«Правда жизни в картинах Павла Андреевича Федотова»
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему
Павел Андреевич Федотов прожил короткую жизнь, всего 37 лет, из которых лишь восемь полностью посвящены творчеству, но этот, крайне малый отрезок времени оказался достаточным, чтобы совершился кардинальный поворот в истории русской живописи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rmo.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по изобразительному искусству
в 8 классе на тему:
«Правда жизни в картинах
Павла Андреевича Федотова»
2010 год
Тема урока:
«Правда жизни в картинах Павла Андреевича Федотова»
Вид занятия:
Урок – театр
Цели и задачи урока:
1. Ознакомить учащихся с творчеством русского художника
Павла Андреевича Федотова.
2. Учить «смотреть» живопись.
3. Сформировать у учащихся представление о закономерностях
развития отечественной культуры, её особенностях в данный
исторический период.
4. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за культурное
наследие своих предков.
Иллюстративный ряд:
Репродукции с картин П.А.Федотова:
- Автопортрет (карандаш).
- «Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего первый
крестик.
- Сватовство майора.
- Завтрак аристократа («Не в пору гость»).
- Вдовушка.
- «Анкор, ещё анкор!».
- «Игроки».
- Рисунки: Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндс-
кому полку. Уличная сцена в Москве во время дождя. Магазин
« Бедной девушке краса – смертная коса». «Измучился искавши».
Музыка:
Романс В.Абаза «Утро туманное».
Эпиграф:
1. В сущности, Федотов был заодно с теми людьми, которых
изображал.. Он их любил…Казнил он этих любимцев деликатно.
А.Бенуа
2. Федотов затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё
никто не брал в русском искусстве.
В.В.Стасов
УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы проведём с вами не совсем обычный урок, а урок – театр. Вы будете зрителями, а некоторые ученики выступят перед вами в качестве экскурсоводов. Познакомимся с жанровой живописью Павла Андреевича Федотова, которому принадлежит честь открытия конкретного времени, реализованного в типичном событии – действии. В его картинах мы найдём «синтез русского городского быта 40-х годов». Преследуя цели целостного – бытийного изображения, он достоверно передаёт реальный интерьер, его вещное наполнение, костюм, а также типичные, актуальные на тот период времени ситуации, сцены из жизни обитателей большого города.
1 УЧЕНИК. Павел Андреевич Федотов прожил короткую жизнь, всего 37 лет, из которых лишь восемь полностью посвящены творчеству, но этот, крайне малый отрезок времени оказался достаточным, чтобы совершился кардинальный поворот в истории русской живописи.
Федотов родился в Москве, в семье отставного военного. Сказать, что жили они бедно – значит ничего не сказать, детство будущего художника протекало в страшной нужде. Едва мальчику исполнилось десять лет, его отправили на обучение в Московский кадетский корпус. Потекли годы учёбы. Федотов показал себя способным учеником, самым талантливым в своём выпуске. Уже в то время проявился его дар к рисованию – образцовый кадет с увлечением покрывал поля своих тетрадок портретными набросками или карикатурами на преподавателей и товарищей. В 1833 году Федотов с отличием окончил учёбу в корпусе и перебрался в Петербург, поступив в лейб-гвардии Финляндский полк в чине прапорщика. Полковые казармы располагались поблизости от Академии художеств, и Федотов, восхищавший товарищей метким рисунком, стал посещать вечерние рисовальные классы. Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре, писал стихи. Его карандаш и кисть откликались на будничные события полковой жизни, фиксировали лица друзей. В полку заговорили об офицере, подающем надежды стать художником – одним из тех, кто запечатлевал бы парады, манёвры и сцены сражений. Федотов иногда писал и бытовые сценки, но сам к ним серьёзно не относился. Меж тем именно в них ярче всего проявился необычный талант рассказчика, способного схватить характер человека, подметить типичные особенности своего героя и несколькими верными штрихами перенести всё это на бумагу.
Неизвестно каким образом, но произведения Федотова попали на глаза баснописцу Крылову, который сразу же уловил суть дарования художника-военного и даже написал ему письмо с призывом оставить «солдатиков и лошадок» и «отдаться своему настоящему призванию – изображению народного быта». Письмо это вдохнуло в Федотова новые силы, он с удвоенной энергией принялся за работу. Рисовал он везде – дома и на улице, в департаменте и на рынке… «Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза». Из этих разрозненных наблюдений появлялись целостные произведения, такие как серия «Нравственно – критические сцены из обыденной жизни»: «Болезнь и смерть Фидельки», «Офицерская передняя (Всё в долг)», «Житие за чужой счёт», «Первое утро обманутого молодого», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» - вот неполный набор разнообразных тем, которых коснулся Федотов в этой серии. Крылов, разумеется, оказался прав – наблюдательность художника, острота его критического взгляда позволяли ему схватывать самую суть события, сатирически изображая неприглядную действительность.
Федотову было 28 лет, когда он в чине капитана уходит в отставку, лишившись твёрдого офицерского жалования. С этого времени начинается трудная, замкнутая, одинокая жизнь художника, ставшая истинным подвигом неустанного творческого труда.
В то время в центре внимания художников был мир легендарных героев и облагороженной натуры. Самая обыкновенная жизнь, ни тем более критические сцены из неё не были до сих пор предметом живописи. Однако Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обраща-
ется к ситуациям из повседневной жизни, в которых отразились пороки совре-
менного общества. Установка на познание жизни определила содержание его творчества. Его герои – городской средний класс, будущие персонажи комедий Островского.
Перед нами автопортрет художника. Заглянем в его глаза.. Что в них можно прочесть? Глубокую усталость от жизни, печаль, одиночество. Фон, одежда, руки не прописаны, да важно ли это? Художник обнажил на холсте сложность своего внутреннего мира, душевного состояния.
Со времени ухода Федотова из полка прошло неполных восемь лет. За этот короткий отрезок времени он успел сделать многое: живописные полотна, рисунки, стихотворения. Познакомившись с его работами, мы увидим, каким содержанием и смыслом наполнил он свои картины, поймём его отношение к жизни.
2 УЧЕНИК. Беспощадное сатирическое начало творчества Федотова наиболее ярко проявилось в самых его известных работах. В 1846 году художник создаёт первую значительную работу «СВЕЖИЙ КАВАЛЕР» или «УТРО ЧИНОВНИКА, ПОЛУЧИВШЕГО ПЕРВЫЙ КРЕСТИК». Не известно, где художник подсмотрел сценку, которая вылилась в картину, но работал он над ней так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства. «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь…» - так начинает Федотов стихотворное пояснение к своей картине.
Действие происходит в тесной комнатушке, до отказа забитой сломанной мебелью, осколками посуды и пустыми бутылками. В комнате беспорядок. Федотов использует каждую деталь, чтобы обрисовать характер и привычки живущего здесь человека, вплоть до названия романа, который он читает («Иван Выжигин» Ф.Булгарина - довольно популярная в то время, но низкопробная книжка). На столе красноречиво красуются остатки вчерашнего «торжественного» ужина – графин с водкой, куски колбасы, огарок свечи, щипцы вперемешку с туалетными принадлежностями.
Под одним столом безмятежно спит собака, а под другим - не менее безмятежен - один из участников вчерашней пирушки, сонно наблюдающий за разворачивающейся перед ним сценой. Посреди же этого хаоса гордо возвышается фигура новоиспечённого орденоносца. Видимо в своих мечтах «вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапиро-вался в засаленный халат, как в античную тогу, и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Выставленная вперёд нога, надменный взгляд, гордо поднятая голова… Он прямо-таки раздулся от гордости и чванства, и его совершенно не смущает, что облик его – в папильотках и несвежем халате – нисколько не соответствует традиционному представлению об античном герое.
Вот он, закоренелый чиновник в халате и босиком, не успев проснуться, нацепил свой орден и стоит в позе римского цезаря, гордо указывая на грудь, задрав высокомерно голову. Красуясь, горделиво показывает орден кухарке. А кухарка демонстрирует своему хозяину прохудившиеся подошвы сапог, вовсе не обращая внимания на новый орден. Она – то знает ему цену, и это она - подлинная хозяйка в этом доме. Посмотрите на его лицо, одежду. Он смешон! Можно ли поверить его величественной позе, устрашиться его грозного взгляда - Нет, это маска для домашнего употребления. Вряд ли кавалер позволит себе принять грозный вид в казённом месте.
Художник смеётся над своим героем вместе с нами. Но смех совсем не злой. Можно сказать, что он создаёт карикатурный сатирический образ своего героя, но в тоже время в чём- то оправдывает и жалеет его. Во всяком случае сохранилось письмо Федотова графу Мусину-Пушкину: «…не естественно ли, что там где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдёт до ребячества носиться с нею день и ночь».
Здесь можно вспомнить пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор», где писатель хлёстко высмеял подобный тип русского чиновника. Два сатирических портрета, создан-
ные писателем и художником, очень похожи, словно федотовский кавалер – это живописный портрет Хлестакова. Не случайно Федотова называли «Гоголем русской живописи»!
При внимательном «прочтении» картины «Свежий кавалер» у каждого из зрителей рождаются свои ассоциации и мысли. Вот каким кавалера увидела ученица 10 класса Анастасия Зяблова, ученица одной из Московских школ:
Людских пороков сеть большая
На море времени кипит.
Столь часто, клетки разрывая,
Их нечисть души ворожит.
Что души! Разум отнимает,
Бросает в омут без лица,
Где имена на чин меняют.
А честь – на званье подлеца…
Грубеют чувства, зреют планы
О новой поступи к венцу:
Ваш лавр - полные карманы,
Примерка орденов к лицу.
Но жизнь малиной не назвать,
Мёд ложками не всем хлебать.
И те, звездой что не помечены,
Слепой Фортуной не замечены,
В тряпье почуют, но спешат
Накинуть бархатный халат.
Сведены брови, грозны очи,
Чванливость села на губу.
Ваш вид и в жанре очень точен:
Весь стиль чиновничества тут.
Быт отшлифовал породу,
А высек камень без души,
И позу вам придал в угоду,
Но не додал ума - спешил.
Ваш лоск и театральность жестов
Смогли бы службу сослужить,
В роль Хлестакова полновесно
Сумели б свой талант вложить.
Тогда бы грязь самообманов
И заблуждений смог бы смыть
Горячий дождь рукоплесканий:
Дар блага - Ариадны нить.
3 УЧЕНИК. Федотов утверждал право живописца выбирать самые обыденные сюжеты. Обычный эпизод у него вырастал в повествование о жизни и нравах, приобретая обобщающее значение. В 1848 году он создал самую популярную свою картину «СВАТОВСТВО МАЙОРА», или «ПОПРАВКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ЖЕНИДЬБОЙ».
Вглядимся в картину. Мы попали в парадную гостиную купеческого дома, в которой происходит суматошное приготовление к приходу жениха. Как обычно, Федотов выбрал для изображения самый острый и напряжённый момент повествования. В центре разряженная в пух и прах невеста, вдруг засмущавшись, в последнюю минуту пытается убежать в другую комнату, даже платок уронила. Хорошо, что умная мамаша вовремя успевает схватить её за юбку, потому что в дверях уже появляется довольная сваха, несущая весть о приходе дорогого гостя. Справа от матери мы видим купца – отца семейства, который от волнения не может застегнуть пуговицы на сюртуке. На фоне дверного проёма стоит майор и крутит ус. Это виновник переполоха.
В гостиной есть ещё слуги, они суетятся, накрывая на стол, перешёптываются - такое событие в доме! Единственный совершенно безмятежный герой картины - изображённая на первом плане кошка, «намывающая гостей». Все характеры, включая эту самую кошку, переданы художником так живо и выразительно, что мы поневоле начинаем чувствовать себя очевидцами событий.
Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали: стулья на гнутых ножках; круглый стол, покрытый свисающей скатертью; поднос с бокалами и шампанским, в спешке поставленный на стул; картинки, развешанные по стенам; богатую люстру, прозрачный тюль, тяжёлые шёлковые ткани. Внимательно и бережно относится Федотов к «приметам быта» купеческого дома. Его картина наполнена мелкими, но весьма важными деталями, позволяющими передать атмосферу места, где происходит действие.
Друзья художника рассказывали, как он бродил по Москве, под разными предлогами заглядывая в дома купцов, пытаясь отыскать подходящий для будущего полотна интерьер. Однажды в трактире он увидел люстру с закопчёнными стёклышками, которая «так и лезла сама в картину». Пришлось попросить у хозяев разрешения взять её «напрокат», чтобы в спокойной обстановке поработать в мастерской. Даже дымящуюся кулебяку Федотов писал с натуры и не успел закончить, пока она была ещё горячей. Что ж, пришлось на последние деньги покупать ещё одну. Если столько усилий тратил художник на неодушевлённые предметы, то можно представить, как трепетно он относился к своим главным героям. Один из знакомых по гарнизону согласился сыграть роль майора, на рынках и толкучках Федотов высматривал интересные типажи старух, а встреченный у Аничкова моста купец настолько его очаровал, что художник чуть ли не год потратил на уговоры позировать для картины. Картина «Сватовство майора» - это обличение нравов того времени, которые позволяют браку быть средством наживы. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней тёмные и светлые стороны. Он бичует пороки современной действительности, но в то же время насмешка его соединяется с откровенным сочувствием и грустью, и, нельзя отрицать воспитательного значения живописи.
Один из современников Федотова вспоминал. Пришёл на выставку в Академию художеств – гардероб забит, идёт по залам - пусто. Входит в один зал, где висят маленькие картины, а около одной из них толпа, которая внимательно слушает человека небольшого роста, увлечённо читающего стихи.
Известно, что Федотов не только писал картины, придумывал к ним подписи, но и сочинял стихи. Лучшим творением в этой области стала рацея к картине «Сватовство майора», в форме народных прибауток объясняющая содержание полотна.
Честные господа! Пожалуйте сюда!
Милости просим, денег не спросим,
даром смотри,
Только хорошенько очи протри.
Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счёт жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Вот извольте-ка посмотреть,
Вот купецкий дом,
Всего вдоволь в нём…
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец;
Есть, что пить и что есть…
Уж чего ж бы ещё.
Да взманила, вишь, честь:
«Не хочу, вишь, зятька с бородою.
Мне, по крайности, дай хоть майора…»
Вот извольте посмотреть.
Как справа отставная
деревенская пряха,
Панкратьевна-сваха,
бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
идёт с докладом,
Дескать, жених изволил пожаловать.
И вот извольте посмотреть,
Как хозяин – купец, невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком с армяком.
Как он бьётся, пыхтит,
застегнуться спешит:
Нараспашку принять неучтиво.
А вот извольте посмотреть,
Как и наша невеста
Не найдёт сдуру места:
«Мужчина! Чужой! Ой, стыд какой!»
Дочка в жизнь, в первый раз,
Как боярышня у нас,
Ни простуды не боясь,
Ни мужчин не страшась,
Плечи выставила напоказ, -
Шейка чиста, да без креста…
И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка собирается улететь:
А умная мать
За платье её хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице,-
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь!
Брак по расчёту впервые получил отражение в русской живописи. В картине точно найденные психологические характеристики, умело построена композиция, добротная живопись не только помогают раскрыть содержание произведения, но доставляют зрителю высокое эстетическое наслаждение.
С этой картиной связан интересный случай. Как-то уже после закрытия выставки заявился к художнику незнакомец и бросился на шею с выражением радости и восторга. Оказалось, что он, выйдя в отставку майором и желая
«поправки обстоятельств», женился на богатой купчихе и теперь весел, доволен и счастлив. Эта история говорит о том, что она была типична для того времени
Успех выставки 1849 года в Петербурге, на которой была выставлена картина «Сватовство майора», был огромный. За неё Федотов получил звание академика бытовой живописи.
4 УЧЕНИК. В 1850 году состоялась очередная художественная выставка в Москве, на которой Павел Андреевич Федотов показал свои новые картины, в том числе и полотно, известное под названием « ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА». Картина принадлежит к числу лучших творений художника, написанных в пору расцвета его таланта. К этому времени ему удалось окончательно овладеть рисунком, техникой живописи и в какой-то степени избавиться от своей привязанности к обилию мельчайших деталей, иногда загружавших картину.
Довольно часто Федотов обращался к теме обмана, надувательства, показного благополучия, привлекая внимание зрителя к тому, что за прекрасным фасадом может скрываться неприглядное нутро. Сколько таких обедневших, но горделивых и чванливых аристократишек приходилось встречать Федотову.
Мы оказались в небольшой, изящно обставленной комнате, в которой видим хрупкую фигуру щёголя, одетого в шёлковый полосатый халат. Понаблюдаем за происходящим. Аристократ завтракает краюхой чёрного хлеба, и прозвеневший звонок приводит его в состояние крайнего испуга: он в растерянности прячет под книгу недоеденный хлеб, поза его неловка, во взгляде – страх, а щека вздулась от непрожёванного хлеба. Что же он так испугался?
Внимательнее приглядимся к отдельным деталям картины. На стуле лежит реклама устриц, а на спинке стула – театральная афиша, и всё это как будто выставлено напоказ: посетители должны видеть, что хозяин квартиры ведёт жизнь аристократа! Возможно, когда-то он был владельцем огромного состояния, но давно всё промотал. И вот теперь он вынужден довольствоваться корочкой хлеба в качестве завтрака. Заслышав же шаги гостя в передней, он как-то неуклюже и даже воровато пытается прикрыть от посетителя свою более чем скромную трапезу. Как можно допустить, чтобы кто-то проведал о настоящем положении дел? Нет, все должны считать его богатым и ни в чём не нуждающимся. Нежданного гостя мы не видим, но тем сильнее акцент на главном персонаже, тем острее воспринимается напряжённая поза светского хлыща, угловатый жест его рук.
Как ни странно, в этой картине носителем положительного начала выступает предметный мир, созданный художником с любовью и тщательностью. Реальный мир реальных вещей противопоставлен призрачному порождению гордыни главного героя, которому приходится жить во лжи, выдавая желаемое за действительное. «На брюхе – шёлк, а в брюхе – щёлк» - это народное изречение Федотов вспоминал, работая над своим полотном.
Представим, что творится в душе этого героя и прослушаем стихотворный монолог, написанный учеником Московской школы после просмотра картины:
Я поздно лёг и поздно поднялся.
Уж завтракать давным-давно пора,
Но сервировка не нужна:
Мой завтрак беден, как и я!
Стремлюсь я показаться дворянином:
Штаны из шёлка, пёстрые наряды,
И не уронит честь мундира
Аристократическая моя квартира.
Вдруг прозвенел звонок…
Я полон страха и смятенья.
Хлеб чёрный на столе!-
Какое будет мненье?!
В испуге с места я вскочил
И книгой завтрак мой прикрыл.
Ни сесть, ни встать, и в горле ком застрял,
И дух мой ряженный упал…
* * *
Вся жизнь в бегах, вся жизнь во лжи!
Реклама устриц для отвода взгляда.
Что делать дальше мне, Плутон, скажи,
Вся жизнь моя – безумная шарада!
5 УЧЕНИК. Картины художника ещё имели успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник. О работах Федотова говорили, что они «могут дать повод к таким соображениям моральным и политическим, что можно допечь и самого живописца». Картины не покупались, издание даже самых безобидных рисунков встретило противодействие. Друзья Павла Андреевича советовали написать ему картину «для денег»: парад или манёвры с царём. Но вместо спасительной картины он написал маленькое двустишие: «Способность к живописи, может, и не дальняя, но совесть гениальная». Оставленный без всякой материальной поддержки, художник продолжает упорно работать, создавая новые картины. В полотнах Федотова появляются трагические нотки.
Настроениями печали и одиночества проникнута картина «ВДОВУШКА».
О чём она? Имущество вдовы описано за долги. Дверь в соседнюю комнату опечатана. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы.
Отрешённость, покорность судьбе ощущается в фигурке вдовушки в чёрном траурном одеянии, в её склонённой головке, лицо которой напоминает нам лик Богоматери с иконы. Случайно ли это? Вдовушка ждёт ребёнка. Что ожидает его в этом злом и жестоком мире, где трудно выжить беззащитному человеку? Кредиторы описали имущество, и скоро она должна будет покинуть свой маленький, уютный мирок, унося с собой свои воспоминания на дорогие сердцу вещи: портрет мужа, кстати, автопортрет Федотова в гусарском мундире, образ Спаса, икону – кусочек своей прошлой жизни. Горящая свеча, зажженная днём, порождает чувство тревоги, словно отсчитывая остающееся время. Беззащитность, хрупкость, духовная чистота, красота – всё слилось воедино, и сердце невольно сжимается от боли и сострадания.
Этими чувствами пронизано стихотворение московской школьницы, ученицы 11 класса Елены Сорокиной.
Печален свет звезды ночной -
Он одинок, тосклив и вечен,
И перед утренней звездой
Он так прекрасно человечен!
Так и покорная вдова –
Наедине с враждебным миром.
Не за себя грустит она –
За неродившегося сына.
Судьба закрыта пеленой…
В глазах – застывшая обида.
Ей будет тяжело одной
А счастье вдребезги разбито.
Никто не сжалится над ней,
Да ей сейчас никто не нужен –
Нет больше тех весёлых дней,
Что вместе пережили с мужем.
Страданья, голод, нищета –
Вот будущего крест тяжёлый…
Но не сломается она
И донесёт его до гроба.
6 УЧЕНИК. Мотив одиночества часто встречается в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщённо, чем прежде. Две последние картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников – это «АНКОР, ЕЩЁ АНКОР!» и «ИГРОКИ».
Картина «Анкор, ещё анкор!» - вершина творчества художника, его последнее законченное произведение. Трудно найти произведение, в котором так ярко отразились тоска и безысходность, бесполезность бытия, доводящая до безумия. Она вызывает ощущение тесноты, духоты, мрака, подавленности. Эти ощущения рождает прежде всего тёмный цвет картины, сотканный из горячих красно-коричневых красок, обилие теней, низкий «давящий» потолок, стеснённость пространства.
В полумраке комнаты, освещённой тусклой горящей свечёй, мы замечаем лежащего на топчане офицера, не зная, чем заполнить гнетущую пустоту, забавляет себя тем, что заставляет пуделя прыгать через чубук своей трубки. «Анкор! Ещё анкор…» - бесконечно повторяет он, не замечая абсурдности этой фразы («анкор» по-французски как раз и означает «ещё»). Мы видим в комнате плохо прописанные предметы, гитару, стол посередине, на котором: еда, свеча, зеркало – ничем не связанные друг с другом вещи образуют странный натюрморт. В центре комнаты, прямо над разрозненно лежащими предметами есть маленькое окно, своим холодным сине-белым колоритом оно резко контрастирует с горячими тёмными тонами комнаты. За ним другой мир: зима, свежий морозный воздух, голубой снег, дом с горящими глазами окон…
Герой картины – офицер, который, по всей видимости, служит где-то в далёкой провинции, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Иногда случалось так, что полк расквартировывали не в одном месте, а по деревням, разбросанным на протяжении трёхсот – четырёхсот вёрст, и командир со своими солдатами мог оказаться в отдалённой деревне единственным офицером. Военных действий никаких, общества нет, чтением, как правило, не увлекались. Чем себя занять – неведомо…
Мы вряд ли сможем понять, кто этот человек, - то ли туповатый вояка, привыкший к такому времяпровождению, то ли наивный юноша с богатыми задатками, вынужденный бесполезно проводить свои дни в глуши, постепенно тупея под воздействием этой среды. Мы даже не можем разглядеть его лица. Горящая на столе свеча – единственное светлое пятно, всё вокруг тонет и расплывается в полумраке комнаты. Ощущение тесноты, духоты пространства давит даже на зрителя, как же должно быть тягостно человеку, заключённому внутри!
Меж тем апатия и неподвижность, бросающиеся в глаза, - всего лишь оптический обман. Стоит лишь немного приглядеться, и станет ясно, что картина наполнена бурным движением, обозначенным прыжками пуделя. Вперёд-назад, вперёд-назад мечется уставший пёс, но не имеет возможности остановиться, как будто маятник отмеряя бессмысленное течение жизни в этой глуши. Время, кажется, замерло в комнате, и сколько бы минут, часов, дней, лет ни прошло, за окнами так же будет лежать снег, так же гореть свеча на столе, так же офицер будет заставлять свою собаку прыгать через чубук – «Анкор…ещё анкор!».
Настроение картины постаралась отразить в своём стихотворении ученица 11 класса Московской школы Анастасия Диндорого:
Один за другим дни проходят бесследно,
И юность проходит, увы, незаметно,
И весело скачет под палку щенок,
Вокруг только ночь да жалкий мирок.
Не видно лица молодого героя,
А, впрочем, зачем? Оно ведь – любое.
И долго собачке этой скакать,
А дней убежавших уже не поймать!
7 УЧЕНИК. К числу последних работ Федотова принадлежит картина «Игроки». Карточная игра становится символом пустой траты времени, а обычный проигрыш начинает казаться жизненным крахом. Стоящий в центре игрок ещё надеется поправить своё положение, но направленный в сторону партнёров просительный жест проигравшего не встречает ответа.
Художник немногословен, как и в предыдущей картине. Уже поздняя ночь, игроки устали от долгой игры: выигравшие встали и разминают затёкшие тела, а проигравший в безумном оцепенении сидит за столом…
Привлекают внимание пустые рамы на стене и тени, отбрасываемые фигурами. Глядя на картину, мы ощущаем пустоту, усталость, напряжённость. Это впечатление усиливает и мрачный колорит. И лица, которые мы не видим – игроки безлики, как пустые рамы на стене.
Федотов говорил о картёжниках, что они убивают время, пока оно не добьёт их, в свою очередь.
Послушайте стихотворение об этой картине, написанное ученицей 11 класса Московской школы Анастасией Диндорого.
Холодной ночью на стекле
Узор морозный застывает,
Пустые рамки на стене
Дней пустоту изображают.
В холодном пламени свечи
Жизнь катится однообразно:
Вот стол стоит, и игроки
В который раз пытают счастье.
И блеклый свет смешал их лица
С толпой похожих им людей.
Во что способна претвориться
Вся колея грядущих дней?
Ещё раз окинем взглядом творческую судьбу русского художника Павла Андреевича Федотова, стремительную по своему развитию.
Художнику, не прошедшему в юности «школу канонов» Академии художеств, не пришлось и «изживать» её в своём творчестве, и, возможно, именно это дало ему творческую свободу, которая и позволила молодому Федотову столь отчётливо явить своё собственное лицо. Это лицо человека, живо интересующегося реальной, будничной, текущей вокруг него жизнью, окружающими его обычными людьми; это взгляд не снаружи, а изнутри; взгляд внимательный и необыкновенно зоркий, исполненный добродушного юмора и любви (а в последние годы и сострадания) к этим людям. Его талант развивался свободно, подчиняясь лишь глазу, сердцу, вкусу, поэтическому чутью и, главное, неустанному, целенаправленному напряжённому труду (как будто знал, как мало времени ему отпущено!).
Неутомимый, подвижнический труд был вознаграждён триумфом «Сватовства майора», однако симпатии публики сменились постепенным охлаждением, начиная с «Вдовушки».Последние картины остались незамеченными
Многие, кто их видел, старались об этом не упоминать, словно картин вовсе не существовало.
Чем это можно объяснить? Его живопись вышла за рамки доступного, легко понимаемого искусства? Его картины заставляли размышлять, искать ответа на поставленные вопросы?
Вполне возможно, что чувствительная натура художника породила разлад между ощущением значительности того, что возникает под его кистью, и тем бездушным миром, который он изображал.
Всё дальше уходя от потребностей текущего дня, Федотов перерос и обогнал своих современников, его искусство было уже обращено в будущее.
За свою недолгую жизнь Федотов всё же успел очень много. Не будет преувеличением сказать, что именно ему обязана своим появлением русская жанровая живопись, из которой вырастет впоследствии целое направление – критический реализм. Пожалуй, лучше других о нём сказал художественный критик В.Стасов: «Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его природа. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
УЧИТЕЛЬ. Мы познакомились сегодня на уроке с творчеством замечательного художника и я надеюсь, что в душе каждого из вас он оставил какой то след, пусть даже самый маленький. «Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум», - сказал о себе мастер. «Благо чистых дум» дало творчеству Федотова ту чистую и трепетную ноту, по которой мы всегда и везде будем узнавать его картины.