приложение к уроку "Утверждение культа Разума"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
приложение к обобщающему уроку по культуре европейского Просвещения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение к уроку "Утверждение культа Разума" | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: УТВЕРЖДЕНИЕ КУЛЬТА РАЗУМА
Учитель Корина Илона Викторовна
Приложение 1 ( к заданию №2) – текст
В конце XVII – начале XVIII века в Европе вспыхнуло мощное культурное движение, известное в истории под названием ПРОСВЕЩЕНИЕ. Культура Просвещения возникла в тот момент, когда на арену истории выходил капитализм. Создаваемая деятелями Просвещения новая, передовая культура помогала его утверждению.
Движение просветительства имело свои специфические черты в каждой стране. Но задачи движения в главном были общими:
- Борьба против феодального строя и его идеологии
- Борьба против опоры феодализма – церкви
- Поиски и создание идеальной модели общественного устройства, в основе которой лежали бы буржуазные отношения
Писатели, художники, композиторы видели цель творчества в гражданском воспитании общества. Они обращались к народу. Их произведения способствовали формированию нового мировоззрения.
Прогрессивных деятелей XVIII в., своим творчеством боровшихся с феодализмом, называли просветителями.
Просветители были уверены, что народ терпит рабство потому, что его держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству Разума, к установлению царства Свободы, Равенства и Братства на земле.
Движение просветителей зародилось в Англии после событий буржуазной революции. Английские просветители видели свой долг в закреплении достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.
Французские просветители отрицали существующий строй, звали к борьбе с ним. Их произведения отличались революционной страстностью, идеи и требования воплощались в лозунге «Свобода, равенство, братство» для всех людей.
Немецкие просветители жили и боролись в феодальных государствах, в которых еще не созрели условия для революционной ликвидации феодального строя. Они звали к объединению, верили в грядущее избавление от власти тиранов. Но герои их произведений часто погибали в неравной схватке с деспотизмом.
В России стремление передовых людей было направлено на борьбу с крепостничеством. Они стремились раскрыть в человеке его природную духовную красоту, воспитать в людях всех сословий чувство человеческого достоинства, уважение к человеческой личности.
Творчеству и деятельности просветителей разных стран были свойственны общие черты:
- Выступали против абсолютизма, звали к борьбе с ним.
- Выступали против феодальной собственности
- Боролись против экономического и духовного рабства; объявили войну церкви
- Провозгласили культ Разума, а не бога; верили в победу Разума
- Боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний; видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем
- Утвердили воспитательную задачу искусства, видели в этом главную цель творчества
- Героем произведений становится простолюдин, человек третьего сословия. Он – воплощение разума, просветительского идеала
- Просветители искали пути к разумной организации общества, основанной на свободе, равенстве и братстве.
Историки считают, что эпоха Просвещения начинается с революции в Англии 1689 г., а заканчивается Французской революцией 1789 г.
Век Просвещения часто называют «веком Разума». Расставаясь с феодальным образом жизни, Просвещение в основе своей было демократично, это была культура для народа, она должна была приобщить его к знаниям.
Просветителей волнуют идеи равенства человека не только перед Богом, но и перед законами. Осуждались несправедливые законы, мешающие полноценному развитию человека, его достоинству.
В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением.
Век Просвещения называют эпохой исторического оптимизма, и эпохой победы разума, а также «Золотым веком утопии». Утверждается идея необходимости и уверенности в изменении и мира, и человека к лучшему. Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений.
Приложение 2 ( к 8 заданию)
Приложение 3 ( к заданию 12) – афоризмы
- Разум – главный двигатель жизни. Будь смел … и используй собственный разум. Это девиз Просвещения.
Иммануил Кант
- Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
Иммануил Кант
- Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.
Вовенарг Люк де Клапье
- Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья.
Томас Джефферсон
- Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Дени Дидро
- Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.
Блез Паскаль
- Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.
Жан-Жак Руссо
- Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.
Поль Анри Гольдбах
- Тесен мир, мозг же человека необъятен.
Ф. Шиллер
- Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, — вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт
- От природы люди вовсе не враги друг другу.
Жан-Жак Руссо
- Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными.
Жан-Жак Руссо
- Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее
Жан-Жак Руссо
- Религия — болезнь души.
Джонатан Свифт
БИБЛИОГРАФИЯ
- И.В. Ганичева Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Национальный книжный центр, 2011, 136 с.
- Мэтью Макдональд Научи свой мозг работать. – М.:Эксмо, 2012 – 304с.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Методические разработки по направлению «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». – Под редакцией М.А. Ивановой – М. 2010.
- П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов «Общение на уроке, или режиссура поведения учителя». Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 366 стр.
- Букатов В.М., Ершова А.П., Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя серия: Библиотека "Первого сентября" - 2000 г., 224 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.
Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....
Деструктивный культ: как уберечь ребенка
Статья + презентация. Книжка - памятка для социальных работников, психологов, родителей. Средства массовой информации все чаще обращаются к проблеме вовлечения людей в тоталитарные секты или подо...
Рецензия на статью Сидихменова В.Я. « Культ предков Китая»
В первую очередь хотелось отметить, открывая первую страницу предлагаемой статьи, что это не научное исследование, а научно – популярное, потому что все, что излагается в ней, уже исследов...
Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»
Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике являетс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина
Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...
Утверждение культа Разума. Обобщающий урок
Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (обобщающий урок). МХК, 10 класс...
Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть
Эпоха Просвещения - — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали ...