Рабочие программы
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Исламгалиева Розалия Фоатовна

Новое программирование по искусству в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_iskusstvo.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  « Кунгерская СОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО  _______Гайнетдинва Ф.Г.

Протокол №1   от «__»  августа, 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

 МБОУ  «Кунгерская СОШ»

_______________Залалиева Р. Р..

«__» августа   2014 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ  «Кунгерская СОШ»      

___________ Габидуллин Н. Г.

Приказ №__  от «__» августа 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству для 8 класса

(изобразительное искусство и  музыкальное  искусство)

(базовый уровень)

составила: Исламгалиева Розалия Фоатовна

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по искусству 8 класс составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

- Законы РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);

- Приказа МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента  Государственных Образовательных  Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

- Примерной программы основного общего образования по музыке; 

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2014-2015 учебный год;

- Учебного плана МБОУ «Кунгерская СОШ» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол  №  1  от 26    августа 2014года)

- Образовательная программа МБОУ «Кунгерская СОШ»

Национально-региональный компонент реализуется при изучении тем «Выдающиеся исполнители России»»

Данная программа разработана в соответствии  учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9  классах. 

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

       Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по искусству.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы» Москва,  Просвещение,  2010 год.

цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

—   приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

.

Задачи курса:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

—культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

—формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

—углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

—воспитание художественного вкуса;

—приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

 Выпускники основной школы научатся:

•   воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

•   понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

•   описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

•   структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др.,театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.    

 Обучение  искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:

  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного  языка и музыкальной драматургии;
  • определять принадлежность произведений к одному из жанров на основе характерных средств  выразительности;
  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
  • размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках,  полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе в VIII классе – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Количество часов -  всего: 35 часов, из них:     17 часов – Музыкальное искусство,  17 часов – Изобразительное искусство

В  неделю 1 час;  

Содержание программы 8 класс

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Синтез  искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.                                                                       Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Художники книги. Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов ).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору). 

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.                                                      Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты). Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи.

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.

Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков)  человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:                                                                                             Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра. Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).

Учебно-тематическое планирование

Изобразительное искусство

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

3

1

Искусство вокруг нас. Сәнгать безнең тирәбездә

1

2

Художественный образ-стиль-язык. Нәфис образ – стиль -тел

1

3

Наука и искусство. Фән һәм сәнгать 

1

Искусство открывает новые грани мира

1

4

Человек в зеркале искусства: Жанр портрета. Кеше сәнгать көзгесендә: портрет жанры

1

5

Как начиналась галерея? Галерея ничек башланган?

1

Искусство как универсальный способ общения

1

6

Как происходит передача сообщения в искусстве? Сәнгатьтә хәбәр җиткерү

1

7

Искусство-проводник духовной энергии. Знаки и символы  искусства.

Сәнгать – рухи энергия үткәргече. Сәнгатьнең билге-ләре һәм символлар

1

Красота в искусстве и жизни (5часов)

5

8

Что есть красота? Откровения вечной красоты. Застывшая музыка. Нәрсә ул матурлык? Тынып калган музыка

1

9

Есть ли у красоты свои законы? Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Матурлыкның үз законнары бармы? Композиция, гармония, ритм, симметрия.

1

10

Всегда ли люди одинаково понимали красоту? Кешеләр  һәрвакытта да матурлыкны бертөрле аңлаганнармы?

1

11

Как соотносится красота и польза. Матурлык һәм файда ничек яраклаша

1

12

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве. Тормыш һәм сәнгать күренешләренә кеше ничек җавап бирә?

1

Прекрасное пробуждает добро.

4

13

Преобразующая сила искусства. Сәнгатьнең үзгәртү  көче

1

14

Преобразующая сила искусства. Сәнгатьнең үзгәртү  көче

1

15

Театральная афиша.Декорации к спектаклю. Театр афишасы. Спектакльгә декорация

1

16

Художественный образ. Грим. Костюм. Нәфис образ. Грим. Костюм.

1

Синтез искусств в театре (2часа).

2

17

Создание художественного образа спектакля. Искусство театрального костюма

1

18

Художник в театре. Сценография. Выдающиеся художники театра. Театр рәссамна-ры. Сценография. Күренекле театр рәссамнары

1

Музыкальное искусство

Жанровое многообразие музыки

1

Музыка в жизни человека. Жанры в музыке. Кеше ормышын-да музыка. Музыка

1

2

Песня. Жанры  народных песен. Народные напевы. Җыр. Халык җырлары.

  1

3

Вокальные жанры и их развитие в духовной, в светской музыке разных эпох. Вокал жанр

1

4

Танец. Разнообразие танцевальных жанров. Татарский  народный танец. Бию. Бию жанры. Татар халык биюе

1

5

Всемирно известные театры оперы и балета. Дөньякүләм танылган опера һәм балет театрлары

1

6

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Возрождение. Барокко.

1

7

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм. Романтизм.

1

8

Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм. Неоклассицизм. Классический авангард.

1

9

Мир в зеркале искусства. Дөнья сәнгать көзгесендә 

1

10

Музыкальный портрет. Александр Невский.  Музыкаль портрет. Александр Невский.

 1

11

Портрет композитора в литературе и кино. Әдәбиятта һәм  нәфис фильмда композитор портреты

         1

12

Великий дар творчества: Радость и красота созидания. Иҗатның бөек сәләте: иҗат итүдә матурлык һәм шатлык

1

13

Марш. История русского марша.  Марш. Рус маршы тарихы

        1

14

Музыкально-поэтическая символика огня. Утның музыкаль – поэтик символы

        1

15

Художественные послания предков. Разговор с современником. Замандаш белән әңгәмә 

        1

16

Исследовательский проект по теме: «Полна чудес могучая природа» Иҗади эзләнү проекты. “Табигать могҗизалар белән тулы”

1

17

Презентация.

1

Используемая литература:

Г.И. Данилова «Мировая художественная культура», учебник для 7-9  классов Дрофа . Москва, 2008

Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. “Искусство”, учебник для 8-9 классов, “Просвещение”, Москва, 2009

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по музыкальному искусству

•  иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;  

•  определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

•  знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

•  размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

• давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

•   исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

•  использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

•  использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по изобразительному искусству

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • значение изобразительного искусства в художественной культуре;
  • роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества
  • выразительные средства и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства
  • стили в архитектуре :античная архитектура ,барокко, романский стиль, готика,  классицизм
  • о создании художественного образа спектакля, об искусстве театрального костюма

уметь

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • различать стили в архитектуре
  • создавать художественный образ в спектакле

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • восприятия и оценки произведений искусства;
  • самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
  • анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Таблично-графическая схема рабочей программы 8 класс (35ч)

Изобразительное искусство

№ пп

Тема урока

Кол-во часов

Тип

урока

Виды учебной

 деятельности

Содержание материала

Планируемые результаты

освоения

материала

Домашнее

задание

Дата проведения

План

факт

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (3 часа)

1

Искусство вокруг нас

Сәнгать безнең тирәбездә

1

Урок-беседа

Участвовать в обсуж-дении содержания и выразительности средств художествен-ного произведения.

Роль изобразительного искусства в синтетических видах творчества

Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.

Воспринимать художественные произведения разных видов искусства. Выражать своё отношение к ним.

Подбор материала по теме урока.

5.

09

2

Художественный образ-стиль-язык

Нәфис образ – стиль -тел

1

Комбини-рованный

Соотносить характер звучащей музыки с образным строем архитектурных памятников

Выразительные средства и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства

Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем.

Знать художественные стили образы, язык

Подбор материала по костюмам разных эпох и народов.

12

3

Наука и искусство

Фән һәм сәнгать Архитектура –композиционная организация пространства.

1

Комбини-рованный

Обобщение и систематизация представлений о многообразии художественной культуры на примере произведений различных видов искусства

Виды архитектуры. Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окру-жающей среды и выражение общес-твенных идей в художественных об-разах (композиция, тектоника, масш-таб, пропорции, ритм, пластика, объ-емов, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (про-мышленный, рекламный, ландшафт-ный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Разбираться в соотношении научного и художественного творчества

Подобрать музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников и литературным образам, раскрывающие эмоциональное богатство мира.

19

Искусство открывает новые грани мира (2 часа)

4

Человек в зеркале искусства: Жанр портрета.

Кеше сәнгать көзгесендә: портрет жанры

1

Комбини-рованный

Ассоциативный портрет в технике коллажа

Опыт творческой деятельности.

Просмотр и анализ работ

Создание яркого художественного образа

26

5

Как начиналась галерея?

Галерея ничек башланган?

2

Комбини-рованный

Человек в зеркале искусства, портрет в музыке, литературе, живописи, кино.

Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Сопоставлять язык различных направлений портретной живописи

Подобрать ре-продукции портретов на-ших великих татарских художников. Подготовить сообщение об их творчестве.

3.

10

Искусство как универсальный способ общения (2 часа)

6

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Сәнгатьтә хәбәр җиткерү

1

Комбини-рованный

Эмоционально-образ-ный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, гра-фике, живописи, скульптуре, архитек-туре, литературе

Связь архитектуры и дизайна (про-мышленный, рекламный, ландшафт

ный, дизайн интерьера и др.) в со-временной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Знать знаково-символический характер искусства

Прочитать информацию заключённую в памятниках архитектуре.

10

7

Искусство-провод-ник духовной энергии. Знаки и символы искусства

Сәнгать – рухи энергия үткәргече. Сәнгатьнең билге-ләре һәм символ-лар

1.

Комбини-рованный

Проверка творческого задания Различать знаки и символы искусства

Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах. Символика архи-тектуры. Образы и символы в русской поэзии и прозе

Знать музеи, художественные галереи, архитектурные памятники своего города.

Подготовить рассказ о зна-чимых куль-турно-истори-ческих объек-тах нашего города Казани

17

Красота в искусстве и жизни (5часов)

8

Что есть красота?

Откровения веч-ной красоты. Зас-тывшая музыка. Нәрсә ул матур-лык?

Тынып калган музыка

1.

Комбини-рованный

Знакомство с эталона-ми красоты в живопи-си скульптуре, архитек

туре.

Символы красоты Опрос на уроке

Различие реакций (эмоций, чувств) на социальные и природные явления в жизни и искусстве

Знание памятни-ков архитектуры и скульптуры г. Казани

Ответы на во-просы.  Красота в понимании раз-ных социаль-ных групп в различные эпохи

24

9

Есть ли у красоты свои законы? Ком-позиция. Гармония. Ритм. Симметрия.

Матурлыкның үз законнары бармы? Композиция, гармония, ритм, симметрия.

1

Комбини-рованный

Создание композиции на заданную тему

« Живопись, рисунок, орнамент»

Проверка творческого задания

Уметь выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи своего замысла

Выполнить наброски с натуры (женский портрет)

31

10

Всегда ли люди одинаково пони-мали красоту?

Кешеләр һәрва-кытта да матур-лыкны бертөрле аңлаганнармы?

1

Комбини-рованный

Устный опрос и проверка творческого задания

Понимание красоты в различных художес-твенных стилях и на-правлениях. Женские образы в произведе-ниях художников.

Знать художественные стили

Подобрать репродукции женских образов в произведениях художников

14.

11

11

Как соотносится красота и польза

Матурлык һәм файда ничек яраклаша

1.

Комбини-рованный

Опрос на уроке

Передача красоты современного человека средствами разных видов искусства «Портрет в литературе, рисунке, живописи»

Иметь представ-ление об истории-ческом характере художественного процесса, об осо-бенностях изобра-жения в живопи-си, графике, литературе.

Составить описание образа своего друга

21

12

Как человек реа-гирует на явления в жизни и в искус

стве.

Тормыш һәм сәнгать күренеш

ләренә кеше ни-чек җавап бирә?

1

Комбини-рованный

Устный опрос.

Воплощение трагического, лирического, драматического содержания произведения.

Уметь различать истинные и ложные ценности.

Эскиз по теме

(по выбору)

28

Прекрасное пробуждает добро (4 часа)

13

Преобразующая сила искусства.

Сәнгатьнең үзгәртү  көче

1

Комбини-рованный

Стремление человека к идеалу, поиск истины, добра и красоты

Героический пафос в монументальной скульптуре

Устный опрос и проверка творческого задания

Выполнение эски-зов в хорошем графическом ис-полнении. Знать материалы и вы-разительные воз-можности скульптуры

Подбор иллюстративного материала

Выполнить эскиз по теме урока

5.

12

14

Преобразующая сила искусства

Сәнгатьнең үзгәртү  көче

1

Комбинированный

Практическая работа (Лепка по собственному эскизу)

Устный опрос и проверка творческого задания

Уметь передавать характер героя в скульптурном портрете

Подбор материала по теме проекта

5

15

Театральная афиша

Декорации к спектаклю

Театр афишасы

Спектакльгә декорация

1

Комбинированный

Комбинированный

Создание театральной афиши

Коллективная работа по созданию декораций к спектаклю

Текущий контроль за созданием проекта

Просмотр, взаимоанализ выполненных работ

Иметь представление о работе художника-декоратора

Выполнить эскиз декора-ций к спектак-лю. Подбор иллюстраций к спектаклю « Снегурочка»

12

16

Художественный образ. Грим. Костюм.

Нәфис образ. Грим. Костюм.

1

Комбинированный

Создание костюма и грима Снегурочки и Леля

Анализ результатов собственной художественной деятельности

Иметь представление о работе художника-гримёра и художника по костюмам

Подготовиться к защите проекта

19

Синтез искусств в театре (2часа).

17

Создание художес-твенного образа спектакля. Искус-ство театрального костюма

Комбинированный

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля.

Искусство театрального костюма. Эскизы для костюмов для героев различных эпох.

Подготовить ответы на вопросы и задания

26

18

Художник в теа-тре. Сценография. Выдающиеся художники театра

Театр рәссамна-ры. Сценография. Күренекле театр рәссамнары

Комбинированный

Общие законы восприятия композиции картины сцены. Художник в театре. Сценография, создание эскиза, оформление сцены.

Выдающиеся художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л. С. Ба-кети  др.) Создание макета оформле

ния сцены

Готовиться по конспектам

16.

01

Музыкальное искусство

№ урока

Тема

 урока

Кол-тво часов

Тип

 урока

Вид контро

ля

Содержание материала

Музыкальный материал

Домашнее задание

Дата проведения

Дата

Факт

Жанровое многообразие музыки

1

Музыка в жизни человека.

Жанры в музыке.

Кеше ормышын-да музыка.

Музыка  

1

Комбинированный

Культура. Образованный человек

Жанр. Духовная и светская музыкаль-ная культура второй половины XVII – XVIII веков. Основные жанры профес-сиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт

Фрагменты произведений  Моцарта, Баха, Рахманинова.

Фрагменты балета «Щелкун-чик» П. Чайковского, оперы «Князь Игорь» А. Бородина, симфонии № 5 Л. Бетховена, Духовного концерта

М. Березовского

Подготовить выступление по  теме «Жанры музыки»

23.

01

2

Песня. Жанры  народных песен. Народные напе-вы

Җыр. Халык җырлары.

1

Комбинированный

Реферат

презент

Музыка народная, музыка професси-ональная. Музыкальная культура

XIX века: формирование русской класс-сической школы Народно-песенные истоки русской профессиональной му-зыки. Способы обращения композито-ров к народной музыке. Особенности проявления романтизма в русской му-зыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая об-разность как характерные особенности русской классической школы.

Фрагменты опер «Князь Игорь»,  А. Бородина, «Иван Сусанин», Н. Римского –

Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Снегу-рочка».

Народные песни. Народные напевы  в музыке П. Чайков-ского, М. Глинки, Н. Римско-го-Корсакова, П. Бородина.  

Подготовиться по конспектам

30

3

Вокальные жанры и их развитие в духовной, в свет-ской музыке раз-ных эпох.

Вокал жанр

1

Комбинированный

Реферат

или

презент

Индив опрос

Месса. Хор.  

Ария. Песня. Романс, вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет.

«Высокая месса си-минор» И.С. Бах (фрагмент), «Страсти по Матфею» И. С. Бах, «Всенощное бдение»

С. Рахманинов (фрагмент)

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести  А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов. Вокализ С. Рахманинов. Концерт для голоса с оркестром  (фрагменты)  Р. Глиэр. 

Подготовиться по конспектам

6.

02

4

Танец. Разнообразие танцевальных жанров. Татарский  народный танец

Бию. Бию жанры. Татар халык биюе

1

Комбинированный

сообщение

Менуэт. Вальс. Мазурка. Музыкально - пластическое движение. Обогаще-ние опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными. Татарский народный танец Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индии-видуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальны-ми.

Вальс из музыкальных ил-люстраций к повести А. Пуш-кина «Метель» Г. Свиридов. Фрагменты вальсов Ф.Шопе-на, И. Штрауса. Мазурка из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки, Менуэты  А. Корел-ли, Д. Скарлатти.

Татарские народные танцы в видеозаписи

Подготовиться по конспектам

13

5

Всемирно известные театры оперы и балета

Дөньякүләм танылган опера һәм балет театрлары

1

Обобще-ние

презент

Всемирно известные театры оперы и балета: Центры отечественной музы-кальной культуры и музыкального образования, имени  Мусы  Джалиля  в Казани, Большой театр (Россия, Мос-ква), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан)

Подбрать материал об известных театрах мира

20

6

Характерные приз-наки отечествен-ных и зарубежных стилей 18-21 вв. Возрождение.

Барокко.

1

Новые знания

Комбинированный

презентация

сообщение

Баллада. Канцона. Лютня. Клавесин.

Опера. Оратория. Месса. Кантата. Токката. Фуга. Соната. Сюита.

Лютневая музыка эпохи Ренессанса, духовная музыка Лассо Орландо

Фрагменты произведений

А. Вивальди, И.С. Баха,

Г. Телемана.

Ответы на вопросы и задания

27

7

Характерные приз-наки отечествен-ных и зарубежных стилей 18-21 вв. Классицизм.

Романтизм.

1

Комбинированный

реферат

сообщение

Симфония. Увертюра. Опера.

Опера. Вальс. Ноктюрн. Баллада. Программная музыка.

 Прощальная симфония. Гайдн.

Фрагменты оперы В. Моцарта «Волшебная флейта».Фрагмент симфонической увертюры «Эг-монт» Л. Бетховена. Фрагменты оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»

Фрагменты произведений

Ф. Шопена, Ф. Листа, Н. Паганини, М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского.

Подготовиться  по  конспектам

6.

03

8

Характерные приз-наки отечествен-ных и зарубежных стилей 18-21 вв. Импрессионизм.

Неоклассицизм.

Классический авангард.

1

Комбинированный

Прелюдия. Ноктюрн. Фортепианная миниатюра. Импрессионизм. Отечес-твенное и зарубежное музыкальное искусство ХХ века. Стилевое  много -образие музыки (импрессионизм). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки. Знакомство с наи-более яркими произведениями отечес-твенных композиторов академической направленности. Балет. Стилизация. Модернизация музыкального языка.

Классический авангард.

Фрагменты  произведений

 К. Дебюсси  и М. Равеля.

Фрагменты  произведений

И. Стравинского, А. Онеггера.

Фрагменты  произведений  Стива Райха,  Георгио Лигетти и  Яниса Ксенакиса

Подготовить сообщение по теме

13

9

Мир в зеркале ис-кусства.

Дөнья сәнгать көзгесендә 

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (конкурсы, фестивали и проекты) Понимать роль искусства в жизни человека и общества. Использовать коммуникативные свойства искусства

Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жан-ров и стилей).

Ответы на вопросы и задания

20

10

Музыкальный портрет. Александр Невский

Музыкаль пор-трет. Александр Невский.

1.

Комбинированный

Опрос по музыкальным произведениям

Прослушивание контаты С.С. Прокофь-ева «Александр Невский» Русские на-родные сказки, предания, былины Знакомство с современными обработ-ками классических музыкальных про-изведений. Оценить их художествен-ную значимость.

контаты С.С. Прокофьева Александр Невский

Творчество С.С. Прокофьева.

3.

04

11

Портрет компози-тора в литературе и кино. Әдәбиятта һәм  нәфис фильм-да композитор портреты

1.

Комбинированный

Фронтальный опрос

Видение мира в произведениях совре-менных художественных направлений в кино, литературе и изобразительном искусстве Осуществлять перевод худо-жественных впечатлений с языка музы-ки на язык литературный (поэтический)

Подготовить устный рассказ о любимом киногерое

10

12

Великий дар творчества: Радость и красота созидания

Иҗатның бөек сәләте: иҗат итүдә матурлык һәм шатлык

1.

Комбинированный

Опрос на уроке

Дирижёр с мировым именем Евгений Светланов

Подготовить материал по

теме: Художники-портретисты

17

13

Марш. История русского марша.  

Марш. Рус маршы тарихы

1

Устный опрос

Новые знания

Марш. Военный, траурный, праздничный, церемониальный.

Марш Преображенского полка, Марш Семеновского полка. «Прощание Славянки» В. Агапкина.

Подготовиться по конспектам

24

14

Музыкально-поэти-ческая символика огня

Утның музыкаль – поэтик символы

1.

Комбинированный

Опрос на уроке

А,Н, Скрябин Поэма «Прометей» 1 часть ,слушание.  Услышать развитие в поэме «Прометей»

Творчество Скрябина-поэмы

8.

05

15

Художественные послания предков. Разговор с совре-менником.

Замандаш белән әңгәмә 

1

Комбинированный

Фронтальный опрос

Стилизация и полистилистика Понимать значение классического и современного искусства в общении людей различных национальностей и куль тур в воспитании толерантности. Передача информации современникам и последующим поколениям в музыке.

Фрагменты 15-й симфонии Д. Д. Шостаковича,  Трио ре-минор С. Рахманинова.

Придумать вариант афиши музыкального конкурса или фестиваля

15

16

Итоговая контрольная работа (тестирование)

1

Комбинированный

Текущий контроль за созда-нием проекта

Выполнить эскиз афиши

22

17

Презентация.

1

Обобщающий

Критерии оценки проекта

Защита проектов

Уметь  использовать информационные коммуникативные технологии

Повторить пройденные темы

29

Критерии отметок по предмету:

Отметка «5» ставится, если ученик:                                                                                                    

  - выполнил работу в полном объеме,                                                                                                                    

- проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе),                                                                                                                                                 - правильно и аккуратно выполнил задания.

Отметка «4» ставится, если ученик:                                                                                                          

     - проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе),                                                                                                                                                     - допустил небрежность при выполнении работы                                                                                          

- незначительные (негрубые) ошибки при выполнения задания.

Отметка «3» ставится, если ученик:                                                                                                        

  - Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном работе, необходимость незначительной помощи преподавателя,                                                                                                                              

- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при выполнении здания.

Отметка «2» ставится, если ученик:                                                                                                          

     - не усвоил и не раскрыл основное содержание материала                                                                                

  - не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала                        

  - небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам

Список рекомендуемой учебно- методической литературы

  1. Сборник рабочих программ «Музыка. Искусство. 5-9 класс» Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская. Москва. Просвещение 2013 г.
  2. Научно-методический журнал «Искусство. Все для учителя» основан в декабре 2010 г.
  3. Научно-методический журнал «Музыка в школе» выпускается с 2000 г.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

  1. http://chayka1.narod.ru/noti.html
  2. http://nsportal.ru/user/91622/paqe/programmy-po-muzyke-v-shkole-raznekh-pedagogov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...