Презентация по МХК 10 класс на тему "Искусство России на пороге Нового времени"
презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему

Елена Юрьевна Кузнецова

Искусство России на пороге Нового времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_rossii_na_poroge_novogo_vremeni_-_kopiya.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Искусство России на пороге Нового времени

Слайд 2

эпоха крутого перелома в отечественной истории 17 век От царствования Ивана Грозного до империи Петра 1 Россия прошла путь длиною в сто лет, но это были поистине трагические времена: Непримиримой борьбы за престол Кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами Крестьянских восстаний Не менее трагическим событием стал церковный раскол.

Слайд 3

В эпоху « бунташного века» искусство пыталось преодолеть жесткие рамки прежних традиций. Искало новые пути реализации своих возможностей. В общественной мысли и художественном творчестве пробуждался интерес к окружающему миру и человеческой личности. Таким образом, появились парсуны – предвестники портрета.

Слайд 4

В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении каменных храмов , строго соблюдался закон «освященного пятиглавия » Так патриарх Никон считал шатровое завершение неприемлемым для церкви. Должно быть пять куполов с золочёными крестами и тройной алтарь с полукруглыми апсидами.

Слайд 5

Церковь троицы в Никитниках Построена купцом Г. Никитниковым на территории собственной усадьбы в 1631—34 Поднятое на высоком подклете сооружение отличается несимметричной компоновкой объёмов, все-таки возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди иных столичных церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во 2-ой половине XVII в.

Слайд 6

К концу 17 в. складывается тип культовой постройки «Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами »). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII в. (в эпоху барокко).

Слайд 7

Параллельно с каменным зодчеством развивалась и деревянная архитектура В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Примечательно, что храмы именно рубились – так дерево сохранялось лучше чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись смолой, как бы консервировалось.

Слайд 8

Кровлю покрывали досками, а купола – дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их требовалось десятки тысяч.

Слайд 9

Выдающимся произведением деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском Построен Семеном Петровым и Иваном Михайловым.

Слайд 10

Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес " Приветство " царю Алексею Михайловичу.

Слайд 11

Церковь рождества Богородицы из села Передки Великий Новгород Георгиевская церковь из деревни Вершинина Архангельск На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народного искусства

Слайд 12

Церковь Преображения Господня в г.Кижи Карелии

Слайд 13

Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве. В переходную эпоху творили Симон Ушаков, Гурий Никитин и Федор Зубов. Одна из наиболее значимых работ Симон а Ушакова – « Насаждение древа Государства Российского » Его творчество подготовило почву для будущих петровских преобразованиях : Появляются парсуны(предвестники портретного жанра) Чаще всего это надгробные изображения Они передают индивидуальные особенности знаменитых особ Портрет пишут с натуры Заверяют документально имя изображенного Теперь это не только угодники, мученики и ангелы, а конкретные люди с мыслями, думами, чувствами

Слайд 14

тест 1.Какой стиль расцветает в архитектуре в 17 веке? Классицизм Барокко Ампир 2. В художественном творчестве пробуждался интерес к человеческой личности. Таким образом, появились парсуны Иконы Церкви 3. Закон пятиглавия в строительстве церкви это Пять икон Пять основных элементов сооружения пять куполов 4. Принцип постройки .Нижняя часть представляет собой в деревянном зодчестве — сруб, а верхняя — сруб «со скошенными углами». Крестово-купольная композиция Восьмерик на четверике четверик на Восьмерик 5. Изменения в изображение портрета человека связанны с творчеством Андрея Рублева Симона Ушакова Д ионисия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Россия к началу Нового времени" по учебнику "История России Нового времени XVI - XVIII века". 7 класс

Демо-тест  к теме: "Россия к началу Нового времени" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Российская история Нового времени XVI - XVIII  века" для 7 класса.  Перед и...

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Европа на пороге Нового времени"

Презентация к уроку "Европа на пороге Нового времени"Курс "Новая история. 7 класс"Учебник А.А. Данилов "Всеобщая история"...

Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах  изучения темы, для организации разных видов работы учащихся  на уроке....

Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV» Класс: 7

Тема: «Россия в начале Нового времени», тема «Начало правления первого российского царя – Ивана IV»   Класс: 7   Учитель: Кузнецова Мария Александровна...

Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)

Презентация Русская культура на пороге нового времени (XVII в.)...

Рабочая программа учебного предмета "История России" и "История Нового времени"

Предмет «История» в 8 классе включает два курса: курс «Всеобщая история. История нового времени» - 35 часов, курс «История России» -  35 часов. Предполагается ...