В музей на урок...
методическая разработка по мхк (7 класс) по теме
Урок мировой художественной культуры в 7 классе по теме "Средневековая книга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_mirovoy_hudozhestvennoy_kultury_v_muzee_istorii_knigi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мировой художественной культуры.
7 класс. Тема «Средневековая рукописная книга»
1 часть урока – теоретическая в классе ( 15 минут).
Цель урока:
- дать знания об истории создания основных источников информации в средние века
- дать краткие представления об изобретении книгопечатания.
Понятия: палеография, пергамент, диплом, кодекс, основные размеры листа, бумага, орудия письма, чернила, инициал, миниатюра, иллюминация, переплет,скрипторий, манускрипт, инкунабула, каллиграф – переписчик, рубрикатор, миниатор.
Наглядный материал: слайды с фотографиями средневековых книг, скрипториев, письменных принадлежностей.
2 часть – урок в музее истории книги «ИстоК» ( 15 минут).
Цель урока в музее:
- познакомить с музейными экспонатами по теме урока
- дать дополнительные сведения о пергаменте и переплетах: марокен, сафьян, шагрень. «Книги в жемчугах ходят» - русская пословица. Русская рукописная книга, летописец Нестор.
Музейные экспонаты: макет старинной книги, старинные письменные принадлежности, фрагмент рукописной книги, таблички с новыми терминами и понятиями.
3,4 часть – возвращение в класс, проверка усвоенного материала (8 минут),
подведение итогов, выводы, домашнее задание (2минуты)
Основные тезисы урока
1 часть – урок в классе
- Палеография – наука, изучающая материалы, орудия для письма и знаки письма, применявшиеся людьми прошлого (греч. grapho - "пишу", paleo - "древний").
Функции и назначение средневековой рукописной книги.
2. Материалы для изготовления рукописной книги:
-пергамен - материал из коровьей кожи и других животных, профессия пергаменщика,
стадии изготовления пергамена: выделка, разлиновка, изготовление дипломов ( сложенных
вдвое листов), кодексов ( сшитых между собой дипломов);
- бумага – изобретение бумаги – Китай, проникновение бумаги в Европу и Россию;
3. Орудия письма:
- стиль (лат. stilus), сохранившийся с античной эпохи, представлял собой заостренную с
одного конца металлическую палочку для письма на навощенных дощечках, другим,
тупым, концом стирали написанное;
- перья и калам – камышовая тростинка, металлические перья;
- изготовление чернил; чернильницы – рог, вставляемый в специальное отверстие в столе,
переносные чернильницы.
4. Элементы декоративного оформления книги:
- миниатюра – многоцветный рисунок, сделанный от руки, небольшая картинка;
- заставка – небольшая орнаментальная или изобразительная композиция,
выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги;
- инициал – буквица – заглавная буква, помещаемая в начале текста книги, главы,
части или абзаца. Инициалы часто превращались в сложные рисунки, изображавшие диковинных птиц, зверей, чудовищ. Их выделяли красной краской или золотом.
- краска для украшения рукописей: золотая, серебряная, красная - киноварь.
5. Мастера по изготовлению книги:
- Писцы, занимавшиеся изготовлением рукописных книг, как правило, делились на
два цеха: скрипторы или либрарии переписывали обычные книги, а нотарии –
дипломатические. Это были люди князя, либо церкви (монахи). Скриптории - это
особые комнаты в монастырях, где под надзором библиотекаря переписывались
книги.
- миниатор - художник, рисовавший цветные иллюстрации, миниатюры, инициалы;
- рубрикатор - раскрашивал красным отдельные строки, заголовки. Инициал или
миниатюру иногда раскрашивали сусальным золотом или серебром.
Типы письма: каролингский минускул, галльское письмо, устав, полуустав, вязь и др.
2 часть – урок в музее
1.Знакомство с музейными экспонатами: старинная книга (1797 год)
со вставленными рукописными листами и датой издания в типографии Москвы.
Рассматривание заставки, буквицы, миниатюры, шрифта в книге.
Макет рукописной книги. «Книги в жемчугах ходят», «От доски до доски»,
«Мнится, писание - легкое дело, пишут два перста, а болит все тело» -
русские половицы.
2. Виды кожаных переплетов: хартия, сафьян, марокен, шагрень, акулья кожа.
Манускрипт ( европейское название рукописи ману-рука, скрипти – пишу),
рукопись, фолиант ( книга большого формата), инкунабула – «колыбель», так
называют первые печатные книги
3.Первая русская рукописная книга – «Остромирово евангелие» ( 1056 год)
3 часть урока- проверка усвоенного материала.
1.Можно ли рукописную книгу назвать произведением искусства?
2.Почему инициал ( буквица) выделяли красным, а не синим или зеленым цветом?
А как мы сегодня отмечаем начало новой мысли в тексте?
3.Как называется первая рукописная книга и почему так?
4.Что написал летописец Нестор?
4 часть – подведение итогов, домашнее задание
1. Нарисовать буквицу, заставку или миниатюру.
Так, приобретаемые на уроках знания закрепляются при посещении музея, а урок проведенный в стенах музея, приносит удовольствие. В результате проведения урока в музее расширяются знания учащихся в области литературы и истории, происходит духовное обогащение личности ребенка, воспитывается культура общения и поведения в музее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"
Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок-экскурсия по музею "Кутлу-Букашский музей"
\' KUTLU BUKASH MUSEUM\'(in the school of the village Kutlu Bukash, region Rybnaya Sloboda, the republic of Tatarstan) Цели: научить учащихся делать представление своего школьного музея на английск...
Экскурсия в Музей истории усадьбы Щапово и урок "Рисование в музее"
В мае 2016 года ученики художественного отделения побывали на экскурсии в Музее истории усадьбы Щапово. Экскурсия была посвещена народным промыслам и истории производства набивных тканей и кружев в Ща...
Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...