Женский камерный портрет XVIIIвека
методическая разработка по мхк (9 класс) на тему

Работа содержит конспект занятия и презентацию картин художников по элективному курсу "Культурология". Представлены работы русских художников: Рокотова, Левицкого, Боровиковского. Также может использоваться на уроках -искусство и МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhenskiy_kamernyy_portret_xviii_veka.doc36 КБ
Office presentation icon kamernyy_portret.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

                                      Тема: «Женский камерный портрет XVIII века».

Цель: Познакомить с работами выдающихся русских портретистов XVIII века. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Музыкальное сопровождение: «Лунная соната», «К Элизе» Бетховена, сонаты Моцарта.

Здравствуйте ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия: «Женский камерный портрет XVIII века».

     XVIII век – век блестящего восхождения русских художников на вершину мировой классики.  Особой популярностью в это время стали пользоваться камерные портреты. Они писались на нейтральном фоне без детализации окружающих предметов. Основная задача камерного портрета – показать интимные стороны жизни человека, его духовную и физическую красоту. Главным живописи становится в сложность и неуловимость человеческой натуры.

    Сегодня мы с вами совершим экскурсию по залам музея и познакомимся с работами выдающихся художников XVIII века: Фёдора Степановича Рокотова, Дмитрия Григорьевича Левицкого, Владимира Лукича Боровиковского.  И начнём мы нашу экскурсию с зала, где находятся работы Ф.С. Рокотова.

      Ученик делает сообщение о Ф.С.Рокотове.

      Портреты художника отражают душевное состояние портретируемых. Из загадочного сумрака на нас смотрят глаза, из тумана выступают лица. Не важна одежда, все внимание художника сосредоточено на лице. Его картины как бы пропитаны воздухом.

     Демонстрируется слайд: «Портрет неизвестной в розовом платье»

      Женская фигура на портрете кажется необычайно лёгкой и воздушной, а загадочный взгляд карих глаз и лёгкая улыбка выражают богатство души и внутреннее благородство.

Слайд: «Портрет Струйской».

      Поэтическую одухотворенность нежного лица и бесконечно печальные глаза видим мы в другом портрете. «Рокотовские загадочные глаза». Узкие глаза без блеска смотрят на нас словно из глубины зеркал. Старинных, потускневших зеркал. Смотрят из далекого прошлого – благосклонно, насмешливо и печально. В XX веке поэт Николай Заболоцкий посвятил этому портрету стихотворение:

    «Любите живопись поэты! Лишь ей единственной, дано

 Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук....

Но вот возникает образ другой женщины – Варвары Новосильцевой (слайд). Образ молодой женщины приобретает определенность, типическую значимость: Рокотов показывает высшее общество XVIII века с его особым типом людей, умеющих скрыть свои мысли и чувства под маской светской сдержанности.

А мы с вами переходим в следующий зал, где нас ждут работы Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Сообщение о биографии Левицкого.

        По случаю 1-го выпуска Смольного института по заказу Екатерины II Левицкий пишет серию портретов выпускниц Смольного института.

«Двойной портрет Хрущевой и Хованской». Девочки подростки в пастушеских нарядах разыгрывают сценку из пасторали. Как удачно художник передаёт характер: одна, проникшись ролью любезного кавалера, с увлечением участвует в галантной сценке, она бойка и смела. Другая, напряженно замерла в нужной позе, она с трудом представляет себя в таком театральном преображении.

         Но вот перед нами другой портрет. Слайд: «Портрет Алымовой». Художник изобразил её играющей на арфе, её руки ловко перебирают струны. Белое парадное платье, волосы, перевитые жемчугом, любезная, приветливая улыбка, обращенная к зрителю, говорит о привычной светкости. Но всматриваясь в лица смольнянок, мы видим, что художник не приукрашивает девушек. От них веет теплом и искренностью.

  Слайд: «Портрет Дьяковой». Это невеста известного в 18 веке литератора и архитектора Львова. Одаренная красотой и незаурядными способностями, она с юных лет пользовалась успехом  в обществе. Левицкий хорошо знал Дьякову и в портрете выразил своё тёплое, дружеское отношение к ней.

      «Портрет Арсеньевой» - дочери суворовского сподвижника. Неподдельное веселье и живость выражения, и даже «пастушеская» соломенная шляпка говорят о молодости. Облик девушки – очень русский – круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Чувствуется её характер – лёгкий и жизнерадостный.

        А мы проходим в третий зал, и знакомимся с работами Владимира Лукича Боровиковского.

      Сообщение о биографии Боровиковского .

      В пору, когда творил Боровиковский, вступал в силу сентиментализм. Он воспевал сложность человеческих чувств, и призывал человека приблизиться к природе, ибо в ней – совершенное начало. Боровиковский принял сентиментализм, т.к. целью сентиментализма было: раскрыть глубоко личные переживания, передать в Простых напевах к сердцу близкие чувства».

В духе сентиментализма был написан один из самых замечательных его портретов.

      Слайд: «Портрет Лопухиной». Обаяние красоты, её надежд и мечтаний вложил в работу художник. И всем нам близки и понятны строки Якова Полонского:

   Она давно прошла, и нет уже тех газ,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так, часть души её от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

     А перед нами возникает уже другой портрет «Портрет Нарышкиной». Поэтический фон сливается с настроением человека, создаёт пространство, в котором чувствуется лёгкая грусть. Елена Александровна Нарышкина славилась удивительной красотой, художник изобразил её в возрасте 14 лет. Розы в композиции являются символами юности и духовной красоты.

     Наша экскурсия, ребята, подошла к концу. Сегодня мы познакомились с вами только с некоторыми работами замечательных художников. И я надеюсь, что это знакомство станет началом вашей самостоятельной работы по изучению творчества художников XVIII века.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я вас любил..." (Галерея женских портретов в жизни А.С.Пушкина)

Урок по любовной лирике А.С.Пушкина, в котором рассказывается о женщинах в жизни А.С.Пушкина, стихотворениях им посвящённых....

Презентация "Особенности женского портрета 18 века"

Презентация "Особенности женского портрета 18 века"...

Методическая разработка учебного занятия "Женский портрет"

Методическая разработка предназначена для педагогов ДО, учителей ИЗО, МХК, педагогов ДШИ.Тема занятия раскрывает особенности портретного жанра, практическая часть занятия закрепляет умение д...

Женский портрет

Презентация : портреты знаменитых художников изображающих  женский портрет...

Разработка урока ИЗО в 7 классе "ГТГ, Женский портрет XVIII века в России"

Урок разработан в образовательной технолгии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Женский портрет в произведениях русских и французских художников

Открытый урок для старшеклассников и студентов 1-го курса...

Женский портрет на картинах русских художников (познавательное занятие в 9 классе)

Занятие подготовлено для учащихся коррекционной школы 8 вида с целью познакомить детей с творчеством русских художников....