рабочая программа
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему

Верткая Светлана Александровна

рабочая программа по МХК по учебнику Даниловой 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx105.4 КБ

Предварительный просмотр:

Статус документа



Рабочая  программа по мировой художественной культуре составлена на основе
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004), на основе  программы для общеобразовательных учреждений 5-11  по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, М., «Дрофа», 2011г.
 в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Челябинской области:

  1. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089).
  2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2009-2010 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05.2009г. №01-269).
  3. «О разработке рабочих учебных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012- 2013 учебный год».


Структура документа


-цели и задачи курса;

-общая характеристика учебного предмета и курса ;

-описание места учебного предмета и курса в учебном плане;

-региональный компонент;

-содержание учебного курса;

-материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы;

-характеристика КИМов;

-планируемые результаты изучения учебного предмета и курса, требования к

уровню подготовки учащихся;

- пояснительная записка к учебно-тематическому плану;

-календарно-тематический план с определением основных видов учебной      деятельности


 Раздел I. Пояснительная записка


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Программа выполняет две основные функции:
 Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Целью изучения дисциплины «Мировая художественная культура» является приобретение теоретических знаний; ознакомление с художественной культурой народов различных стран мира, различных эпох, расширение кругозора школьников в области истории искусств, приобретение новой информации.

Образовательные цели и задачи курса:
-изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
-формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
-осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
-постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
-освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

-знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

-интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка,    создание целостной картины их взаимодействия.



 Общая характеристика учебного предмета и курса


Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

В 8 классе изучается культура античности, средневековья и отдельным блоком идет изучение тем по культуре Руси от X до XVII века.
Таким образом, учащиеся приобщаются к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества, формированию, через общение с искусством, «активно мыслящего мировоззрения». В результате изучения данных блоков тем учащиеся должны прийти к выводу, что человек является активным участником миротворения, от действий и образа жизни которого зависит конечный результат бытия и качество созданного им мира.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются подчас в современной жизни.
Содержание программы по мировой художественной культуре базируется на принципе культурных доминант с выделением наиболее ярких памятников каждой исторической эпохи в различных странах. Это позволяет через знакомство с произведением даже одного мастера уловить мировоззренческие особенности и художественные идеи времени, поэтому автором программы был проведен тщательный отбор памятников культуры, наиболее знаковых для каждой эпохи. Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития — от первобытного мира до культуры XX века — дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Учитывая, что время для изучения мировой художественной культуры на базовом уровне ограничено, для получения предельно полной картины культурного развития выбраны все наиболее значимые культурные ареалы. В Азии — это Индия, Китай, Япония. В Африке — Египет. В Америке — Мексика. В Европе — Италия, Франция, Германия, Испания, Англия, Россия.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества представляет учащимся материал для выработки собственного вектора развития, для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. На уроках применяются средства ИКТ.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
 Воспитательные цели и задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;


подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
 Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
 Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.

                              Место предмета в школьном учебном плане

В соответствии с учебным планом «Мировая художественная культура» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступенях общего образования, изучается на базовом уровне в объёме 35 часов в год 1 час в неделю

Содержание НРК в учебном процессе

№ урока

Дата

Раздел

тема

Региональное содержание изучаемых вопросов

Количество часов

Форма проведения

8класс

3

Художественные символы народов мира.

Символы Челябинской области

1

беседа

11

Религиозные верования и их отражение в искусстве

Остров Веры

1

презентация

17

Урок-зачет

Культура древнейших цивилизаций ЮжногоУрала

1

презентации

24

«Венеры» первых художников Земли.

Тема женской красоты в поэзии Урала

1

Урок-концерт

28

Человек и Природа .Взгляд через века.

Человек и природа Южного Урала

1

беседа


 Раздел II.

Содержание курса
В мире художественной культуры. Введение.(7ч)

Цивилизация и культура.3часа

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». Что значит быть  культурным и цивилизованным человеком. Понятие о мировой художественной культуре. Художественные символы народов мира.

Единство и многообразие культуры.3часа

Единство мировой культуры. Мировое Древо как отражение единства мира. Многообразие  и национальная самобытность культуры.

Урок контроля .1час

                      Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (10ч)
Особенности художественной культуры Древнего Египта. 2 часа
Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов
 Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. 2 часа
Символический характер искусства. Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве
 Греция — «колыбель европейской цивилизации». 3 часа
«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках Человека
Художественные достижения доколумбовой Америки. 2 часа
Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков.

Урок-зачет. Презентация «культура древнейших цивилизаций».1час


                                 Мир и человек в художественных образах (17ч)

Идеал Человека в культуре народов мира.2 часа
Понятие об идеале. Идеал Человека в религиях мира. Святые и святость.
Герой и защитник Отечества. 3 часа
Георгий Победоносец -доблестный защитник Отечества. Идеал благородного рыцарства.

Александр невский – патриот Земли русской.
Образ женщины – матери сквозь века. 5 часов

«Венеры» первых художников Земли. Священный лик Богоматери. Мадонны титанов Возрождения. Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова. Женщина-мать в искусстве XX века.

 Человек в мире Природы. 2 часа
Человек и Природа. Взгляд через века. «Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды…»
Человек. Общество. Время. 4 часа

Пространство время в зеркале мифов. Человек эпохи Римской империи. Человек «в центре мира» (Эпоха Возрождения).Человек нового времени.

Урок-презентация «Мир и человек в художественных образах». 1час

Итоговый урок. 1час

Материально-техническое и учебно-методическое  обеспечение программы

№ п/п

Наименование

Количество

ПК

1

Экран

1

Проектор

1

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО МХК

Ресурсы Интернета
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки
http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений
http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.
http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.
http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.
http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).
http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.
http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.
http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).
http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия
http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.
http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.
http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.
http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.
http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).
http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.
http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений


Учебно-методическое обеспечение программы 8 класс

Классы

Количество часов

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

ЦОР

В неделю

В год

Программа

Учебники

Учебные пособия

Инструментарий определения уровня образованности

Методические пособия для педагогов

8

1

35

Программа для общеобразовательных учреждений 5-11  по МХК автор-составитель Г.И. Данилова, М., «Дрофа», 2011г.

Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2012г.


Характеристика КИМов

Отслеживание результатов усвоения изученных тем по курсу мировой художественной культуры проводится в виде зачетов по изученным темам, практических работ и докладов.

Формы и средства контроля


 Зачёт по теме


Практикум  


Доклады, рефераты



Уроки №7,17,34



Уроки № 14,28



Уроки №35


                           Планируемые результаты изучения учебного предмета и курса, требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:
-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
-устанавливать несложные реальные связи и зависимости;оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
-осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
-использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
-владеть основными формами публичных выступлений;
-понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
-определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
-осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Раздел III

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:
Знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
 Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества

Пояснительная записка к учебно-тематическому плану

 на 2012--2013 учебный год.

Предмет: мировая художественная культура

Класс: 8

Учитель: Верткая С.А..

.

Количество часов в неделю по программе - 1

Количество часов в неделю по ОБУП - 1

Количество часов в год – 35

Количество часов по четвертям:

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

 За год

Количество часов

9

7

10

9

35

Контрольные работы

1

1

2

4

НРК

1

1

2

1

5

Тематическое планирование составлено на основе:

1.Учебного плана школы.

         


Календарно-тематическое планирование по МХК 8 класс


п.п


Тема урока

Дата проведения урока


Тип урока(форма и вид деят-ти обучающихся, форма занятия)

Элементы
содержания урока

Формируемые компетенции


Виды и формы

контроля. Измерители

Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО, наглядность, дидактический материал)

НРК



Домашнее задание



В мире художественной культуры. Введение.(7ч)


1

Цивилизация и культура.

Понятие о мировой художественной

культуре.


Урок-беседа


Знакомство с понятием «мировая художественная культура»


Построение связного рассказа

Вопросы учебника

ЦОРЫ


Учебник Г.И.Даниловой, 2012

С.3-10



2

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Изучение нового материала

Культурный человек

Знать определение цивилизации

Понимать  роль цивилизации в жизни человека

Уметь давать  определения понятиям.


Построение связного рассказа


С.10-12

Вопросы с.16

Инд.зад.2-6


3

Художественные символы народов мира.

Урок-беседа

 Понятие символы

Знать понятие символа

Уметь составлять  рассказ

Вопросы учебника

иллюстрации

Символы Чел. обл.

Художественные символы народов мира.

С.12-16

вопросы

Художественные символы народов мира.

Художественные символы народов мира.


4


Единство и многообразие мировой культуры.

Единство мировой культуры.


Усвоение нового материала

Достижения культуры

Знать понятие культура

Уметь строить рассказ на тему


Конспект статьи учебника

ЦОРЫ

учебник
С.17-19



5


Мировое Древо как отражение единства мира


Усвоение нового материала

Мировое Древо в представлении разных народов

Иметь представление о Мировом Древе


творческая работа

Книга «Славянская мифология»

рисунки

Учебник

С.19-23


6

Многообразие и национальная самобытность культуры

урок-беседа

Богатство культур разных народов

Знать понятия самобытность

Работа с книгой, составление сообщения

Рисунки, иллюстрации

Учебник

С.23-26

вопросы

7

Урок контроля.

Урок контроля ЗУН

Защита презентации учащимися

Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (10ч)


8

Особенности художественной культуры Древнего Египта.

Жизнь Человека в искусстве.
Художественный канон в искусстве


Лекция с элементами беседы, презентация


Канонизированное древнеегипетское искусство. Фараон Аменемхет 3.

Знать понятие канон


Устное сообщение

ЦОРЫ


Инд. «Шедевры египетской скульптуры», «Пирамиды в Гизе»

Презентация

С.27-33



9


«Дома вечности» богов и фараонов


Комбинированный


«Дома вечности» богов и фараонов. Характерные особенности знаменитых пирамид, храмов Древнего Египта


Защита презентации

презентация


С.33-36

Вопросы с.37

Инд. «Рельефные произведения Месопотамии»



10


Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.
Символический характер искусства
Природа и Человек – главная тема восточного искусства


Лекция. Изучение нового материала с элементами беседы, презентация


Символический характер искусства Месопотамии
Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Единение человека с природой.

Знать понятие символ

Уметь

Определять символы в искусстве, определять связь природы и Человека


Найти символы в искусстве.
Устные выступления

ЦОРЫ

презентация


С.38-42

Инд. «Ли Бо и Ван Вей», «Великая китайская стена»
Вопросы 2-3
Инд. «Архитектурные сооружения Индии»




11


Религиозные верования и их отражение в искусстве


Изучение нового материала с элементами беседы


Религиозные верования народов Древнего Востока

Знать определение религии


Слово учителя, беседа

иллюстрации

Остров Веры


С.42-45

Инд.зад. Презентация «Греция- колыбель европейской цивилизации»



12

Греция- «колыбель европейской цивилизации».
«Страна героев и богов»


Урок-беседа, презентация


Греция- колыбель европейской цивилизации, страна героев и богов.

Знать мифы о богах


Сообщения учащихся

иллюстрации


С.46-47

Инд. «Памятники Акрополя»



13


Прогулка по афинскому Акрополю


Урок-презентация


Виртуальная экскурсия по Акрополю


Рассказ о памятниках Акрополя

презентация


С.47-51



14


В поисках Человека


Практическая работа


Описать скульптурное произведение, воплотившие идеал человека.

Скульпторы Греции


Описание одного из памятников

Акрополя

иллюстрации


С.50-51

Вопросы с. 51



15


Художественные достижения доколумбовой Америки.
Своеобразие культуры ольмеков.
Характерные черты искусства ацтеков


Изучение нового материала с элементами беседы


Шедевры искусства ольмеков: город Теотиукан, пирамида Солнца.
Характерные черты искусства ацтеков. Своеобразие скульптуры ацтеков.

Знать понятие шедевр

Уметь определять черты искусства ацтеков


Сообщения учащихся


Защита презентации

иллюстрации

презентация


С.52-55

Презентация «Искусство ацтеков»
Вопросы с. 60




16



Особенности художественной культуры майя, инков.
Памятники художественной культуры доколумбовой Америки


Комбинированный



культурные достижения народов майя, инков. Шедевры империи инков.

Знатьпонятия майя, инки


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит
Защита творческих заданий

иллюстрации


С. 55-63

Творческие задания о памятниках Америки
Инд. «Микеланджело», презентация



17

Урок –зачет. «Культура древнейших цивилизаций»

Проверка ЗУН

Уметь защищать работу

Презентации

учащихся

Культура древнейших поселений Южного Урала

18


Мир и Человек в художественных образах.
Понятие об идеале


Идеал человека в религиях мира


Изучение нового материала с элементами беседы.
Практическая работа


Воплощение культуры и истории человечества в художественных образах.
Представление идеала Человека (Бога) религиях мира

Знать понятие идеал


Устное выступление.
Выписать из ст. учебника представления об идеале

ЦОРЫ


С.73, вопрос 2
С.63-69
Вопросы с.73
Подг. рассказ о святых




19


Святые и святость


Урок-беседа


Наиболее почитаемые и любимые в народе святые

Знать понятие святость


Рассказ о святых

ЦОРЫ


С.69-73

Подг. презентацию



20

Герой и защитник Отечества.
Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества


Урок-презентация


Праведная жизнь Георгия Победоносца, доблестного защитника Отечества

Знать символ Георгия Победоносца


Защита презентации

ЦОРЫ


С.74-76



21


Идеал благородного рыцарства


Урок-беседа


Дискуссия об идеале благородного рыцарства

Знать понятие идеал


Рецензия ответа

ЦОРЫ


С.76-79

Подг. презентацию



22


Александр Невский – патриот Земли Русской


Урок-презентация


Художественное воплощение образа патриота Руси Александра Невского

Знать понятие патриот


Сообщения уч-ся, беседа

иллюстрации


С.79-82

Вопросы с. 82



23

Образ женщины-матери сквозь века.
«Венеры» первых художников Земли


Урок-концерт


Женская красота в поэзии и музыке

Уметь работать с текстами поэтов, оценивать картины художников


Слово о женской красоте

презентация

Тема женской красоты в поэзии Урала


С.83

Инд. Лики Богоматери



24


Священный лик Богоматери


Комбинированный


Шедевры византийской и древнерусской иконописи

Знать понятие лик


Устное выступление

ЦОРЫ


С. 84-85

Инд. Рафаэль, Леонардо да Винчи



25


Мадонны титанов Возрождения


Урок-презентация


Обаяние картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Сочетании простоты и торжественности

Знать понятия

Титаны,

Возрождение


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит

Иллюстрации

ЦОРЫ


С.85-86

Инд. Художник Венецианов А.Г.

Поэты Кольцов, Некрасов о женщине



26


Величавая Славянка в творчестве А.Г. Венецианова


Комбинированный


Творчество Венецианова и поэзия Кольцова, Некрасова

Уметь читать стихи


Слово учителя, работа с доп. лит

презентация


С.86-87



27


Женщина-мать в искусстве 20 века


Комбинированный


Творчество художников 20 века, воплотивших образ женщины-матери

Знать монументальную скульптуру


Сообщения заранее подготовленных уч-ся

ЦОРЫ


С.88-90

Вопросы с.90



28

Человек в мире Природы.
Человек и природа. Взгляд через века


Практическая работа


Работа по внесению вклада в защиту окружающей среды (стихотворение, буклет, рисунок и т.п.)

Уметь определять связь природы и Человека


Работа с информацией

презентация

Человек и природа Южного Урала


С.90-93

Вопрос с.1.


29

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды..»

Урок-концерт

Лик природы в лирике, музыке и живописи

Уметь соотносить музыку и живописные полотна

Выступление
учащихся

презентация


С. 93-97

Подг. доклады по темам курса



30

Человек. Общество. Время.
Пространство и время в зеркале мифов.


Комбинированный


Человек. Общество. Время.

Влияние человека на развитие исторического процесса.

Знать понятие пространство


Беседа

иллюстрации


С.98-99



31


Человек эпохи Римской империи.


Урок-исследование


Сопоставление представлений об идеале человека в эпоху Римской империи и нового времени

Знать понятие эпоха


Сообщения заранее подготовленных уч-ся

ЦОРЫ

Статуи Римской империи иллюстрации


С.99-101

Вопросы с.108


32

Человек «в центре мира».

Урок-путешествие

Иметь представление о художниках эпохи Возрождения

Презентации учащихся

Презентация по эпохе Возрождения

С 101-105

33

Человек нового времени

Урок изучения нового

Знать о деятелях искусства XX века

беседа

иллюстрации

С.105-107


34


Урок –презентация «Мир и человек в художественных образах».


Урок контроля ЗУН

Уметь строить связный текст

Защита презентаций




35


Итоговый урок

Урок контроля

ЗУН


Защита докладов по значимым темам курса МХК в 8 классе




И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).



^ Раздел II. Содержание курса

В мире художественной культуры

Художественные символы народов мира – 4 часа.

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.

Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.

Единство и многообразие мировой культуры. 3 часа

Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их мировое и общечеловеческое значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Вселенной. Роль и место человека в общей картине мироздания. Отражение представлений человека о строении мира в произведениях искусства.

Мировое Древо как один из ключевых образов искусства, воплотивших универсальную концепцию народов о пространстве Вселенной. Идея гармонического единства мира, нашедшая отражение в произведениях устного народного творчества, памятниках архитектуры и изобразительного искусства (живописи, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного творчества).

Образ Мирового Древа в шумерском эпосе о Гильгамеше и «Старшей Эдде» —
выдающемся памятнике древнеисландского эпоса. Представления древних славянских народов об устройстве мира на материале книги А. Н. Афанасьева «Древо жизни» и стихотворения К. Бальмонта «Славянское древо». Славянское древо — основа духовной жизни человека.

^ Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций

Особенности художественной культуры Древнего Египта. 3 часа

Жизнь Человека в искусстве. Художественный канон в искусстве. «Дома вечности» богов и фараонов

^ Своеобразие художественной культуры Древнего Востока. 3 часа

Символический характер искусства. Природа и Человек — главная тема восточного искусства. Религиозные верования и их отражение в искусстве

^ Греция — «колыбель европейской цивилизации». 3 часа

«Страна героев и богов». Прогулка по афинскому Акрополю. В поисках Человека

Художественные достижения доколумбовой Америки. 4 часа

Своеобразие культуры ольмеков. Характерные черты искусства ацтеков. Особенности художественной культуры майя. Памятники художественной культуры инков

^ Мир и человек в художественных образах

Идеал Человека в искусстве. 3 часа

Человек — главная и неизменная тема мировой художественной культуры. Идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека, нашедшие отражение в лучших произведениях мирового искусства. Поиски духовной красоты Человека в истории культуры.

Понятие об идеале в искусстве, его эволюция и непрекращающиеся поиски в различные художественно-исторические эпохи. Совершенные образцы идеального Человека в произведениях античных мастеров. Шедевры античной скульптуры. Особенности представлений об идеальном человеке в эпоху средневековья. Образы мучеников и страдальцев за веру христианскую в литературе и скульптурных произведениях готики. Человек как венец творения Бога в искусстве Возрождения. «Давид» Микеланджело и мадонны Рафаэля — подлинные идеалы Возрождения.

Божественный идеал в религиях мира.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Индийский бог Шива как олицетворение движения жизни в природе, символ ее созидательных и разрушительных начал в индуистской религии. Изображение космического царя танцев Шивы и его символический смысл. Монументальное изображение трех- ликого Шивы в пещерном храме на острове Элефанта.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).

Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ Святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Ман- тенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Св. Борис и св. Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.

Герой и защитник Отечества. 3 часа

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Идеал благородного рыцарства

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде» — величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.

Патриоты земли Русской.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» — основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Образ женщины – матери сквозь века 5 часов

Священный лик Богоматери.

Образ Богоматери — ведущая тема средневекового искусства. Культ Мадонны в странах Западной Европы. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Деревянная скульптура М. Эрхарта «Мадонна Милосердия» — особый тип священного образа, идеальный образ женской красоты, получивший распространение в произведениях готического средневековья. Бережный жест «покрова», прикрывающего распахнутым плащом группу христиан. Элегантная сдержанность, одухотворенное лицо, благородство и изящество позы, воплощенные скульптором.

Витражная композиция «Богоматерь в облике царицы» в Шартрском соборе. Ликующе-торжественный, праздничный характер изображения Мадонны с младенцем Христом на коленях. Особенности композиционного и колористического решения витражной композиции.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Мадонны титанов Возрождения.

Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа. Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Скульптурное изображение «Мадонны» Микеланд- жело для погребальной капеллы Медичи во Флоренции. Фигура Богоматери с младенцем — смысловой центр капеллы. Непосредственность и глубина душевных переживаний матери. Обобщенное, символическое звучание произведения.

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Образ русской женщины-крестьянки в творчестве И. П. Аргунова. «Портрет крестьянки в русском костюме» — одно из совершенных творений художника. Характерные черты образа простой русской женщины. Стихотворение Г. Р. Державина «Русские девушки» как одна из возможных интерпретаций образа.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой», «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых.

Серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Г. Левицкого — вершина творчества художника. Увлеченность любимым занятием, простота и жизненная правдивость образов. Мастерство художника в передаче непосредственности и искренности чувств. Портреты Е. И. Нелидовой и Г. И. Алымовой — настоящий гимн вечной юности.

Галерея поэтичных женских образов, созданная В. Л. Боровиковским. Внимание художника к передаче особенностей внутреннего мира героинь. Богатейшая палитра переживаний и чувств. «Портрет сестер Гагариных» — наиболее совершенное произведение художника. Общее настроение увлеченности музицированием, нежная мечтательность и тонкость душевных переживаний. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.

Женщина-мать в искусстве XX столетия

Новое звучание извечной темы материнства в произведениях искусства XX в.

Творчество К. С. Петрова-Водкина как наиболее яркое художественное воплощение темы. Исконно русские традиции в картинах «Мать» и «Богоматерь Умиление злых сердец». Дальнейшая эволюция темы материнства в творчестве художника. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в картине А. А. Дейнеки «Мать». Нежность и трепетность материнских чувств, неразрывная духовная связь матери и ребенка, готовность защитить его от любых жизненных невзгод. Простота и четкость композиции.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.

^ II. Человек в мире Природы. 2 часа

Человек и Природа — главная тема искусства Востока.

Природа — объект тщательного изучения и наблюдения художников. Жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, ее циклами, ритмами и состояниями. Человек как малая частица мироздания — характерная особенность восточного искусства.

Органическое слияние произведений архитектуры с окружающей природной средой. Искусное, тщательно продуманное расположение зданий на фоне природы. Умение зодчих найти наиболее живописное и естественное место для возведения монастырей, пещерных храмов и пагод. Великая Китайская стена — грандиозный памятник мировой архитектуры, олицетворяющий величие и мощь Китайской державы. Его величественная простота в сочетании с могучей и суровой природой севера.

Идея гармоничного единения человека с природой — характерная черта китайской и японской живописи. Национальное своеобразие пейзажей, их отражение в произведениях живописи и поэзии. Неторопливое созерцание «застывшего» мгновения жизни — характерная особенность произведений искусства. Воплощенная в них мысль о красоте и безграничности окружающего мира. Монохромность китайской живописи, мастерство в передаче воздушной перспективы. Выбор формата и композиционное решение картин. Советы начинающим художникам в трактате Ван Вея «Тайное откровение науки живописца».

Лирические пейзажи Го Си. Тонкое знание жизни природы, мастерство в передаче мира чувств и переживаний человека. Изменчивость природы — главный критерий ее красоты. Картина «Осень в долине Желтой реки», особенности ее композиционного построения. Природа, погруженная в глубокий и безмятежный сон. Стремление художника передать идею безграничности мироздания. Подчиненность человека природе, органическая слитность с ее жизнью.

Пейзажная лирика Ли Бо, глубина ее философского проникновения в жизнь природы и человека.

«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды...).

Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного.

И. И. Шишкин — певец русского леса. Красота необъятных лесных просторов, их богатырская сила, единство с миром человеческих чувств и переживаний — главные темы творчества художника. Картина «Лесные дали». Величественная панорама бескрайних лесных массивов, передающая необъятность и мощь родной страны. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» — поэтическое воплощение темы.

Серия картин К. Хокусая «36 видов Фудзи». Священная гора в различные времена года и суток. Выбор необычных ракурсов и различных состояний природы. Возвышенный и романтический образ в картине «Красная Фудзи». Простота композиции, символическое значение цвета. Картина «Фудзи у Канагава. Волна». Красота вечного движения в природе. Запечатленное мгновение разбушевавшейся морской стихии. Человек перед лицом вечности.

Явления природы в музыкальных произведениях А. Вивальди (скрипичный концерт «Весна»), Л. Бетховена («Пасторальная» симфония), К. Дебюсси («Сады под дождем», «Ветер на равнине», «Снег танцует» — по выбору).

^ Человек. Общество. Время. 4 часа

Человек в художественной летописи мира.

Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.

Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи. Легенда о Диогене и ее поучительный смысл. Идея калокагатии — гармонического сочетания физических и духовных достоинств Человека — и ее воплощение в произведениях скульптуры.

Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Возможность познания законов природы на основе разума и опыта.

Мир глазами романтика и реалиста (XIX в.). Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» в искусстве реализма.

Человек в искусстве ХХ столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:


  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


^ Раздел III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса мировой художественной культуры 8 класса ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

^ Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Обеспечение учебно – методическими комплектами и методическими пособиями.

УМК для учащихся:


  • Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 7-9 классы – М.: Дрофа, 2011.

  • М. Семенова. Мы - славяне. - С. - Петербург: Азбука, 1998.

  • Ю.С. Рябцев. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: Владос, 1995.

  • В л. Петрухин. Славяне - иллюстрированная мировая история. -Москва: Росмэн, 1998

  • Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.

  • Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,

  • Мокеев Г. Огни Москвы.// Журнал «Наука и религия». - №7.-2000.

  • Мокеев Г. Огненные храмы древней Руси. // Журнал «Наука и религия». - № 6,- 2001.

  • Святые символы Кашина. //«НКР». - № 1.- 2002.

  • Символ Небесного Града Колы. //«НКР». - № 2- 2000.

  • Расстрелянный Град Небесный.// «Наука и Религия». - № 5. - 2001.

  • Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.

  • Прот. Б.Николаев. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. - Москва: Научная книга, 1995.


Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20011.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 7- 9 класс – М.: Дрофа, 2012.

3. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. Составитель Н.Н.Куцман. – Волгоград: издательский торговый дом «Корифей» , 2007 год.

Ресурсы Интернета

http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное планирование, контроль знаний по МХК, галерея, схемы, карты, таблицы

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и др.).

http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• http://www.greekroman.ru - электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Есть библиотека текстов и галерея изображений

• http://www.artwoman.info/ - на сайте представлена скульптура и живопись, посвященная, по мнению авторов, женской красоте.

• http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• http://www.wco.ru/icons/ - «Виртуальный каталог икон» - изображений много, есть увеличение до разных размеров.

• http://www.middleeast.org.ua/ — информационный центр "Ближний Восток” (история и культура Ближнего Востока).

• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

• http://spbcity.info/ - фотографии Санкт-Петербурга по темам.

• http://www.suzdals.ru/ - фотографии Суздаля.

• http://moscow.photobase.ru/ - фотопутеводитель по Москве.

• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ - виртуальные путешествия по странам мира (фотографии).

• http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.

• http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.


Раздел VI. Приложения

Юбилейные и памятные даты мировой истории культуры:

- 06.08.2011 – 155 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова;

- 15.08.2011 – 155 лет со дня основания Государственной Третьяковской галереи;

- 24.10.2011 – 100 лет со дня рождения актера Аркадия Райкина;

- 04.12.2011 – 125 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского;

- 25.01.2012 – 180 лет со дня рождения Ивана Шишкина;

- 31.05.2012 –150 лет со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова;

- 13.06.2012 – 100 лет со дня открытия в Москве Музея изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);

- 01.11.2012 – 500 лет со дня, когда была впервые открыта взорам посетителей роспись Сикстинской капеллы, выполненная Микеланджело.

Ежегодно во всём мире отмечаются:

Международный день музеев (с 18.05.1977 г.) и Международный день театра.

В марте 534 года до н. э. в Афинах впервые были учреждены драматические состязания. Этот год и принято считать годом рождения мирового театра.

плохо

2

Формы и средства контроля


^ Зачёт по теме


Тест


Доклады, рефераты



Уроки № 33



Уроки № 8



Уроки № 14, 24



^ Раздел IV. Календарно-тематическое планирование


п.п


Кол-во

часов


Тема урока



Тип урока

Методы обучения



Содержание урока


^ Виды и формы

контроля



Домашнее задание


Дата

проведения

урока (план)


Дата

проведения

урока (факт)


1


1


Вводный урок.


Лекция с элементами беседы


Соотношение понятий «цивилизация» и «культура». сопоставлять образ культурного и цивилизованного человека


Записи лекции


Учебник Г.И.Даниловой, 2011

С.3-11




2


1


Понятие о мировой художественной культуре


Урок-беседа


Знакомство с понятием «мировая художественная культура»


Построение связного рассказа


С.11-15

Вопросы с.16

Инд.зад.2-6




3


1


Единство мировой культуры.


Усвоение нового материала


Единство мировой культуры. Мировое Древо


Конспект статьи учебника


С.17-23

Нарисовать Мировое Древо

Инд. «О чайной церемонии», «Икебана»




4


1


Многообразие и национальная самобытность культуры


Усвоение нового материала


Многообразие и национальная самобытность культуры


Развёрнутый ответ на вопрос


С.23-26

Презентация «Культура Древнего Египта»




5


1


Жизнь человека в искусстве


Урок-презентация


Мир человека в произведениях изобразительного. Сюжеты рельефов и фресковых росписей искусства.


Защита презента-ций


С.27-31

Вопросы 1, 2




6


1


Художественный канон в искусстве


Лекция с элементами беседы, презентация


Канонизированное древнеегипетское искусство. Фараон Аменемхет 3.


Устное сообщение


Инд. «Шедевры египетской скульптуры», «Пирамиды в Гизе»

Презентация

С.31-33




7


1


«Дома вечности» богов и фараонов


Комбинированный


«Дома вечности» богов и фараонов. Характерные особенности знаменитых пирамид, храмов Древнего Египта


Защита презента-ции


С.33-36

Вопросы с.37

Инд. «Рельефные произведения Месопотамии»




8


1


Символический характер искусства


Урок контроля ЗУН


Символический характер искусства Месопотамии


Найти символы в искусстве. Тест


С.38-39

Инд. «Ли Бо и Ван Вей», «Великая китайская стена»




9


1


Природа и Человек – главная тема восточного искусства


Лекция. Изучение нового материала с элементами беседы, презентация


Природа и Человек – главная тема восточного искусства. Единение человека с природой.


Устные выступле-ния


С.39-42

Вопросы 2-3

Инд. «Архитектурные сооружения Индии»




10


1


Религиозные верования и их отражение в искусстве


Изучение нового материала с элементами беседы


Религиозные верования народов Древнего Востока


Слово учителя, беседа


С.42-45

Инд.зад. Презентация «Греция- колыбель европейской цивилизации»




11


1


«Страна героев и богов»


Урок-беседа, презентация


Греция- колыбель европейской цивилизации, страна героев и богов.


Сообщения учащихся


С.46-47

Инд. «Памятники Акрополя»




12


1


Прогулка по афинскому Акрополю


Урок-презентация


Виртуальная экскурсия по Акрополю


Рассказ о памятниках Акрополя


С.47-51




13


1


В поисках Человека


Практическая работа


Описать скульптурное произведение, воплотившие идеал человека.


Описание одного из памятников

Акрополя


С.50-51

Вопросы с. 51




14


1


Своеобразие культуры ольмеков


Изучение нового материала с элементами беседы


Шедевры искусства ольмеков: город Теотиукан, пирамида Солнца.


Сообщения учащихся


С.52-54

Презентация «Искусство ацтеков»




15


1


Характерные черты искусства ацтеков


Урок-беседа, презентация


Характерные черты искусства ацтеков. Своеобразие скульптуры ацтеков.


Защита презента-ции


С. 54-55

Вопросы с. 60




16


1


Особенности художественной культуры майя, инков


Комбинированный


культурные достижения народов майя, инков. Шедевры империи инков.


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит


С. 55-60

Творческие задания о памятниках Америки




17


1


Памятники художественной культуры доколумбовой Америки


Урок контроля ЗУН


Контроль ЗУН по теме «Культурные цивилизации доколумбовой Америки»


Защита творческих заданий


С.61-63

Инд. «Микеланджело», презентация




18


1


Понятие об идеале


Изучение нового материала с элементами беседы


Воплощение культуры и истории человечества в художественных образах


Устное выступле-ние


С.73, вопрос 2




19


1


Идеал человека в религиях мира


Практическая работа


Представление идеала Человека (Бога) религиях мира


Выписать из ст. учебника представления об идеале


С.63-69

Вопросы с.73

Подг. рассказ о святых




20


1


Святые и святость


Урок-беседа


Наиболее почитаемые и любимые в народе святые


Рассказ о святых


С.69-73

Подг. презентацию




21


1


Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества


Урок-презентация


Праведная жизнь Георгия Победоносца, доблестного защитника Отечества


Защита презента-ции


С.74-76




22


1


Идеал благородного рыцарства


Урок-беседа


Дискуссия об идеале благородного рыцарства


Рецензия ответа


С.76-79

Подг. презентацию




23


1


Александр Невский – патриот Земли Русской


Урок-презентация


Художественное воплощение образа патриота Руси Александра Невского


Сообщения уч-ся, беседа


С.79-82

Вопросы с. 82




24


1


«Венеры» первых художников Земли


Урок-концерт


Женская красота в поэзии и музыке


Слово о женской красоте


С.83

Инд. Лики Богоматери




25


1


Священный лик Богоматери


Комбинированный


Шедевры византийской и древнерусской иконописи


Устное выступле-ние


С. 84-85

Инд. Рафаэль, Леонардо да Винчи




26


1


Мадонны титанов Возрождения


Урок-презентация


Обаяние картин Рафаэля и Леонардо да Винчи. Сочетании простоты и торжественности


Сообщения уч-ся, работа с доп. лит


С.85-86

Инд. Художник Венецианов А.Г.

Поэты Кольцов, Некрасов о женщине




27


1


Величавая Славянка в творчестве А.Г. Венецианова


Комбинированный


Творчество Венецианова и поэзия Кольцова, Некрасова


Слово учителя, работа с доп. лит


С.86-87




28


1


Женщина-мать в искусстве 20 века


Комбинированный


Творчество художников 20 века, воплотивших образ женщины-матери


Сообщения заранее подготовленных уч-ся


С.88-90

Вопросы с.90




29


1


Человек и природа. Взгляд через века


Практическая работа


Работа по внесению вклада в защиту окружающей среды (стихотворение, буклет, рисунок и т.п.)


Работа с информа-цией


С.90-93

Вопрос с.1.




30


1


«Благословляю вас, леса, долины, нивы, горы, воды..»


Урок-концерт


Лик природы в лирике, музыке и живописи


Выступление учащихся


С. 93-97

Подг. доклады по темам курса




31


1


Пространство и время в зеркале мифов. Человек «в центре мира».


Комбинированный


Человек. Общество. Время.

Влияние человека на развитие исторического процесса.


Беседа


С.98-99




32


1


Человек эпохи Римской империи.

Человек нового времени


Урок-исследование


Сопоставление представлений об идеале человека в эпоху Римской империи и нового времени


Сообщения заранее подготовленных уч-ся


С.101-107

Вопросы с.108




33


1


Урок контроля ЗУН по темам курса


Урок контроля ЗУН


Защита докладов по значимым темам курса МХК в 8 классе


Семинар по вопросам темы





34


1


Итоговый урок








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...