ВУД "Коммуникабельность"
рабочая программа
Программа авторская: Федотова А.Г. Составлена на основе Конкурсного задания (КЗ) компетенции «Коммуникабельность».
Программа готовит учащихся к чемпионату «World SkillsRussia» ("Молодые профессионалы"). Рассчитана на учебный год, по 2 часа в неделю. Категория участников: учащиеся 7, 10, 11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа ВУД | 43.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сунтарский политехнический лицей-интернат»
РАССМОТРЕНО Завед. кафедрой ____________/ Протокол №__________ «___» _____________20___ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по НМР ____________/Антонова С.С. «____» __________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СПТЛ-И» _____________/Сосин О.К. «___» ___________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»
для учащихся 7а, 10а, 11б классов
на 2019/2020 учебный год
Учитель: Федотова А.Г.
с. Сунтар, 2019/2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Коммуникабельность» имеет общекультурное направление развития личности обучающихся среднего общего образования.
Программа разработана на 2019-2020 года обучения и рассчитана на реализацию 70 часов за весь период освоения курса.
Рабочая программа курса составлена в соответствии с:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
- письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- Учебным планом МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат» на 2019/2020 учебный год.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа авторская: Федотова А.Г. Составлена на основе Конкурсного задания (КЗ) компетенции «Коммуникабельность».
Программа готовит учащихся к чемпионату «World SkillsRussia». Рассчитана на учебный год, по 2 часа в неделю. Категория участников: учащиеся 7, 10, 11 классов.
Актуальность программы определяется необходимостью развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС.
Основной проблемой, с которой сталкивается система образования и воспитания в современной России, является отсутствие у российских школьников и студентов навыков самопрезентации, а также малоразвитые коммуникативные компетенции, по сравнению с их сверстниками в других странах.
Данная программа помогает разрешить эту проблему. В частности, позволяет:
1. Формировать объективную картину мира, основанную на плюрализме источников и концепций.
2. Развивать личные качеств – прежде всего навыки ораторского искусства и метода убеждений.
3. Приобретать навыки командной работы и работы в больших группах.
4. Формировать навыков дискуссии и диалога, уважительное отношение к собеседнику, умение использовать аргументацию и доказательную базу при публичных выступлениях.
5. Получать навыки публичного выступления.
Цели ВУД:
- Воспитание потребности к продуктивному времяпровождению
- Сформирование культуры общения, командообразования
- Способствование нестандартному освоению основной образовательной программы
Цели программы:
- овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией;
- подготовка участников к чемпионату «World SkillsRussia» по компетенции «Коммуникабельность»;
- развитие у учащихся навыков ораторского искусства, умения ориентироваться в речевой ситуации и решать поставленную коммуникативную задачу;
- изучение технологии «Дебаты», направленной на раскрытие творческих способностей у учащихся; обучение написанию шортридов.
Задачи:
Обучающие: формировать у учащихся навыки владения материалом выступления, средствами общения, аудиторией, собой, своим поведением;
Воспитывающие: формировать культуру дискуссии, уважительное отношение к мнению другого человека;
Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся, умение анализировать свою речь, «видеть» свое выступление.
Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных. Говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.
Данный курс дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но и отработать на практике все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.
Ораторское искусство – это умение чётко и ясно выражать свою мысль; конструктивность речи; динамичность речи; презентация речи.
Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ребѐнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение курса выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.
Курс формирует у учащихся личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Концепция программы заключается в реализации предпрофильной подготовки, направленной на помощь в выборе дальнейшего профиля обучения в старших классах через личностно-ориентированный процесс, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности учащихся. Основной акцент курса ставится на приоритете освоения учащимися способов действий, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций.
Дебаты привлекают своей новизной. Это и новизна формы, и новизна материала («я могу выслушать выступления оппонентов, высказать свою точку зрения и обосновать ее»), и новизна ситуации (спор, ограниченный регламентом, правилами, с решением судьи). Игра – это всегда состязание, соперничество, стремление победить. А это стимулирует поисковую, творческую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.
Практическая значимость курса заключается в том, что в классах, где учащиеся прошли обучение дебатам, любой учитель-предметник может построить урок в данной технологии. Такая форма работы актуальна и на занятиях во внеурочной деятельности.
Большая часть работы с детьми отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении – примерно 70-80%.
Ребята на занятиях данного курса учатся:
снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;
активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой.
На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.
Основные принципы организации курса:
- открытость;
- активность на основе внутренней мотивации;
- совместная деятельность;
- партнерство;
- адаптивность;
- вариативность;
- диалогичность;
- ориентация на самообразование и самообучение учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Разделы, модули | Формы организации деятельности | Виды деятельности |
Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини». Критерии оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов. | занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), беседы, лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), встречи с интересными людьми, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общелицейских мероприятиях, чемпионатах WSR), самостоятельный подбор информации по теме дебатов, тренинги по составлению доказательств по теме дебатов, проведение мастерских; работа с источниками информации (интернет); практика в области риторики, импровизационной речи, логики, тренировочные игры. | познавательная деятельность; творческая деятельность; проблемно-ценностное общение |
Модуль №2. Шортрид. | ||
Модуль №3 Дебаты по всемирному формату школьников. | ||
TED | ||
Конкурс шортридов | ||
Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства». | ||
Подведение итогов года |
Формы оценки достижения планируемых результатов
По итогам года – педагогическое наблюдение.
Практическая работа по пройденным материалам.
Участие и результативность участия обучающихся на творческих конкурсах, WSR.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над публичным выступлением;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении публичного выступления.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе;
- учитывать мнения партнёров;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты:
- понимать культуру речи;
- знать систему речевого тренинга;
- осознать «внешнюю» и «внутреннюю» технику словесного действия;
- познать законы речевого общения;
- освоить приемы ораторского мастерства и законы риторики.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
Предметные результаты:
- строить свою речь в соответствии с языковыми нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в устной речи;
- работать над сценическим словом;
- использовать логику и выразительность речи в общении.
Занятия по «Коммуникабельности» помогут учащимся в будущем обучении успешно построить устную речь и приобрести навыки презентации, разовьют уверенность в себе, научат слаженно работать в коллективе, брать ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей, быть критичным слушателем, выступать в качестве лидера.
Тематическое планирование
Тема занятия | Часы |
Разбор конкурсного задания (КЗ) | 2 |
Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини». Критерии оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов. | 4 |
Модуль №2. Шортрид. Крылатые выражения. Критерии оценивания шортрида. | 5 |
Дебаты по всемирному формату школьников. Темы для дебатов. Роли спикеров в ВФШД. | 3 |
Структура кейса. Структура одного аргумента | 2 |
Подготовка кейсов: утверждение, отрицание. | 4 |
Участие в муниципальном этапе WSR | 2 |
Правила, касающиеся информационных запросов | 2 |
Специфика формата ВФШД | 4 |
Подготовка текста выступления (TED). Оригинальность, артистизм выступления оратора. Доказательность, полнота раскрытия темы выступления. Невербальные средства коммуникации. | 4 |
Структура аргумента на дебатах. | 2 |
Критерии судейства на дебатах | 2 |
Конструктивная речь | 2 |
Составление кейсов на свободную тему (утверждение, отрицание) | 8 |
Тренировочные дебаты в командах. Работа над стилем. | 2 |
Индивидуальные выступления. Виды вопросов в дебатах. | 2 |
Работа с опровержением. Восстановление аргументов. Аналитическая речь. | 2 |
Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров. | 4 |
TED | 4 |
Конкурс шортридов | 4 |
Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства». | 4 |
Подведение итогов года | 2 |
ИТОГО | 70 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Сунтарский политехнический лицей-интернат»
РАССМОТРЕНО Завед. кафедрой ____________/ Протокол №__________ «___» _____________20___ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по НМР ____________/Антонова С.С. «____» __________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СПТЛ-И» _____________/Сосин О.К. «___» ___________20___ г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»
для учащихся 7а, 10а, 11б классов
на 2019/2020 учебный год
Учитель: Федотова А.Г.
с. Сунтар, 2019/2020 г.
№ | Тема занятия | Часы | Дата | |
план. | факт. | |||
1 четверть | ||||
1,2 | Разбор конкурсного задания | 2 | 05.09. | |
3,4 | Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини» | 2 | 12.09. | |
5,6 | Критерии оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов. | 2 | 19.09. | |
7,8 | Шортрид. Модуль №2. | 2 | 26.09. | |
9,10 | Шортрид. Модуль №2. Крылатые выражения | 2 | 03.10. | |
11,12 | Критерии оценивания шортрида. Дебаты по всемирному формату школьников | 2 | 10.10. | |
13,14 | Темы для дебатов. Роли спикеров в ВФШД. | 2 | 17.10. | |
15,16 | Структура кейса. Структура одного аргумента | 2 | 24.10. | |
2 четверть | ||||
17,18 | Подготовка кейсов: утверждение. | 2 | 07.11. | |
19,20 | Подготовка кейсов: отрицание. | 2 | 14.11. | |
21,22 | Участие в муниципальном этапе WSR | 2 | 21.11. | |
23,24 | Правила, касающиеся информационных запросов | 2 | 28.11. | |
25,26 | Специфика формата ВФШД | 2 | 05.12. | |
27,28 | Специфика формата ВФШД | 2 | 12.12. | |
29,30 | Подготовка текста выступления (TED). Оригинальность, артистизм выступления оратора | 2 | 19.12. | |
31,32 | Доказательность, полнота раскрытия темы выступления. Невербальные средства коммуникации. | 2 | 26.12. | |
3 четверть | ||||
33,34 | Структура аргумента на дебатах. | 2 | 16.01. | |
35,36 | Критерии судейства на дебатах | 2 | 23.01. | |
37,38 | Конструктивная речь | 2 | 30.01. | |
39,40 | Составление кейсов на свободную тему (утверждение) | 2 | 06.02. | |
41,42 | Составление кейсов (утверждение) | 2 | 13.02. | |
43,44 | Составление кейсов на свободную тему (отрицание) | 2 | 20.02. | |
45,46 | Составление кейсов (отрицание) | 2 | 27.02. | |
47,48 | Тренировочные дебаты в командах. Работа над стилем. | 2 | 05.03. | |
49,50 | Индивидуальные выступления. Виды вопросов в дебатах. | 2 | 12.03. | |
51,52 | Работа с опровержением. Восстановление аргументов. Аналитическая речь. | 2 | 19.03. | |
4 четверть | ||||
53,54 | Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров. | 2 | 02.04. | |
55,56 | Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров. | 2 | 09.04. | |
57,58 | TED | 2 | 16.04. | |
59,60 | TED | 2 | 23.04. | |
61,62 | Конкурс шортридов | 2 | 30.04. | |
63,64 | Конкурс шортридов | 2 | 07.05. | |
65,66 | Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства». | 2 | 14.05. | |
67,68 | Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства». | 2 | 21.05. | |
69,70 | Подведение итогов года | 2 | 28.05. |
План-график учебных часов
курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»
для учащихся 7а, 10а, 11б классов
на 2019/2020 учебный год
Четверть | Кол-во недель | Кол-во часов |
I | 16 | 16 |
II | 16 | 16 |
III | 20 | 20 |
IV | 18 | 18 |
год | 70 | 70 |
Лист коррекции
курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»
для учащихся 7а, 10а, 11б классов
на 2019/2020 учебный год
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина коррекции |
Учитель _______________ / Федотова А.Г./