Функциональная грамотность: учимся для жизни
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_prosveshcheniya_rossiyskoy_federatsii.docx | 91.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Кузбасса
Управление образования администрации Прокопьевского МО
МБОУ «Прокопьевская СОШ» Прокопьевского МР
РАССМОТРЕНО методическим объединением классных руководителей Руководитель МО ________________________ Гайнцева И.В. [приказ № ] от «___» _____ ____ г. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _______________________ Морозова Е.Н. [приказ № ] от «___» _____ ____ г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ "Прокопьевская СОШ" ________________________ Волохова И.И. [приказ № ] от «___» _____ ____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6362229)
Функциональная грамотность: учимся для жизни
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 5 класса составлена на основе программы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», руководитель проекта - Ковалева Г.С., руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», к.п.н.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» рассчитана на 34 часа. Общая недельная нагрузка составляет 1 час.
Рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Программа составлена в соответствии с рабочей программой воспитания ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха».
Важнейшими приоритетами воспитания на уровне основного общего образования являются:
• развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
• развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
• содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; • оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
• создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
• воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
• формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
• развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
• содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
− к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
− к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; − к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся для жизни » разработана для обучающихся 5 класса. Реализация программы способствует умению использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Рабочая программа курса ориентирована на создание таких учебных ситуаций, в которых обучающиеся использовали бы имеющиеся у них знания в действии, т.е. знания становились бы «функционирующими». Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий Диагностика и формирование функциональной грамотности при обучении математике (руководство для учителя) / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова и др. – Барнаул: КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», 2022 г. – 61 с., Применяю математику: сборник заданий и кейсов по формированию функциональной грамотности школьников 5-9 классов / Под ред. М.А. Гончаровой. – Барнаул: КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова», 2022 г. – 115 с., учебной программы «Финансовая грамотность» под редакцией Елены Вигдорчик, Игоря Липсиц, Юлии Корлюговой, Анастасии Половниковой , 2018 год.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено тремя направлениями, в число которых входят математическая грамотность, финансовая грамотность и креативное мышление.
В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности использовать все полученные знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель программы: - формирование и развитие познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
-приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, развития собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
Воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно - исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Задачи:
- формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем, которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на личном и семейном благополучии;
- формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во взаимодействие для решения своих задач;
- формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных связей между семейными и личными финансовыми возможностями, и потребностями членов семьи;
- формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может столкнуться лично;
- формирование способности инициировать сотрудничество в команде при работе с творческими заданиями;
- формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из имеющихся выявленных альтернатив;
- формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые возможности, ограничения и потребности;
- формирование понимания содержания различных видов семейных доходов и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и выбора варианта балансирования при разработке бюджета.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
На реализацию программы отводится 35 часов (1 час в неделю).
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на обучающихся 5 классов. Занятия можно проводить в кабинете Точки роста, кабинете технологии, актовом зале, школьном музее, на улице. Таким образом, получается:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ 5 КЛАСС
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественнуюмотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
- научно объяснять явления;
- демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включен раздел «Школа финансовых решений» Изучая темы этого раздела, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ 5 класса.
1 | Введениевкурс«Функциональнаяграмотность» (1 час) |
Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч) | |
1 | Путешествуемипознаеммир(ПутешествиепоРоссии) |
2 | Работаемнадпроектом(Школьнаяжизнь) |
3 | Хотимучаствоватьвконкурсе(Школьнаяжизнь) |
4 | Постраницамбиографий(Великиелюдинашейстраны) |
5 | Мирмоегогорода(Человекитехническийпрогресс) |
Модуль:Естественно-научнаяграмотность«Наукарядом»(5ч) | |
1 | Моиувлечения |
2 | Растенияиживотныевнашейжизни |
3 | Загадочныеявления |
Модуль: Креативное мышление «Учимсямыслитькреативно»(5ч) | |
1 | Модели и ситуации. Общее представление о креативности (напримерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями. |
2 | Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые. |
3 | Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи. |
4 | От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. |
5 | Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы. |
Модуль:Математическая грамотность «Математикавповседневнойжизни»(4ч) | |
1 | Путешествияиотдых |
2 | Транспорт |
3 | Здоровье |
4 | Домашнее хозяйство |
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»(4ч) | |
1 | Собираемся за покупками: что важно знать |
2 | Делаем покупки: как правильно выбирать товары |
3 | Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем |
4 | Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя |
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+Математика(2ч) | |
1 | «Деньги–нещепки, счетом крепки» |
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами»(5ч) | |
1 | Мы умеем дружить |
2 | Общаемся с одноклассниками и живем интересно |
3 | Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? |
4 | Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаемновое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» |
1 | Подведение итогов: рефлексивное занятие(3 ч) |
Итого 34 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
К личностным результатам изучения курса «Учимся для жизни» в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
- сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней). осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. - в сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
- в сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. в сфере формирования ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
- в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Финансовая грамотность» в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
- владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
владение базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
- работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
1)общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2)осуществление совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
1)владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2)владение приемами самоконтроля: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
- определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их достижения;
- осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; - выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях;
- актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
- объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
- понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
- обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
- описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
- поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
- самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях;
- оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
- оценивать как своѐ финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении повседневных финансовых задач;
- самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Доходы и расходы семьи
- называть основные источники доходов семьи;
- составлять задачи, требующие денежных расчѐтов;
- считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
- объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;
- описывать свойства предмета, играющего роль денег;
- объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
- называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
- называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учѐтом региона проживания;
Как сформировать семейный бюджет
- объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления);
- подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
- объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
- анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о расходах;
Школа финансовых решений
- формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
- формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности;
- приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.
Математика в повседневной жизни
- развития умения выполнять деление с остатком и выбирать ответ, исходя из смысла жизненной задачи;
- развития умения выполнять действия с десятичными дробями в жизненных ситуациях;
- развития умения выполнять действия с десятичными дробями в практических ситуациях, а также умения на подсчет всевозможных комбинаций, удовлетворяющих определенным условиям;
- развития умения вычислять площадь прямоугольника, использовать площадь прямоугольника для решения задач в практических ситуациях.
- развития умения вычислять периметр и площадь прямоугольника и многоугольников, составленных из прямоугольников при решении задач из реальной жизни; умение работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, таблица).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Введение в курс «Функциональная грамотность» | |||||||
1. | Введение | 1 | Знакомство участ-ников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «со-ставляющие функ-циональной грамот-ности(читательская,математическая,естественнонаучная,финансоваяграмотность,глобальныекомпетенции,креативноемышление).Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятель-ности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудниче-ству. Сформировать внутреннюю позицию личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Сформировать установку на активное участие в решении практических задач. | Портал Российской электронной школы(РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУИСРОРАО,Сетевойкомплексинформа-ционноговзаимо-действиясубъектовРоссийскойФеде-рациивпроекте «Мониторингформирования функциональной грамотности учащихся»(http://skiv.instrao.ru/) Материалы электронного образовательного ресурса издательства«Просвещение» | ||
Модуль1:Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»(5ч) | |||||||
2. | Путешествуем и познаем мир (Путе-шествие По России) | 1 | Приемы поиска и извлечения информации разног овида (текстовой, рафической) по заданной теме | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическую информацию. | «Необыкновенный путешественник»:(http://skiv.instrao.ru) «Люди, сделавшие Землю круглой»: | ||
3. | Работаем над проектом (Школьная жизнь) | 1 | Приемыработысмножественнымтек-стомповыявлениюявнойискрытойинформации,пред-ставленнойвразныхчастяхтекста.Прие-мывыявлениявизу-альнойинформации,представленнойнакарте,иприемысо-поставленияинфор-мации,выявленнойвтексте,синформаци-ей,содержащейся вграфическомобъ-екте(географическаякарта,фотография) | Соотноситьвизу-альноеизображе-ниесвербальнымтекстом.Исполь-зоватьинформа-циюизтекстадлярешенияпрактиче-скойзадачи | «Моя Россия: боль-шоевмалом»:Читательская гра-мотность.Сборникэталонныхзаданий.Вып.1.Учеб.посо-биедляобщеобразо-ват.организаций. В2ч.Часть1.–М.,СПб.:«Просвеще-ние»,2020 | ||
4. | Хотимучаство-ватьвконкурсе(Школь-наяжизнь) | 1 | Приемыработысмно-жественным текстом,представленнымнасайте.Приемыпоискаинформации,пред-ставленной вербальноивизуально,распо-ложеннойвразныхчастях множественно- готекста | Интегрироватьиинтерпретиро- ватьинформацию,представленнуювразнойформеивразныхчастяхтек-ста.Использоватьинформациюизтекстадляреше-нияпрактическойзадачи | «Конкурссочине-ний»:Открытыйбанкзаданий2020(http://skiv.instrao.ru) | ||
5. | Постра-ницамбио-графий(Великиелюдинашейстраны) | 1 | Приемыанализаинформацииучеб-но-научноготекста(биография),пред-ставленнойввидетаблицы.Приемыкомментирования текста,включающеговизуальныйобъект(фотографию) | Выявлятьфакто-логическуюин-формацию(по-следовательностьсобытий),представ-леннуювразныхчастяхтекста. Выявлениероливизуальныхобъек-товдляпониманиясплошноготекста | «Маршал Победы»:Читательскаяграмот-ность. Сборник эта-лонных заданий. Вы-пуск 1. Учеб. пособиедля общеобразоват.организаций.В2-хч.Часть1.–М.,СПб.: «Просвещение»,2020.«Великиеиме-наРоссии»:электрон-ный образовательныйресурсиздательства «Просвещение»(https://media.prosv.ru/func/) | ||
6. | Мирмое-гогорода(Человекитехни-ческийпрогресс) | 1 | Приемыизвлеченияинформацииизраз-личныхисточников(художественныйипублицистическийтексты,заметкиссайта),включающихвизуальныйобъект;ее осмысление и опе-рированиеею | Устанавливатьвзаимосвязи междутекстами.Форму-лироватьнаосновеполученнойизтекстаинформа-циисобственнуюгипотезу,прогно-зироватьсобытия,течениепроцесса,результатыэкспе-риментанаосно-веинформациитекста | «Мост»:открытыйбанк заданий 2021года(http://skiv.instrao.ru) | ||
Модуль2:Естественно-научнаяграмотность:«Наукарядом»(5ч) | |||||||
7. | Мои увле-чения | 1 | Выполнениезаданий «Звукимузыки»и «Аняиеесобака» | Использованиеполученных(изсамихзаданий)знанийдляобъ-ясненияявлений.Проведениеи/илиинтерпретацияэкс-периментов. | ПорталРЭШ(https://fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru) | ||
8. | Растенияижи-вотные внашейжизни | 2 | Выполнениезаданий «Чем питаются рас-тения» и«Хищныептицы» | Получениевыводовнаосновеинтер-претацииданных(графических,чис-ловых),построениерассуждений.Объ-яснениеявлений сиспользованиемприобретенныхзнаний.Анализре-зультатовэкспери-ментов(описанныхилипроведенныхсамостоятельно). | ПорталИСРОРАО(http://skiv.instrao.ru)Естественно-на-учнаяграмотность.Сборникэталонныхзаданий.Выпуск1:учеб.пособиедляоб-щеобразовательныхорганизаций / подред.Г.С.Ковалевой,А.Ю.Пентина.– М.;СПб.:Просве-щение,2020. | ||
9. | Загадоч-ныеявле-ния | 2 | Выполнениезаданий «Лазерная указкаифонарик»и«Чтотакоеснег» | Проведениепро-стыхисследова-нийианализихрезультатов. | ПорталРЭШ(https://fg.resh.edu.ru) | ||
Модуль3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»(5ч) | |||||||
12. | Креатив-ное мыш-ление:Моделииситуации | 1 | Общеепредставле-ниеокреативности(напримерахпро-стейшихзаданийибытовыхситуаций).Знакомствоссодер-жательнымиитема-тическимиобластями | Совместноечтениетекстазаданий. Маркировкатекстас целью выделенияглавного.Совмест-наядеятельностьпоанализу предло-женныхситуаций.Выдвижениеидейиобсуждение различныхспосо-бовпроявлениякреативности:-самовыражениеспомощьютекстов,рисунков,мимикиипластики,танцаидр.–решениепроблемсоциаль-ногоинаучногохарактера. | Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru)Письменноесамовы-ражение: 65кл.,Необычная картина,задание1,Визуальноесамовы-ражение: 65кл,Чтоскрытоза рисунком,задание2 Решение социальныхпроблем: 65кл,Класс,зада- ние2, Решение научныхпроблем: 6 5кл,Изобретаемсо-ревнование, задания1,2, «Обложкадлякни-ги»:электронныйобразовательныйресурсиздательства «Просвещение»(https://media.prosv.ru/func/) | ||
13. | Выдвиже-ниеразно-образныхидей | 1 | Обсуждениепробле-мы:Длячегобываетнужновыдвигатьразныеидеиивари-анты.Разные,похо-жие,одинаковые. | Совместноечтениетекстазаданий. Маркировкатекстасцельювыделенияосновныхтребова-ний.Совместнаядеятельностьпоанализупредло-женныхситуаций.Выдвижениеидейиобсуждениепри-чин,покоторымтребуетсяпроявлятьбеглостьмышления,гиб-костьиразноо-бразиемышления.Выполнениетеста «Круги»помето-дике«Вартега»,подсчетколичествавыдвинутых идей иколичестваразли-чающихсяидей. Подведениеитогов:
пояснятьнапри-мерах,когда,прикакихусловияхтре-буетсяпредлагатьразныевариантырешений | Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru) Письменное самовы-ражение: 65кл.,Выдуманная страна,задание1, 65кл.,Праздник осени,задание1, 65кл,Класс,зада- ние1 Визуальноесамовы-ражение: 65кл.,Эмблемадляпервоклассников,задание1, Решениесоциальныхпроблем 65кл,Точность–вежливостькоро-лей,задание1 Решение научныхпроблем 65кл,Мячбудуще- го,задание1 «Партабудущего»:электронныйобра-зовательныйресурсиздательства«Про-свещение»(https://media.prosv.ru/func/) | ||
14. | Выдвиже-ниекре-ативныхидейиихдоработка | 1 | Обсуждениепроблем: -Длячегонужныне-стандартныеидеи. -Когдаикомубыва-ютнужныкреатив-ныеидеи? | Совместноечтениетекстазаданий. Маркировкатекстасцельювыделенияосновныхтребова-ний.Совместнаядеятельность: -поподборуси-нонимовкслову «оригинальный»; - поанализупредло-женныхситуаций.Выдвижениеидейиобсуждениепри-чин,покоторымтребуется проявлятьоригинальностьинестандартностьмышления.Подсчетколичестваориги-нальныхидейпорезультатам выпол-нениятеста«Кру-ги»пометодике «Вартега».Подве-дениеитогов:–чтоозначает, что идея креативная?Что ееотличает?–какможновыявитьоригинальные идеи–пояснятьнапримерах,когда,прикакихусловияхтребуетсяпредла-гатьнеобычные,нестандартныева-риантырешений | Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru)Письменное самовы-ражение: 65кл.,Необычная картина, задание 3,Визуальное самовыра-жение: 65кл,Улыбкаосени, задание1, Решение социальныхпроблем: 65кл,Класс,зада- ние4, 65кл,Буккрос-синг–обменкни-гами,задание4 Решение научныхпроблем: 65кл,Прогулкав парке,задание1,3 «ВопросыПочемуч-ки»:электронныйобразовательныйресурсиздательства «Просвещение»(https://media.prosv.ru/func/) | ||
15. | Отвыдви-жениядодоработкиидей | 1 | Использованиена-выковкреативногомышления длясозда-нияпродукта. | Выполнениепроек-танаосновеком-плексногозадания(повыборуучи-теля):-созданиешкольнойгазеты; -созданиесюжетадля инсценировкивклассе;-подго-товкапраздникаосени;-подготов-кавыставки«Нетвреднымпривыч-кам»;-подготовканеобычногоспор-тивногосоревнова-ния;-подготовкавыставки«Школабудущего». | Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru) Повыборуучителя 65кл.,Трудныйпредмет, 65кл,Сюжетдляспектакля, 65кл.,Праздникосени, 65кл,Нетвреднымпривычкам, 65кл,Изобретаемсоревнование, 65кл,Школабуду-щего | ||
16. | Диагно-стикаирефлек-сия.Само-оценка | 1 | Креативноемышле-ние.Диагностиче-скаяработадля5класса. | Выполнениеитого-войработы.Обсуж-дениерезультатов.Взаимо-исамоо-ценкарезультатоввыполнения | Портал РЭШ (https://fg.resh.edu.ru) ПорталИСРОРАО(http://skiv.instrao.ru)Диагностическаяработадля5класса.Креативноемышле-ние. Вариант 1. Деньрождения Вариант2.Деньигрыиигрушки | ||
17. | Подве-дениеитоговпервойчасти про-граммы.Самооцен-каре-зультатовдеятель-ностиназанятиях | 1 | Самооценкауверен-ностиприрешениижизненныхпроблем.Обсуждениерезуль-татовсамооценкисцельюдостижениябольшейуверенностиприрешениизадачпофункциональнойграмотности. | Оцениватьре-зультатысвоейдеятельности.Аргументироватьиобосновыватьсвоюпозицию. Задаватьвопросы,необходимыедляорганизациисоб-ственнойдеятель-ности.Предлагатьвариантырешенийпоставленнойпро-блемы. | Приложение | ||
18. | Путеше-ствиеиотдых | 1 | Числоваяпоследова-тельность(составле-ние,продолжение).Интерпретациярезультатоввы-числений,данныхдиаграммы.Решениетекстовойзадачи,со-ставленнойнаосновеситуации. | дать способы реше-ния,Прикидывать,оценивать,вычис-лятьрезультат,Уста-навливать и исполь-зовать зависимости междувеличинами,данными,Читать,представлять,сравнивать матема-тические объекты(числа,величины,фигуры), Применятьправила,свойства(вычислений,нахож-дения результата),Применятьприемыпроверки результа-та,Интерпретиро-ватьответ,данные,Выдвигатьиобо-сновывать гипотезу, Формулироватьобобщения и выво-ды,Распознаватьистинные и ложныевысказыванияобобъектах,Стро- итьвысказывания,Приводить примерыиконтрпримеры,Выявлятьсходстваи различияобъектов,Измерятьобъекты,Моделироватьситу-ациюматематиче-ски.Планироватьходрешениязадачив2-3действия. | «Петергоф»: откры-тыйбанкзаданий2019/2020(http://skiv.instrao.ru) | ||
19. | Развле-чения ихобби | 1 | Работасинформаци-ей(выборданных).Решениетекстовойзадачи.Методпере-боравариантов.Дей-ствиясвеличинами(вычисление,переходотоднихединицкдругим,нахождениедоли).Прикидкаре-зультатавыполнениядействийсвеличи-нами.Многозначныечисла,действияснатуральными числа-ми.Сравнениедолейчисла. | Беседа, груп-повая работа,индивидуаль-наяработа | «Аккумуляторради-отелефона»:откры-тыйбанкзаданий2021(http://skiv.instrao.ru) | ||
20. | Здоровье | 1 | Действияснату-ральнымичислами.Действиясчисловойпоследовательно-стью(составление,продолжение). Методпереборавозможныхвариан-тов.Соотношениямеждувеличинами,размерыобъекта. Единицывремени.Зависимостимеждувеличинами,прямопропорциональнаязависимостьвеличинприрешениизадачи | Беседа, груп-повая работа,индивидуаль-наяработа | «Кросс»:откры-тыйбанкзаданий2021(http://skiv.instrao.ru)«Земля-ника»:открытыйбанкзаданий2021(http://skiv.instrao.ru)«Спортивный праздник»—вПри-ложении | ||
21. | Домашнеехозяйство | 1 | Размерыреальногообъекта,единицыдлины.Площадь,сравнениеплощадейданныхфигур.Пе-ревод единиц длины иплощади.Зависи-мостимеждувели-чинами.Делениесостатком,округлениерезультата по смыс-луситуации.Долячисла. Измеренияиобъ-емпрямоугольногопараллелепипеда,сравнениеобъемов,переходотодних единицобъемакдру-гим.Представлениеданных:чтениеиин-терпретацияданныхдиаграммы. | Беседа, груп-повая работа,индивидуаль-наяработа | «Выкладываниеплитки»:откры-тыйбанкзаданий2019/2020 (http://skiv.instrao.ru) | ||
Модуль5:Финансоваяграмотность:«Школафинансовыхрешений»(4ч) | |||||||
22. | Собираем-сязапо-купками:что важнознать | 1 | Финансы.Значениефинансовойграмот-ности.Деньги.Видыденег.Наличныеибезналичные деньги.Запланированнаяпокупка.Незаплани-рованнаяпокупка. Финансоваявыгода.Финансовыйриск.Финансовоепланиро-вание. | Выявлятьианали-зироватьфинансо-вуюинформацию.Оцениватьфинан-совыепроблемы.Применятьфинан-совыезнания. | Комплекс«Спосо-быоплаты»(2021, 5класс) Комплекс«Налич-ныеибезналич-ныеденьги»(2020, 5класс)(http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost) | ||
23. | Делаемпокуп-ки:как правильновыбиратьтовары | 1 | Покупки. Виды по-купок. Товар.Пла-нированиепокупкитовара. | Выявлятьианали-зироватьфинансо-вуюинформацию.Оцениватьфинан-совыепроблемы.Применятьфинан-совыезнания. | ПорталРЭШ(https://fg.resh.edu.ru) Комплекс«Интерес-ныйжурнал»(2022, 5 класс) (http://skiv.instrao.ru) | ||
24. | Приобре-таем услу-ги:знаем,умеем,практику-ем | 1 | Услуга.Планирова-ниепокупкиуслуги. | Выявлятьианали-зироватьфинансо-вуюинформацию.Оцениватьфинан-совыепроблемы.Применятьфинан-совыезнания. | Комплекс«Поездкавзоопарк»(2021,5класс)(http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost) | ||
25. | Самоеглавноеоправилахповеденииграмотно-гопокупа-теля | 1 | Финансовое планиро-вание.Экономияде-нег.Акциинатоварыиуслуги.Скидканапокупку.Правилаповеденияграмотногопокупателя. | Выявлятьианали-зироватьфинансо-вуюинформацию.Оцениватьфинан-совыепроблемы.Применятьфинан-совыезнания. | Комплекс«Прогулкапомагазину»(2020, 5класс)(http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost) | ||
Интегрированныезанятия:Финансоваяграмотность+Математика(2ч) | |||||||
26-27. | «Деньги–нещепки,счетомкрепки» «Велопро-кат» | 2 | Финансовая грамот-ность: Финансы. Финансовая выгода.Финансовый риск.Финансовое планиро-ваниеМатематическая грамотность:Зависи-мости «цена – коли-чество-стоимость», «скорость-время-рас-стояние».Измерениеи единицы длины,времени, стоимости,скорости. | Финансоваягра-мотность: Выявлятьианализироватьфинансовуюинфор-мацию.Оцениватьфинансовыепро блемы. Применятьфинансовые знанияМатематическаяграмотность:Чи-тать текст, разби-рать инструкцию иобсуждать ситуацииВыявлять инфор-мациювфинан-совомконтексте. Выявлять зависи-мости, вычислятьстоимость. Графи-чески представлятьалгоритм.Плани-роватьпорядоквыполнения дей-ствий, составлятьарифметическоевыражение. Выпол-нять вычисления снатуральными чис-лами,сравниватьрезультаты. Конкре-тизировать тариф,выбирать выгодныйтариф | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnostКомплекс«Новыеджинсы»(2019, 5класс) Комплекс«Велопро-кат»(2022,5класс) «Экскурсия»:элек-тронныйобразо-вательныйресурсиздательства«Про-свещение»(https://media.prosv.ru/func/) | ||
Модуль6:Глобальныекомпетенции«Роскошьобщения.Ты,я,мыотвечаемзапланету.Мыучимсявзаи-модействоватьизнакомимсясглобальнымипроблемами»(5ч) | |||||||
28. | Мыумеемдружить | 1 | Межкультурноевзаимодействие:*успешноеиуважи-тельноевзаимодей-ствиемеждулюдьми.Традициииобычаи:многообразиекуль-тури идентифика-циясопределеннойкультурой.**Видысоциальныхвзаимо-действий.Дружбавжизничеловека | Приводитьпри-мерыситуацийуважительногоинеуважительного,эффективногоинеэффективного,взаимодействиямеждулюдьми. Оцениватьпослед-ствияэтихвзаимо-действий.Выяв-лятьиоцениватьразличныемненияиточкизрения оролидружбывжизничеловека.Аргументироватьсвое мнение о ролидружбывжизничеловека. | Открытыйбанкза-даний2020(http://skiv.instrao.ru) Ситуации«Футболидружба»,«Случайвгостях» Ситуация«Какпод-ружитьсясновень-кой» | ||
29. | Общаемсясодно-классни-камииживеминтересно | 1 | Межкультурноевзаимодействие:успешноеиуважи-тельноевзаимодей-ствиемеждулюдьми,действиявинтересахколлектива.Семьяишкола. Основысовместнойдеятельности.Рольшколывнашейжизни | Выявлятьиоце-ниватьразличныемненияиточкизренияовзаимо-действиившколь-номколлективе.Объяснятьпричи-нывозникновения конфликтныхситу-ацийвшкольномколлективе.Обо-сновыватьспособыихрешения. | Портал ИСРО РАО(http://skiv.instrao.ru) Ситуации«Соседи», «Вдетскомлагере» | ||
30. | Какиепроблемыназываютглобаль-ными? Чтозна-читбытьглобальнокомпе-тентным? | 1 | Глобальныепро-блемы:изучениеглобальныхило-кальныхпроблем.Понятие«глобаль-ныепроблемы» | Приводитьпри-мерыглобальныхпроблем.Объяс-нять,какиепро-блемыназываютсяглобальными. | «Разбираемсмыслглобальныхком-петенций»:элек-тронныйобразо-вательныйресурсиздательства«Про-свещение»(https://media.prosv.ru/func/)Глобальныекомпе-тенции.Сборникэталонныхзаданий.Выпуск1.Стр.4–10ПорталИСРОРАО(http://skiv.instrao.ru) Ситуация «Одинвполевоин» | ||
31-32 | Можемлимырешатьглобаль | 2 | Глобальныепробле-мы:изучениегло-бальныхилокаль-ныхпроблем. Глобальныепробле-мывнашейжизни | Описыватьситу-ациипроявленияглобальныхпро-блемнаместном(локальном)уров-не.Оцениватьвли-яниеглобальныхпроблемнажизнькаждогочеловека,наразвитиеобще-ства. | ПорталИСРОРАО(http://skiv.instrao.ru)Ситуации«Найде-ныш»,«Загрязнение Мирового океана»Глобальные компетен-ции. Сборник эталон-ных заданий. Выпуск1.Стр.11–19 Ситуации«Домдлякошекисобак»,«Чи-стаявода» «ДобываеммарганецвЗедландии»:электрон-ныйобразовательныйресурсиздательства «Просвещение»(https://media.prosv.ru/func/)http://skiv.instrao.ru Ситуации«Лечимскворца»,«Покупа-емновое»,«Планетабудетзеленой» | ||
Подведениеитоговпрограммы.Рефлексивноезанятие2. | |||||||
33. | Подведе-ниеитоговпрограм-мы.Само-оценка ре-зультатовдеятель-ностиназанятиях | 1 | Оценка (самооценка)уровнясформиро-ванностифункцио-нальнойграмотностипошестисоставля-ющим.Обсуждениевозможныхдействий,направленных на по-вышениеуровняФГотдельных учащихсяигруппывцелом. | Оцениватьре-зультатысвоейдеятельности.Аргументироватьиобосновыватьсвоюпозицию.Осущест-влять сотрудниче-ствососверстни-ками.Учитыватьразныемнения. | Дляконкретизациипроявлениясформи-рованности отдель-ныхуровнейФГиспользуютсяприме-рызаданийразногоуровняФГ(http://skiv.instrao.ru/) | ||
34. | Итоговоезанятие | 1 | ДемонстрацияитоговвнеурочныхзанятийпоФГ(открытоемероприятиедляшколыиродителей). | Решениепрак-тическихзадач,успешноемежлич-ностного обще-ниевсовместнойдеятельности,активное участиевколлективныхучебно-исследова-тельских,проект- ныхидругихтвор-ческихработах. Просмотрслайд-шоусфотография-миивидео,сделан-нымипедагогами идетьмивовремязанятий.Благодар-ностидругдругузасовместнуюработу. | Дляконкретизациипроявлениясформи-рованности отдель-ныхуровнейФГиспользуютсяприме-рызаданийразногоуровняФГ(http://skiv.instrao.ru/) | ||
Итого: | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая подходы, разработанные белорусскими коллегами.
Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя
«голодным», неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию.
Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений поставленных проблем. Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГотдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности той или иной составляющей ФГ. Команда должна ответить на вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv. instrao.ru/).
На работу групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ).
После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональная грамотность учимся для жизни.
laquo;Функциональная грамотность: учимся для жизни». Формирование читательской грамотности и естественнонаучной грамотности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» (ФГОС ООО)
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю.Реализация программы предполагает использование форм работы, которые ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" (5-9 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельнсти "Читательская грамотность: учимся для жизни" разработана на основе прграммы курса внеурочной деятельнсоти "Функциональная грамотность: учи...
Методическая разработка занятия курса внеурочной деятельности "Читательская грамотность: учимся для жизни" на тему: "Проблемы повседневности: выбор товаров и услуг"
Класс: 8-9Цель занятия: формировать умение смыслового чтения, умение извлекать информацию из несплошного множественного текста для осознанного выбора потребительских услуг....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся для жизни"
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов. Тематическое планирование приведено в соответствие с планом внеурочной деятельности школы: 5 класс - 34 часа, 6-9 классы - по 17 часов....
Разработка заданий муниципальной олимпиады по функциональной математической грамотности «Учимся для жизни» для учащихся 9-х классов.
Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания и навыки для решения повседневных задач и проблем. Она включает в себя несколько основных аспектов:Математиче...