Творческое задание по МХК - это творить: что? как? зачем?
статья (мировая художественная культура) по теме
Данная работа представляет собой классификацию творческих заданий с примерами из предметной области «Мировая художественная культура». Рассматриваются примеры когнитивных заданий, креативных, организационно-деятельностных. Также по характеру образовательных получаемых продуктов: эмоционально-образные, оценочные, материальные, теоретические, информационные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Творческое задание по МХК – это творить: что? как? зачем?»
Сегодня новые стандарты образования предъявляют другие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Основное место во ФГОС отводится общеучебным умениям и способам деятельности, формированию универсальных учебных действий. Главным недостатком образования на протяжении последних десятилетий являлось формальное запоминание и автоматическое решение типовых заданий. Новый материал давался для того, чтобы изложить его учителю в том же виде, в каком он был предложен первоначально. Но в новых условиях необходимо учить школьников применять изучаемый материал на практике, развивать подвижность мышления, креативность в принятии решений.
Одним из методов овладения универсальными учебными действиями можно считать решение творческих заданий на предметном уровне. Какое же задание можно отнести к творческому? В современной практике среди педагогов нет единого мнения. Но, безусловно, общим признаком является субъективная новизна изучаемого материала для самого ученика. Таким образом, творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.
Существует такая классификация творческих заданий: когнитивные, креативные, организационно-деятельностные. Рассмотрим каждую и приведём примеры из предметной области «Мировая художественная культура».
1.Когнитивные задания направлены на формирование и развитие познавательных умений учащихся: умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперименты, отыскивать причины возникновения явлений.
Задание. Прочитайте предложенный текст: «Представления о красоте у древних майя заметно отличались от европейских. Кроме раскраски тела и татуировки, они использовали другие способы изменения внешности, в том числе искусственно деформировали череп, для чего голову новорождённого помещали между двух дощечек; женщины и мужчины подпиливали себе зубы, придавая им форму треугольников. Иногда зубы украшали инкрустацией из камней, которые крепили к ним веществом, напоминающим современный цемент. Одним из важных признаков красоты считалось косоглазие, которое вызывали искусственно, для чего ребёнку после рождения к волосам прикрепляли нитку с восковым или смоляным париком, приклеенным на переносице. Так ребёнок привыкал скашивать глаза. Бород майя не носили. Часто прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь». Составьте 3 вопроса к данному тексту, используя предложенную информацию.
2.Креативные задания обеспечивают формирование креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.
Задание. В 1874 году в Париже на выставке молодых художников была представлена работа Клоде Моне «Впечатление восходящего солнца» (от французского impression – впечатление). Критик Леруа отозвался о ней иронически, охарактеризовав этим словом всех участников выставки. Отсюда пошло название этого направления в живописи (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега и др.), в скульптуре (О.Роден, М.Россо), в музыке (К.Дебюсси, М.Равель и др.). Более полувека художники ждали признания не отдельных ценителей, а широкого круга любителей живописи. Предположите, чем же импрессионисты раздразнили критику и публику?
3.Организационно-деятельностные задания формируют способность осознавать и формулировать цели своей учебной деятельности, организовывать свой учебный рост, умение осознавать результаты своего обучения, давать оценку и рецензию образовательного продукта одноклассников.
Задание. На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов изображениями – мозаики и фрески. Русских мастеров с мозаикой познакомили византийцы. Ещё в 6 веке они широко использовали её при украшении храмов. После распада Киевской Руси мозаику использовать перестали, а после монголо-татарского нашествия и вовсе забыли. Ваш одноклассник сделал вывод, что мозаика – очень сложная и дорогостоящая техника живописи. В доказательство он привёл следующую информацию: «Техника изготовления мозаики была непростой. Исходное сырьё - смальту (цветное стекло) – выплавляли в специальных стеклодельных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте цвет. Самое ценное качество мозаики – светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику, и она искрилась всеми цветами радуги. Ремесленники, изготовлявшие смальту, ценились наравне с мозаичистами – теми, кто выкладывал из неё изображения. По окончании строительства храм не сразу украшали мозаиками и фресками. Ему давали высохнуть в течение года, а то и дольше. Затем с наступлением тепла начинали мозаичные работы, стараясь закончить их за один сезон – с мая по сентябрь. Стены и своды здания метр за метром в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. На 1 кв. дм площади изображения иногда приходилось 400 кусочков смальты. Мастера специально вдавливали кубики под разными углами, чтобы игра цвета и света была богаче». Дайте оценку приведённым фактам. Как вы думаете, доказывая своё утверждение, одноклассник привёл достаточно аргументов?
Существует ещё одна классификация творческих заданий: по характеру получаемых образовательных продуктов.
1.Эмоционально-образные образовательные продукты, позволяющие формировать умение создавать «образ» решения проблемы, умение интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемыми образами, умение «вживаться» в изучаемый объект.
Задание. Известно, что майя специально разводили некоторые породы птиц: кетсаль, цапля, попугай, орёл, утка, колибри. Убийство ценной птицы, не разрешённое жрецами или правителями, считалось серьёзным проступком. За это даже полагалась смертная казнь. Чем вы можете объяснить суровость наказания?
Задание. Понаблюдайте, к кому из известных художников конца 19 – начала 20 века может относиться эта характеристика: «Он осмелился нарушить законы анатомии и перспективы… он разрушил в живописи правдоподобие … изображая розовую землю, синее дерево или снег без теней. Он писал и рисовал так, как хотело его художественное «я». Многогранный художник, живописец, скульптор, поэт, керамист, он пришёл слишком поздно и слишком рано. Он … остаётся невоплощённым идеалом грядущих эпох».
2.Оценочные образовательные продукты, формирующие умение критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность.
Задание. Эти лекарства хранили в запечатанных склянках и ящиках и помещали в особое место. Никто без дьяка не имел доступа к этому помещению. В аптеке лекарство готовили самые доверенные фармацевты и доктора в особой комнате. Рецепт и имена составителей лекарства записывались в книге Аптекарского приказа. Первым пробовали доктора. Сделайте предположение, кому же предназначалось подобное лекарство? Объясните и докажите свою точку зрения.
3.Материальные образовательные продукты, формирующие умение конструировать, ставить опыты и проводить эксперимент, наблюдение, моделировать.
Задание. Стекло варили в особых печах, затем нарезали в соответствии с рисунком композиции, которую на него должны были набрать. Изготавливали основу-шаблон и после каждого изображения, которое наносилось на стекло, его ещё раз обжигали. Фрагменты композиции в окончательном варианте закреплялись в металлические полосы – «свинцовые жилы». Мастера знали, что магическое сияние цветного стекла «раскрывалось» только «на просвет», снаружи оно было «слепое», почти бесцветное. Для чего предназначалось такое стекло? Объясните свою точку зрения.
4.Теоретические образовательные продукты, формирующие умения создавать «новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы.
Задание. Около 490 г. до н.э. на греческом острове Эгина был воздвигнут храм Афины. Храм традиционно имел два входа с противоположных сторон и соответственно два фронтона. На западном была изображена схватка греков и троянцев. Их фигуры почти неотличимы: в анатомическом строении практически нет ошибок, движения живы, на губах застыла несколько странная, мечтательная, загадочная улыбка. На восточном фронтоне изображена схватка с участием Геракла. Лица раненых воинов выражают страдание, передан наклон падающих тел, движения воинов свободны, естественны. Какая часть храма сохранилась хуже? Почему храм оформляли два скульптора? Почему техника одного из них была более прогрессивной? Обоснуйте все ваши предположения.
5.Информационные образовательные продукты, формирующие умения обобщать, систематизировать, преобразовывать учебную информацию, кодировать и декодировать учебный материал, интерпретировать информацию.
Задание. Используя данную ниже информацию, составьте таблицу о красках, которые использовали народы майя. Для росписи стен храмов майя использовали краски, состав которых до сих пор неизвестен. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются воздействию кислот. Установлено, что одни краски растительного происхождения, другие изготавливали из моллюсков или мелких насекомых, живущих на некоторых видах кактусов. Аналогичные краски использовали для традиционной раскраски тканей, а также лиц и тела. Вероятно, поначалу тела раскрашивали для того, чтобы отпугивать кровососущих насекомых, позднее - ради сословного отличия: жёлтый цвет означал пленника, красный - воина, чёрный – неженатого юношу, синий – жреца. Ещё позднее, по мере укоренения этой традиции, появился более устойчивый тип окраски. Не иметь его на теле (на торсе, подошвах ног, над большом пальце руки или под горлом) считалось постыдным. Уличённому в воровстве (даже трёх початков кукурузы) лицо раскрашивали от подбородка до лба по бокам - рисунок указывал на совершённый проступок. Женщины обычно раскрашивали тело от пояса и выше (кроме груди), их раскраска была изящней, чем у мужчин.
Возникает вопрос, как и когда предлагать учащимся творческие задания. Можно давать творческие домашние задания. Можно проводить уроки решения творческих заданий. Такие занятия могут быть систематическими или на последнем уроке в четверти. Использовать творческое задание можно при проведении общешкольного мероприятия, например, «Интеллектуального марафона».
Таким образом, творческие задания имеют образовательные функции (предоставляют учащимся возможность получения образовательного продукта, углубления и расширения знаний по предмету, приобретения опыта творческой деятельности); воспитательные функции (позволяют проявлять активность, точность, самостоятельность, развивать внимание, контролировать свои знания и умения по предмету, развивать навыки самоорганизации); развивающие функции (позволяют учащимся формировать мышление и коммуникативные умения, умения самостоятельно искать решение учебных проблем, творческий потенциал). Все эти функции являются составляющими «Требований к результатам освоения материала» в стандарте основного общего образования второго поколения.
Использованная литература.
1.Сайт «Фестиваль педагогического мастерства». Учитель Филичева И.В. «Развитие познавательных интересов учащихся через решение творческих заданий».
2.Григорьева Н.А. История и МХК. Интегрированные задания. 10-11 классы. М. Русское слово. 2007.