приложение к уроку "Утверждение культа Разума"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Корина Илона Викторовна

приложение к обобщающему уроку по культуре европейского Просвещения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ: УТВЕРЖДЕНИЕ КУЛЬТА РАЗУМА

Учитель Корина Илона Викторовна

Приложение 1   ( к заданию №2) – текст

В конце XVII – начале XVIII века в Европе вспыхнуло мощное культурное движение, известное в истории под названием ПРОСВЕЩЕНИЕ. Культура Просвещения возникла в тот момент, когда на арену истории выходил капитализм. Создаваемая деятелями Просвещения новая, передовая культура помогала его утверждению.

Движение просветительства имело свои специфические черты в каждой стране. Но задачи движения в главном были общими:

  • Борьба против феодального строя и его идеологии
  • Борьба против опоры феодализма – церкви
  • Поиски и создание идеальной модели общественного устройства, в основе которой лежали бы буржуазные отношения

Писатели, художники, композиторы видели цель творчества в гражданском воспитании общества. Они обращались к народу. Их произведения способствовали формированию нового мировоззрения.

Прогрессивных деятелей XVIII в., своим творчеством боровшихся с феодализмом, называли просветителями.

Просветители были уверены, что народ терпит рабство потому, что его держат в невежестве, и надеялись, что просвещение народа, освобождение его сознания от религиозных и классовых предрассудков приведет к торжеству Разума, к установлению царства Свободы, Равенства и Братства на земле.

      Движение просветителей зародилось в Англии после событий буржуазной революции. Английские просветители видели свой долг в закреплении достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.

Французские просветители отрицали существующий строй, звали к борьбе с ним. Их произведения отличались революционной страстностью, идеи и требования воплощались в лозунге «Свобода, равенство, братство» для всех людей.

Немецкие просветители жили и боролись в феодальных государствах, в которых еще не созрели условия для революционной ликвидации феодального строя. Они звали к объединению, верили в грядущее избавление от власти тиранов. Но герои их произведений часто погибали в неравной схватке с деспотизмом.

В России стремление передовых людей было направлено на борьбу с крепостничеством. Они стремились раскрыть в человеке его природную духовную красоту, воспитать в людях всех сословий чувство человеческого достоинства, уважение к человеческой личности.

Творчеству и деятельности просветителей разных стран были свойственны общие черты:

  1. Выступали против абсолютизма, звали к борьбе с ним.
  2. Выступали против феодальной собственности
  3. Боролись против экономического и духовного рабства; объявили войну церкви
  4. Провозгласили культ Разума, а не бога; верили в победу Разума
  5. Боролись за просвещение народа, широкое распространение знаний; видели в этом главное средство борьбы с феодальным строем
  6. Утвердили воспитательную задачу искусства, видели в этом главную цель творчества
  7. Героем произведений становится простолюдин, человек третьего сословия. Он – воплощение разума, просветительского идеала
  8. Просветители искали пути к разумной организации общества, основанной на свободе, равенстве и братстве.

Историки считают, что эпоха Просвещения начинается с революции в Англии 1689 г., а заканчивается Французской революцией 1789 г.

Век Просвещения часто называют «веком Разума». Расставаясь с феодальным образом жизни, Просвещение в основе своей было демократично, это была культура для народа, она должна была приобщить его к знаниям.

Просветителей волнуют идеи равенства человека не только перед Богом, но и перед законами. Осуждались несправедливые законы, мешающие полноценному развитию человека, его достоинству.

В культуре Просвещения принимали активное участие философы, социологи, экономисты, литераторы, каждый по-своему толкуя идеи свободы, равенства, братства. Идеи эти как будто должны были воплотиться во Французской революции 1789—1794 гг., однако, она стала их крушением.

Век  Просвещения называют эпохой исторического оптимизма, и эпохой победы разума, а также «Золотым веком утопии». Утверждается идея необходимости и уверенности в изменении и мира, и человека к лучшему.  Век Просвещения – век великих открытий и великих заблуждений.

Приложение 2 ( к 8 заданию)

Приложение 3 ( к заданию 12) – афоризмы

  • Разум – главный двигатель жизни. Будь смел … и используй собственный разум. Это девиз Просвещения.

                                              Иммануил Кант

  • Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

                                              Иммануил Кант

  • Бедность так принижает людей, что они стыдятся даже своих добродетелей.

                                               Вовенарг Люк де Клапье

  • Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья.

                                               Томас Джефферсон

  • Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

                                               Дени Дидро

  • Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

                                               Блез Паскаль

  • Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.

                                               Жан-Жак Руссо

  • Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью.

                                                Поль Анри Гольдбах

  • Тесен мир, мозг же человека необъятен.

                                                   Ф. Шиллер

  • Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, — вот исчерпывающая формула рабства!      

                                                      Джонатан Свифт

  • От природы люди вовсе не враги друг другу.

                                                   Жан-Жак Руссо

  • Мудрецы, которые хотят говорить с простым народом своим, а не его языком, никогда не смогут стать ему понятными.

                                                    Жан-Жак Руссо

  • Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее

                                                      Жан-Жак Руссо

  • Религия — болезнь души.

                                                     Джонатан Свифт


БИБЛИОГРАФИЯ

  1.  И.В. Ганичева Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Национальный книжный центр, 2011, 136 с.
  2. Мэтью Макдональд Научи свой мозг работать. – М.:Эксмо, 2012 – 304с.
  3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Методические разработки по направлению «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе». – Под редакцией М.А. Ивановой – М. 2010.
  4. П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов «Общение на уроке, или режиссура поведения учителя». Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 366 стр.
  5. Букатов В.М., Ершова А.П., Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя серия: Библиотека "Первого сентября" - 2000 г., 224 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока Культ личности и политические репрессии в СССР в 20-30-х гг.

Главной целью данного урока является сформирование у учащихся представления о негативной сущности политических репрессий в СССР. Содержится богатый материал по Республике Татарстан....

Деструктивный культ: как уберечь ребенка

Статья + презентация. Книжка - памятка для социальных работников, психологов, родителей. Средства массовой информации все чаще обращаются к проблеме вовлечения людей в тоталитарные секты или подо...

Рецензия на статью Сидихменова В.Я. « Культ предков Китая»

В первую очередь хотелось отметить,  открывая первую страницу предлагаемой статьи,  что это не научное исследование, а научно – популярное, потому что все, что излагается в ней, уже исследов...

Образовательная программа «Привитие любви к истории и культу-ре марийского народа»

Реалии сегодняшней жизни в условиях открытого общества ставят принципиально новые задачи перед всей системой народного образования. Одним из приоритетных направлений развития школ в республике являетс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО СЕМИНАРА Тоталитарный режим в СССР и культ личности Сталина

Межпредметный семинар: по дисциплинам: «История» и «Литература» (по роману А.И. Солженицына «В КРУГЕ ПЕРВОМ)При выборе темы я основывалась на том, что интересно подросткам именно в этот период их...

Утверждение культа Разума. Обобщающий урок

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума  (обобщающий урок). МХК, 10 класс...

Презкнтация по МХК 10 класс: "Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума" 1, 2 часть

Эпоха Просвещения - — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали ...