Межпредметный проект "Античность-детство человечества"
методическая разработка по мхк (10 класс) по теме

Лемудкина Наталья Владимировна

 

Ход реализации проекта нацелен на знакомство и осмысление культуры Древней Греции, а также позволяет синтезировать процессы культуры и эмоционально прочувствовать идеи и образы искусства данного периода.

Проведение конкурсов, организация выставок, посещение музеев, выступления с тематическими презентациями носят также социальный характер, необходимый для всестороннего развития обучающегося.

Участники проекта приобретут опыт креативного освоения полученных знаний в  особой социальной среде, а также получат  ключевые знания о развитии   мировой культуры и литературы, научатся определять стилевые особенности крупнейших памятников Древнегреческого искусства.

Миссия проекта состоит в том, чтобы обеспечить свободное и непосредственное вхождение подростков в современное сообщество через погружение в мир художественной культуры посредством общения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Лемудкина Наталья Владимировна

Регион

Нижегородская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Кстово

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ Гимназия № 4

Описание проекта

Название темы  учебного проекта

 Межпредметное погружение «Античность – детство человечества».

Краткое содержание проекта

 

    Проект отличается многоуровневым подходом по содержанию и рассчитан  на обучающихся с разным уровнем подготовленности. При этом каждый может найти для себя что-то созвучное своему внутреннему миру, расширить горизонты своего восприятия.    Проект ориентирован на действующие учебные программы и может быть  реализован в рамках учебной программы.

Ход реализации проекта нацелен на знакомство и осмысление культуры Древней Греции, а также позволяет синтезировать процессы культуры и эмоционально прочувствовать идеи и образы искусства данного периода.

Проведение конкурсов, организация выставок, посещение музеев, выступления с тематическими презентациями носят также социальный характер, необходимый для всестороннего развития обучающегося.

Участники проекта приобретут опыт креативного освоения полученных знаний в  особой социальной среде, а также получат  ключевые знания о развитии   мировой культуры и литературы, научатся определять стилевые особенности крупнейших памятников Древнегреческого искусства.

Миссия проекта состоит в том, чтобы обеспечить свободное и непосредственное вхождение подростков в современное сообщество через погружение в мир художественной культуры посредством общения.

         

Предметы

 Литература, Мировая художественная культура, Зарубежная литература, История.

Класс

 8,10 классы.

Приблизительная продолжительность проекта

   1 месяц  

Основа проекта

Образовательные стандарты

 

Государственные образовательные  стандарты по литературе содержат следующие цели:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание

Основные виды деятельности по изучению литературных произведений

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение художественного текста.
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  4. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  5. Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов.
  6. Анализ и интерпретация произведения.
  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  8. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений (только для учащихся школ с русским (родным) языком обучения).
  9. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Государственные образовательные стандарты по искусству содержат следующие цели:

  1. формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа
  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре,   обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
  4. обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы;
  5. развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
  6. воспитание уважения к русской литературе и культуре.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

  После завершения проекта учащиеся смогут:   

 - Объяснить необходимость изучения культуры Древней Греции;

- самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и представлять ее

в виде различных продуктов деятельности;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изучаемыми произведениями,

а также участвовать в диалоге;

- взаимодействовать  в группах сверстников и с учителем;

 - Ответственность, Креативность, Любознательность, Системность мышления.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Почему культуру Древней Греции считают «детством человечества»?

Проблемные вопросы учебной темы

Почему  культура Древней Греции до сих пор считается образцовой?

 Как культура Древней Греции повлияла на развитие культуры в других станах?

Какая эпоха античной истории представляется вам временем наивысшего расцвета культуры и почему?

Учебные вопросы

 

  1.  Место и роль Древней Греции в мировой культуре?
  2. Каковы особенности культуры Древней Греции?
  3. Миф и его место в картине мира человека античности?
  4.  В чем особенность  повествования в поэмах Гомера «Одиссей», «Илиада». Гомеровский вопрос.
  5. Устройство древнегреческого театра. Творческий путь Эсхила.
  6.  Проблематика трагедии «Прикованный Прометей».
  7. Каковы отличительные особенности античной скульптуры в различные периоды древнегреческой истории – от архаики до эллинизма?
  8. Какие архитектурные особенности Вы можете выделить?
  9. Какие примеры античной живописи вы знаете?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Первичная презентация  учителя

Первичное тестирование.

(Формирующее оценивание)

Критерии оценивания оформленных результатов исследования

Дневник наблюдений

Лист самооценки

Обсуждение промежуточных результатов деятельности

 Демонстрация

 результатов деятельности:

 

 Презентация группы « Архитекторов»

 Презентация группы  « Драматургов»

 Презентация группы « Скульпторов»

 Презентация группы «Историков »

Инсценирование и выразительное чтение.

Лист отзыва.

Итоговая игра.

 

Критерии оценивания

Описание методов оценивания

   В начале деятельности необходимо провести оценку начальных знаний учащихся. В данном случае это можно сделать по небольшому тестированию.

Далее при обсуждении общего плана проекта составляются критерии оценивания будущих работ, в соответствии с требованиями Стандарта.

В ходе работы обучающиеся  обучающиеся ведут дневник наблюдений и лист самооценки. Обучающиеся взаимодействуют в интернет-группах, где могут обмениваться информацией, а  учитель выполняет консультационную помощь и видит роль каждого ученика в выполнении работы.

В ходе выступлений  по итогам проекта, обучающиеся демонстрируют свои продукты деятельности: презентации, доклады, выставки, инсценировки.

Учитель и приглашенные гости, а также сами обучающиеся с помощью листа отзыва оценивают результат по заранее составленным критериям.

Итог проекта – игра, которая демонстрирует целостность и системность знаний, полученных обучающимися в ходе работы над проектом.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знание базового курса по литературе и МХК.

Работа с различными источниками информации, в том числе поиск информации в сети Интернет.

 Пользовательские навыки работы на ПК.

 

Учебные мероприятия                  

 

На первом этапе определяется тема проекта, формируются творческие группы на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек).

Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть   выпуск газеты; постановка спектакля (отрывка) , презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап -  «Погружение» - ряд уроков, где происходит защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Итоговое мероприятие.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование  

Фотоаппарат, компьютер, принтер, видеокамера, проекционная система, сканер .

Технологии – программное обеспечение  

 Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы,  мультимедийные системы,  справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

 

  1. Л.А. Рапацкая. Мировая художественная культура, учебник, 10 класс, М. «Владос», 2007.
  2. Мировая художественная культура. Программа и методические рекомендации для 8-11 классов.  Н.Н. 2006.
  3. Пушкинский альманах. Сборник научно-методических материалов. Н.Н. 2006.
  4. Г.С. Нарушевич. Мировая художественная культура. Тесты и задания. Минск, 2006.
  5. Н.Е. Смирнова. Литература.  Игровые уроки 5-9 классы. М.2003.
  6. И.О. Шайтанов Зарубежная литература 10-11 классы, М. 2008.
  7. О.Д. Ушакова «Мифы Древней Греции». С-Пт, 2004.
  8. Справочник по мировой культуре и искусству. Ростов-на Дону, 2008.
  9. Гомер «Илиада», «Одиссея».
  10. Эсхил «Прометей прикованный».

Интернет-ресурсы

                             http://art.1september.ru/urok/

  http://bibliotekar.ru/index.htm

http://www.artvek.ru/index.html

 http://rodon.org/art

http://artclassic.edu.ru/

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=2424

http://fcior.edu.ru/

                              http://www.klassika.ru

                              http://www.lib.ru

       

Другие ресурсы

 Посещение Художественного музея.



Предварительный просмотр:

Дневник наблюдений.

 Тема моего исследования _______________________________________________________

Что я знаю (мои предположения):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключевые понятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Что осталось непонятным (вопросы):

1_______________________________________________________________________________

2_______________________________________________________________________________

3______________________________________________________________________________

4_______________________________________________________________________________

5_______________________________________________________________________________

6_______________________________________________________________________________

Выполненное задание необходимо обсудить в группе и передать учителю



Предварительный просмотр:

Лист планирования работы.

Для успешного выполнения проекта вы должны чётко представлять себе,  какую работу выполнить, какие исследования провести, каких результатов хотите добиться. Для этого заполните этот лист планирования. Помните, проект - это нечто «брошенное вперёд», в данном случае это ваши мысли о том, что должно выйти в конечном итоге.

Основополагающий вопрос______________________________________________________

Вопрос (проблема)______________________________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

Что знаем:

Что еще нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

Что делать

Что сделано



Предварительный просмотр:

 

 Критерии оценивания презентаций  

Параметры оценивания презентации

Выставляемая оценка (балл) за представленный проект (от 1 до 3)

Презентация соответствует содержанию темы исследования

Соответствие целей поставленной теме;        Достижение поставленных целей и задач

Презентация содержит элементы творчества и оригинальность;

выводы, обоснованные с научной точки зрения;

библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

В презентации  группа обнаруживает способность анализировать и систематизировать различные виды информации;

Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации.

Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.

Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно

Отсутствие  орфографических, фактических ошибок



Предварительный просмотр:

Критерии оценивания  исследовательских работ.

Критерий

Количество баллов

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1. Постановка цели, планирование путей её достижения.

Цель не сформулирована

Цель определена, но план её достижения отсутствует

Цель определена, дан краткий план её достижения

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3. Глубина раскрытия темы исследования

Тема  не раскрыта

Тема  раскрыта фрагментарно

Тема  раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

Тема  раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована не соответствующая теме и цели  информация

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы

Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы

Представлен развёрнутый объём работы по достижению целей.

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

Автор проявил незначительный интерес к теме , но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему , применены элементы творчества

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к  теме.  

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные  ошибки в оформлении

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

9. Качество проведения презентации

Презентация не проведена

Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

Критерии оценивания докладов

Критерии

Количество баллов

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1. Качество  доклада

Доклад зачитывает

Доклад рассказывает, но не объяснена суть работы

Чётко выстроен доклад, владеет иллюстративным материалом

Доклад производит выдающееся впечатление

2. Качество ответов на вопросы

Не может ответить ни на один вопрос

Не может чётко ответить на вопросы

Не может ответить на большинство вопросов

Отвечает на большинство вопросов

3. Использование демонстрационного материала

Демонстрационный материал отсутствует

Представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком

Демонстрационный материал использовался в докладе

Автор предоставил демонстрационный материал и прекрасно в нём ориентировался

4. Оформление демонстрационного материала

Демонстрационный материал отсутствует

Представлен плохо оформленный демонстрационный материал

Демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности

К демонстрационному материалу нет претензий

6. Чёткость выводов, обобщающих доклад

Автор не сделал выводов

Выводы имеются, но они не доказаны

Выводы нечёткие

Выводы полностью характеризуют работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "На пользу всему человечеству"к году космонавтики

Классный час: «На пользу всему человечеству» Задачи:- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотв...

Урок экологии 9 класс "Возможности человечества к адаптации"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа "Биосфера и человечество", автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в питании"

Урок экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Потребность человечества в дыхании и ее влияние на биосферу"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Урок экологии 9 класс "Современный масштаб деятельности человечества"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....