Презентация по МХК 10 класс на тему "Искусство России на пороге Нового времени"
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему
Искусство России на пороге Нового времени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_rossii_na_poroge_novogo_vremeni_-_kopiya.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
эпоха крутого перелома в отечественной истории 17 век От царствования Ивана Грозного до империи Петра 1 Россия прошла путь длиною в сто лет, но это были поистине трагические времена: Непримиримой борьбы за престол Кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами Крестьянских восстаний Не менее трагическим событием стал церковный раскол.
В эпоху « бунташного века» искусство пыталось преодолеть жесткие рамки прежних традиций. Искало новые пути реализации своих возможностей. В общественной мысли и художественном творчестве пробуждался интерес к окружающему миру и человеческой личности. Таким образом, появились парсуны – предвестники портрета.
В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении каменных храмов , строго соблюдался закон «освященного пятиглавия » Так патриарх Никон считал шатровое завершение неприемлемым для церкви. Должно быть пять куполов с золочёными крестами и тройной алтарь с полукруглыми апсидами.
Церковь троицы в Никитниках Построена купцом Г. Никитниковым на территории собственной усадьбы в 1631—34 Поднятое на высоком подклете сооружение отличается несимметричной компоновкой объёмов, все-таки возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди иных столичных церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во 2-ой половине XVII в.
К концу 17 в. складывается тип культовой постройки «Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами »). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII в. (в эпоху барокко).
Параллельно с каменным зодчеством развивалась и деревянная архитектура В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Примечательно, что храмы именно рубились – так дерево сохранялось лучше чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись смолой, как бы консервировалось.
Кровлю покрывали досками, а купола – дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их требовалось десятки тысяч.
Выдающимся произведением деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Построен Семеном Петровым и Иваном Михайловым.
Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес " Приветство " царю Алексею Михайловичу.
Церковь рождества Богородицы из села Передки Великий Новгород Георгиевская церковь из деревни Вершинина Архангельск На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народного искусства
Церковь Преображения Господня в г.Кижи Карелии
Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве. В переходную эпоху творили Симон Ушаков, Гурий Никитин и Федор Зубов. Одна из наиболее значимых работ Симон а Ушакова – « Насаждение древа Государства Российского » Его творчество подготовило почву для будущих петровских преобразованиях : Появляются парсуны(предвестники портретного жанра) Чаще всего это надгробные изображения Они передают индивидуальные особенности знаменитых особ Портрет пишут с натуры Заверяют документально имя изображенного Теперь это не только угодники, мученики и ангелы, а конкретные люди с мыслями, думами, чувствами
тест 1.Какой стиль расцветает в архитектуре в 17 веке? Классицизм Барокко Ампир 2. В художественном творчестве пробуждался интерес к человеческой личности. Таким образом, появились парсуны Иконы Церкви 3. Закон пятиглавия в строительстве церкви это Пять икон Пять основных элементов сооружения пять куполов 4. Принцип постройки .Нижняя часть представляет собой в деревянном зодчестве — сруб, а верхняя — сруб «со скошенными углами». Крестово-купольная композиция Восьмерик на четверике четверик на Восьмерик 5. Изменения в изображение портрета человека связанны с творчеством Андрея Рублева Симона Ушакова Д ионисия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс
Демо-тест к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII века" для 7 класса. Перед и...
Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"
Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...
Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Европа на пороге Нового времени"
Презентация к уроку "Европа на пороге Нового времени"Курс "Новая история. 7 класс"Учебник А.А. Данилов "Всеобщая история"...
Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах изучения темы, для организации разных видов работы учащихся на уроке....
Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7
Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7 Учитель: Кузнецова Мария Александровна...
Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)
Презентация Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)...
Рабочая программа учебного предмета "История России" и "История Нового времени"
Предмет «История» в 8 классе включает два курса: курс «Всеобщая история. История нового времени» - 35 часов, курс «История России» - 35 часов. Предполагается ...