Влияние античной литературы на мировую культуру
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме
Цель: Выяснить значение античной литературы, ее влияние на
культуру последующих веков. Познакомить обучающихся с
произведениями К.Брюллова, Л.Лосенко, А.Скрябина, К.Васильева.
Развить умение анализировать, сопоставлять стихотворные тексты,
делать выводы. Воспитать чувства альтруизма, милосердия, гордости
за свое Отечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_antichnoy_literatury_na_mirovuyu_kulturu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние античной литературы на мировую культуру.
Урок зарубежной литературы и МХК в 9 классе.
Цель: Выяснить значение античной литературы, ее влияние на
культуру последующих веков. Познакомить обучающихся с
произведениями К.Брюллова, Л.Лосенко, А.Скрябина, К.Васильева.
Развить умение анализировать, сопоставлять стихотворные тексты,
делать выводы. Воспитать чувства альтруизма, милосердия, гордости
за свое отечество.
Оборудование: 1. Репродукции картин.
2. Кассеты с записями произведений А.Скрябина
«Прометей. Поэма огня», этюд до-диез минор.
3. Тексты античных произведений.
4. Книги по искусству.
5. Словарь мифологических терминов.
6. Презентация по уроку.
Эпиграфы: В подлинной культуре ничего не умирает.
Ю.М.Лотман
…античность не могла бы сыграть такой
исключительной роли в истории европейской
культуры,.. если бы в ее культурном наследии
действительно не содержалось огромного
идеологического богатства…
И.М.Тронский
Дари огонь, как Прометей,
И для людей
Ты не жалей
Огня души своей.
Н.Олев
Ход урока:
- Слово учителя.
- Здравствуйте! Юные богини, садитесь. Садитесь, герои.
(Звучит этюд до-диез минор)
- «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги…»
Эти слова – начало античной литературы, начало всей мировой культуры, ибо из безграничного множества мифов и легенд Древних Греции и Рима родились сюжеты и темы для последующих художников, поэтов, скульпторов, композиторов.
Сегодня на уроке мы проследим, какой след оставила античная литература в судьбе мировой культуры. Мы выясним, прав ли был Тронский, утверждая, что (обращение к словам на доске)
- На первом этапе нашего уроке мы вспомним греческих богов. Итак, «Я узнал Вас, маска». Перед вами появятся боги, вы должны будете назвать их имена.
III. Венера Милосская. Навсегда изваяна в мраморе, II век до н.э. Эта статуя стала воплощением классической красоты и простоты. Она вдохновляла многих поэтов, в том числе и А.А.Фета.
(Ученик читает стихотворение «Венера Милосская»)
Учитель: прекрасные стихи, не правда ли? Чувственные, откровенные, нежные.
IV. Многие авторы посвящали свои стихотворения богам, героям, использовали их образы в своих произведениях. Перед вами на столах - карточки с отрывками из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ваша задача – найти имя греческого бога или мифическое географическое название, дать информацию о нем, объяснить, в каком значении Пушкин использует тот или иной образ.
(Команды совещаются)
Учитель: Для чего Пушкин обращается к античным образам, зачем вводит их в свое повествование?
Ученик: А.С.Пушкин, человек необыкновенного таланта и образованности, часто обращается к мифологии. Именно эти герои, события придают повествованию яркость, образность, торжественность, где-то - легкую иронию.
V. Следующий этап нашего урока – проследить мифологические образы в полотнах художников.
(Сообщение ученика на тему «К.Брюллов. «Последний день Помпеи»)
Учитель: Распущенность, излишняя нега, самодовольство во все времена наказывались. Если не людьми, то историей, временем.
VI. А сейчас сами попытайтесь оживить репродукцию с картины Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Я прошу вас учесть, что это – образы героического эпоса. Вспомните, что было самым главным для греческого воина и попробуйте воссоздать диалог Гектора и Андромахи. О чем могли бы говорить супруги перед расставанием? Какой наказ мог дать Гектор Андромахе и сыну? Инсценируйте этот эпизод.
(Обсуждение в командах. Инсценировка)
Учитель: Вы все правы. Воинская честь – вот самое важное для Гектора. Защита своей земли – вот о чем думы греческого героя. Быть настоящим воином, защищать отечество, не посрамиться перед врагом – единственный наказ Гектора сыну. Это и является основной темой героического эпоса.
VII. Учитель: Самый яркий образ античности, который будоражит умы, чувства, фантазию всех народов во все времена – это Прометей, могучий, великодушный, несгибаемый бунтарь. Расскажите вкратце о нем.
(Ученики обмениваются знаниями)
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию три стихотворения. Каждая группа подумайте, каким предстает перед нами Прометей в этих стихотворениях? Какие чувства владеют авторами поэтических строк?
(Чтение стихов, анализ)
Учитель: Все авторы видели в Прометее символ жизнелюбия, несгибаемости, бунтарства, активного действия, символ любви к людям, символ милосердия. И как сей час не хватает этих качеств нам с вами. Не каждый сможет пожертвовать собой ради жизни и счастья других людей; не каждый сможет подарить огонь своей души, как Прометей. И как никогда сейчас актуален призыв Н.Олева (обращается к эпиграфу).
Учитель: Послушайте симфоническую поэму А.Н.Скрябина «Прометей. Поэма огня». Второе название - «Поэма огня» - многозначно: это указание и на главный подвиг героя, и мысль о победе над мраком, об обновлении. Для воплощения своего замысла композитор использовал не только огромный состав оркестра, но и фортепиано, большой смешанный хор, поющий без слов. К последней симфонической поэме Скрябина могли бы быть отнесены слова Пушкина о «Реквиеме» Моцарта: «Какая глубина, какая смелость и какая стройность!» Ребята, это очень трудная музыка, поэтому я прошу вас настроиться на серьезное прослушивание. Подумайте, какие цветовые ассоциации возникают у вас? Какими красками вы нарисовали бы портрет скрябинского Прометея?
(Прослушивание музыки. Ответы детей)
Учитель: Посмотрите, как видел Скрябина наш земляк, художник из Васильево, Константин Васильев. К сожалению, он трагически погиб 29 октября 1976 года. Эта графическая работа не столько портрет самого Скрябина, сколько его музыки: монументальной, сочной, резкой, яркой, контрастной, выходящей за общепринятые рамки.
Обратите внимание: трагедия написана Эсхилом в VI в. до н.э., стихотворение Гете - в XVIII, Я.Полонского - в XIX, А.Скрябин – это начало XX в., Н.Олев – конец XX. Очень четко прослеживается связь времен, судеб, поколений. Пространство и время для настоящего искусства, для настоящей культуры – ничто. (Обращается к словам Лотмана).
VIII. Учитель: Заключительный этап нашего урока – экспресс-опрос «Дальше-дальше». В течение 45 секунд вы должны дать как можно больше ответов на мои вопросы.
(Экспресс-опрос)
Учитель: Молодцы. Мифологические герои и события вам известны. Я очень рада. Скажите же, какое значение имеет античная литература? Для чего мы ее изучаем, ведь это было так давно!
(Ответы детей)
Учитель: Я с вами совершенно согласна. «В подлинной культуре ничего не умирает…», «…в культурном наследии античности содержится огромное идеологическое богатство…»
Нет темы античной литературы, которая не была бы актуальна сейчас: верность своему слову, долгу, любовь к людям, любовь к Отечеству, ревность, предательство, умение понять другого человека. Многому учит нас античная литература: терпению, всепрощению, милосердию, горению. Этот урок горения – самое важное, что мы выносим из античной литературы. Прометей страдал во имя людей, Гектор, Патрокл, Ахилл пали ради счастья своего народа, Одиссей ради своей Итаки, своей семьи отказался от прекраснейших женщин, от бессмертия. В душе этих героев горел огонь. Огонь всеобъемлющей любви, который через века они передают нам с вами. Наша задача – сохранить этот огонь, передать его следующим поколениям.
Дома я вас попрошу написать сочинение-эссе «Читая произведения античной литературы…»
Секретари, листочки с оценками ко мне на стол положите.
Использованная литература:
- Н.В.Мирецкая, Е.В.Мирецкая «Уроки античной культуры» - Обнинск, 1996 год.
- К.М.Нартов «Зарубежная литература в школе». – М., 1976 год.
- И.А.Кун «Мифы и легенды Древней Греции» - М., 1977 год.
- ЛВШ №4 1997 г. Стр. 146-147.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология веб-квестов на уроках литературы и мировой художественной культуры.
Работа представляет методические материалы по созданию уроков литературы и мировой художественной культуры в технологии веб-квестов. Конспекты уроков можно посмотреть по ссылкамhttp://nsportal.ru...
Образы и идеи мировой литературы в русской культуре
Данная работа - попытка ещё раз осмыслить взаимовлияние и взаимопроникновение мировой литературы в русскую и наоборот.Сегодня, в эпоху межкультурного взаимодействия, очень важно изучать ту роль,котору...
Изучение русской и казахской литератур в контексте мировой культуры как перспектива литературного образования
Данная работа направлена на вывяление путей изучения русской, казахской и мировой литератур в школе....
Интегрированный урок литературы и мировой художественной культуры "Увидеть в капле океан" (роль художественного пространства в сонете А.С. Пушкина "Мадонна" и картине Рафаэля "Бриджуоторская мадонна")
Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Культура Древней Греции. Её влияние на мировую культуру
конспект урока...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине ОДБ.02 Литература по теме «Русская литература XIX века в контексте мировой культуры»
Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Цель:дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ половине ХІХ века, обрисовать ...