Календарно-тематическое планирование уроков литературы для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Литература 7 класс. Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин. – М., Просвещение, 2005. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl._lit-ra.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе ,утверждённого приказом Минобразования России от 5.03. 2004 г.№1089.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. Примерная программа основного общего образования по литературе для 5-11классов. Базовый уровень (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объёме 68 часов (2 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик, и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.
Курс литературы ориентирован на совершенствование умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающего установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя; развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; воспитание у школьника активного отношения к действительности, к природе, ко всему окружающему миру, выявлению места художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Оба предмета формируют коммуникативные умения и навыки , лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла, историей и обществознанием.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество обучающихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели обучения: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, потребности в самостоятельном чтении, развитее устной и письменной речи обучающихся.
Задачи: развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию; совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Еткульская СОШ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Овладение следующими общими учебными умениями и навыками является необходимым условием развития и социализации школьников :
-самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления. Оценки и классификации художественных образов;
- умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- умение устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения;
- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
- самостоятельная организация учебной деятельности.
Приоритетными методами в этом направлении являются:
-объяснительно-иллюстративный (беседа. Лекция, работа с учебником, таблицей);
- решение проблемных вопросов;
-частично-поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, тестирование и т. д.)
- исследовательский.
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Количество часов | Из них контрольных | развитие речи |
Введение. | 1 | |||
Из устного народного творчества. | 4 | |||
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | ||
Из литературы 18 века. | 2 | |||
Из литературы 19 века | 26 | 1 | 2 | |
Из литературы 20века. | 21 | 1 | 4 | |
Из литературы народов России. | 1 | |||
Из зарубежной литературы. | 10 | 1 | ||
итого | 68 | 2 | 8 |
.
Содержание рабочей программы.
Введение.
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу..
Из устного народного творчества .Предания.
Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», »Сороки – ведьмы», «Пётр и плотник» .
Былины: «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория литературы:
-предание (развитие представлений);
-гипербола (развитие представлений);
-былина;
-руны; мифологический эпос (начальное представление)
Пословицы и поговорки.
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц .Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира.
Теория литературы:
-героический эпос;
-пословицы и поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы.
«Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность. Нравственные заветы древней Руси. Гимн любви и верности.
Теория литературы:
-поучение;
-летопись.
Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов.
Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. «К статуе Петра Великого» «Ода на день восшествия на всероссийский престол…». Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, рассуждения о значении поэтического труда. Теория «о трёх штилях» (отрывки).Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения.
Теория литературы: ода (начальное представление).
Г.Р. Державин. Биография. «Река времён в своём стремленьи …», «На птичку», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из литературы 19 века.
В.А. Жуковский «Лесной царь». Необычность отношений человека с миром.
А.С. Пушкин. Образ Петра Первого и тема России в поэме «Полтава». Гражданский пафос поэмы. Своеобразие поэтического языка. Творческая история создания произведения. Интерес А. Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы. «Песнь о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка.
Теория литературы: баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена – размышления о труде летописца как о нравственном подвиге.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы: повесть (развитие представлений).
М.Ю. Лермонтов. Проблематика и основные мотивы «Песни про царя Ивана Васильевича…», центральные персонажи и художественные приёмы их создания. Фольклорные элементы в произведении. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета поэмы. Связь произведения с устным народным творчеством. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Воспоминания об идеальной гармонии, о небесных звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и её проявлений.
Теория литературы: фольклоризм литературы (развитие представлений).
.
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Краткий рассказ о писателе. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию. Патриотический пафос произведения. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы: роды литературы – эпос (развитие понятия);
литературный герой (развитие понятия).
И.С. Тургенев.
«Бирюк». Краткий рассказ о писателе. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворение в прозе «Русский язык». Богатство и красота русского языка. Русский язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы: стихотворение в прозе.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Краткий рассказ о поэте. Доля народная -основная тема стихотворений. Своеобразие поэтической музы Н. Некрасова. Основная проблематика поэмы- судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, стойкость, покорность судьбе.
Теория литературы: поэма (развитие понятия); трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К. Толстой.
«Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел, Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
М.Е. Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Своеобразие сюжета, проблематика сказок. Приёмы создания образов помещика и генералов. Позиция автора. Нравственные пороки общества.
Теория литературы: гротеск (начальное представление).
Л.Н. Толстой «Детство».
Краткий рассказ о писателе. Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман». Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, анализ собственных поступков.
Теория литературы: автобиографическое художественное произведение; герой – повествователь (развитие понятия).
А.П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; смысл названия произведений, « говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе
А. Толстой «Край ты мой, родимый край!», «Благовест», В. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.
И.А. Бунин. «Цифры». Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
Из литературы 20 века.
А.М. Горький Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы из повести). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. Становление характера мальчика, проблематика рассказа, авторская позиция; контраст как основной приём раскрытия замысла.
Теория литературы: портрет как средство характеристики героя.
В.В. Маяковский «Необычайное происшествие, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приёмы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы: лирический герой (начальные представления), ритм и рифма, тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н. Андреев «Кусака». Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героя. Гуманистический пафос произведения.
А.П. Платонов «Юшка». Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Сострадание и уважение и сострадание к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.
Б.Л Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…». Слово о поэте. Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы: лирический герой (развитие понятия).
На дорогах войны. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: К. Симонова, А. Твардовского, А. Сурикова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы: публицистика, интервью как жанр публицистики (начальное представление).
Ф.А. Абрамов «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно –экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы: литературные традиции.
Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя». Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Взаимосвязь природы и человека.
Ю.П. Казаков «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Д.С. Лихачёв «Земля родная». Духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы: мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М.М. Зощенко «Беда». Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова. Единство человека и природы. А выражение душевных настроений, состояния человека через описание картин природы.
Песни на слова русских поэтов 20 века.
А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России.
Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Краткий рассказ о поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы.
Р. Бёрнс «Честная бедность». Краткие сведения об авторе. Особенности творчества. Представления народа о справедливости и честности. Народно – поэтический характер произведения.
Джордж Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку.
Изображение жизни природы и жизни человека в их единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним – двумя штрихами.
Теория литературы: особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс 7 класса.
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать и понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
-основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись; роды литературы, эпос (развитие представлений), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и проблеме произведения (начальное представление), портрет как средство характеристики, автобиографическое произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представления), стихотворение в прозе, лирический герой(начальное представление), поэма (развитие понятия), трёхсложные размеры стиха, тоническое стихосложение (начальное представление), гипербола, гротеск, сатира и юмор как форма комического (развитие представлений);
уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выделять смысловые части текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
-видеть индивидуальное, национальное, общечеловеческое в характере героя произведения;
- выразительно читать произведение (или фрагменты) в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;
- создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную темы;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формы и средства контроля.
Формы обучения:
-коллективная;
-групповая;
-дифференцированно - групповая;
-индивидуальная.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту.
Средства контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы;
-итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест с выбором ответа, с кратким ответом.
Тематическое планирование учебного материала по литературе в 7 классе (68 часов)
№ урока | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Вид урока. Основные виды деятельности | Наглядность | Домашнее задание | ||
Введение (1 час) | ||||||||
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Беседа. Игра | Презентация | читать былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин в Киеве» | ||||
Устное народное творчество. Былины (4 часа) | ||||||||
2 | Былина как жанр фольклора. НРЭО 1 - М.С. Фонотов «Бронза Аркаима» | Тест. Лекция. Эвристическая беседа. | Презентация | выучить теорию, читать былины | ||||
3 | Вн.чт. 1 | Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». | Фронтальный опрос, тест, составление цитатного плана, эвристическая работа, словарная работа, практикум анализа языковых средств | Презентация | Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» Сочините былину «Добрыня в нашем городе» Прочитайте былины Новгородского цикла про Василия Буслаевича и Садко | |||
4 | РР 1 | Былины Новгородского цикла. «Вольга и Микула Селянинович» Мини-сочинение по картине В.Васнецова «Богатыри». | Работа с терминами, эвристическая беседа, лексическая работа, обсуждение видеосюжета, беседа по иллюстрациям | Презентация | Подготовиться к игре по былинам | |||
5 | Урок-игра «Кто лучше знает былины?» | Инсценировки, тестирование, разгадывание кроссворда | Презентация | Чтение былин об Илье Муромце, Добрыни Никитиче и Алёше Поповиче | ||||
6 | РР 2 | Пословицы и поговорки. Творческая работа. Комплекты плакатов по литературе Как оформить цитаты в сочинении по литературе | Урок развития речи | Презентация | ||||
Древнерусская литература (3 часа) | ||||||||
7 | Отрывок из «Повести временных лет» «О пользе книг». | Как создавались древние книги и кем (лекция) Работа над выразительным чтением. | Презентация | Выучить определение наставления, выучить наставление о пользе книг | ||||
8 | Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Комплекты плакатов по литературе Героический эпос в русской и мировой литературе | Выразительное чтение наизусть Творческая работа «Поучение младшему брату». | Презентация | Выучить определение поучения, написать поучение младшему брату, прочитать «Повесть о Петре и Февронии» | ||||
9 | «Повесть о Петре и Февронии». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Черты жития и сказки в повести Комплекты плакатов по литературе Образ. Характер. Герой. | Художественный пересказ эпизодов, составление плана, эвристическая беседа | Презентация | Анализ эпизода. Рассказ о Февронии, сообщения о Ломоносове | ||||
Русская литература 18 века (3 часа) | ||||||||
10 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». | Виртуальная экскурсия. Обучение устному рассказу и выразительному чтению. | Презентация |
| ||||
11 | М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) | Практикум анализа стихотворения. |
В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут? Напишите об этом небольшое сочинение-рассуждение.
| |||||
12 | Г. Р. Державин. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». Комплекты плакатов по литературе Схема анализа стихотворения. | Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Прочитать поэму Пушкина «Полтава» | |||||
Русская литература 19 века (29 часов) | ||||||||
Творчество А. С. Пушкина (8 часов) | ||||||||
13 | Вн.чт. 2 | А. С. Пушкин. «Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы. | Анализ изобразительных средств. Составление плана. | Презентация | Выучить отрывок наизусть | |||
14 | А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Комплекты плакатов по литературе Тема. Идея. Проблема в литературном произведении | Рассказ учителя. Эвристическая беседа. | Презентация | Выучить вступление к поэме | ||||
15 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | Лекция. Эвристическая беседа. Лексическая работа. Составление плана баллады. | Презентация | Выучить отрывок из стихотворения | ||||
16 | Смысл сопоставление Олега и волхва. | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа. | Презентация | Доучить балладу до конца | ||||
17 | Языковые особенности баллады | Практикум. Работа над выразительным чтением. | Презентация | Выучить определение и особенности баллады | ||||
18 | А. С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. | Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики. | Презентация | Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (прочитать) | ||||
19-20 | «Станционный смотритель». | |||||||
М. Ю. Лермонтов (6 часов) | ||||||||
21 | М.Ю. Лермонтов Комплекты плакатов по литературе Историческая основа поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа | Презентация | Рассказ «Пир у Ивана Грозного» Рассказ «Кулачный бой на Москве-реке» | ||||
22 | Система образов в поэме | Художественный пересказ Эвристическая беседа Сочинение-миниатюра | Презентация | Повторить определения: поэма, былина, историческая песня, героический характер Заполнить таблицу | ||||
23 | Идейно-художественное своеобразие произведения Комплекты плакатов по литературе «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Словарь историзмов и архаизмов. | Ответы на проблемные вопросы, эвристическая беседа, работа с текстом | Презентация | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | ||||
24 | М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива». | Практикум анализа стихотворения. | Выучить стихотворение | |||||
25 | М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов | Практикум анализ стихотворения. | Выучить стихотворение | |||||
26 | Урок выразительного чтения стихотворения Лермонтова | Отработка выразительного чтения. | Гоголь «Тарас Бульба» (прочитать) | |||||
Н. В. Гоголь (5 часов) | ||||||||
27 | Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Истрия создания. Исторический комментарий. | Лекция. | Презентация | Выучить лекцию | ||||
28 | РР 3 | Тарас и его сыновья: сравнительная хар-ка Остапа и Андрия. НРЭО 2 - М.Д.Львов «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться». | Составление плана характеристики. | Презентация | Заполнить сравнительную таблицу «Остап и Андрий» Групповое задание: инсценируйте сцену «Избрание нового кошевого» | |||
29 | Запорожская Сечь | Работа над сценарием кинофильма | Презентация | Биография Тараса | ||||
30 | Образ Тараса Бульбы | Слово учителя. Эвристическая беседа. | Презентация | Миниатюра «О чём могли рассказать запорожцы, сплавляясь на лодках по Днепру?» | ||||
31 | Три смерти в повести Комплекты плакатов по литературе Как писать сочинение по литературе. | Художественный пересказ, заполнение сравнительной таблицы | Презентация | Домашнее сочинение | ||||
Творчество И. С. Тургенева (3 часа) | ||||||||
32 | И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». «Бежин луг». | Слово учителя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | Презентация | Выучить лекцию. И. С. Тургенев «Бирюк» (прочитать) Принести «Стихотворения в прозе» Тургенева (1 книгу на парту) | ||||
33 | Герои рассказа. Природа и ее роль в рассказе. НРЭО 3 - М.С.Фонотов «Горное озеро». | Эвристическая беседа. Просмотр и обсуждение видеосюжета | Презентация | сочинение-рассуждение на тему “ Мое отношение к героям рассказа «Бежин луг» Индивид. Сообщение «История создания «Стихотворений в прозе»» | ||||
34 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Близнецы», «Русский язык», «Два богача» | Эвристическая беседа, сообщение ученика. Работа с фонохрестоматией | Презентация | Выучить стихотворение «Русский язык» | ||||
Творчество Н. А. Некрасова (3 часа) | ||||||||
35 | Н. А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. | Выразительное чтение наизусть. Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Практикум. | Презентация | Прочитать поэму «Русские женщины» целиком. Принести на урок. Заполните таблицу | ||||
36 | Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | Практикум анализа эпизода. Обучение выразительному чтению. | Написать сочинение на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?» | |||||
37 | Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Эвристическая беседа. Составление плана. | Выучить отрывок из стихотворения. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик…» | |||||
Творчество Салтыкова-Щедрина (2 часа) | ||||||||
38 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Комплекты плакатов по литературе Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Для детей изрядного возраста». | Выразительное чтение наизусть Эвристическая беседа | Презентация | Пересказ юмористических эпизодов Вспомнить определение аллегории, гиперболы, фантастики, гротеска. Найти в тексте эти приёмы. | ||||
39 | Смысл противопоставления генералов и мужика. | Эвристическая беседа | Прочитать и принести сказку Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Выучить теорию | |||||
Творчество Л.Н.Толстого (2 часа) | ||||||||
40 | Л.Н.Толстой «Детство». Взаимоотношения взрослых и детей. | Автобиография Рассказ учителя, беседа по вопросам. | ||||||
41 | Нравственный смысл поступков героев повести. | Беседа по вопросам, пересказ, словарная работа, устное рисование. | ||||||
Литература конца 19-начала 20 века (4 часа) | ||||||||
42 | И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | Эвристическая беседа | Бунин «Лапти» (прочитать); ответить на вопросы | |||||
43 | И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смыл рассказа. | Эвристическая беседа | Чехов «Хамелеон» (прочитать) | |||||
44 | А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Средства создания комического в рассказе. | Эвристическая беседа | ||||||
45 | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. НРЭО 4 - Л.И.Татьяничева. Лирика. | Урок-концерт. Обучение выразительному чтению стихотворения | Горький «Макар Чудра», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» (прочитать) | |||||
Русская литература начала 20 века (15 часов) | ||||||||
46-47 | М. Горький. Слово о писателе. «Детство». | Слово учителя. Круглый стол | Выучить лекцию | |||||
48 | «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». | Урок внеклассного чтения. Обучение выразительному чтению. | Выучить отрывок | |||||
49 | В. В. Маяковский Рассказ о поэте «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | Анализ художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению. | Презентация | Выучить отрывок из стихотворения | ||||
50 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. | Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению. | Отзыв на стихотворение; Андреев «Кусака» (прочитать) | |||||
51 | Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Эвристическая беседа | Платонов «Юшка» (прочитать) | |||||
52 | А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. | Эвристическая беседа. Ответы на проблемные вопросы. | Платонов «В прекрасном и яростном мире» (прочитать) | |||||
53 | «Неизвестный цветок». | Быль. Самост. работа, сопостав.анализ. | Ответ на вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | |||||
54 | А.Т.Твардовский «Братья». | Выразит.чтение, элементы анализа текста. | Выучить отрывок наизусть. | |||||
55 | РР 4 | Самостоятельный анализ одного из стих-ний Твардовского. | Анализ поэтического текста. | |||||
56 | Вн.чт. 3 РР 5 | Стихотворения о ВОВ. НРЭО 5 - Интервью с участником войны. | Рассказ учителя, коммент. чтение, словарная работа, беседа, пересказ, составление плана. | наизусть | ||||
57 | Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». | Эвристическая беседа | Ответы на проблемные вопросы | |||||
58 | Д.С.Лихачев «Земля родная». | Публицистика. Чтение, обсуждение, устное сочинение, беседа. | ||||||
59 | Е.И.Носов «Кукла». | Выразит.чтение, словарная работа, беседа. | ||||||
60 | «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | Выразит.чтение, беседа, пересказ. | ||||||
61 | Ю.Казаков «Тихое утро». НРЭО 6 - А.В.Куницын. Лирика. | Работа с учебником, сост.плана, беседа по вопросам,, чтение по ролям. | ||||||
Зарубежная литература (3 часа) | ||||||||
62 | Зарубежная поэзия (Р.Бернс, Д.Байрон). Японские хокку. Особенности жанра. | Сообщения. Анализ хокку. Элементы анализа текста, выразит.чтение. | Презентация | Выучить теорию | ||||
63 | О. Генри «Дары волхвов» | Рассказ учителя, элементы анализа текста, связь с историей и ИЗО. | эссе | |||||
64 | Д.Олдридж «Последний дюйм». Отец и сын. | Рассказ о писателе, беседа по вопросам, словарная работа. | ||||||
Заключительные и резервные уроки (4 часа) | ||||||||
65 | РР 6 | Подведение итогов. Рекомендации на лето. НРЭО 7 - Что мы знаем о литературе родного края? | Урок-игра | |||||
66-68 | Резерв |
Резерв – 3 часа РР – 6 часов РК – 7 часов Вн.чт. - 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...