообщения о праздниках

Приведить примеры из жизни своих близких

Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам

Самостоятельная работа

24.

Праздники и календари

Групповая исследовательская работа

Нравственные заповеди в иудаизме и христианстве

Выделять общее и частное, делать сравнительный анализ изучаемых единиц

Пытаться в жизни следовать нравственным заповедям своей религиозной культуры

Исследование

25.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Притча

Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом,

Нравственные заповеди в исламе и буддизме

Выделять общее и частное, делать сравнительный анализ изучаемых единиц

Пытаться в жизни следовать нравственным заповедям своей религиозной культуры

Эссе

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку

26.

Религия и

мораль.

Нравственные заповеди в  религиях мира

Бодхисаттва

Групповая работа с источниками информации

Знание и понимание ценностей: милосердие, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России

Заботиться о слабых, больных, пожилых, оказывать им посильную помощь

Коллективная рефлексия, предусмотренная в

электронном сопровождении к уроку.

27.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Милосердие

Беседа.

Отношение различных религий к семье

Обобщить собранный материал

Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Эссе

28.

Семья

Семья

Беседа, комментированное чтение

Отношение к долгу, свободе, ответственности, труду в разных религиях

Слушать собеседника, признавать возможность различных точек зрения

Развивать сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Мини - сочинение

Мини - сочинение

29.

Долг, свобода, ответственность, труд

Ответственность

Беседа, комментированное чтение

Связь истории страны с её духовными традициями

Отстаивать свою точку зрения. Выразительно читать стихотворение

Строить собственное высказывание по теме урока

Сочинение

30.

Любовь и

уважение к

Отечеству.

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

Великая сила нравственности

Беседа

Правила создания проекта, способы сбора информации

Создавать презентацию

Использовать полученную информацию для подготовки сообщения

Подготовить сообщение

об одной из конфессий.

Самостоятельная работа «Составить

предложения со словами Отечество, любовь

к Родине, уважение, Отечество, патриотизм,

народ.

31.

Подготовка

творческих

проектов.

Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания

Правила создания проекта, способы сбора информации

Правила создания проекта, способы сбора информации

Создавать презентацию

Создавать презентацию

Использовать полученную информацию для подготовки сообщения

Подготовка творческих работ по выбору уч-ся

Самостоятельная работа учащихся по

составлению плана будущей творческой

работы

32.

Использовать полученную информацию для подготовки сообщения

33

-

34

Презентации

творческих

проектов

Защита творческих работ

Уметь представлять результаты своей работы, составлять развёрнутое высказывание по теме

Развивать сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях

Презентации творческих работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по учебному курсу "ОМРК" для 4 класса

Рабочая прграмма составлена по учебному курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...