урок МХК, Лекция Бытовой и портретный жанры в русской живописи 2 половины 19 века
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Бытовой и портретный жанры в русской живописи 2 пол. 19в.
Жанровая живопись (от фр. genre) - художественное изображение сцен повседневной жизни, как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров, уличных сцен и т.п.
Сама эпоха в России определила развитие жанров, предопределила настроение и формы выражения художников 2 пол. 19в.
В 1853-55гг – поражение в Крымской войне, подпольные организации, крестьянские бунты, требование реформ, растерянность общественности, вопросы об отмене крепостного права и т.д.
От искусства требовалось новое воплощение идей, воссоздание картины жизни. Музыканты дали худ - ам хороший пример. В 1862г. образовалась могучая кучка (Мусоргский, Римский - Корсаков) композиторов с помощью нашего земляка Балакирева.
Именно в вторая половина 19в. приходится на самые выдающиеся произведения Петра Ильича Чайковского. Сейчас это самый исполняемый композитор в мире.
19 век – «золотой» век. У него реалистическая правдоподобная тематика, которая более близка народу.
Павел Михайлович Третьяков
Купец, промышленник. Вместе с братом поставили себе цель – создать именно национальную галерею-музей. В 1856г начал приобретать картины русских худ-ов.
В 1872г их собрание потребовало расширения их дома.
Так в 1874г, собрав лучших представителей школы русского искусства, открыли частный музей. В 1892г Третьяков передаёт свою галерею в дар Москве. Третьяковы были меценатами, оказывали мат.поддержку, были советчиками. В 1893г на открытии галереи состоялся 1-й съезд русских художников.
Вы помните, что в 1863 г. произошёл бунт 14-ти под покровительством Крамского.
Они ушли из Академии, создали артель свободных худож-ов. Впоследствии организовалось общество передвижных художественных выставок.
Иван Крамской.
Он не только инициатор бунта, но и очень крупный худ-ик – реалист, теоретик этого метода.
«Портрет неизвестной» 1883г.
Она написана в самый пик деятельности передвижников.
В этой картине Крамской не даёт нам окончательного варианта: портрет это или жанровая картина. Содержание картины не имеет конкретности. Причина – некая интригующая недосказанность, таинственность психологического состояния, социального положения героини. Другие художники называли её «исчадием больших городов». Это женщина – содержанка.
Это богато одетая женщина в роскошной коляске, едет по Невскому проспекту. Она очень высокомерна, с вызовом смотрит. Взгляд сверху вниз усиливает её надменность по отношению к зрителю.
Её шубка оторочена собольим мехом, изящная шляпка (францисс – с белым страусиным пером) – это последний писк. Не каждый может себе этого позволить. На руке поблёскивает браслет, меховая муфта, тонкие кожаные перчатки и т. д.
Образ собирательный, затрагивает необычную тему, которая в живописи не поднималась. Положение женщины в буржуазном обществе. Так же и в литературе – образ Анна Каренина, Лариса из «Бесприданницы» - вещь.
«Неутешное горе»
Горе матери передано с глубиной, человечностью. На картине гроб, сама мать. Она прикрывается платком, тем самым сдерживая крик своей души. Всё внимание стоящей по середине комнаты скорбящей матери. Она показана тёмным пятном. Это пятно как монумент, статуя.
Здесь и ковёр, и цветы, и золочёные рамы на заднем плане.
«Христос в пустыне»
В этом произведении все мысли и чувства художника. Он стремится обобщить опыт истории и дать философскую оценку, отразить евангельский сюжет.
Приняв крещение в Иордане, Иисус уединяется на гору Искушений. Там 40 дней и 40 ночей предаётся страданиям. Он себя готовит к мессионерской жизни.
Человек сидит в раздумьях, по его стиснутым рукам понимаем, что раздумья очень мучительны. Он думает о смысле жизни, о назначении человека в этой жизни, делает мучительный выбор жизненного пути ценой самопожертвования. В фигуре, в позе Крамской говорит о готовности принести себя в жертву. Сам автор говорил: «Это не Христос, это есть выражение моих личных мыслей». Герой картины ещё не решил для себя, не нашёл ответ на вопрос «Что делать?». Показан мучительный момент выбора.
Василий Владимирович ПУКИРЕВ
«Неравный брак»
Это личная трагедия художника. Не случайно он здесь изображает себя с ненавистью смотрящего на графа.
Прасковья Варенцова и художник очень любили друг друга. Но художник не имел статуса, не имел постоянного заработка. Отцы девушек обходили стороной таких женихов. Её просто продали за этого богатого графа. О любви и речи не шло. Граф в итоге проиграл своё богатство, а его жена умерла в нищете, так же как и худ-к.
Художник использовал свою трагедию для того, чтобы вызвать всплеск эмоций о проблеме женщин вообще. О их бесправности. Он протестует против угнетения, унижения женщин, которых продают, как вещь.
Женщину никогда не считали личностью. Эта тема была нова, очень смела и новаторски против такого положения женщины. Это тема маленького человека. Мы говорили с вами об этом, когда знакомились с творчеством Федотова и Перова.
Григорий Григорьевич МЯСОЕДОВ.
«Земство обедает»
С этой картиной мы знакомились, когда изучали передвижников.
Здесь художник точно расставляет все характеристики. Показывает, что это 1872г. в 1861 отменили крепостное право, были военные и земские реформы. Земцы разбирали какие-то спорные моменты между помещиками и крестьянами, выполняли какие-то попечительские функции.
Мясоедов хорошо показывает это ненужное земство, пятое колесо в телеге.
Изображены крестьяне-бедняки. Мы видим сумки, где какие-то съестные припасы, значит, шли они издалека. А когда пришли, оказалось, что обед. Кто-то спит, кто-то кушает, а земство обедает. Вот оно социальное расслоение! Всего лишь окно, всего лишь слуга вытирает серебряное блюдо, а всё ясно.
Владимир Егорович МАКОВСКИЙ.
Его брат Константин тоже художник. Его картину «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий к пожертвованию» помните.
Владимир Егорович учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавал, был ректором. Писал жанровые картины. Представлял не только соц. проблемы, но и постреформы.
«Свидание»
Произведение, которое показывает жизнь низов, чувства простых людей. Здесь он передаёт и социальные типы и их характеристики. Очень убедительно. Главное – психологизм и демократизм.
Показана встреча матери с сыном, которого отдали учиться в люди. Мать бедная крестьянка. Чтобы навестить сына, ей пришлось проделать немалый путь. Рядом с ней узелок, палка. В убогой комнатушке примостилась с краю и сидит в неудобной позе, наблюдает за своим сыночком, который так жадно ест булку. Весь оборванный, босой. Женщина боится потревожить хозяина. Робкая покорность во всём, обречённость в судьбе, безысходность.
Колорит картины сдержанный: серовато-зелёные, коричневые тона. Художник относится с сочувствием к этому мальчику, обречённому познать жестокую, суровую правду жизни.
Сюжет картины перекликается с литературным произведением Чехова «Ванька».
«На бульваре» 1876г.
Молодые люди рвутся в город зарабатывать, а в результате отрываются от родной земли.
Драматичное свидание. Автор умело передаёт жизненную обстановку пореформенной России. Свидание на городском бульваре на скамейке. Сидит молодая женщина и подвыпивший парень с гармошкой. У неё на руках ребёнок в цветном одеяле. Он оставил их в деревне, она теперь ищет защиту и опору у мужа. Она надеется на его милосердие. На лице тоска. Она ошиблась, поняла, что напрасно потратила время и силы. Здесь в городе ей стало ещё горше и страшнее. Сейчас он горожанин и очень быстро приспособился, и впитал в себя самое худшее от города.
Художник раскрывает типичное социальное явление в обществе – разложение человека и то, как влияет город, буржуазное общество на народное начало.
Илья Ефимович РЕПИН
«Бурлаки на Волге»
Репин был своеобразный художник. Его первоначальный замысел иногда отличался от второго, третьего, окончательного варианта картины. Однажды с другом Савицким он отправился на этюды на пароходе. Вдруг его что-то покоробило. Он спросил: «Что это там движется сюда? Вон то тёмное, сальное, коричневое пятно?» «Это бурлаки тянут баржу. Какие типы!»- ответил Савицкий. Когда приблизились, репин увидел их воочию. В лохмотьях, тела буре от загара, натёртые плечи, угрюмые лица с тяжёлыми взглядами. Какой контраст с чистым цветником господ. Репин был возмущён таким рабским использованием человеческих сил. Ему объяснили, что бурлаки загрузят, дотянут и разгрузят баржу, а пароход – дороговат.
Репин непременно решил писать эту картину. Истинное бурлачество он увидит только на Волге. От первоначального замысла останется только маленький пароходик.
2 года репин жил на Волге, изучал бурлаков. Знал Конина, Ильку-моряка и т.д.
Очень сурово выглядит ватага бурлаков из 11 человек, расположенная по диагонали. Труд их ценится ниже труда лошади, ниже паровой тяги. Идут они по раскалённому песку босые в сосредоточенном молчании, налегая на свои лямки. Вся картина как некий стон, как протяжная русская песнь.
По сюжету это жанровая картина. А в идейном замысле далеко выходит из просто бытовой картины. Это обобщенный образ русского народа. И в то же время – галерея конкретных замечательных лиц. Каждый из 11 образов – это характер. В первой группе – коренники. В центре – Канин, рядом кудлатый, нечесаный, с колючим взглядом бурлак, чуть позади Илька – моряк с трубкой.
Во второй группе очень выразителен Ларька, высокий мальчишка, в лохмотьях, он выпрямился, замедлил шаг, поправляет лямку и во весь свой рост противостоит движению толпы, он молод и не хочет мириться с такой судьбой.
Но отсюда нет выхода, как из омута.
В третьей группе самые слабые: измученный отставной солдат с низко надвинутым на глаза картузом; совсем плохо передвигающий ноги мужчина.
Картина пронизана страстной верой в народ, в его будущее, в его силы.
Это обобщённые образы и частный эпизод репин переводит в серьёзную социальную проблему.
«Крестный ход в Курской губернии» 1880-83гг
80-е – период расцвета творчества художника. Он изучает крестьянский быт, обычаи, нравы. Обращает внимание на социальное расслоение общества. Это обращение к теме пореформенной России.
На картине репин показывает все соц.типы: чванливая барыня несёт икону; военные, купцы, священники. В контрасте с ними в левой части картины – калеки, странники, верующие. Репин выделяет горбуна. Образ очень сильный. Через него он показывает веру человека в чудо.
Все разделены на две части. Каждый персонаж несёт свою смысловую нагрузку. Пестроту толпы репин подчеркнул для того, чтобы показать какова разница в расслоении общества.
«Не ждали»
Репин сначала изобразил главным героем женщину. Затем изменил замысел.
Каждый, из находящихся в этой комнате, по-своему относится к происходящему.
Навстречу встаёт мать, ликует мальчик (сын), настороженно смотрит девочка, равнодушно – служанка.
Репин показывает и переходное состояние природы – по стеклу стекают капли дождя, светит солнце, т.е. это отражение чувств всех присутствующих. Через природу художник помогает осознать и передать состояние людей. Наконец-то дождались!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол.19в.
лекция к уроку мхк в 9 классе Исторический жанр в русской живописи 2 пол. 19в....
Презентация к уроку МХК "Бытовой и портретный жанры в русской живописи второй половины ХIХвека"
презентация к уроку МХК...
Жанр портрета в Русской живописи XVIII века
Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...
Портрет в русской живописи 18 века.
Презентация по МХК, Искусству...
Исторический жанр в русской живописи
Презентация к уроку в 7 классе "Исторический жанр в русской Живописи". Презентация разбита на 2 части....
Разнообразие жанров в русской живописи ХХ века.
План урока МХК в 11 классе....
Бытовой жанр в русской живописи 19 века
В данной работе представлены работы мастеров бытового жанра 19 века Перова, Федотова, Мясоедова, Пукирева и др...