Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов
статья (11 класс)
Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
saitov_otchyot_po_rip_2020.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»)
1. В индивидуальном учебном плане углублённое изучение химии выбрали 8 десятиклассников. Всех учащихся можно условно разделить на три группы, в зависимости от выбранных для поступления специальностей:
1 группа – поступающие в высшие медицинские учреждения (врачи, лаборанты, медицинские биохимики)
2 группа – поступающие на физико-химические и экономические факультеты
3 группа – учащиеся, которым химия нравится как учебный предмет.
В зависимости от подобного разделения, работа с ребятами из этих групп строилась по разному.
На уроках учащиеся 1 группы (4 человека) изучали курс органической химии, но с погружением в области медицины. В этом большую помощь нам оказали учебные пособия для общеобразовательных организаций из серии «Профильная школа» - «Основы фармакологии. 10-11 классы. Учебное пособие. ФГОС.», Ивашев М. Н., Ивашева А. В.-Просвещение, 2019 г; «Биохимия. 10-11 классы. Учебное пособие», Антипова Н. В., Пахомов А. А., Даянова Л. К.-Просвещение, 2019 г. Наряду со стандартными упражнениями и задачами курса учащимся предлагались, например, задания, содержащие сведения о фармакокинетике и фармакодинамике, а в теме «Лекарства» учащиеся данной группы наряду с номенклатурой, терминологией и классификацией лекарственных средств, знакомились с принципами выписывания рецептов. При изучении липидов, углеводов, белков и нуклеиновых кислот ребятам предлагались задания на методы выделения биологических молекул и их разделения, на количественный анализ веществ. Выполнение таких заданий обеспечивает развитие у школьников метапредметных компетенций и проектно-исследовательских умений. Также для всех учащихся данной группы была организована внеурочная деятельность по программе «Биологическая химия». Учебник «Биологическая химия. 10-11 класс». Шапиро Я. С.-Вентана-Граф, 2011 г. и учебная практика в ГБУЗ Областная детская больница. В данном лечебном учреждении с будущими медиками проводили занятия и читали лекции врачи и заведующие отделений. Всё это направлено на углубление знаний десятиклассников в области химии и медицины и оказание помощи в профессиональном самоопределении.
У учащихся 2 группы (2 человека) основной упор делался на связь химии с физикой. Поэтому на уроках им предлагались иные задания, которые содержали вопросы и из физического курса – на углубление знаний о химическом процессе, в частности о термодинамике, кинетике, состоянии равновесия и поверхностных явлениях в органических реакциях. В помощь при подготовке теоретического и практического материала я использовал учебное пособие для общеобразовательных организаций из серии «Профильная школа» - «Физическая химия. 10-11 классы. Учебное пособие». Белоногов В. А., Белоногова Г. У.-Просвещение, 2019 г. Подобные задания метапредметного содержания направлены на понимание закономерностей связи химии и физики и на отработку задач высокого уровня сложности. Помимо этого, учащиеся 2 группы посещали внеурочную деятельность по программе «Концепции современного естествознания», наряду с одиннадцатиклассниками.
Учащиеся 3 группы (десятиклассники, которым нравится химия, но сдача ЕГЭ по предмету не планируется) изучали классический курс органической химии без упора на медицину и физическую химию. Таким ребятам (2 человека) предлагались стандартные задания углублённого курса, которые предусмотрены учебной программой по предмету. Учебник «Химия. 10 класс. Углублённый уровень». Кузнецова Н. Е., Гара Н. Н., Титова И. М.-Вентана-Граф, 2018 г. Учащиеся 3 группы всегда имели выбор уровня заданий, поэтому если они проявляли интерес к какой-либо теме («Простые и сложные эфиры», «Жиры», «Углеводы», «Белки и нуклеиновые кислоты»), то могли выполнять задания наряду с учащимися 1 и 2 групп.
Все задания предложенные учащимся обеспечивают формирование современной научной картины мира, развитие полидисциплинарных навыков и метапредметных компетенций.
2. Аналогичная работа проводилась и с одиннадцатиклассниками. Изучать химию и биологию на углублённом уровне захотели 12 ребят. Из них в высшие медицинские учреждения собираются поступать 10 человек, на физико-химические специальности – 1 человек и только 1 – не связывает свою будущую специальность с этими предметами.
В течение двух лет на уроках старшеклассники углубляли свои знания в области молекулярной биологии, генетики, эмбриологии, клеточной биологии и теории эволюции, решали задания повышенного и высокого уровня сложности по разделам органической и общей химии. Для помощи ребятам в усвоении сложного материала, были организованы разнообразные программы внеурочной деятельности, такие как «Молекулярная биология и генетика», «От неорганической до экологической химии». Занятия по данным программам посещали 100% учащихся. Также, на учащихся впервые была апробирована программа внеурочной деятельности «Концепции современного естествознания», в которой объединяются сведения об основных законах и закономерностях, наиболее важных открытиях и достижениях в области химии, физики, биологии и астрономии (учебники: «Естествознание. 10 класс», «Естествознание. 11 класс». Титов С. А., Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И.-Дрофа, 2019 г). Это позволяет сформировать представление о природе как целостной системе, а также о взаимосвязи человека, природы и общества.
Я считаю, что проведённая мной работа помогла учащимся в профессиональном самоопределении, полученные знания пригодятся им в дальнейшей учёбе и помогут успешно выдержать вступительные испытания в высшие учебные заведения.
3. С будущими десятиклассниками также проводится работа по химико-биологическому направлению. Ребята начиная с 6 класса работают в школьной теплице, где проводя исследования с овощными культурами в области биологии и химии. Это формирует у них интерес к предметам естественно-научного цикла, и в дальнейшем, может послужить толчком для изучения биологии и химии на углублённом уровне, связав эти предметы со своей будущей профессией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В
Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020– 2021 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010 г. с изменениями и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №198...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС учебного предмета химия 2019– 2020 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 10 класс учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным 17 мая 2012 года приказ № 413 (ред...