Разработка урока по МХК "Эпоха барокко"
методическая разработка по мхк (11 класс) по теме

Лежнина Наталья Сергеевна

Методическая разработка урока по МХК. 11 класс. Учебник Емохоновой(базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_barokko.doc92 КБ
Microsoft Office document icon test_po_teme.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов в процессе изучения мировой художественной культуры.

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому информатизация образования и внедрение новых информационных технологий в учебный процесс - составная часть современной школы. Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления, которого является компьютер. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в уче6ный процесс, и  повышающий эффективность изучения учебных предметов, в том числе и мировую художественную культуру. И учителя, использующие в образовательной деятельности  компьютерные технологии, с полной уверенностью говорят о  необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, действительно помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Мои первые шаги работы с компьютером (владение ПК сводились к умению работать с текстами) и были сделаны на курсах в Нижегородском региональном центре Федерации Интернет Образования. Занятия вызвали желание глубже познакомиться с опытом, накопленным по этой проблеме,  заняться разработкой уроков с использованием компьютерных технологий, а затем и внедрение в процесс обучения метода проектов.

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не только усвоение суммы знаний и прохождение образовательных программ, но и реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников — работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

  «Искусство эпохи барокко ».

(XI класс).

Урок-презентация.

Тема, посвященная барокко, в курсе мировой художественной культуры является одной из центральных. Она максимально насыщена материалом, хотя дело не только в обилии вводимой на уроке информации, но также и в важности тех последствий, которые имело барокко на дальнейшее  развитие искусства. Между тем, преподаватель и учащиеся при изучении материала оказываются в крайне жестких условиях: учителю необходимо за четыре учебных часа доступно и интересно изложить большое количество информации, а учащиеся при этом должны ее усвоить. Кроме того, для знакомства с шедеврами этой эпохи необходимо более подробно ознакомиться с творчеством многочисленных авторов.  Для активизации ранее полученных знаний на уроках МХК и  истории, развития  познавательных и творческих способностей учащихся, и выстраивания логической последовательности, систематизации материала используется метод проектов. Учащимся предлагается создать портфолио и мультимедийные презентации, составленные в программе Power Point, включая в нее иллюстративный ряд, фрагменты из источников, исторической литературы  художественных и культурологических изданий.

Описание урока.

   Данный урок – это защита мультимедийных проектов по теме «Барокко». Проекты готовились  учащимися 11 «Б» класса МОУ СОШ № 130. Данный класс второй год участвует в   апробации УМК Л.Г. Емохоновой МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.

    Цель работы не только углубить и систематизировать ранее полученные знания, но и создать учебно-наглядное пособие, которое может использоваться учителем как во время традиционных форм проведения урока, так и для самостоятельного изучения учащимися данной темы.

Структура урока

  1. Организационный момент (Здороваюсь, выясняю кто отсутствует, сообщаю тему, цели и задачи урока) - 3 минуты.
  2. Активизация знаний учащихся (Вводная часть урока: активизирую ранее полученные знания. Настраиваю класс на рабочий лад) -7  минут.
  3. Защита проектов - 7-8  минут на проект, включая блиц - опрос – 49-60 минут.
  4. Постановка итогового проблемного задания – 7 минут.
  5. Подведение итогов – 2минуты.
  6. Запись домашнего задания – 1 минута.

Продолжительность урока 80 минут.

Тип урока - практическое занятие (защита проекта).

Опережающее задание:

  1. ознакомиться с материалом учебника по данной теме;
  2. подобрать дополнительный материал и иллюстрации;
  3. составить мультимедийную презентацию;

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

План урока: 

               1.Периодизация и особенности барокко.

               2.Архитектура и скульптура.

                     3.Живопись.

                     4.Наука.

                     5. Литература.

                     6.Музыка и театр.

                     7. Русское барокко.

Оборудование:  

1. Учебник.

 2. Компьютеры или компьютер с мультимедийным  проектором.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

/сл.№1/

 Сегодняшний наш урок посвящен одной из самых ярких тем в искусстве – эпохе барокко. Эта эпоха   не оставит равнодушным ни одного человека. Сегодня я предлагаю вам углубиться в этот волшебный  мир причудливых  образов, систематизировать свои знания, еще более проникнуться  творчеством людей, чьими шедеврами и открытиями мы восторгаемся, по сей день. А помогут нам в этом ребята, которые и работали над этим  мультимедийными презентациями, используя метод проектов. Наш сегодняшний урок будет проходить по следующему плану. Запишите, пожалуйста, его себе в тетради.

/сл. №2/

  1. Введение.

Говоря о таком стиле в искусстве, как барокко, прежде всего, необходимо определить, что следует понимать под этим термином. Кроме того, следует определить, с чем связано его появление. 

 Учащимся предлагается на основе знаний полученных при изучении курса истории и МХК, а так же   знаний, полученных при работе над проектами поработать с безоценочными тестами и сформулировать ответы на поставленные вопросы:

/сл.№3/

  1. пояснить термин «Барокко»
  2. объяснить когда и почему он возник
  3. В чем заключается особенность стиля?

/сл. № 4-8/

 Эти слайды дают комментарии к поставленным вопросам и

  систематизирует знания учащихся об особенностях стиля.

    /сл. № 9-13/  

Данные слайды являются введением к защите проектов.  

  1. Защита проектов.

Защиту мультимедийного проекта проводит один  из учащихся группы работавшей над его созданием. Во время защиты остальные учащиеся класса заполняют таблицу по теме «Искусство эпохи барокко». После защиты, для осуществления рефлексии учителем (учащимися) проводится блиц-опрос. Защита проектов оценивается жюри.

  1. Архитектура и скульптура эпохи барокко.

/презентация №1/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами архитектуры этой эпохи и авторами их создавшими. Кроме того, учащиеся знакомятся с приемами, используемыми  в этих видах искусства.

Блиц-опрос:

  1. Каким образом в архитектуре преломилось мировоззрение свойственное эпохе  барокко?
  2. Почему Рим называют Вечным городом?
  1. Живопись эпохи барокко.

/презентация №2/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися шедеврами живописи барокко, ведущими жанрами – бытовой живописи, пейзажа, портрета, натюрморт (мертвая природа). Рассказывает о сюжетной линии применявшейся живописцами. Во время просмотра присутствующие погружаются в мир образов Франца Халса, Рембранта, Рубенса, Караваджо и др.

    Блиц-опрос:

  1. Какие качественные изменения произошли в живописи эпохи        

     барокко?

  1. Каких художников называли «малыми голландцами»? В чем своеобразие их образного мира?
  1. Наука эпохи барокко.

/презентация №3/

Данная презентация знакомит учащихся с выдающимися учеными XYII столетия, их судьбами; повествует о великих открытиях и изобретениях прославивших эпоху и положивших начало формированию науки Нового времени.

    Блиц-опрос:

1.Докажите, почему открытия в науке XYII столетия совершили прорыв, который принято считать первой научной революцией?

  1. Литература эпохи барокко  

/презентация №4/

Данная презентация знакомит нас с выдающимися литераторами и философами того времени. Знакомит с наиболее интересными произведениями.

       

 Блиц-опрос:

  1. Какой способ оформления поэтических произведений является визитной карточкой эпохи барокко?
  2. Какие литературные жанры характерны для того времени?
  1. Музыка и театр эпохи барокко.

/презентация №5/

Данная презентация знакомит нас с музыкальным творчеством великих европейских  композиторов XYII века. Во время просмотра презентации звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»). Кроме того в презентации рассказывается о развитии театрального искусства

 Блиц-опрос:

1. Когда и где родилась опера? Кто из великих композиторов оказал

     влияние на ее развитие?

2. Как развитие театрального искусства отражало эпоху барокко?

  1. Русское барокко.

/презентация №6/

Данная презентация рассказывает о развитии барокко в России. При работе над презентацией были рассмотрены фактически все виды искусства, развивавшиеся в России.

              Блиц-опрос:

              1. В XYII веке в России зародилась светская живопись. Можно ли                

                   порсуну считать портретом?

               2. В архитектуре русского барокко существуют два термина –

                    «нарышкинское» и «растреллинское» барокко. Объясните, что

                     это значит.

4. Постановка итогового проблемного задания:

  1. Неправильность, странность, причудливость – все это изначально есть в новом искусстве. Но если мы говорим о «неправильности», так что же было образцом? Свой ответ обоснуйте.
  2. Каким образом стиль барокко повлиял на дальнейшее развитие искусства. Свой ответ аргументируйте.

Классу предлагается  обсудить данные вопросы  в группах   в течение 3-5 минут. В это время звучат фрагменты музыкальных произведений эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт»; Антонио Вивальди «Времена года»; Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде»), которая помогает отразить атмосферу урока.

 5. Заключительный этап работы

  1. Разбирается проблемное задание.
  2. Представители групп делают сообщения о целях и результатах работы над проектами.
  3. В конце занятия подводятся итоги.

6. Домашнее задание

  1. Творческое задание. Выяснить где применяются

     барочные элементы современными дизайнерами и

     архитекторами.

  1. Подготовить презентацию на тему:
  2. «Барокко в современном дизайне и архитектуре.
  3. Индивидуальное задание. Продолжить работу

    над созданием мультимедийного пособия по теме

«барокко»

Данный урок разработан учителем МХК МОУ СОШ № 130 г. Нижнего Новгорода Лежниной Натальей Сергеевной, в соавторстве с учащимися 11 «Б» класса данной школы.  

                               Самоанализ урока

Тема урока: «Искусство эпохи барокко ».

Тип урока – урок-презентация (углубление и систематизация  ранее полученных знаний используя метод проектов).

Данный урок занимает центральное место в изучении культуры XYII века.

11 «Б» общеобразовательный класс. Образовательный уровень учащихся средний, но при определенных усилиях педагога можно создать довольно высокую мотивацию к обучению.  В частности этого можно достичь, используя метод проектов.

При разработке данного урока мной были поставлены следующие цели и задачи, которые формировались с учетом особенностей класса.

Цель урока:

  1. углубление и систематизация ранее полученных знаний по теме «Искусство эпохи барокко»
  2. формирование у каждого ребенка умений и потребностей самостоятельно пополнять свои знания, умения, навыки через метод проектов 
  3. разработка электронного учебно-наглядного пособия.

Задачи урока:

  1. выявить особенности основных направлений искусства эпохи барокко.
  1. систематизировать знания учащихся по теме, дополнив их новыми сведениями;
  2. формировать у школьников навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
  3. способствовать развитию творческих навыков;
  4. стимулировать развитие способностей к самообразованию.

При подготовке и проведении урока мной были использованы следующие педагогические технологии:

  1. Технология разноуровневого обучения

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

  1. Технология проблемного (дифференцированного) обучения

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

  1. Технология проектного  обучения (метод проектов)

Технология проектного  обучения (метод проектов) является одним из

вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

  1. Технология группового обучения

В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей,  а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

В соответствии образовательным уровнем учащихся перед ними были поставлены различные задачи, которые они должны были решить в ходе работы над проектами. Учащиеся с высокой и средней мотивацией к обучению работали над подбором материалов, созданием и защитой проектов. Учащиеся с более низкой мотивацией к обучению тоже занимались подборкой материалов для презентации, но их основная задача была создание портфолио по видам искусств эпохи барокко.

Структура урока

  1. Активизация знаний учащихся.
  2. Защита проектов.
  3. Проверка усвоения изученного материала во время блиц - опроса и постановке итогового проблемного задания.

Мне кажется, что   структура урока   выдержана. Все его части  взаимосвязаны между собой. Цели и задачи реализованы довольно полно, а именно:

  1. Данная тема изучена в более полном объеме, чем предусмотрено программой.
  1.  Все учащиеся класса, принимали активное участие в работе над проектами, изучая при этом необходимый материал.
  2. В процессе работы над проектом учащиеся получили новые знания, умения и навыки.
  3. Создана основа для создания мультимедийного учебного пособия по принципу электронного учебника.

Исходя их этого считаю, что урок при использовании приведенных выше методик был успешен и его можно считать развивающим.



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Барокко»

Вариант 1

  1. Периодизация эпохи барокко:

а) 14-16 в.

б) 15-16 в.

в) 17 в. (конец 16-середина 18 в).

2. Выбрать барочные элементы:

а) пилястры

б) колонны

в) овальные окна

г) треугольные фронтоны

д) диагональная волюта

е) неправильные фронтоны

3.Эпоха барокко подарила миру таких скульпторов как:

а) Микеланджело

б) Донателло

в) Бернини

г) Жан Гужон

д) Борронини

4. Новые Жанры в эпохе барокко:

а) опера

б) месса

в) симфония

г) кантата

д) мадригал

5. Какой город России можно назвать энциклопедией Русского барокко

а) Москва

б) Санкт – Петербург

6. Причины возникновения русского барокко?

а) очередная закономерная смена стилей

б) для противостояния реформации

в) для утверждения могущества католической церкви

г) барокко воспевает главное творение Бога – человека

7. Докажите что барокко и «Испанский» стиль одно и то же?

8. Какие новые виды живописи появились в эпоху барокко.

а) фрески

б) портреты

в) плафонная живопись

г) иконы

9. С. Дежнев, В. Баренц, Д. Джон это:

а) путешественники и первооткрыватели

б) политические деятели

в) архитекторы

г) музыканты

д) поэты

10. Выбрать из перечисленных личностей литераторов эпохи барокко:

а) И. С. Бах

б) Лопе де Вега

в) Мигель де Сервантес

г) Клаудио Монтеверди

д) Жан де Лафонтен

е) Мольер

ж) Антонио Вивальди

з) Жан Батист Люли

и) Георг Фридрих Гендель

к) Протопоп Аввакум

л) Семеон Полоцкий

Тест по теме: «Барокко»

Вариант 2

  1. Страна- родина барокко:

а) Франция

б) Италия

в) Голландия

г) Германия

  1. Особенности барокко (выбрать лишнее):

а) театральность

б) бутафорность

в) тяжеловесность

г) строгая геометричность линий

д) церковный стиль

е) возврат к античности

  1. Эпохе барокко принадлежат полотна таких мастеров как (выберите):

а) Рубенс

б) Ян Ван Эйк

в) Рафаэль

г) Рембрандт

д) Мазаччо

е) Веласкес

ж) Караваджо

  1. Новый литературный жанр   русского барокко 17 столетия - это:

а) драма

б) комедия

в) жития

г) басня

  1. Почему московское барокко называют «нарышкинским»:

а) многие здания в Москве и Подмосковье строились по заказам бояр

    Нарышкиных.

б) Нарышкин- это архитектор

  1. Что барокко роднит с ренессансом:

а) ничего не роднит

б) эти оба стиля используют элементы классического ордера в архитектуре

в) общее мировоззрение

г) обращение к античным и библейским сюжетам

  1. Докажите, почему барокко господствует только в Европе.

8. Какой новый музыкальный инструмент появился в эпоху барокко?

а) орган

б) скрипка

в) арфа

г) клавесин

  1. Г. Галилей, Н. Коперник, И. Ньютон - это:

а) скульпторы

б) ученые

в) живописцы

г) поэты

д) музыканты

е) политические деятели

10. Выбрать из перечисленных личностей эпохи барокко музыкантов

а) И.С. Бах

б) Лопе де Вега

в) Мигельль де Сервантес

г) Клаудио  Монтеверди

д) Жан де Лафонтен

е) Мольер

ж) Антонио Вивальди

з) Жан Батист Люли

и) Георг Фридрих Гендель

к) Протопоп Аввакум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Музыкальная культура барокко"

Музыкальная культура барокко- Бах, Вивальди...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

11 класс. урок №11 Русское барокко.

11 класс. урок №11 Русское барокко....

конспект урока "Национальные школы барокко"

конспект урока Национальные школы барокко...

11 кл. Экспресс-контроль к урокам «Искусство ренессанса, барокко, классицизма»

Данный материал предназначен для проверки у учащихся уровня понимания различий между разными стилями, узнавания отдельных произведений изобразительного искусства и архитектуры, а также знания творчест...

Разработка урока по МХК "Музыка барокко"

Разработка урока по МХК "Музыка барокко"...

Разработка урока МХК "Специфика русского барокко"

Разработка урока МХК "Специфика русского барокко"...