ВУД "Коммуникабельность"
рабочая программа

Федотова Анна Григорьевна

Программа авторская: Федотова А.Г. Составлена на основе Конкурсного задания (КЗ) компетенции «Коммуникабельность».

Программа готовит учащихся к чемпионату «World SkillsRussia» ("Молодые профессионалы"). Рассчитана на учебный год, по 2 часа в неделю. Категория участников: учащиеся  7, 10, 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа ВУД43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сунтарский политехнический лицей-интернат»

РАССМОТРЕНО

Завед. кафедрой

____________/                      

Протокол №__________

«___» _____________20___

СОГЛАСОВАНО        

Зам. директора по НМР   ____________/Антонова С.С.

«____» __________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СПТЛ-И»

_____________/Сосин О.К.

 «___» ___________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»

для учащихся 7а, 10а, 11б классов

на  2019/2020   учебный год

Учитель: Федотова А.Г.

с. Сунтар, 2019/2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Коммуникабельность» имеет общекультурное направление развития личности обучающихся среднего общего образования.

Программа разработана на 2019-2020 года обучения и рассчитана на реализацию 70 часов за весь период освоения курса.

Рабочая программа  курса составлена в соответствии с:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
  • письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
  • письмом Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
  • письмом Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
  • приказом Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
  • Методическими рекомендациями Минпросвещения России от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Учебным планом МБОУ «Сунтарский политехнический лицей-интернат» на 2019/2020 учебный год.

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа авторская: Федотова А.Г. Составлена на основе Конкурсного задания (КЗ) компетенции «Коммуникабельность».

Программа готовит учащихся к чемпионату «World SkillsRussia». Рассчитана на учебный год, по 2 часа в неделю. Категория участников: учащиеся  7, 10, 11 классов.

Актуальность программы определяется необходимостью развития общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС.

Основной проблемой, с которой сталкивается система образования и воспитания в современной России, является отсутствие у российских школьников и студентов навыков самопрезентации, а также малоразвитые коммуникативные компетенции, по сравнению с их сверстниками в других странах.

Данная программа помогает разрешить эту проблему. В частности, позволяет:

1. Формировать объективную картину мира, основанную на плюрализме источников и концепций.

2. Развивать личные качеств – прежде всего навыки ораторского искусства и метода убеждений.

3. Приобретать навыки командной работы и работы в больших группах.

4. Формировать навыков дискуссии и диалога, уважительное отношение к собеседнику, умение использовать аргументацию и доказательную базу при публичных выступлениях.

5. Получать навыки публичного выступления.

Цели ВУД:

  1. Воспитание потребности к продуктивному времяпровождению
  2. Сформирование культуры общения, командообразования
  3. Способствование нестандартному освоению основной образовательной программы

Цели программы:

- овладение умениями и навыками публичных выступлений, приобретение прочных навыков управления аудиторией;

- подготовка участников к чемпионату «World SkillsRussia» по компетенции «Коммуникабельность»;

- развитие у учащихся навыков ораторского искусства, умения ориентироваться в речевой ситуации и решать поставленную коммуникативную задачу;

- изучение технологии «Дебаты», направленной на раскрытие творческих способностей у учащихся; обучение написанию шортридов.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся навыки владения материалом выступления, средствами общения, аудиторией, собой, своим поведением;

Воспитывающие: формировать культуру дискуссии, уважительное отношение к мнению другого человека;

Развивающие: развивать творческий потенциал учащихся, умение анализировать свою речь, «видеть» свое выступление.

Вся наша жизнь строится на общении - так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Такой человек на голову выше остальных. Говорить красиво, логично, доходчиво, увлекательно, а также уверенно держаться перед аудиторией может не каждый. Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Но существует категория людей, которым с детства не составляет никакой трудности выступить перед публикой, они чувствуют себя перед группой людей уверенно, могут смело вступить с ними в беседу, не испытывают стеснения. Это социальная одаренность. Социально одарённые дети всегда обращают на себя внимание. Их трудно не заметить среди сверстников: они выделяются активностью, ярко выраженным интересом к людям, потребностью в общении с детьми и взрослыми. Результатом социальной одарённости является формирование социально-коммуникативной компетентности как проявления социальной одарённости в деятельности: способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли.

Данный курс дает возможность развития социальной одаренности, позволяет учащимся получить не только полезные знания, но и отработать на практике все приемы, способствующие развитию грамотной, красивой, смелой речи, развитию навыков выступления перед аудиторией.

Ораторское искусство – это умение чётко и ясно выражать свою мысль; конструктивность речи; динамичность речи; презентация речи.

Технология «Дебаты» предполагает активное включение самого ребѐнка в поисковую познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, а также совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых. Социализирующее значение курса выражается в приобщении учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяют учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе знания правовой базы и умения применять свои знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Курс формирует у учащихся личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Концепция программы заключается в реализации предпрофильной подготовки, направленной на помощь в выборе дальнейшего профиля обучения в старших классах через личностно-ориентированный процесс, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности учащихся. Основной акцент курса ставится на приоритете освоения учащимися способов действий, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций.

Дебаты привлекают своей новизной. Это и новизна формы, и новизна материала («я могу выслушать  выступления оппонентов, высказать свою точку зрения и обосновать ее»), и новизна ситуации (спор, ограниченный регламентом, правилами, с решением судьи). Игра – это всегда состязание, соперничество, стремление победить. А это стимулирует поисковую, творческую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала.

Практическая значимость курса заключается в том, что в классах, где учащиеся прошли обучение дебатам, любой учитель-предметник  может построить урок в данной технологии. Такая форма работы актуальна и на занятиях во внеурочной деятельности.

Большая часть работы с детьми отводится именно практическим занятиям, в процентном соотношении – примерно 70-80%.

Ребята на занятиях данного курса учатся:

снижать излишнее волнение; говорить свободно на любую тему; удерживать внимание публики; уместно использовать разные уровни энергетики;

активно и грамотно использовать жесты, интонации, контакт глазами и т.д.; владеть своим речевым голосом; умению выступать перед публикой.

На занятиях уделяется большое внимание обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и выступлению перед аудиторией.

Основные принципы организации курса:

- открытость;

- активность на основе внутренней мотивации;

- совместная деятельность;

- партнерство;

- адаптивность;

- вариативность;

- диалогичность;

- ориентация на самообразование и самообучение учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Разделы, модули

Формы организации деятельности

Виды деятельности

Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини». Критерии  оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов.

занятия (в том числе с использованием дистанционных технологий), беседы,  лекции (ознакомление с ораторским искусством, особенностями публичной речи), встречи с интересными людьми, практика (дебаты в группе, публичные выступления перед малыми группами учащихся, участие в общелицейских мероприятиях, чемпионатах WSR), самостоятельный  подбор информации по теме дебатов, тренинги  по составлению доказательств по теме дебатов, проведение мастерских; работа с источниками информации (интернет); практика в области риторики, импровизационной речи, логики, тренировочные игры.

познавательная деятельность;

творческая деятельность; проблемно-ценностное общение 

Модуль №2. Шортрид.

Модуль №3 Дебаты по всемирному формату школьников.

TED

Конкурс шортридов

Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства».

Подведение итогов года

Формы оценки достижения планируемых результатов

По итогам года – педагогическое наблюдение.

Практическая работа по пройденным материалам.

Участие и результативность участия обучающихся на творческих конкурсах, WSR.

Планируемые результаты освоения курса  внеурочной деятельности

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над публичным выступлением;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха.

Познавательные УУД:

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении публичного выступления.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе;
  • учитывать мнения партнёров;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные результаты:

  • понимать культуру речи;
  • знать систему речевого тренинга;
  • осознать «внешнюю» и «внутреннюю» технику словесного действия;
  • познать законы речевого общения;
  • освоить приемы ораторского мастерства и законы риторики.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;  
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.  

Предметные результаты:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочеты в устной речи;
  • работать над сценическим словом;
  • использовать логику и выразительность речи в общении.

  Занятия по «Коммуникабельности» помогут учащимся в будущем обучении успешно построить устную речь и приобрести навыки презентации, разовьют уверенность в себе, научат слаженно работать в коллективе, брать ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей, быть критичным слушателем, выступать в качестве лидера.

Тематическое планирование

Тема занятия

Часы

Разбор конкурсного задания (КЗ)

2

Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини». Критерии  оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов.

4

Модуль №2. Шортрид. Крылатые выражения. Критерии оценивания шортрида.

5

Дебаты по всемирному формату школьников. Темы для дебатов. Роли спикеров в ВФШД.

3

Структура кейса. Структура одного аргумента

2

Подготовка кейсов: утверждение, отрицание.

4

Участие в муниципальном этапе WSR

2

Правила, касающиеся информационных запросов

2

Специфика формата ВФШД

4

Подготовка текста выступления (TED). Оригинальность, артистизм выступления оратора. Доказательность, полнота раскрытия темы выступления. Невербальные средства коммуникации.

4

Структура аргумента на дебатах.

2

Критерии судейства на дебатах

2

Конструктивная речь

2

Составление кейсов на свободную тему (утверждение, отрицание)

8

Тренировочные дебаты в командах. Работа над стилем.

2

Индивидуальные выступления. Виды вопросов в дебатах.

2

Работа с опровержением. Восстановление аргументов. Аналитическая речь.

2

Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров.

4

TED

4

Конкурс шортридов

4

Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства».

4

Подведение итогов года

2

ИТОГО

70

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Сунтарский политехнический лицей-интернат»

РАССМОТРЕНО

Завед. кафедрой

____________/                      

Протокол №__________

«___» _____________20___

СОГЛАСОВАНО        

Зам. директора по НМР   ____________/Антонова С.С.

«____» __________20____г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «СПТЛ-И»

_____________/Сосин О.К.

 «___» ___________20___ г.

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»

для учащихся 7а, 10а, 11б классов

на  2019/2020   учебный год

Учитель: Федотова А.Г.

с. Сунтар, 2019/2020 г.

Тема занятия

Часы

Дата

план.

факт.

1 четверть

1,2

Разбор конкурсного задания

2

05.09.

3,4

Модуль №1. Конкурс ораторов. Формат «TED-мини»

2

12.09.

5,6

Критерии  оценивания выступления. Примерная тематика для конкурса ораторов.

2

19.09.

7,8

Шортрид. Модуль №2.

2

26.09.

9,10

Шортрид. Модуль №2. Крылатые выражения

2

03.10.

11,12

Критерии оценивания шортрида. Дебаты по всемирному формату школьников

2

10.10.

13,14

Темы для дебатов. Роли спикеров в ВФШД.

2

17.10.

15,16

Структура кейса. Структура одного аргумента

2

24.10.

2 четверть

17,18

Подготовка кейсов: утверждение.

2

07.11.

19,20

Подготовка кейсов: отрицание.

2

14.11.

21,22

Участие в муниципальном этапе WSR

2

21.11.

23,24

Правила, касающиеся информационных запросов

2

28.11.

25,26

Специфика формата ВФШД

2

05.12.

27,28

Специфика формата ВФШД

2

12.12.

29,30

Подготовка текста выступления (TED). Оригинальность, артистизм выступления оратора

2

19.12.

31,32

Доказательность, полнота раскрытия темы выступления. Невербальные средства коммуникации.

2

26.12.

3 четверть

33,34

Структура аргумента на дебатах.

2

16.01.

35,36

Критерии судейства на дебатах

2

23.01.

37,38

Конструктивная речь

2

30.01.

39,40

Составление кейсов на свободную тему (утверждение)

2

06.02.

41,42

Составление кейсов (утверждение)

2

13.02.

43,44

Составление кейсов на свободную тему (отрицание)

2

20.02.

45,46

Составление кейсов (отрицание)

2

27.02.

47,48

Тренировочные дебаты в командах. Работа над стилем.

2

05.03.

49,50

Индивидуальные выступления. Виды вопросов в дебатах.

2

12.03.

51,52

Работа с опровержением. Восстановление аргументов. Аналитическая речь.

2

19.03.

4 четверть

53,54

Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров.

2

02.04.

55,56

Тренировочные дебаты в командах. Отработка ролей спикеров.

2

09.04.

57,58

TED

2

16.04.

59,60

TED

2

23.04.

61,62

Конкурс шортридов

2

30.04.

63,64

Конкурс шортридов

2

07.05.

65,66

Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства».

2

14.05.

67,68

Дебаты по тематической области «Ограничение свободы личности в целях обеспечения безопасности общества и государства».

2

21.05.

69,70

Подведение итогов года

2

28.05.

План-график учебных часов

курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»

для учащихся 7а, 10а, 11б классов

на  2019/2020   учебный год

Четверть

Кол-во недель

Кол-во часов

I

16

16

II

16

16

III

20

20

IV

18

18

год

70

70

Лист коррекции

курса внеурочной деятельности «Коммуникабельность»

для учащихся 7а, 10а, 11б классов

на  2019/2020   учебный год

     

    Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина коррекции

Учитель _______________ / Федотова А.Г./