Рабочая программа
элективный курс по мхк (11 класс) на тему

Плешакова Анна Викторовна

 

Рабочая программа элективного курса по предмету «Художественная культура Мордовии» разработана  для  учащихся 11 классов с учетом регионального (национально-регионального) компонента содержания художественного образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л. П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о художественной культуре Мордовии, проникнуть интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, писателей, художников, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_11_klass_9.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

  «Становление и развитие художественной  культуры Мордовии»  в 11классе

                                                   (наименование предмета)

Составитель: учитель музыки и МХК Плешакова А.В.,

первой квалификационной категории.

       

        

2014-2015 уч. год

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по предмету «Художественная культура Мордовии» разработана  для  учащихся 11 классов с учетом регионального (национально-регионального) компонента содержания художественного образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л. П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о художественной культуре Мордовии, проникнуть интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, писателей, художников, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом.

Цель программы элективного курса: воспитание гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, интереса и уважения к родному искусству, искусству народов, населяющих республику, художественной культуре региона, формирование личностной духовной, эстетической, художественной культуры, художественной компетентности.

Задачи элективного курса:

  1. Воспитание гражданственности, любви к малой и большой Родине, желание работать на благо республике, своего народа.
  2. Воспитание открытого, толерантного, ценностного отношении к родному искусству, к художественной культуре региона, к народам, проживающих в нем.
  3. Постижение художественных ценностей Мордовии и формирование на их основе способности к целостному восприятию искусства, восприятию мира через многообразие различных искусств республики, к постижению этнического своеобразия искусств, к осознанию проявления универсального в уникальном, расширение кругозора.
  4. Приобретение эмоционально-ценностного и творческого опыта, художественных знаний, умений, навыков, формирование на их основе художественной компетентности, позволяющей постигать, развивать и транслировать будущим поколениям региональную художественную культуру.
  5. Развивать художественных способностей, ассоциативного мышления, памяти, творческого воображения.
  6. Обеспечение возможности углубленного изучения художественной культуры Мордовии в рамках профильного обучения; подготовка выпускников к освоению регионального компонента высшего художественного профессионального образования, создание условий для профессиональной ориентации.

Раздел II. Содержание дисциплины.

Тема 1. Культура мордовского края в  XIX веке

  1. Литература, устно-поэтическое творчество мордовского народа.
  1. . Прикладное искусство. Русские писатели о мордовском народе.

Тема 2. Художественная культура мордовского края  (начало XX века – 50-е годы  XX века)

2.1. Организация саранского общества любителей изящных искусств (1904).

  1. Организация мордовского профессионального театра (1930).

Отражение важных социально-политических событий современной жизни в искусстве 50 - 60-х годов. Пропаганда лучших образцов классической, народной, современной музыки.

  Тема 3. Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века)

 3.1.     Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955).

          3.2. Возрождение изобразительного искусства  Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы.

Тема 4. Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века)

  1. Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке Н.И. Бояркина.
  2. Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков, литературоведов.

Тема 5. Панорама современной культурной жизни Мордовии. Искусство, как зеркало души мордовского народа

  1. Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии.
  2. Мордовия – один из главных связующих центров культур финно-угорских народов.

Тема 6. Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии

  1. Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле С.Я. Терханова.
  2. Гармония мира, природы, красота труда в поэзии.

Тема 7. Прогулка по памятным местам Саранска

  1. Культурно-исторические пути Саранска.
  2. . Памятники и архитектуры и градостроительства.

Тема 8. Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии

  1. Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура.
  2. Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм.

Тема 9. Защита проектов и рефератов

Приложение 3

Тематическое планирование по дисциплине «Художественная культура Мордовии»

п/п

Наименование разделов и тем

Максималь-

ная нагрузка

Учащегося,ч.

Из них

Теорети-

ческое обучение

Контроль-

ная работа, ч.

Экскур-

сия, ч.

Самосто-ятельная работа, ч.

Раздел I  Из истории становления и развития художественной культуры Мордовии 

8

5

1

1

1

1

Культура мордовского края в  XIX веке

2

1

-

1

-

2

Художественная культура мордовского края  (начало XX века – 50-е годы  XX века)

2

1

-

-

1

3

Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века)

2

1

       1  

-

-

4

Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века)

2

2

-

--

-

Раздел II Панорама современной культурной жизни Мордовии.

9

6

-

1

2

5

Искусство, как зеркало души мордовского народа

2

2

-

-

-

6

Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии

2

2

-

-

-

7

Прогулка по памятным местам Саранска

2

1

-

1

-

8

Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии

2

1

-

-

1

9

Защита проектов и рефератов

1

-

-

-

1

Итого

17

11

1

2

3

Приложение 2

Календарно-тематический план

Дата проведения занятий

Наименование разделов и тем

Вид занятий

Содержание разделов и тем

Кол-

во часов

Планируемая

Фактическая

I

Из истории становления и развития художествен-

ной культуры Мордовии

8

1.

Культура мордовского края в  XIX веке

Искусство академика портретной живописи К.А. Макарова. Саранская живописная школа. В.С. Серовой – музыкальный критик, композитор. (с 90-х гг. XIX века до 20-х годовXXвека) . Рассмотрение журналов XIX века: «Слово», «Век», «Живая старина» и т.д.

2

1.1.

Литература, устно-поэтическое творчество мордовского народа.

Водный урок-беседа

1.2

Прикладное искусство. Русские писатели о мордовском народе.

Заочная экскурсия, презентация

2.

Художественная культура мордовского края  (начало XX века – 50-е годы  XX века)

 Выдающийся просветитель мордовской профессиональной музыкальной культуры М,Е. Евсевьев. Появление в Мордовии хоровых и оркестровых коллективов. Организация

Кирюковым Л.П.  мордовского хора. Музыкальная деятельность

Л.И. Воинова в 40-50-е годы. Строительство культурно-просветительских, учебных учреждений и библиотек в Мордовии. Организация в Саранске кукольного театра (1935). Своеобразие и художественные достоинства графики В.Д. Фалилеева. Основатель национальной художественной школы-восьмилетки П.Ф.Рябов.

2

2.1.

Организация Саранского общества любителей изящных искусств (1904).

Беседова-

ние

2.2

Организация мордовского профессионального театра (1930).

Отражение важных социально-политических событий современной жизни в искусстве 50 - 60-х годов. Пропаганда лучших образцов классической, народной, современной музыки.

Сообще-ния, беседа.

3.

Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века)

Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955). Возрождение изобразительного искусства  Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы.

2

3.1.

Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955).

р

Урок расширения и углубления в тему

3.2.

Возрождение изобразительного искусства  Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы.

Обобщаю

щий урок с посмен

ным заданием

4

Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века)

Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке

Н.И. Бояркина. Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков,  литературоведов

2

4.1.

Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке

Н.И. Бояркина

Урок- беседа

4.2.

Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков, литературоведов

Лекция. Слово учителя

II

 Панорама современной культурной жизни Мордовии.

9

5.

Искусство, как зеркало души мордовского народа

Искусство, как зеркало души мордовского народа. Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии.

2

5.1.

Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии.

Беседа-экскурсия

5.2

Мордовия – один из главных связующих центров культур финно-угорских народов.

 Урок презентация- экскурсия

6.

Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии

Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле

С.Я. Терханова. Гармония мира, природы, красота труда в поэзии.

2

6.1.

Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле

С.Я.Терханова.

Урок-беседа

6.2.

Гармония мира, природы, красота труда в поэзии.

Урок-презентация

7.

Прогулка по памятным местам Саранска

Культурно-исторические пути Саранска. Памятники и архитектуры и градостроительства.

2

7.1.

Культурно-исторические пути Саранска.

Урок- беседа

7.2.

Памятники и архитектуры и градостроительства.

Урок- экскурсия

8.

Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии

Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура. Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм.

2

8.1.

Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура.

Урок- беседа

8.2.

Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм.

Обобщающий урок с посменным заданием

9.

Защита проектов и рефератов

Защита творчес-

кой работы

1

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за элективный  курс   «Становление и развитие художественной  культуры Мордовии»  в 11-х классах

В результате изучения элективного  курса «Становление и развитие художественной  культуры Мордовии»  ученик должен  знать / понимать/ уметь.

Знать:

- знать свой язык, свою культуру, свой народ;

- творчество мордовских писателей, поэтов, композиторов, деятелей искусства;

- знать, что всех объединяет, интересоваться культурной        жизни республики, страны мира.

Понимать:

- жизнь в ее культурном многообразии;

- творческое освоение этнической культуры Мордовии.

Уметь:

- уважать  другие народы, другую культуру;

- обеспечить интегрированный подход к освоению культуры Мордовии.

Раздел V. Учебно-методическая литература.

  1. Абудеева Н.Б., Капушина Л.П. Уроки музыки и МХК: Из опыта работы педагогов Мордовии: Учебное пособие. – Саранск, 2014.
  2. Ананичева Т.М., Суханова Л.Ф. Песенные традиции Поволжья. – М., 2010.
  3. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 2012.
  4. Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. – Саранск, 2013.
  5. Брыжинский В.С. Народный театр Мордовии. – Саранск, 2009.
  6. Бурнаев А. Эрзянские сюжеты в хореография Мордовии / Феникс. – Саранск, 2011.
  7. Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. – Саранск, 2012.
  8. Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. – Саранск, 2013.
  9. Галкин И.А. Музыкальная культура финно-угорских народов: музыка композиторов в ее связи с традиционной культурой. – Саранск, 2014.
  10. Союз композиторов Мордовии: Справочник / Авт.-сост.: И.А. Галкина; Министерство культуры РМ; Союз композиторов РМ. – Саранск, 2012.
  11. Фетисов С.Г. Я живу в Мордовии. – Саранск, 2013.
  12. Хрестоматия русской народной песни для учащихся I – VII классов / Сост. Л.Мекалина. – Изд. 2-е. – М.: Музыка, 2013.
  13. Шуляев А.Д. Жизнь и песня. – Саранск, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...