Рабочая программа по ОМРК.
рабочая программа по мхк (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы мировых религиозных культур» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357) с учётом
примерной основной образовательной программы по основам религиозных культур и светской этики
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») является культорологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших школьников.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этики посредством:
- ориентации содержания всех модулей на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
- системы связей, устанавливаемых между модулями курса, а также между ними и другими учебными предметами;
- ориентация учебного содеожания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личности;
- единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на заключительной стадии начальной к основной ступени школы. На изучение предмета отводится 34 учебных (1 час в неделю) в 4 классе. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
При преподавании курса предполагается безотметочная система оценки. Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Изучение данного курса преследует цель:
1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;
2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;
3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.
Успешное освоение программы должно позволить слушателям эффективно решать следующие задачи:
- Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
- Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно- религиозной традиции;
- Содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
- Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
- Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ключевые идеи программы:
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России;
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
- Духовные традиции многонационального народа России.
- Духовное единство народа России и объединяющие нас моральные ценности;
- Образование как фактор духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов;
- Новая российская школа как фактор, обеспечивающий социокультурную модернизацию российского общества;
- Личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение образовательных прав и возможности реализации обязанностей человека;
- Открытое образование как ценностно-технологический контекст построения образовательного процесса;
- Новая «образовательная культура» педагога (обучение через деятельность, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности и т.д.);
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Структура учебного курса «Основы мировых религиозных культур»
Блок 1. Введение. Наша Родина – дружная семья народов. (1 урок)
Блок 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России в соответствии с модулем «Основы мировых религиозных культур» (2-29 уроки)
Блок 3. Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление моральных норм и ценностей. (30 урок)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (31-34 итоговые уроки).
Уроки в рамках блоков 1,3,4 проводятся для всего класса вместе. Уроки блока 2 соответствуют избранному модулю комплексного курса в соответствии с мониторингом.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов можно приглашать родителей. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, изучавшихся в разных группах, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
Реализуемый УМК (программа, учебник, методические пособия и дидактические материалы):
№ п/п | Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу | класс | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов |
1. | Основы духовно-нравственной культуры народов России Модуль Основы мировых религиозных культур | 4 класс | Для учащихся:
Для учителя:
Для родителей:
|
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания Основные понятия | Тип Урока Виды деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
| Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. Измерители | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1. | Россия – наша родина | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Беседа, работа с текстом и иллюстрациями | Знать названия национальностей, населяющих нашу страну | Находить на карте Москву, Екатеринбург, Артёмовский | Желание стать наследниками славных традиций русской истории. | Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком | Диск «Основы мировых религиозных культур» Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | |
2. | Культура и религия. | Культура. Религия | Урок изучения нового материала, учащиеся изучают связь религии с культурой, работа с текстом и иллюстрациями | Знать названия религий | Строить монологическое высказывание | Умение уважительно относиться к людям, исповедующим разные религии | Фотографии и изображения священных книг разных религий | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия» тесты на диске «Основы мировых религиозных культур | |
3. | Культура и религия. | Культура. Религия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, заполнение таблицы, подготовка творческой беседы с членами семьи | Названия религий | Строить монологическое высказывание | Умение уважительно относиться к людям, исповедующим разные религии | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | Творческая работа «Составление предложений со словами культура, религия, христианство, православие» | |
4. | Возникновение религий. Древнейшие верования | Пантеон. Многобожие. Завет. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | Названия религий | Строить монологическое высказывание | . | Прочитать статью из пособия, составить план | Презентации «Древнейшие верования», «Боги Древней Греции»; учебный мультсериал «Древнейшие верования. Возникновение религий»; | |
5. | Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | . | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
6. | Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Веды, Авеста, Типитака | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Названия священных книг | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
7. | Священные Книги религий мира: Тора, Библия, Коран | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки | Урок актуализации знаний. Беседа, работа с текстом | Формирование коммуникативных навыков, навыков работы в группе | Уважительное отношение к людям, исповедующим разные религии | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
8. | Хранители предания в религиях мир | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы | Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей | Как организована иерархия в христианской церкви, мусульманской общине, роль буддистких учителей | Умение работать в группе, исслдовательские умения | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ||
9. | Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния | Добро, зло, грех, раскаяние, воздаяние, покаяние | Беседа, комментированное чтение, работа с источниками информации | Отстаивать свою точку зрения | Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |||
10. | Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Добро, зло, грехопадение, раскаяние, воздаяние. Рай и ад, традиции | Подготовка рассказа на тему | Библейские притчи о добре и зле | Совершать добрые бескорыстные поступки | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | Самостоятельная работа | |
11 | Человек в религиозных традициях мира | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | Религиозные таинства | Монологическое высказывание | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва – это…». Заполнение таблицы | |
12. | Священные сооружения. | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | Религиозные таинства | Составлять план | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | |
13. | Священные сооружения | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. Самостоятельная работа с источником информации | Как молятся православные и иудеи, буддисты, мусульмане | Коммуникационные умения | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. Заполнение таблицы | |
14. | Искусство в религиозной культуре | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Роль искусства в разных религиях | Умение давать оценку произведениям искусства | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре…» | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
15. | Искусство в религиозной культуре | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Формы искусства в разных религиях | Видеть особенности произведения искусства | Сообщение по плану | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
16. | Творческие работы учащихся | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Уметь представлять результаты своей работы, составлять развёрнутое высказывание по теме | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. | |||
17. | Презентация творческих работ | Защита творческих работ | Значение православия в истории России, роль людей, исповедуищих ислам, иудаизм. буддизм | Составлять план высказывания | Применять знания, полученные на уроках истории и литературы | Презентации творческих работ | |||
18. | История религии России | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Значение православия в истории России, роль людей, исповедуищих ислам, иудаизм. Буддизм История возникновения ритуалов, главные ритуалы христианства, ислама, иудаизма, буддизма | Составлять план высказывания Сравнительный анализ материала | Применять знания, полученные на уроках истории и литературы Выражать собственное мнение при ответе на проблемный вопрос | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | ||
19. | Религии России | Подготовить устный рассказ о вкладе в историю страны людей разных религий | |||||||
20. | Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды. | Обряды. Ритуалы. Таинства.
| Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | История возникновения ритуалов, главные ритуалы христианства, ислама, иудаизма, буддизма Места паломничества | Сравнительный анализ материала Подбирать дополнительную информацию по теме | Выражать собственное мнение при ответе на проблемный вопрос Составлять отзыв об экскурсии | Подготовить сообщение об обрядах | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
21. | Вопросы с.57 | ||||||||
22. | Паломничества и святыни | Паломничества: хадж, накхор | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | Христианские и иудейские праздники, история их происхождения | Подготовить сообщение о праздниках | Приводить примеры из жизни своих близких | Вопросы с.61 | ||
23. | Праздники и календари | Самостоятельная работа с источниками информации | Мусульманские и буддийские праздники, история их присхождения | Подготовить сообщения о праздниках | Приведить примеры из жизни своих близких | Сообщение о традиционных религиозных праздниках по группам | Самостоятельная работа | ||
24. | Праздники и календари | Групповая исследовательская работа | Нравственные заповеди в иудаизме и христианстве | Выделять общее и частное, делать сравнительный анализ изучаемых единиц | Пытаться в жизни следовать нравственным заповедям своей религиозной культуры | Исследование | |||
25. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Притча | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, | Нравственные заповеди в исламе и буддизме | Выделять общее и частное, делать сравнительный анализ изучаемых единиц | Пытаться в жизни следовать нравственным заповедям своей религиозной культуры | Эссе | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | |
26. | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Бодхисаттва | Групповая работа с источниками информации | Знание и понимание ценностей: милосердие, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | Заботиться о слабых, больных, пожилых, оказывать им посильную помощь | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку. | |||
27. | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Милосердие | Беседа. | Отношение различных религий к семье | Обобщить собранный материал | Развивать сотрудничество со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Эссе | ||
28. | Семья | Семья | Беседа, комментированное чтение | Отношение к долгу, свободе, ответственности, труду в разных религиях | Слушать собеседника, признавать возможность различных точек зрения | Развивать сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Мини - сочинение | Мини - сочинение | |
29. | Долг, свобода, ответственность, труд | Ответственность | Беседа, комментированное чтение | Связь истории страны с её духовными традициями | Отстаивать свою точку зрения. Выразительно читать стихотворение | Строить собственное высказывание по теме урока | Сочинение | ||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Великая сила нравственности | Беседа | Правила создания проекта, способы сбора информации | Создавать презентацию | Использовать полученную информацию для подготовки сообщения | Подготовить сообщение об одной из конфессий. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | |
31. | Подготовка творческих проектов. | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания | Правила создания проекта, способы сбора информации Правила создания проекта, способы сбора информации | Создавать презентацию Создавать презентацию | Использовать полученную информацию для подготовки сообщения | Подготовка творческих работ по выбору уч-ся | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы | ||
32. | Использовать полученную информацию для подготовки сообщения | ||||||||
33 - 34 | Презентации творческих проектов | Защита творческих работ | Уметь представлять результаты своей работы, составлять развёрнутое высказывание по теме | Развивать сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях | Презентации творческих работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по учебному курсу "ОМРК" для 4 класса
Рабочая прграмма составлена по учебному курсу "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...