Музыкальный портрет. Александр Невский.
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 221.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок 9.
Тема: Музыкальный портрет. Александр Невский.
Цели урока:
Способствовать формированию понятия «музыкальный портрет» через поэтический, художественный и музыкальный материалы урока.
Способствовать развитию креативного мышления с помощью работы над кластером, раундробином, мини-проектом.
Через тему рока рассказать о многообразии художественного мира.
Ученические задачи урока:
Познакомиться с понятием «музыкальный портрет»
Познакомиться с маркерами-стихотворениями;
Продолжить развивать уманите работать в творческим группах.
Форма урока –урок на основе технологии РКМ
Тип урока - урок изучения нового материала
Уровень самостоятельности - средний
Виды деятельности на уроке – групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа
Ключевые слова урока - «музыкальный портрет»
Оборудование - раздаточный материал, мультимедийный проектор.
КОНСТРУКТОР УРОКА
Этапы урока | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
1.Стадия вызова Составление кластера | Предлагает проафишировать тему урока, цели и план урока. Предлагает составить кластер «Музыкальный портрет». Работа идёт в 1*2. Подводит итог, Слово педагога: Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями. Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами. | В центре листа пишут словосочетание «Музыкальный портрет». Далее вокруг этого слова записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с темой урока. |
2. Стадия осмысления 2.1 Раундробин. | 1. Предлагает каждому учащемуся иллюстрация. Их всего 6. Учащиеся пересаживаются в группы по изображению на листе. (для быстрой комплектации команд - иллюстрации приклеить на листы цветной бумаги) Список иллюстраций: 1. В. Васнецов. «Богатыри» 2. В. Боровиковский. «Портрет Лопухиной» 3. И. Левитан. «Вечерний звон» 4. 4. П. Корин. «Александр Невский» 5. В. Серов. «Девочка с персиками" 2. Предлагает предположить, каким будет музыкальный портрет у каждой группы. 3. Делает вывод: Слово учителя - Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической. Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. | Рассаживаются в группы. Работают в группах. Отвечают |
2.2. Обсуждение поэтических текстов. | Предлашает каждой группе стихотворныен строки, но так чтобы не совпали с ранее выбранной иллюстрацией. Каждая группа определяет какому изображению соответвует стихотворные строки. 1 группа - У женской красоты недолгий век, 2 группа – Богатырь (игорь Кобзев) В былине, на древней картине, В легенде, поросшей быльём, Я часто встречаюсь доныне С могучим богатырём... В нём — доблесть бойца удалого, И верность, и рыцарский пыл. Вознёс его дар Васнецова И Врубель — в бессмертье врубил! Он — рослый, прямой и упрямый, В кольчуге. С шеломом стальным, И конь его, тяжкий как мамонт, Чугунно ступает под ним. Какой же он сильный-пресильный! А очи горят добротой. Как будто бы взор его синий Забрызгало волжской водой. Ты дай ему лямку — для тяги, — Он Землю своротит плечом! А я, как о малом дитяте, Вседневно тревожусь о нём. Я думаю с тайной заботой: Могуча у воина грудь, Да больно он добр. Коль охота — Такого легко обмануть! Ни грозное ханство, ни царство Не сделают с ним ничего. Но хитрость! Но ложь! Но коварство! Вот страшное зло для него! 3 группа - Вечерний звон у стен монастыря. Анна Ахматова Вечерний звон у стен монастыря, Как некий благовест самой природы… И бледный лик в померкнувшие воды Склоняет сизокрылая заря. Над дальним лугом белые челны Нездешние сопровождают тени… Час горьких дум, о, час разуверений При свете возникающей луны! 4 группа – Людмила Лидер. Александр Невский. Он молодым был и пригожим, Всем сердцем Русь свою любил, Молва носилась: "Богом рожен", Великим, мудрым князем был! Терзали Русь с востока орды, Монголы - бешеные псы, Всё под агонией позорной, Сметали на своём пути. Разграбив Русь до самой нитки, Везли обозами добро, Батыю - в стан свой ненасытный, Меха и злато, серебро. Русь от орды теряла силы, Едва свободу пригубя, Орда опять её косила, Расправу гнусную чиния. Разбив в Ижоре* грозных шведов, В свои неполных двадцать лет, Где добыл мужеством победу, Как снова Русь трясёт от бед! Пусть с опытом ещё "не густо", МинУло только двадцать два, Он полководцем стал искуссным, В толк брал военные дела. С отцом не раз в суровых битвах, Стальную волю закалял, Ему дано было родиться, Украсить ратный пъедестал. 5 группа - Иван Есаулков — В. А. Серов. Девочка с персиками. Картина выглядит неброско, И у неё простой сюжет: Мы видим девочку-подростка В очарованье детских лет. Она бойкА и кареглаза, С копной каштановых волос. Уговорить её не сразу Творцу картины удалось. Но всё ж она к столу подсела Минуту или две назад, Глядит улыбчиво и смело. А за её спиною – сад, Сад очень старый, даже дикий… И не поймём мы, что белей: Тарелочка из майолики Или скатёрка на столе. | Работают в группах |
2.3. Прием «Письмо по кругу». | 1. Предлагает с помощью письма по кругу составить музыкальный портрет на основе стихотворения. У каждого ученика лист бумаги. Учитель предлагает учащимся записать на листке одно предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. 2. Предлагает ответить на вопросы: Чей музыкальный портрет представляется ярче? Почему? Есть ли похожие музыкальные портреты? Около какой иллюстрации можно объединить все характеристики? 3.Делает вывод: Это собирательный образ защитника, воина, человека – Александра Невского. 4. Предлагает послушать хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» и наисовать музыкальный портрет русского народа с помошью интерактивного плаката. (каждой группе выдаётся полуватмам+маркеры) | Работают в группе. |
3. Рефлексия. Защита проектов. | Каждая группа защищает свой мини-проект, выбрав заранее спикера от каждой группы. (главная особенность интерактивного плаката – принимают все участие) | Защищают свой проект |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александро-Невская лавра как исторический памятник Св.блг.кн. Александру Невскому. Образовательное путешествие с использованием принципа «méthode naturelle».
Актуальность темы. Современный Санкт-Петербург ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся системы знаний по целому ря...

Литературно-музыкальная композиция "Орден Александра Невского", общешкольный исторический вечер
Содержит богатый материал о жизни и подвигах А. Невского, представленный в форме драматизации, сведения о государственных наградах имени А.Невского и лицах, удостоенных этих наград....

Портреты наших великих соотечественников: "Александр Невский"
Для урока Искусство 8 класс.Портреты наших великих соотечественников: "Александр Невский"Используйте для учащихся просмотр фильма Эзенштейна 1938г (материал дан в нарезке по частям симфонии)....

Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского "Посвящение Александру Невскому".
Социальная реклама Творческого марафона славы святого благоверного великого князя Александра Невского написана на стихи собственного сочинения....

«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»
Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям....

Князь Александр Невский- Великое имя России «к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»
Князь Александр Невский- Великое имя России«к 8оо-летию со дня рождения Александра Невского»...
Постановка музыкально-литературной композиции Александр Невский
Приобщение учащихся к сохранению исторического наследия России через музыкально – театрализованную деятельность. Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданств...