Дистанционное обучение: сегодня и завтра
статья

Сарычева Татьяна Александровна

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий,  применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distant_segodnya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение:  сегодня и завтра.

Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение

 в области образовательных технологий  за последние 500 лет,

то есть с момента появления печатной книги.

Д.Д. Хантер «Война культур»

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий,  применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.

Что такое дистанционное обучение?  В педагогической литературе под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Зачем нужно дистанционное обучение? Целью использования дистанционного обучения  является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе – это могут быть дети, находящиеся на надомном обучении или часто болеющие дети.

Девиз традиционной системы образования  – «Одно и то же подходит для всех», дистанционные  технологии  – система обучения, направленная на одного ученика.

При дистанционном обучении учитель и учащийся взаимодействуют в основном с использованием информационно-коммуникационных технологий, интенсивно используется компьютер и сеть Интернет.

При обучении через Интернет учащийся

  • - сам выбирает для занятий свое «пиковое время обучения»
  • - может учиться «со своей собственной скоростью» и в удобном для него режиме
  • - может сосредоточиться на определенных частях учебного материала
  • - может ежедневно проверять себя
  • - может больше взаимодействовать с преподавателем
  • - получить нужные сведения быстрее

Цель «живых» уроков в контексте интернет-обучения:

  • Помочь участникам узнать, как лучше организовать изучение курса
  • Обеспечивать положительную обратную связь и мотивацию обучения
  • Использовать эмоции для организации обучения каждого ученика
  • Обращаться к духовным аспектам обучения
  • Помогать ученикам задавать «правильные» вопросы
  • Измерять потребность ученика в обучении

Каковы достоинства дистанционного обучения?

  1. Технологичность - Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой.
  2. Доступность и открытость обучения - возможность учиться, не покидая свой дом. При этом использовать курсы, находящиеся в других городах (заочное обучение через Интернет), самостоятельно распределять свое время.
  3. Свобода и гибкость,  появляются новые возможности для выбора курса обучения. Возможность обучения инвалидов.
  4. Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, является более гибким. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Ученик может  изучать учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только перед конкретным уроком, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет школьника заниматься самостоятельно и развивать  навыки самообразования.

Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности  показывает, что ученик, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.  

  1. Дистанционное обучение делает процесс познания более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для самовыражения обучаемого.
  2. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.

Но,  как и у любого явления,  у дистанционного обучения существуют и недостатки:

  1. Отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Если  рядом со школьником нет учителя, который мог бы эмоционально окрасить знания, похвалить, подсказать, подкорректировать выполняемое действие,  это значительный минус для процесса обучения.
  2. Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие обучаться на данный         момент  имеют собственный компьютер и подключение к сети Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
  3.  Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

Можно представить следующую классификацию  дистанционного обучения:

Дистанционное обучение

|---С обратной связью

|        |—Лекции в режиме видеоконференций

|        |—Лекции по спутниковой связи

|---Без обратной связи

|—Web-курсы, Web-учебники, Web-библиотеки

|—Телевизионные учебные программы

|—Учебные радиопрограммы

|—Лекции на CD-ROM

|        |—С линейной структурой

|        |—Гипертекстовые, с нелинейной структурой

|—Лекции и учебные пособия на дискетах

|        |—С линейной структурой

|        |—Гипертекстовые

|—Электронные материалы

|        |—Компьютерные образовательные среды

|        |—Базы данных

|        |—Банки знаний

|        |—Электронные учебники

|        |—Электронные библиотеки

|—Аудио и видео продукция

|        |—Аудио и видео кассеты с учебными курсами

|—Обучающие телевизионные курсы

|—Обучающие радио передачи

Разработка электронных обучающих курсов занятие очень трудоемкое. Наиболее часто встречающаяся форма представления ЭОК– электронный учебник, включающий  одновременно наглядный материал в виде иллюстраций, таблиц, мультимедийных презентаций, тренажеры, лабораторные работы, а также тесты для проверки и контроля знаний. Электронный учебник,  разделен на независимые темы-модули, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.

Проектирование дистанционного курса.

Курсы, ориентированные на использование дистанционных образовательных технологий, должны строиться с учетом следующих требований:

  •  в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося (учение, а не преподавание)
  •  самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер
  •  использование новейших педагогических технологий -  метод проектов, исследовательские, проблемные методы
  •  активное взаимодействие как с преподавателем, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе познавательной и творческой деятельности
  •  система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе

- оперативной обратной связи

- автоматического контроля

- отсроченного контроля

Форма проектирования курса

Блок

Элементы содержания

Инструктивный

Общая инструкция по работе с курсом

График работы с материалом курса

….

Информационный

Модули

Учебные элементы

Глоссарии

Контролирующий

Тестовые задания

Практические задания

Коммуникативный

Форумы

Чаты

Рефлексивные материалы

 Каковы перспективы развития дистанционного обучения в России?

Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.

Однако Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет  совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий  и  предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

- Мультимедийность - озвученные видео- и слайд-фильмы, анимация, графика;

- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

- Использование потокового аудио и видео.

- Многообразие  контрольных и тестовых заданий;

- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается.

Литература.

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
  2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. - СПб.: Астерион, 2008
  3. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2009.
  4. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36.
  5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭССЕ "Интернет сегодня и завтра"

Ученическое сочинение-эссе.  Размышления о роли Интернета в жизни человека....

Дистанционное обучение: сегодня и завтра

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. Автор сопоставляет достоинства и недостатки использования дистанционного обучения, расска...

Классный час: сегодня и завтра.

Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия...

«Вакцинация: вчера, сегодня и завтра»

Цель:  представление о вакцинации;Задачи:-рассказать историю о вакцинации;-заставить задуматься о необходимости делать прививки;-объяснить роль прививок....

Постолимпийский Сочи. Сегодня и завтра.

Использование наследния олимпиады Сочи 2014...

ПРОЕКТ благотворительности в условиях современного детского сада «Сегодня - дети. Завтра - народ».

К добру детей надо приучать с самого детства. Самостоятельно к этому они не придут при виде горькой правды чуть ли не на каждом шагу. М.Горький.Перед современным обществом стоит ряд се...