рабочая программа по МХК для 10 класса (учебник Г.И. Даниловой)
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Дьяконова Татьяна Александровна

рабочая программа  и КТП по МХК для 10 класса (учебник Г.И. Даниловой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhk_10_kl_programma_2016.doc119.5 КБ
Файл kalendarno.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского  района  Курской  области

  • РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по искусству (МХК)

10 класс

среднего  общего образования

(базовый уровень)

Количество часов:

всего – 34 часа (в неделю – 1 час)

Учитель музыки    Дьяконова Татьяна Александровна

I квалификационная категория

2016 – 2017  учебный год

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по предмету «Искусство (МХК)» для  10 класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта, на основе примерной программой по искусству среднего  общего образования,  с учетом авторской программы Г.И. Даниловой «Искусство. Мировая художественная культура», 10-11 классы, (М.: Дрофа,2014).

         Цель предмета – формирование целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры различных эпох.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего  общего образования на базовом уровне направлено на выполнение следующих задач:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования,  на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия и способностей учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.  

В содержательном плане программа в 10 классе следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХVII века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

   Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, искусства, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Ценностные ориентиры содержания курса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Искусство. Мировая художественная культура» в 10 классе нацелены на воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, становление нравственных ориентиров. Знакомство с памятниками мирового художественного наследия  направлено  на формирование  эстетического отношения к миру, любви к Отечеству и родной природе, ответственности за культурное наследие. У старшеклассников формируется целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, развивается восприятие стилей и направлений искусства. В процессе обучения вырабатывается прочная и устойчивая потребность общения с произведениями искусства, находя в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры. Приоритетным направлением при изучении искусства является развитие индивидуальных творческих способностей, которые реализуются в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных и групповых видах учебной деятельности.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно. Учащемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития учащегося на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

 

Формы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы контроля: устное сообщение, реферат, проект, тестирование.

Место предмета «Искусство (МХК)» в учебном  плане.

Изучение искусства в старшей школе рассматривается как логическое продолжение пропедевтического этапа художественно-эстетического развития и воспитания личности учащегося в основной школе. Оно является важным и неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования, обеспечивающим единство и целостность восприятия курса. На изучение «Искусство (МХК)» в 10 классе программой отводится 34 учебных часа, 1час в неделю.

Содержание предмета  «Искусство (МХК)».

Учебно-тематический план предмета «Искусство (МХК)»

10 класс (34 часа).

№ п/п

Тема раздела и урока.

кол-во час.

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций.

5

1

Искусство первобытного человека.

1

2

Искусство Древней Передней Азии.

1

3

Архитектура Древнего Египта.

1

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

5

Искусство Мезоамерики.

1

Искусство античности.

6

6

Эгейское искусство.

1

7

Архитектурный облик Древней Эллады.

1

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

11

Театр и музыка Античности.

1

Искусство Средних веков.

11

12

Мир византийского искусства.

1

13

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

14

Изобразительное искусство Средних веков.

1

15

Театр и музыка средних веков.

1

16

Архитектура  Киевской Руси.

1

17

Изобразительное искусство Киевской Руси.

1

18

Развитие русского регионального искусства.

1

19

Искусство Московского княжества.

1

20

Искусство единого Российского государства.

1

21

Искусство России на пороге Нового времени.

1

22

Театр и музыка Древней Руси.

1

Искусство средневекового Востока.

4

23

Искусство Индии.

1

24

Искусство Китая.

1

25

Искусство Страны  восходящего солнца.

1

26

Искусство исламских стран.

1

Искусство Возрождения.

8

27

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

28

Архитектура итальянского Возрождения.

1

29

Титаны Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи).

1

30

Титаны Высокого Возрождения (Микеланджело, Рафаэль).

1

31

Мастера венецианской живописи.

1

32

Искусство Северного Возрождения.

1

33

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

34

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

От истоков до XVII века (34 часа).

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций  (5 часов).

Искусство первобытного человека.

Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.

Искусство Древней Передней Азии.

Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты  как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.

Архитектура Древнего Египта.

Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества. Популярные музыкальные инструменты.

Искусство Мезоамерики.

Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.

Искусство Античности  (6 часов).

Эгейское искусство.

Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Архитектурный облик Древней Эллады.

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.

Изобразительное искусство Древней Греции.

Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.

Архитектурные достижения Древнего Рима.

Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.

Театр и музыка Античности.

Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.

Искусство Средних веков (11 часов).

Мир византийского искусства.

Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.

Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.

Театр и музыка Средних веков.

Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика.

Искусство Киевской Руси.

Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.

Развитие русского регионального искусства.

Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского  княжества. Успенский  и Дмитриевский соборы  во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Творчество Андрея Рублева.

Искусство единого Российского государства.

Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества Дионисия. Москва —  «Третий Рим»  как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.

Театр и музыка Древней Руси.

Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.

Искусство средневекового Востока (4 часа).

Искусство Индии.

Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.

Искусство Китая.

Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.

Искусство Страны восходящего солнца.

Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.

Искусство исламских стран.

Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.

Искусство Возрождения (8 часов).

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.   

         Характерные особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.

Архитектура итальянского Возрождения.

Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески.  Браманте как основоположник  архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.

Титаны Высокого Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль —  «первый среди великих».

Мастера венецианской живописи.

Беллини как основоположник  венецианской школы живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.

Искусство Северного Возрождения.

Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического исполнения.  Начало профессионального  композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.

Требования к уровню подготовки учащихся.

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
  • накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
  • формирование творческого отношения к проблемам;
  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
  • гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
  •  подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной траектории.
  • формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
  • выявление причинно-следственных связей;
  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
  • применение методов познания через художественный образ;
  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
  • определение целей и задач учебной деятельности;
  • выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
  • самостоятельная оценка достигнутых результатов.
  • наблюдение объектов и явлений искусства;
  • восприятие смысла художественного образа, произведения искусства;
  • представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
  • представление системы общечеловеческих ценностей;
  • усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;различение изученных видов и жанров искусства;
  • осознание ценности и места отечественного искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
  • формирование коммуникативной, информационной компетенции;
  • развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора;
  • умение видеть   ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
  • реализация собственного творческого потенциала.

  • понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека, уважать культуру другого народа;
  • воспринимать явления художественной культуры разных народов, осознавать место в ней отечественного искусства;
  • описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
  • воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления, высказывать мнение о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи;
  • структурировать изученный материал, полученный из разных источников, применять информационно-коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;
  • участвовать в художественной жизни класса и школы, заниматься художественным самообразованием.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В учебно-методический комплект учителя входят:

  1. Данилова Г.И.  Искусство. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений.  - М.; Дрофа, 2014.
  2. Данилова Г.И. Искусство. Мировая художественная культура: от  XVII века до  

современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2014.

            3.   Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2014.

4.    Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры:

     пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002.

            5.    Рабочие программы. Искусство. 5-11 классы. - М.: Дрофа, 2014.

            6.   Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного

                   цикла. 5 – 11 классы /  авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008.

ЦОР

1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства. Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

  • видеозаписи оперных и балетных спектаклей;
  • видеопрограммы о творчестве деятелей искусств;
  • музыкальный инструмент (фортепиано);
  • наглядные пособия (презентации, портреты);
  • технические средства обучения (компьютер, музыкальный центр);
  • энциклопедии по русскому и зарубежному искусству.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование предмета  «Искусство. Мировая художественная культура»

 в  10   классе.  1 час в неделю — 34 часа в год.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор:  Г.И. Данилова: «Искусство. Мировая художественная культура.  От истоков до XVII века. 10 класс»,  М.: Дрофа, 2014.

№ п/п

дата план

дата факт

Тема урока (раздела)

кол-во час.

Примечание

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций.

5

1

Искусство первобытного человека.

1

Первые художники Земли. Пещерная живопись в эпоху палеолита, мезолита, неолита. Зарождение архитектуры. Причины возникновения музыкального и танцевального творчества.

2

Искусство Древней Передней Азии.

1

Возникновение письменности. Библиотека Ашшурбанипала. Эпос о Гильгамеше. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение.  Популярные музыкальные инструменты.

3

Архитектура Древнего Египта.

1

Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Скальный храм царицы Хатшепсут.

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

Ритуальное назначение скульптуры. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества.

5

Искусство Мезоамерики.

1

Важнейшие культурные достижения ольмеков (ступенчатые пирамиды, предметы декоративно-прикладного искусства). Искусство ацтеков: архитектура Теночтитлана, монументальная скульптура, ювелирное искусство. Искусство майя:архитектура, изобразительное искусство. Искусство инков: храмы, декоративное убранство.

Искусство Античности.

6

6

Эгейское искусство.

1

Кносский дворец.  Фрески Кносского дворца. Львиные ворота в Микенах. Вазопись стиля Камарес.

7

Архитектурный облик древней Эллады.

1

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь.

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

Скульптура и вазопись архаики. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры. Скульптурные шедевры эллинизма.

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

Римский Форум. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки.

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Фресковые и мозаичные композиции.

11

Театр и музыка Античности.

1

Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Искусство актеров пантомимы.

Особое значение музыки в жизни древнегреческого общества.

Искусство Средних веков.

11

12

Мир византийского искусства.

1

Базилика, ее назначение и устройство. Понятие о крестово-купольном типе храма.

Собор Святой Софии. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Церковная музыка.

13

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

Романский стиль архитектуры: базилики, феодальные замки, городские укрепления.

Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города.

14

Изобразительное искусство Средних веков.

1

Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Искусство витража.

15

Театр и музыка Средних веков.

1

Литургическая драма. Средневековый фарс. Развитие многоголосия (хорал). Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов, миннезингеров.

16

Архитектура Киевской Руси.

1

Основные черты архитектуры Киева и Великого Новгорода.

17

Изобразительное искусство Киевской Руси.

1

Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Анализ лучших образцов.

18

Развитие русского регионального искусства.

1

Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

19

Искусство Московского княжества.

1

Расцвет московской школы живописи: творчество Андрея Рублева.

20

Искусство единого Российского государства.

1

Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Храмы Соборной площади. Шедевры творчества Дионисия. Покровский собор (храм Василия Блаженного). Новый тип шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском).

21

Искусство России на пороге Нового времени.

1

Характерные особенности архитектуры XVII века. Мастерство деревянного зодчества. Изменения в изобразительном искусстве  (творчество Симона Ушакова).

22

Театр и музыка Древней Руси.

1

Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны.

Искусство средневекового Востока.

4

23

Искусство Индии.

1

Шедевры архитектуры: ступа, чайтья. Росписи в пещерных храмах. Спектакль как единство музыки, пения и танца.

24

Искусство Китая.

1

Характерные особенности китайского зодчества. Связь скульптуры с буддийской религией. Жанры китайской живописи.

25

Искусство Страны восходящего солнца.

1

Шедевры архитектуры. Сад камней в Киото. Скульптура нэцкэ.

26

Искусство исламских стран.

1

Шедевры архитектуры. Арабеска. Любовная лирика народов Востока.

Искусство Возрождения.

8

27

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Творчество Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Донателло.

28

Архитектура итальянского Возрождения.

1

Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов. Собор Санта-Мария дель Фьоре (Брунеллески). Архитектурный облик Флоренции и Венеции.  Стиль Браманте.

29

Титаны Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи).

1

Художественный мир Леонардо да Винчи.

30

Титаны Высокого Возрождения (Микеланджело, Рафаэль).

1

Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль - «первый среди великих». Судьбы художников и эволюция творчества.

31

Мастера венецианской живописи.

1

Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.

32

Искусство Северного Возрождения.

1

Дворцы и замки в долине реки Луары. Живопись нидерландских и немецких мастеров (братья Ван Эйк).

33

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

В мире фантасмагорий Босха.  Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.

34

Музыка и театр Возрождения.

1

Основные жанры духовной и светской музыки. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки. Театр Шекспира («Глобус»).  Мир человеческих чувств и страстей в пьесах Шекспира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по МХК 11 класс по учебнику Даниловой

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки выпускников, календарно-тематического планирования....

Рабочая программа по МХК 5 класс по Г.И. Даниловой

Рабочая программа составлена по учебнику Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс". За основу взято методическое пособие Н.Н. Куцман "Мировая художе...

Рабочая программа по истории 6 класс (по учебникам Агибаловой, Данилова)

рабочая программа по истории 6 класс с учетом требований ФГОС ООО...

Рабочая программа по МХК 10 класс. Учебник под ред. Г.И.Даниловой

Рабочая программа по МХК  для 10 класса к учебнику Г.И.Даниловой расчитана на 1 час в неделю. Программа содержит приложение с контрольно-измерительными материалами...

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...