Рабочая программа по МХК (8-9 кл.)
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа по искусству (МХК) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), с опорой на примерные программы основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 5-9 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._mkhk_doc.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 8-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; основное содержание программы учебного курса; описание предмета в учебном плане; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; характеристику контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации № 09.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных программ для общеобразовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 21.12.2011 г.
4. Примерные программы среднего (полного) и общего образования: Письмо Департамента государственной политики МО и Н Российской Федерации № 03-1263 от 07.06.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
5. Об организации общеобразовательного процесса в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году: Приложение №18 к письму МО и Н Челябинской области № 03-02/5639 от 24.07.2013 году о преподавании учебного предмета «Мировая художественная культура» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году.
6. Положение о разработке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей №17». Пр.№ 222 от 02.09.13
7. Учебный план МБОУ «Лицей №17» на 2013-2014 уч. год. Пр.№237 от 02.09.13
Курс «Мировая художественная культура» предназначен для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа по искусству (МХК) составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре (базовый уровень), с опорой на примерные программы основного общего образования и программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 5-9 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования).
Изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры; знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей, по которым можно определить время создания шедевров в различных видах искусства, национальных школ; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувства; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов.
Цели курса:
- развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
- воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Региональный компонент реализуется путем изучения основного материала курса в сочетании с изучением региональных особенностей Челябинской области и Южного Урала.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с областным базисным учебным планом в 8-9 классах изучается интегрированный предмет « Мировая художественная культура» в 8 классе - 35 часов в год из расчета 1 час в неделю, в 9 классе – 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мировая художественная культура 8 класс
В мире художественной культуры (5ч.)
Цивилизация и культура - (3ч)
Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.
Единство и многообразие культуры – (2ч)
Единство мировой культуры. Многообразие и национальная самобытность культуры.
Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (18ч.)
Особенности художественной культуры Древнего Египта – (4ч)
Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов. Художественная культура Древнего Египта (обобщающий урок).
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока – (7ч)
Художественная культура Китая. Природа и человек – главная тема восточного искусства.
Художественная культура Японии. Традиции и обряды в индийской культуре. Религиозные верования и их отражение в искусстве. Культура восточных стран (обобщающий урок).
Греция – «колыбель европейской цивилизации» - (3ч)
«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю.
Художественные достижения доколумбовой Америки – (4ч)
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.
Мир и человек в художественных образах (11ч.)
Идеал Человека в культуре народов мира – (3ч)
Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.
Герой и защитник Отечества – (3ч)
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства.
Александр Невский – патриот Земли Русской.
Образ женщины – матери сквозь века (5ч.)
«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова. Женщина – мать в искусстве XX века.
Мировая художественная культура 9 класс
Мир и человек в художественных образах (6ч.)
Человек в мире Природы – (1ч.)
Человек и Природа. Взгляд через века.
Человек. Общество. Время. – (5ч.)
Пространство и время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира» (эпоха Возрождения). Человек нового времени.
Художественные традиции народов мира (27ч.)
Героический эпос народов мира – (2ч.)
Понятие о героическом эпосе. Герои и темы народного эпоса.
Праздники и обряды народов мира – (3ч.)
Всякая душа празднику рада. Религиозные праздники и обряды народов мира. Ах, карнавал! Удивительный мир.
Своеобразие архитектурных традиций - (5ч.)
Особенности храмового зодчества. Дом – жилище человека. Архитектурные традиции (обобщающий урок).
Изобразительное искусство народов мира – (6ч.)
Искусство византийской мозаики. Древнерусская иконопись. Искусство книжной миниатюры Востока. Скульптура Тропической и Южной Африки.
Своеобразие музыкальной культуры – (4ч.)
Музыка в храме. В песне – душа народа. У истоков народной американской музыки.
Театр народов мира – (3ч.)
Рождение русской народной драмы. В музыкальных театрах мира. Искусство кукольного театра.
Самобытность танцевальной культуры – (4ч.)
Страстные ритмы фламенко. Радуга русского танца. Искусство индийского танца. Под звуки тамтамов ( танцы народов Африки).
Обобщающий урок – (1ч.)
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения мировой художественной культуры учащийся должен
Знать
. характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
.шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению,
.основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры,
.основные средства выразительности разных видов искусства,
Уметь
.сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
.устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
.пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
.высказывать собственное мнение о достоинствах произведениях искусства,
.овладение культурной устной и письменной речью;
.осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
.выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
.использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
.участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и проектной межпредметной деятельности;
.проводит самостоятельную исследовательскую работу (готовит рефераты, доклады, сообщения);
.участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
- ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В качестве контрольно-измерительных материалов знаний учащихся применяются такие формы как: сочинение (умение раскрыть знания по определенной теме, умение логически мыслить, выстроить доказательность своего мнения), викторина-умение использовать накопленные знания, тест- определить правильный ответ, анализ- умение пользоваться искусствоведческой терминологией, овладение культурой письменной и устной речью. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Кл | Раздел тематического плана | Вид контроля (форма) | Планируемый результат |
8 | Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций. | Стартовый тест «Виды и жанры изобразительного искусства». Карточка-тест «Культура Др. Египта» Кроссворд «Греция-колыбель европейской цивилизации». Тест «Искусство Др. Греции». Карточка-тест «Своеобразие художественной культуры Древнего Востока» Карточка-тест «Зримый образ доколумбовой Америки» | Активизация учебной деятельности. Изучение и освоение обучающимися основных принципов, терминов и категорий изобразительного искусства, жизни и творчества великих мастеров, шедевров мировой культуры. Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. |
Мир и человек в художественных образах | Эссе «Идеал Человека в культуре народов мира» Карточка- тест «Герой и защитник Отечества». Карточка-тест, анализ картины «Образ женщины – матери сквозь века». | Формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям страны. | |
9 | Мир и человек в художественных образах | Эссе «Человек, природа, искусство». | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Художественные традиции народов мира | Сочинение « Мой любимый былинный герой». Карточка–тест, рисунок «Православный храм» Карточка – тест, сочинение «Мир русской иконы». Карточка-тест «В песне душа народа». Творческое задание «Радуга русского танца», «Всякая душа празднику рада». Творческий проект «Культурные традиции родного края». | Формирование чувства гордости за российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества. |
Нормы оценок по предмету « Мировая художественная культура»
«5»-знание программных произведений; знание названий, имен, биографических сведений, проявление умений, связанных с установлением различных взаимосвязей по МХК; умение доказать собственную точку зрения, обосновывая свое высказывание относительно искусства.
«4»- знание программных произведений; неуверенность в знании некоторых названий, имен; недостаточно уверенно сопоставляются различные художественные явления; умение делать выводы.
«3»-слабое знание программного материала, неспособность обосновать свое высказывание относительно искусства.
«2»-незнание теоретического материала в области МХК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...