Деятельностный подход как основа организации современного урока
статья

Современный урок должен соответствовать запросам современного общества. Социальная и профессиональная успешность современного человека зависит от позитивного отношения к инновациям, от способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, от умения преодолевать устаревшие стереотипы мышления, поведения и общения. От него требуется максимум гибкости и быстроты реагирования на изменения, инициативности, готовности нести ответственность за реализацию собственных жизненных перспектив. Именно этим требования и отвечают ФГОС второго поколения. Исходя из новых требований ученик на уроке должен не просто получать и воспроизводить знания, не задумываясь где и когда они ему пригодятся, а должен научиться добывать их и выработать умения применения добытых им знаний. Следовательно, изменяется функция урока: не доносить объём знаний по определённой теме, а создать условия для поиска необходимых знаний. Это возможно только при использовании деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в том, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип вариативности – предусматривает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Сформулированные дидактические принципы создают условий организации процесса обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС и потребностями общества. Как осуществить деятельностный подход к обучению на уроке? Для этого нужно, во-первых, продумать конкретные меры реализации структуры деятельности. То есть, чтобы получить новый образовательный результат надо 1.Надо описать новый результат, ответив на вопрос: «Зачем учить?» (т.е. определить цель обучения). 2.Подобрать средства получения нового результата, ответив на вопрос: «Чему учить?» (содержание материала) 3.Продумать формы организации деятельности учащихся, ответив на вопрос: «Как учить?». А также продумать: б) мотивы деятельности, в) способы «включения» учащихся в созидающую деятельность, г) средства труда, е) меры стимулирования работы, ж) способы руководства, з) формы контроля, и) тип отношений во время работы, к) формы проведения рефлексии. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте УУД, которыми должны овладевать учащиеся во время урока. Таким образом, применение метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный подход как основа организации современного урока

Мысякина Елена Григорьевна

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16

городского округа – г. Камышин Волгоградской области

Современный урок должен соответствовать запросам современного общества. Социальная и профессиональная успешность современного человека зависит от позитивного отношения к инновациям, от способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, от умения преодолевать устаревшие стереотипы мышления, поведения и общения. От него требуется максимум гибкости и быстроты реагирования на изменения, инициативности, готовности нести ответственность за реализацию собственных жизненных перспектив. Именно этим требования и отвечают ФГОС второго поколения. Исходя из новых требований ученик на уроке должен не просто получать и воспроизводить знания, не задумываясь где и когда они ему пригодятся, а должен научиться добывать их и выработать умения применения добытых им знаний. Следовательно, изменяется функция урока: не доносить объём знаний по определённой теме, а создать условия для поиска необходимых знаний. Это возможно только при использовании деятельностного подхода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в том, что школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип вариативности – предусматривает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Сформулированные дидактические принципы создают условий организации процесса обучения в соответствии с требованиями новых ФГОС и потребностями общества.

Как осуществить деятельностный подход к обучению на уроке?

Для этого нужно, во-первых, продумать конкретные меры реализации структуры деятельности. То есть, чтобы получить новый образовательный результат надо

1.Надо описать новый результат, ответив на вопрос: «Зачем учить?» (т.е. определить цель обучения).

2.Подобрать средства получения нового результата, ответив на вопрос: «Чему учить?» (содержание материала)

3.Продумать формы организации деятельности учащихся, ответив на вопрос: «Как учить?».

А также продумать:

б) мотивы деятельности,

в) способы «включения» учащихся в созидающую деятельность,

г) средства труда,

е) меры стимулирования работы,

ж) способы руководства,

з) формы контроля,

и) тип отношений во время работы,

к) формы проведения рефлексии.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте УУД, которыми должны овладевать учащиеся во время урока.

Таким образом, применение метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в организации современного урока биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения.Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: на...

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

В материале изложены принципы системно - деятельностного подхода в современном обучении, его цели и задачи....

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

Статья: «Системно - деятельностный подход как основа построения современного урока»

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...

"Системно-деятельностный подход как основа проектирования современного урока"

Урок - это главная составная часть учебного процесса. Проектирование современного урока следует рассматривать с точки зрения системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС....

Применение системно-деятельностного подхода в организации современого урока биологии

Данная статья посвещена реализации системно-деятельного подхода  с помощь ю технологии проблемного обучения .Приведены примеры  различных вариантов создания проблемных ситуаций и заданий....