"Метод проектов как технология"
учебно-методический материал по мхк по теме
Как известно, метод проектов - наиболее востребованная в соврменном педагогическом процессе технология, которая не только способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала школьников, формированию их профессиональных интересов, но и помогает во многом решать вопросы, связанные с сохранением здоровья школьников. Данная статья рассматривает проект как одну из личностно-ориентарованных технологий, в реализации которой используются проектные, исследовательские и поисковые методы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_tekhnologiya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на окружной научно-практической конференции.
2012 год.
Тема: «Метод проектов в школе, как технология,
направленная на сохранение и укрепление
здоровья школьников».
Зам. директора по НМР Бадасян Я. В.
Можно ли учить детей так, чтобы сохранялось или даже укреплялось их состояние здоровья? Теоретически – да, но на практике получается крайне редко. Педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные обширной статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в общеобразовательной школе.
В наше время «школьные болезни» не только сохранились, но их перечень значительно расширился. У школьников, живущих на рубеже столетий, чаще выявляются нервно-психические расстройства, нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы.
Но современная наук утверждает, что грамотно организованное обучение может расширить адаптационные возможности растущего организма.
В связи с этим встаёт вопрос, что такое образовательная среда? Это понятие комплексное, в него входит всё, что окружает учащегося в школе: здание, оборудование, рабочая мебель, освещение, учебные программы и т.д.
Результаты большого количества научных исследований в этой области подтверждают тезис об огромной роли инновационных педагогических технологий в формировании здоровья школьников.
Мы остановимся на технологии «метода учебных проектов» как наиболее востребованной в современном педагогическом процессе, т.к. она помогает решать вопросы, связанные с укреплением и сохранением здоровья школьников.
По мнению Н.Ю.Пахомовой, метод учебного проекта - это одна из форм личностно-ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, использующий следующие методики: презентативные, поисковые, исследовательские и т.д.
Метод проектов в ходе своей реализации, решает целый ряд противоречий современного школьного образования, таких как:
Перегруженность содержания, жёсткий контроль со стороны учителя, отчужденность изучаемого материала от школьника, пассивность в усвоении содержания и ряд других педагогических проблем. Это всё способствует сохранению здоровья школьников.
Почему мы говорим о здоровьесберегающем эффекте метода проектов?
Потому что это прежде всего творческая работа.
Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Здоровьесберегающее образовательное пространство школы
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращения используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется введение и конкретизация на отдельных примерах представления о здоровьесберегающем пространстве школы (далее - ЗПШ), объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, и объединённых в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик.
Как нужно учить, чтобы школьники были и умными, и «резвыми»
«В настоящее время уже значительно распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно пока ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. ...Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом. В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».
Организация проектной деятельности по формированию мировоззрения ценности здоровья строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, обучающей навыкам здорового образа жизни, повышающей мотивацию в создании условий, формирующих, сохраняющих и укрепляющих здоровье личности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития, осмысления ценности здоровья. Комплексный подход к разработке проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика. Ученик, в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья. Он познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.
Учителями школы разработан долгосрочный проект «От здоровой школы к здоровой семье».
Цель: Включение всех субъектов образовательного процесса (ученики, учителя, сотрудники), родителей, общественности в работу по формированию мировоззрения, основанного на осознании ценности здоровья, своего собственного, окружающих.
Задачи:
- формировать у ребенка поведения с ориентацией на здоровье,
- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье,
- сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье,
- разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
- организовать консолидированное сообщество школы, семьи и различных ведомств округа для создания здоровой среды пребывания детей и подростков в школе, микрорайоне.
Предполагаемый результат: организация взаимообратных связей между семьей и школой, где ребенок становится посредником между школой, семьей, социумом в процессе формирования ЗОЖ, создание «здоровой территории», превращение школы в социокультурный центр своего микрорайона, формирование микросообщества с позитивными и гуманистическими ценностями, традициями.
В ходе работы над проектом развивается творческий потенциал учащихся, навык анализа собственной деятельности. Происходит осмысление собственного опыта и опыта сверстников в решении задач здоровьесбережения. Ученик оценивает собственный ресурс здоровья, находит и обучается приемам безопасности жизнедеятельности, улучшения экологии школьной среды. Приобретенный опыт он может транслировать и вне стен школы.
Исследования подтверждают: в современных условиях метод творческих проектов является реальным средством не только развития школьников, но и укрепления их здоровья. В экспериментальных школах относительно здоровых детей насчитывается от 70 до 78%. Именно в проектной деятельности каждый школьник находит себе работу "душевную" (К.Д.Ушинский), "от всего сердца" (родоначальник метода проектов У.Х.Килпатрик), эксперименты детей с "непослушными инструментами" и "неподатливыми материалами" укрепляют их эмоционально-волевую сферу (волю, настойчивость, целеустремленность, терпение), а проектирование и изготовление изделия развивают наглядно- образную память, абстрактно-логическое мышление. Успешно развиваются мануальные способности (ручная ловкость) и в целом упрочивается кинестезический аппарат ребенка. Укрепляются связи обеих сигнальных систем.
Не остается неизменной и структура урока. Если на каждом из 6-8 традиционных уроков ученик 45 мин находится в сидячем положении и нагрузки на мышечно-скелетную систему распределены неравномерно, что приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника, то при выполнении проектов учащиеся 15-20 мин слушают учителя, остальное время проводят в свободном режиме (сидя, стоя, в движении), выполняя избранную ими работу. Ни один другой метод не формирует так успешно ответственность, как это делает проектное обучение. Гордость за результаты труда, успешный поиск рациональных вариантов решения проблемы - все это повышает имидж учащихся, способствует сохранению здоровья, избавляя от синдромов безразличия, безответственности и неполноценности.
За проектным методом – будущее педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок немецкого языка по теме «Музыка» с использованием метода проектов и технологии критического мышления Форма урока: гр
Урок немецкого языка по теме «Музыка»...
Метод проектов в технологии
Как применяется метод проектов и метод дебатов на уроках технологии...
Урок немецкого языка по теме «Musikkunst» с использованием метода проектов и технологии критического мышления
Цель данного урока - это рассказать учащимся о важном значении музыки в жизни человека, научить высказывать собственное мнение по предложенной выше теме и приблизить их к музыкальному творчеству велик...
Педагогический совет "Метод проектов - учебная технология XXI века"
В материале содержится основной доклад и презентация к нему...
Метод проектов в технологии.
Презентация, которая пригодится при прохождении темы "Метод проектов" в 5 классе. Особенно на первых уроках темы....
Метод проектов - эффективная технология реализации ФГОС.
В работе рассмотрены этапы, организация и результаты проектной деятельности по ФГОС. ...
Методическое пособие "Применение ИКТ и метода проектов в технологии"
Образовательная область «Технология» - основная практико-ориентированная область знаний в школе, знакомящая школьников с различными сферами общественного производства. Одной из педагогических задач се...