Художественный образ на интегрированных уроках искусства
статья по мхк (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Художественный образ на интегрированных уроках искусства.
Большое внимание в настоящее время уделяется интеграции обучения. Авторы интегрированных программ ориентируются не столько на увеличение объема знаний, сколько на их обобщение, раскрывающее глубинные связи между различными видами искусства, между искусством и жизнью. Учителю, для создания яркого, запоминающегося образа и лучшего усвоения учебного материала, важно уметь привлечь взаимодействие искусств.
В то же время известна педагогам и такая ситуация, когда произведения различных искусств, похожие по названию, теме, относящиеся к одному времени и даже схожим ситуациям, оказываются, совершенно, различными по духу и настроению. И наоборот, произведения, принадлежащие разным эпохам, абсолютно не совпадающие по названию, оказываются, необыкновенно, созвучны друг другу. В художественной культуре степень взаимовлияния и взаимопроникновения различных видов искусства очень высока. Это свойство искусства является выражением особенностей нашего мышления.
Обобщая педагогические исследования, сформулируем принципы, по которым может осуществляться педагогическое взаимодействие различных видов искусств :
- генетический (вид искусства как компонент в синкретическом существовании искусств)
- функциональный (общность темы, мировоззренческих позиций)
- эмоциональный (сходство аффектов, психологических состояний)
- морфологический («обмен» структурообразующими принципами между искусствами в рамках единой художественной системы эпохи)
Мой педагогический опыт показал, что одним из важных принципов, по которым может осуществляться педагогическое взаимодействие различных видов искусств, является эмоциональный принцип (сходство психологических состояний в произведениях искусства). Этот принцип используется на уроках с целью накопления образных впечатлений, развития у школьников способностей чувствовать, вживаться в мир художественных образов. Во многом функциональный и эмоциональный принципы взаимодействия искусств совпадают, поскольку сходство темы предполагает и сходство эмоционального состояния, выраженного в произведениях. В то же время, данный принцип предполагает использование музыки в качестве фона, эмоционально дополняющего зрительный, вербальный или пластический ряд. Здесь важно не столько тематическое или стилевое соответствие, сколько яркость и выраженность в музыке нужного состояния. Это как раз тот случай, когда созвучными оказываются произведения из разных эпох и даже культур. Вхождение в действительность, созданную автором, происходит через « заражение» эмоциями. Слушание музыки как эмоционального фона способствует решению этой педагогической задачи. Но использовать музыкальные произведения как иллюстрации к стихам или картинам педагогу нужно очень осторожно, не забывая об их многоплановости. Я предлагаю рассмотреть конкретные примеры из педагогической практики, в которых будет не механическое соединение произведений различных искусств, а их сопоставление, равноценный анализ. В этом случае они будут дополнять и углублять друг друга, порождать богатые ассоциации в сознании слушателей и зрителей:
Пример №1 Зрительный ряд: икона «Битва новгородцев с суздальцами.» Музыкальный ряд: хор №20 «Sanctus» из мессы си минор И.-С. Баха. Икона написана ярко, светло, празднично. В ее колорите изумрудно – синий цвет находится в изысканной гармонии с оливково – зеленым и воздействует на малиново – красный, ложась на нем сиренево – синими тенями, все это наполнено дневным светом и соединено в изысканной холодной тональности. Причудливый контур зданий, движущихся процессий находится в строгой ритмической согласованности, позволяющей сравнить линейную композицию со строгостью нотной записи. В музыке Баха образ вознесения, медленного торжественного подъема связан с ощущениями уходящей из под ног земли. Широкие «ступенчатые» ходы басовых голосов меняют пространственные ориентиры, рождая своеобразный эффект - взгляда вниз с огромной высоты. Музыку и живопись объединяет торжественность, ослепительная праздничность, великолепие и полнозвучие красок.
Пример №2 Зрительный ряд: Э. Дега « Голубые танцовщицы». Музыкальный ряд: К. Дебюсси « Снег танцует».
Словно видение при лунном свете движутся очаровательные девушки в легких, сотканных из воздуха и тумана платьях. Они танцуют под звуки прекрасных мелодий, полных нежности и любви. Голубые, синие, изумрудно – зеленые взаимодействуют с красно – коричневыми, фиолетовыми, охристо – оранжевыми тонами, создавая волшебную симфонию цветовых звучаний. Для музыки Дебюсси характерна изысканность, прихотливость мелодики, мимолетность видений тончайших оттенков эмоций. Мелодия имитирует пластику танцевальных движений. Художник и композитор создают образы мягких пейзажей, раскрывают волшебный мир грез. Для живописи и музыки характерна яркая эмоциональность в выражении чувств.
Пример №3 Зрительный ряд: И.Г. Айвазовский «Черное море. На Черном море начинает разыгрываться буря». Музыкальный ряд: С.В. Рахманинов концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть.
Основное место занимает безграничное морское пространство и такое же бесконечное небо над ним. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От зеленовато – серых, серебристых и светло – изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до темно – синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря. В музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и утонченная поэтическая созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность. Гулкие аккорды нагнетают напряжение. Музыка обладает органичным сочетанием широты и свободы мелодического дыхания с упругим и энергичным ритмом. В данном случае привлекает внимание аналогичность художественных выразительных средств в этих произведениях, воплощающих образ природы.
На интегрированных уроках используются многочисленные «переводы» художественных образов на языки разных искусств. У школьников появляется возможность выстраивать собственными усилиями свой уникальный художественный мир. Через чувственное восприятие образа складывается личностное отношение к искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)
«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...
Интегрированные уроки искусства.
Тематическая схема, которую я предлагаю учителям музыки, литературы, окружающего мира,и как внеклассные мероприятия...
Интегрированный урок "Искусство человеческого общения»
Интерированный урок, проведенный совместно с психологом лицея Зыковой Е.К....
Курсовая работа на тему: Создание художественных образов на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода
Дипломной работе представлены разделы: 1. Введение...
Интегрированный урок "Искусство художественной фотографии и его связь с жизнью"
В ходе урока дети ознакомятся с различными видами искусства....
Презентация к уроку на тему: «Изображение в искусстве животного как объекта поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа» (5 класс, Урок № 29. Программа «Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой)
Тема: Животные - братья наши меньшие....
Художественно - педагогические технологии на уроках искусства. Технология «создания ситуации успеха»
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами: успех в учебе сегодня &md...