Бегство Святого Семейства в Египет
план-конспект урока по мхк (6 класс) по теме
Факультативное занятие по МХК. 6 класс. Учебник Данилова Г.И. Тема:Новый завет. Бегство Святого Семейства в Египет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Сюжеты и образы Нового Завета
Бегство Святого Семейства в Египет
Открытое факультативное занятие по МХК.
Класс – 6
Учитель – Калныня Светлана Викторовна
15.02.2013 г.
Тип урока: Интегрированный урок МХК, технологии, литературы.
Цель:
развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей сюжетов Нового Завета, воплощенных в произведениях изобразительного искусства; развить у детей собственное отношение к событиям Святого Семейства
Задачи урока:
- Познакомить с евангельским повествованием о бегстве Святого Семейства в Египет.
- Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с сюжетами Нового Завета.
- Развитие у учащихся способности к личностному проживанию библейских событий.
- Постижение иконологического анализа через устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях.
- Способствовать формированию умения связно излагать свои мысли.
- Способствовать развитию любви к поэзии.
Форма обучения:
Сочетание групповой и индивидуальной творческой деятельности.
Оборудование:
Презентация, музыкальный клип, ноутбук, проектор, экран, колонки, учебник «МХК» Г.И. Данилова, индивидуальная карта для самостоятельной работы, текст стихотворения, инструменты для практической работы: коробочка для мусора, ножницы.
Ход урока:
- Психологический настрой урока.
У: - Здравствуйте! Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с библейскими сюжетами из жизни Иисуса Христа. Вспомним об изученном, просмотрев музыкальный клип «Рождество».
- Музыкальный клип «Рождество».
- Тестирование.
У: - Проверим ваши знания изученного материала через тест. Приготовили карточки тестирования. Внимание на экран. Прослушайте внимательно вопрос и выберите только один правильный.
- За великое терпение, веру и любовь Бог дал Иоакиму и Анне дочь, которую нарекли Марией. Что означает это имя?
а) «Госпожа»
б) «Светлая»
в) «Победительница»
- Сколько лет исполнилось Марии, когда родители привели её в храм? а) 14
б) 8
в) 3
- Кто автор картины «Обручение Марии»?
а) Рафаэль
б) Тициан
в) Леонардо да Винчи
- Назовите главных участников иконы «Устюжское Благовещение»?
а) Дева Мария и Святой Дух
б) Мария и архангел Гавриил
в) Дева Мария и Иосиф
- Назовите место рождения Иисуса?
а) вертеп
б) дом богатых людей
в) ночлег для бедных
- Кто автор иконы «Рождество»?
а) неизвестный автор
б) Андрей Рублёв
в) Дионисий
7. Какое название картине дал Сандро Боттичелли?
а) «Дары от мудрецов»
б) «Встреча с Младенцем»
в) «Поклонение волхвов»
8.Что такое «Сретение»?
а) христианский праздник, который отмечается на сороковой день после Рождества Христова
б) преподнесение даров в знак благодарности при рождении Иисуса
в) рассказ пророчицы Анны о чудесной встрече старца Симеона и Младенца.
- Знакомство с новым материалом. Бегство Святого семейства в Египет.(Презентация).
№ слайда | Содержание слайда |
12 Вступительное слово учителя |
Ирод с нетерпением ожидал возвращения волхвов. Когда же злой царь понял, что восточные мудрецы разрушили его планы, он пришел в страшный гнев и решился на ужасное злодеяние. |
13 | Ирод, не задумываясь, послал в Вифлеем отряд солдат, которому был дан бесчеловечный приказ истребить всех мальчиков младше двух лет, родившихся в городе и его окрестностях. |
14 | Ирод был уверен, что среди этих детей окажется убитым и Младенец Христос. |
15 Рассматривание фрески Джотто ди Бондоне | Приказ Ирода был выполнен с невероятной жестокостью. - Рассмотрим, ребята, работу итальянского художника Джотто ди Бондоне. Это фреска – роспись водяными красками по мокрой штукатурке. Художник показал страшные лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. Груда маленьких трупов продолжает расти. В горе и отчаянии матери пытаются спасти своих детей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Но солдаты безжалостны. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. - Прочитаем на с. 131 строка 3 снизу об эмоциях царя. - Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. Ему вторит фигура палача в капюшоне – у них свирепые лица убийц. |
16 | Отряд воинов, ворвавшись в Вифлеем, начал поголовное избиение. |
17 | Матери старались укрыть своих младенцев-сыновей… |
18 | … но палачи вырывали их из материнских объятий и тут же закалывали. |
19 | Вифлеем и его окрестности наполнились плачем и рыданием. |
20 | Так жестоко Ирод расправился со сверстниками Младенца Христа. Они были первыми страдальцами, пролившими свою кровь за Господа. |
21 Работа по картине | Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев неслучайно. Его многострадальный народ уже много лет находился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жестоком царе Ироде помогла автору добиться высоких художественных обобщений, выразить своё сочувствие погибшим, обездоленным и гонимым. Познакомимся с произведением поближе, прочитав о содержании картины на с. 132 аб 1 снизу. |
22 | Но замысел царя Ирода не удался. Того, Кого искали палачи, уже не было в Вифлееме. |
23 Чтение из Библии | Перед тем, как воины ворвались в Вифлеем, Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет…» |
24 Работа с отрывком из стихотворения в учебнике | «…и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». (Мф.2,13) Чтение отрывка из стихотворения Д. Любарского «Избиение младенцев» с.133 - Когда и куда необходимо бежать семейству? Что говорится об этом в стихотворении? - Когда можно будет вернуться? |
25 | Иосиф встал, быстро собрал необходимые вещи, взял Богомладенца и вместе с Пресвятой Девой Марией тайно, темной ночью, отправился в сторону Египта. |
26 | По неведомым дорогам Святое Семейство пробиралось в страну фараонов. |
27 Работа с произведением (листочки) | Путь их был нелёгким. Многие поэты обращались к сюжету бегства святого Семейства. Например, русский поэт Иван Бунин в произведении «Бегство в Египет». Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Труден ли был путь святого Семейства? По лесам бежала Божья Мать, Куньей шубкой запахнув младенца. Стлалось в небе Божье полотенце, Чтобы ей не сбиться, не плутать. Холодна, морозна ночь была, Дива дивьи в эту ночь творились: Волчьи очи зеленью дымились, По кустам сверкали без числа. Две седых медведицы в лугу На дыбах боролись в ярой злобе, Грызлись, бились и мотались обе, Тяжело топтались не снегу. А в дремучих зарослях, впотьмах, Жались, табунились и дрожали, Белым паром из ветвей дышали Звери с бородами и в рогах. И огнем вставал за лесом меч Ангела, летевшего к Сиону, К золотому Иродову трону, Чтоб главу на Ироде отсечь. - Труден ли был путь Святого Семейства? Какие эмоции они у вас вызывают? -Прочитайте стихотворение про себя, отмечая простым карандашом тем места, в которых говорится об опасности пути. |
28 | В страшную ночь избиения младенцев в Вифлееме оно, возможно, уже переправилось через границу Иудеи и ночевало где-нибудь в тишине пустыни, вблизи древних пирамид и сфинксов… |
29 Прослушивание колыбельной | Таким образом, Того, Кто пришел спасти мир, Кто так возлюбил людей, что и душу Свою и всего Себя готов был отдать на мучение за нас, мир встретил угрозами, ненавистью и гонением. |
30 | Истина пришла в мир, но люди больше возлюбили тьму. |
31 | Но это был не весь мир. Те, кто верили и ждали, встретили Христа иначе. Вифлеемские пастухи, благочестивый старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем Царя и поклонились Ему. |
- Итог урока
У: - Почему Иудейский царь Ирод решил уничтожить младенцев?
- Как был спасён младенец Иисус?
- Домашнее задание.
- Анализ произведения Джотто «Бегство в Египет».
- Как в произведении передан драматизм происходящего?
- Стр. 134
- Практическая часть урока.
У: - Тема нашего урока «Бегство Святого Семейства», путь их труден. В дороге им помогают ангелы. Поможем сделать путь Семейства легче, сделав своими руками ангелов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124591-1350220785.jpg)
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/26/picture-150601-1353912811.jpg)
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/18/picture-285276-1579380041.jpg)
Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные
Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...
Святые добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Открытый урок по православной культуре для 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-672937-1632064340.jpg)
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/08/picture-1114419-1549645697.jpg)
Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."
Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают ...