Рабочая программа
элективный курс по мхк (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по предмету «Художественная культура Мордовии» разработана для учащихся 11 классов с учетом регионального (национально-регионального) компонента содержания художественного образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л. П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о художественной культуре Мордовии, проникнуть интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, писателей, художников, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_klass_9.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
«Становление и развитие художественной культуры Мордовии» в 11классе
(наименование предмета)
Составитель: учитель музыки и МХК Плешакова А.В.,
первой квалификационной категории.
2014-2015 уч. год
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по предмету «Художественная культура Мордовии» разработана для учащихся 11 классов с учетом регионального (национально-регионального) компонента содержания художественного образования в аспекте концепции непрерывного регионального музыкального и этномузыкального образования Л. П. Карпушиной. Данная программа позволяет учащимся больше узнать о художественной культуре Мордовии, проникнуть интересом к жизни и творчеству выдающихся людей Мордовии – композиторов, исполнителей, писателей, художников, деятелей искусства, оценить их вклад в становление культуры региона в целом.
Цель программы элективного курса: воспитание гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, интереса и уважения к родному искусству, искусству народов, населяющих республику, художественной культуре региона, формирование личностной духовной, эстетической, художественной культуры, художественной компетентности.
Задачи элективного курса:
- Воспитание гражданственности, любви к малой и большой Родине, желание работать на благо республике, своего народа.
- Воспитание открытого, толерантного, ценностного отношении к родному искусству, к художественной культуре региона, к народам, проживающих в нем.
- Постижение художественных ценностей Мордовии и формирование на их основе способности к целостному восприятию искусства, восприятию мира через многообразие различных искусств республики, к постижению этнического своеобразия искусств, к осознанию проявления универсального в уникальном, расширение кругозора.
- Приобретение эмоционально-ценностного и творческого опыта, художественных знаний, умений, навыков, формирование на их основе художественной компетентности, позволяющей постигать, развивать и транслировать будущим поколениям региональную художественную культуру.
- Развивать художественных способностей, ассоциативного мышления, памяти, творческого воображения.
- Обеспечение возможности углубленного изучения художественной культуры Мордовии в рамках профильного обучения; подготовка выпускников к освоению регионального компонента высшего художественного профессионального образования, создание условий для профессиональной ориентации.
Раздел II. Содержание дисциплины.
Тема 1. Культура мордовского края в XIX веке
- Литература, устно-поэтическое творчество мордовского народа.
- . Прикладное искусство. Русские писатели о мордовском народе.
Тема 2. Художественная культура мордовского края (начало XX века – 50-е годы XX века)
2.1. Организация саранского общества любителей изящных искусств (1904).
- Организация мордовского профессионального театра (1930).
Отражение важных социально-политических событий современной жизни в искусстве 50 - 60-х годов. Пропаганда лучших образцов классической, народной, современной музыки.
Тема 3. Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века)
3.1. Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955).
3.2. Возрождение изобразительного искусства Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы.
Тема 4. Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века)
- Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке Н.И. Бояркина.
- Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков, литературоведов.
Тема 5. Панорама современной культурной жизни Мордовии. Искусство, как зеркало души мордовского народа
- Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии.
- Мордовия – один из главных связующих центров культур финно-угорских народов.
Тема 6. Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии
- Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле С.Я. Терханова.
- Гармония мира, природы, красота труда в поэзии.
Тема 7. Прогулка по памятным местам Саранска
- Культурно-исторические пути Саранска.
- . Памятники и архитектуры и градостроительства.
Тема 8. Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии
- Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура.
- Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм.
Тема 9. Защита проектов и рефератов
Приложение 3
Тематическое планирование по дисциплине «Художественная культура Мордовии»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь- ная нагрузка Учащегося,ч. | Из них | |||
Теорети- ческое обучение | Контроль- ная работа, ч. | Экскур- сия, ч. | Самосто-ятельная работа, ч. | |||
Раздел I Из истории становления и развития художественной культуры Мордовии | 8 | 5 | 1 | 1 | 1 | |
1 | Культура мордовского края в XIX веке | 2 | 1 | - | 1 | - |
2 | Художественная культура мордовского края (начало XX века – 50-е годы XX века) | 2 | 1 | - | - | 1 |
3 | Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века) | 2 | 1 | 1 | - | - |
4 | Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века) | 2 | 2 | - | -- | - |
Раздел II Панорама современной культурной жизни Мордовии. | 9 | 6 | - | 1 | 2 | |
5 | Искусство, как зеркало души мордовского народа | 2 | 2 | - | - | - |
6 | Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии | 2 | 2 | - | - | - |
7 | Прогулка по памятным местам Саранска | 2 | 1 | - | 1 | - |
8 | Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии | 2 | 1 | - | - | 1 |
9 | Защита проектов и рефератов | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | 17 | 11 | 1 | 2 | 3 |
Приложение 2
Календарно-тематический план
№ | Дата проведения занятий | |||||
Наименование разделов и тем | Вид занятий | Содержание разделов и тем | Кол- во часов | Планируемая | Фактическая | |
I | Из истории становления и развития художествен- ной культуры Мордовии | 8 | ||||
1. | Культура мордовского края в XIX веке | Искусство академика портретной живописи К.А. Макарова. Саранская живописная школа. В.С. Серовой – музыкальный критик, композитор. (с 90-х гг. XIX века до 20-х годовXXвека) . Рассмотрение журналов XIX века: «Слово», «Век», «Живая старина» и т.д. | 2 | |||
1.1. | Литература, устно-поэтическое творчество мордовского народа. | Водный урок-беседа | ||||
1.2 | Прикладное искусство. Русские писатели о мордовском народе. | Заочная экскурсия, презентация | ||||
2. | Художественная культура мордовского края (начало XX века – 50-е годы XX века) | Выдающийся просветитель мордовской профессиональной музыкальной культуры М,Е. Евсевьев. Появление в Мордовии хоровых и оркестровых коллективов. Организация Кирюковым Л.П. мордовского хора. Музыкальная деятельность Л.И. Воинова в 40-50-е годы. Строительство культурно-просветительских, учебных учреждений и библиотек в Мордовии. Организация в Саранске кукольного театра (1935). Своеобразие и художественные достоинства графики В.Д. Фалилеева. Основатель национальной художественной школы-восьмилетки П.Ф.Рябов. | 2 | |||
2.1. | Организация Саранского общества любителей изящных искусств (1904). | Беседова- ние | ||||
2.2 | Организация мордовского профессионального театра (1930). Отражение важных социально-политических событий современной жизни в искусстве 50 - 60-х годов. Пропаганда лучших образцов классической, народной, современной музыки. | Сообще-ния, беседа. | ||||
3. | Общества и художник: линии пересечения (середина – 70 годы XX века) | Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955). Возрождение изобразительного искусства Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы. | 2 | |||
3.1. | Отражение важных социально-политических событий в современной жизни в искусстве 50-60-х годов. Возникновение Объединения композиторов Мордовской АССР (1955). | р Урок расширения и углубления в тему | ||||
3.2. | Возрождение изобразительного искусства Мордовии после Великой Отечественной войны в 1950-е годы. | Обобщаю щий урок с посмен ным заданием | ||||
4 | Полифония жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии (70-е годы конец XX века) | Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке Н.И. Бояркина. Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков, литературоведов | 2 | |||
4.1. | Окружающий мир, как источник творчества. Земное и вечное в мордовской и духовной хоровой музыке Н.И. Бояркина | Урок- беседа | ||||
4.2. | Создание Союза писателей Мордовии, объединяющего поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков, литературоведов | Лекция. Слово учителя | ||||
II | Панорама современной культурной жизни Мордовии. | 9 | ||||
5. | Искусство, как зеркало души мордовского народа | Искусство, как зеркало души мордовского народа. Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии. | 2 | |||
5.1. | Отражение народного оптимизма в творчестве композиторов Мордовии. | Беседа-экскурсия | ||||
5.2 | Мордовия – один из главных связующих центров культур финно-угорских народов. | Урок презентация- экскурсия | ||||
6. | Формула человеческой жизни в творчестве деятелей культуры Мордовии | Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле С.Я. Терханова. Гармония мира, природы, красота труда в поэзии. | 2 | |||
6.1. | Личность и общество. Гражданско-патриотическая тема в вокальном цикле С.Я.Терханова. | Урок-беседа | ||||
6.2. | Гармония мира, природы, красота труда в поэзии. | Урок-презентация | ||||
7. | Прогулка по памятным местам Саранска | Культурно-исторические пути Саранска. Памятники и архитектуры и градостроительства. | 2 | |||
7.1. | Культурно-исторические пути Саранска. | Урок- беседа | ||||
7.2. | Памятники и архитектуры и градостроительства. | Урок- экскурсия | ||||
8. | Традиции и новаторство в художественной культуре Мордовии | Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура. Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм. | 2 | |||
8.1. | Диалог поколений в художественной культуре республики. Массовая музыкальна культура. | Урок- беседа | ||||
8.2. | Художественное направление в европейском искусстве конца XX-начало XXI – этнофутуризм. | Обобщающий урок с посменным заданием | ||||
9. | Защита проектов и рефератов | Защита творчес- кой работы | 1 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за элективный курс «Становление и развитие художественной культуры Мордовии» в 11-х классах
В результате изучения элективного курса «Становление и развитие художественной культуры Мордовии» ученик должен знать / понимать/ уметь.
Знать:
- знать свой язык, свою культуру, свой народ;
- творчество мордовских писателей, поэтов, композиторов, деятелей искусства;
- знать, что всех объединяет, интересоваться культурной жизни республики, страны мира.
Понимать:
- жизнь в ее культурном многообразии;
- творческое освоение этнической культуры Мордовии.
Уметь:
- уважать другие народы, другую культуру;
- обеспечить интегрированный подход к освоению культуры Мордовии.
Раздел V. Учебно-методическая литература.
- Абудеева Н.Б., Капушина Л.П. Уроки музыки и МХК: Из опыта работы педагогов Мордовии: Учебное пособие. – Саранск, 2014.
- Ананичева Т.М., Суханова Л.Ф. Песенные традиции Поволжья. – М., 2010.
- Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 2012.
- Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. – Саранск, 2013.
- Брыжинский В.С. Народный театр Мордовии. – Саранск, 2009.
- Бурнаев А. Эрзянские сюжеты в хореография Мордовии / Феникс. – Саранск, 2011.
- Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. – Саранск, 2012.
- Все о Мордовии: Энциклопедический справочник. – Саранск, 2013.
- Галкин И.А. Музыкальная культура финно-угорских народов: музыка композиторов в ее связи с традиционной культурой. – Саранск, 2014.
- Союз композиторов Мордовии: Справочник / Авт.-сост.: И.А. Галкина; Министерство культуры РМ; Союз композиторов РМ. – Саранск, 2012.
- Фетисов С.Г. Я живу в Мордовии. – Саранск, 2013.
- Хрестоматия русской народной песни для учащихся I – VII классов / Сост. Л.Мекалина. – Изд. 2-е. – М.: Музыка, 2013.
- Шуляев А.Д. Жизнь и песня. – Саранск, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...