Творчество Сурикова В.А.
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему
Урок МХК в 11 классе в рамках темы
«Реализм в русском искусстве».
Учащимся предложено заранее подготовиться к уроку; с помощью школьных учебников истории восстановить в памяти события XVII в. — обстоятельства церковной реформы Никона и выступления стрелков в 1698 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_surikova.docx | 34.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Сандовская СОШ
Конспект урока МХК в 11 классе в рамках изучения темы «Реализм в русском искусстве».
Учитель ИЗО, МХК Грозная Надежда Геннадьевна
Учащимся предложено заранее подготовиться к уроку; с помощью школьных учебников истории восстановить в памяти события XVII в. — обстоятельства церковной реформы Никона и выступления стрелков в 1698 г.
Тема: Историческая живопись в творчестве В.И.Сурикова (слайды1-2)
Цели:
1. Показать гуманистическую направленность крупнейших произведений русского изобразительного искусства 60-90-х гг. XIX в., его активную роль в общественной борьбе эпохи, его огромную нравственную силу.
2. Опираясь на впечатления и знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, истории, литературы и музыки, углубить и расширить их представления о творчестве передвижников: показать его в русле идейно-художественных задач времени, увидеть, как воплотились революционно-демократические идеи в жанре бытовой и исторической живописи, портрета и пейзажа, раскрыть своеобразные черты искусства передвижников и достижения его вершин в творчестве Репина, Сурикова и Левитана, начинающих новый этап русского изобразительного искусства.
3. Заинтересовать и взволновать старшеклассников искусством передвижников, воспитывающим сострадание к простому человеку, уважение к передовым людям эпохи, создателям великой русской культуры, наследниками которой мы являемся, любовь к Родине, ее природе.
4. Формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства, на основе анализа картин углублять представления учащихся о методе критического реализма как ведущем методе искусства второй половины XIX в.
(слайд№3) Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу. (ВЛ. Суриков) Прошлое в настоящем — вот моя задача. (М.П. Мусоргский) Одновременно прозвучит и музыкальный эпиграф — фрагмент из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». А потом на экране возникнет изображение — автопортрет В.И. Сурикова, — и учитель начнет рассказ. (слайд 4) ... Он происходил из старой казачьей семьи. Предки его пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Род его идет, очевидно, с Дона. Отсюда они пошли завоевывать Сибирь и упоминаются как основатели Красноярска. Здесь 226 лет спустя и родился Василий Иванович Суриков. «Натура страстная, живая, с глубоким драматизмом», — сказал о нем И.Е. Репин. «Краснояры сердцем яры», — говорили в народе. Биограф удивится: «К нам в XX век русская жизнь привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и XVII вв. русской истории»1. Удивимся и мы: каким близким оказываются века минувшие. «Мать моя декабристов видела (Бобрищева-Пушкина, Давыдова)... Они впереди всех в церкви стояли. Шинели с одного плеча спущены. И никогда не крестились... А когда Николая I поминали, демонстративно уходили из церкви» (Суриков). Век XIX, первое революционное выступление в России, живое воплощение мятежного «духа революционных преобразований». Суриков знал раскольников, к старой вере склонялась тетка художника, от нее впервые, по изусным преданиям, услышал о боярыне Морозовой. Это отголоски века XVII, раскол, время грозного всплеска народного возмущения и жестоких расправ над непокорными. Грандиозная эпопея завоевания Сибири оживала в семейных рассказах. Из глубин истории смотрел XVI в. По лицам окружающих читал историю, в живущих рядом видел прообразы творцов событий прошлого. И еще запомнил: «Мощные люди были. Сильные духом. Размах был во всем широкий». «Я не мыслю себе действия одной исторической личности без народа. Главная моя задача — вытащить народ на улицу», — говорил художник. Именно народу, его мужеству и храбрости посвятил Суриков картину «Покорение Сибири Ермаком». (слайд 5) (выступление учащегося) Хмурый осенний день. Низко нависло свинцово-серое небо. На мутных и холодных волнах Иртыша в ожесточенной битве встретился казацкий отряд Ермака с полчищем хана Кучума. Казаки решительно устремляются вперед, оттесняя войска Кучума ближе к обрывистому берегу. Они спокойны и уверены в себе. В воинстве же Кучума царят смятение и паника. Он вынужден медленно отступать, беспорядочно отстреливаясь. Свистят стрелы, натянуты луки, все окутано пороховым дымом. Кучум с берега наблюдает за сражением. В гуще казаков под стягами знамен стоит Ермак. Сурово и спокойно смотрит он в сторону противника. Жестом левой руки он увлекает в бой казаков. Рядом с ним его первый помощник есаул Иван Кольцо, готовый в любое мгновение обрушиться на врага. И вот уже дрогнуло кучумовское войско. Побросав оружие, многие спасаются бегством. Мольбы шаманов на берегу не могут изменить исход сражения. Битва еще в самом разгаре, но успехи казаков очевидны. Изобразив на картине не более сотни людей, Суриков сумел передать ожесточенность битвы небольшого казачьего войска с бесчисленной ордой. Столкновение «двух стихий» мастерски передано художником. Картина поражает богатством палитры. Преобладающие в ней серовато-коричневые тона со свинцовыми отливами сочетаются с золотисто-желтым и малиновым цветами в одеждах воинов. Во всем, даже в мельчайших деталях, художник стремился быть максимально точным. Долго и внимательно он изучал вооружение ханского войска, причудливые узоры национальных одежд народов Сибири. Более трехсот этюдов было выполнено художником в процессе работы над картиной. Увидев ее на передвижной выставке, В. В. Стасов сказал: «Это настоящая русская, оригинальная, самостоятельная, ниоткуда не заимствованная историческая национальная живопись». (После небольшой паузы учитель продолжит урок.) Сибирь дала ему персонажей, в Москве он увидел декорации для своих исторических созданий. Отрывки из воспоминаний Сурикова читают ученики — соавторы учителя в создании урока. (слайд 6) «Памятники, площадки — они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Я на памятники как на живых людей смотрел, — расспрашивал их: "Вы видели, вы слышали, — вы свидетели. Только они не словами говорят... Стены допрашивал, а не книги..."В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. ...И телеги все еще рисовал, все для телег, в которых стрельцов привезли. Петр-то ведь тут между ними ходил. Один из стрельцов ему у плахи сказал: "Отодвинься-ка, царь, — здесь ' мое место"». После этих слов Сурикова на экране возникнет картина «Утро стрелецкой казни». «Я все народ себе представлял, как он волнуется. "Подобно шуму вод многих"... У меня в картине крови не изображено и казнь еще не началась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а вовсе не казнь...» Перед нами картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». .. CD-ROM «Шедевры русской классики» Экскурсия по картине «Утро стрелецкой казни» №7 Рассказ учителя Многоликое людское горе расплескалось по Красной площади. Как не похожи люди в такие минуты: мать опустилась на колени рядом с телегой, спрятала в руки лицо женщина, плачет, молодая рядом кричит; дети — постарше начинают понимать, совсем маленькие испуганы. Головы, руки, спины... Между людьми, то тут, то там, сосредоточенные, похожие друг на друга лица — преображенцы. Их деловитость на фоне терзающих душу сцен наводит на мысль о механизме, запущенном, который уже невозможно остановить. А вот и тот, кто этот механизм запустил на коне, отодвинутый вглубь картины российской самодержец Петр. Мы начинаем понимать, что и Петр на коне, и толпа, и преображенцы, и виселицы вдали, и даже собор Василия Блаженного, и кремлевские стены в картине подчинены одному художественному закону, и этот закон — контрасты. Вглядимся в эти контрасты, которые усиливают напряжение, подводя к идее картины. Стрельцы контрастны окружающей их, бурлящей и голосящей толпе, как контрастен «шум вод многих» торжественности последних минут». Они в белых рубахах, по русскому обычаю, на рубахах отсвет свечей, зажатых в руках. Ненадолго остановим взгляд на каждом из изображенных стрельцов, слева направо, от телег к виселицам у кремлевской стены и статичное полотно как бы развернет перед нами во времени последние минуты перед казнью, мы увидим, как ведут себя эти люди перед смертью. Рыжебородый стрелец со стянутыми назад веревкой руками — страшный, ненавидящий взгляд, капает воск на руки. Стрелец с черной бородой. Взгляд как бы в себя. О чем вспоминает в эти минуты? Седой старик. Последние мысли о родных. А дальше — поклон народу. А вот сброшен кафтан, отброшена в грязь свеча — лица уже не видно, только спина. Последние минуты. «...никто нейдет к белу царю с повинной. На то же православный царь осержаился. Приказал их всех казнить — вешать», — Так запомнит народ стрельцов в исторических песнях1. Главный контраст — народ и царь. Мир Петра в картине — геометрические, уходящие вдаль крепостные стены, виселица. Застывшие неподвижно войска, иностранные послы, сподвижники Петра — на лицах — и любопытство и сочувствие. Многоголовое людское море изображено Суриковым на фоне Собора Василия Блаженного, создания русских зодчих, безымянныхнародных мастеров — символа талантливости и бессмертия творения рук народных. Причудливое сооружение собора не вмещается в рамки картины, вольно уходит ввысь. Между народом и царем просвет, они несоединимы. Два непримиримых враждебных взгляда переброшены через это пространство — вглядимся: рыжебородый стрелок смотрит на царя (на левом экране покажем фрагмент картины — рыжебородый стрелец), царь остановил свой взгляд на стрельце (на правом экране общий вид картины сменится ее фрагментом — лицо Петра). Взгляды скрестились, молчаливый поединок взглядов. В них — сила, ненависть, уверенность в правоте и непримиримость, непримиримость до самых последних минут. История напомнит нам об одном эпизоде непримиримой борьбы старой Руси с новой Россией. В конце апреля 1682 г. царь Алексей Михайлович умер, новым царем стал Петр. Родственников первой жены умершего царя не устраивал такой поворот событий. Во главе заговора встала сестра Петра царевна Софья. Орудием борьбы за власть стали стрелецкие полки. Подстрекаемые Софьей, стрельцы явились в Кремль, требовали расправу неугодных командиров, зарубили дядьев Петра. В марте 1698 г. среди стрельцов снова начались неповиновения. Петр справедливо связал это выступление с сопротивление боярства его политике. Спешно вернувшись из-за границы, используя жестокие пытки и казни, Петр пытается установить причастность к заговору Софьи. По законам того времени всякое выступление против власти «скопом или заговором» каралось смертью. Еще не было закончено следствие, как начались казни. Столица долгое время находилась под впечатлением массовой расправы. Трупы казненных не убирались в течение пяти месяцев. Было повешено, обезглавлено и четвертовано 799 стрельцов. Знал ли Суриков, что бунт стрельцов и выступление боярской Москвы было движением реакционным? Знал. И все же.«Петр I — самый полный тип эпохи или призванный к жизни гений-палач, для которого государство было все, а человек — ничего; он начал нашу каторжную работу истории» (Герцен)1 «Гений-палач »... Из курса истории 8 класса старшеклассники знают об историческом значении преобразований Петра I. Они знакомы с образом Петра — просвещенного монарха, созданным искусством России XVII в. А Петр Сурикова? Взятый отдельно — это необыкновенно сильная личность. Взятый отдельно... Но вспомним: «Я не понимаю действий отдельных исторических личностей без народа, без толпы. Мне нужно вытащить их на улицу» (слова В.И. Сурикова, взятые в качестве эпиграфа). И художник 80-х годов поставит рядом с царем другую силу — народ. «Отодвинься-ка, царь...»! ...С экрана смотрит на царя рыжебородый стрелец. Символ стойкости, мужества, несломленности народной. Страстное лицо — то ли Разина, то ли Пугачева. Стрелец и царь, народ и самодержавие. Между ними нет и не может быть мира, даже если царь — Петр! Вспомним второй эпиграф урока: «Прошлое в настоящем». Настоящее — революционный подъем 70-х годов, выступление первомартовцев и последовавшая за ним «кровавая полоса» казней и расправ — создает в сознании художника новый образ народа, грозного, могучего и непобедимого. В поисках сюжетов его историческая память возвращается в прошлое, ко времени Петра дальше, во времена раскола. Боярыня Морозова. «Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врага, как лев», — так сказал о ней протопоп Аввакум. Знатность, богатство, близость к царю, власть она променяла на пытки, изгнание и смерть в земляной тюрьме. Став ученицей и сподвижницей протопопа Аввакума, возглавившего движение раскольников в XVII в., боярыня Морозова осталась в народной памяти символической фигурой борьбы с царской властью. Выполняя домашнее задание, школьники вспомнили события, которые получили название «раскол русской церкви XVII в.» и смогут ответить на вопрос: Почему движение раскольников вызвало такой широкий отклик у народа? Используя знания, полученные на уроках истории в 7 классе, старшеклассники скажут, что реформа русской церкви, предпринятая патриархом Никоном, ослаблявшая власть церкви, была явлением исторически прогрессивным. Но вся кое выступление против официальной власти, каким стало сопротивление раскольников нововведением, для народа означало выступление против гнета. А теперь посмотрим на картину В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». (слайд 8) ...Простые деревенские сани везут боярыню Морозову по московской улице. Плотная толпа народа заполнила улицу, сквозь нее с трудом пробираются сани. Но откуда же это впечатление мощного, неостановимого движения, возникающее при взгляде на полотно? Три широкие горизонтальные полосы делят полотно: небо вверху, снег внизу, а посередине — темной полосой, уходящей клином в перспективу улицы, — люди. Этот клин повторен дважды — очертанием саней, силуэтом боярыни в черной шубе. Фрагмент картины (слайд 9) приблизит к нам центральную фигуру. Черная бархатная шуба с красной оторочкой по борту пригвождает ее к саням: дорогой бархат и мех пересекает железная цепь оков, золотую застежку опоясывает веревка. Но вырывается из иссиня-черного фона страстный профиль и исступленно вытянутая вверх рука с двуперстным раскольничьим знамение. Ощущение выпущенной стрелы или развернувшейся пружины. И еще. Как многообразна окружающая ее толпа, какое разнообразие чувств читаем мы на лицах этих женщин, мужчин, стариков и детей. Но вглядимся: повороты, жесты, взгляды, поклоны — все в картине связано с движением саней и опять мы вспомним о мощном, неостановимом движении. Движение внешнее связано с движением внутренним. Лицо Морозовой — самое светлое на полотне. Оно измученное, бледное, но страстное и страшное для врага. «Светоносным» писал его Суриков, создавая образ героини, которая силой своего примера зовет за собой народ на борьбу. «Светоносная» идея подвига ради народа и отсвет этой идеи на лицах людей. Светлыми пятнами выступают лица на темном фоне картины. Суриков увидел в народном сочувствии боярыне проявление высокой нравственной красоты народной. (слайды 10-11-12) Красота — вот слово, которое поможет нам точнее определить одну из основных мыслей произведения. Красота подвига ради народа, и красота человеческих лиц, сочувствующих боярыне, и красота русской природы, зимнего дня, домов с расписными ставнями, одежды, покрытой старинным шитьем, «Среди всех драм, что я писал, я эти детали любил... Всюду красоту любил», — скажет Суриков. Как воплощает эту красоту в картине В.Л. Суриков? Долго и тщательно художник разрабатывал цветовое решение, нам известно, как мучительно добивался он нужного результата. «Все с натуры писал... И чувствуешь всю бедность красок» (Суриков).(слайд 13) Художник прервет работу над картиной, чтобы совершить заграничное путешествие. В Италии он проедет по тем местам, где побывал Иванов, окажется в Париже, познакомится там с искусством импрессионистов. И соединит в картине то, что найдено было искусством импрессионистов и гением Иванова (предвосхитившего своим искусством открытия импрессионизма), соединит, чтобы наполнить новым содержание. Приглядимся к цветовому решению картины. Цвет неба — голубой, с рябоватыми, желтоватыми бликами — безоблачный зимний день. Снег на белый — там, где он взрыхлен ногами и полозьями саней — цветной, на нем отблески неба. А вот толпа — сложная тональность одежды с немногими локальными цветовыми пятнами — синими, красными, желтыми. Богатство красок русской зимы, красота старинной одежды связаны с душевной жизнью персонажей. Небо и снег перекликаются красками с лицами людей, на них отсветы снега и неба, голубоватые, холодные. А покрывая прихотливым узором одежда, цветные женские платки как бы затейливая рама для этих лиц. Лица: пергаментное у дьяка (вот он хохочет над измученной боярыней), сморщенное, бронзовое у татарина, красноватое, обветренное лицо странника, розовощекие физиономии мальчишек; удивительные женские лица: желтоватое, почти золотистое лицо старухи, которая скорбно прикрыла лицо концом платка, рядом — живое и прекрасное лицо — бархатистая кожа, нежный румянец, тут же — бледное, голубоватое, жемчужное лицо склонившейся в поклоне девушки. По этим лицам — прекрасным и уродливым — мы узнаем оботношении Сурикова к тем, кто сочувствует борьбе боярыни против царского произвола, а кто выступает на стороне народных угнетателей Но есть в картине персонаж, который ясно выражает отношение к идее, которую так страстно отстаивает Морозова. Кто он? Юродивый. Обездоленный, нищий, изуродованный, это символ страданий народных. Но. Это и его голос: находясь на последней ступени социальной лестницы, юродивые безбоязненно говорили правду, бросали вызов царям. Без юродивого картина воплощала бы сочувствие человеческому страданию, юродивый, провожающий боярыню двуперстным знамение, уточняет основную мысль картины — народ разделяет протест Морозовой. «Чтобы судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы в большинстве духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок» (Ф.М. Достоевский). (Слайд 14) Давайте ещё раз всмотримся в картину В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» Эти нравственные высоты запечатлел художник 80-х годов, не согласившись с образом народа униженного и забитого, Стасов напишет Репину: «Картина Сурикова "Боярыня Морозова" ни на одну копейку не уступит лучшим историческим страницам "Войны и мира", а "Запорожцы" — лучшим историческим страницам "Тараса Бульбы". Вообразите, как это тяжело весит» (письмо от 28 октября 1891 года). На экране — картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (слайд .15) А вот вопрос: Почему критик сравнил картину И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? — не вызовет затруднений. Как и в «Тарасе Бульбе», запорожцы — олицетворение вольности, полнокровия, непобедимости народа, который велик и в трагические минуты истории, и в моменты, когда смехом уничтожает зарвавшегося врага... (Слайд 16) На экране — полотно В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». ... и когда просто веселится. Но посмотрите, сколько грозной мощи в этом веселье, бьющемся через край! Демонстрация картин И.В.Сурикова (слайды 17-18-19) На протяжении всего урока старшеклассники подходили к разрешению проблемы урока. Зададим сейчас вопросы, которые обозначат эту проблему: Каким предстает перед нами народ в исторических полотнах Сурикова? Чем отличается образ народа в его произведениях от образа, созданного передвижниками, например, Перовым? Репиным? В чем причины этого отличия? Какие новые черты народа по сравнению с теми, что запечатлены в картинах «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова», раскрывают Суриков и Репин в полотнах «Взятие снежного городка», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? Предложим ученикам ответить на эти вопросы самостоятельно, дома. А сейчас, на последнем этапе урока, учащиеся составят план ответа на заданные вопросы. Музыкальные и зрительные образы помогут им восстановить в памяти впечатления от увиденных произведений. (слайд20) Итог урока
(слайд21 ) Домашнее задание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество В.И.Сурикова.
Познакомить учащихся с творчеством великого летописца русской истории В.И. Сурикова....
Творчество выдающегося художника исторического жанра В.И.Сурикова
Материал презентации создан для проведения уроков изобразительного искусства...
Урок МХК "Творчество Сурикова В.И." - 17.09.2013
Разработка урока МХК в 10 классе....
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова.
Цель работы:дать понятие историческому жанру; познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В. И. Сурикова на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «...
Историческая тема в творчестве В.И.Сурикова
Данный материал знакомит с творчеством и биографией В.И. Сурикова, который можно использовать на внеклассных мероприятиях и на уроках ИЗО....
Презентация по МХК "Творчество В.И.Сурикова"
Работа предназначена для знакомства школьников с творчеством русского художника Василия Сурикова. Может бытиь использована на уроках ИЗО, МХК, истории.Полностью познакомиться с работой можно по ссылке...
Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова.
Представление об историческом жанре в живописи.Основные сведения об истории создания наиболее известных полотен о творчестве художника, некоторых моментах его жизни....