Дистанционное обучение: сегодня и завтра
статья
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distant_segodnya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение: сегодня и завтра.
Появление Интернет-обучения – самое значительное изменение
в области образовательных технологий за последние 500 лет,
то есть с момента появления печатной книги.
Д.Д. Хантер «Война культур»
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Большинство современных школьников активно используют его в своей жизни и образовании. В связи с этим перед учителем возникает необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, применения Интернет-технологий в учебном процессе. Одной из форм использования ИКТ является дистанционное обучение.
Что такое дистанционное обучение? В педагогической литературе под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Зачем нужно дистанционное обучение? Целью использования дистанционного обучения является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося, обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В школе – это могут быть дети, находящиеся на надомном обучении или часто болеющие дети.
Девиз традиционной системы образования – «Одно и то же подходит для всех», дистанционные технологии – система обучения, направленная на одного ученика.
При дистанционном обучении учитель и учащийся взаимодействуют в основном с использованием информационно-коммуникационных технологий, интенсивно используется компьютер и сеть Интернет.
При обучении через Интернет учащийся
- - сам выбирает для занятий свое «пиковое время обучения»
- - может учиться «со своей собственной скоростью» и в удобном для него режиме
- - может сосредоточиться на определенных частях учебного материала
- - может ежедневно проверять себя
- - может больше взаимодействовать с преподавателем
- - получить нужные сведения быстрее
Цель «живых» уроков в контексте интернет-обучения:
- Помочь участникам узнать, как лучше организовать изучение курса
- Обеспечивать положительную обратную связь и мотивацию обучения
- Использовать эмоции для организации обучения каждого ученика
- Обращаться к духовным аспектам обучения
- Помогать ученикам задавать «правильные» вопросы
- Измерять потребность ученика в обучении
Каковы достоинства дистанционного обучения?
- Технологичность - Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика с обучающей системой.
- Доступность и открытость обучения - возможность учиться, не покидая свой дом. При этом использовать курсы, находящиеся в других городах (заочное обучение через Интернет), самостоятельно распределять свое время.
- Свобода и гибкость, появляются новые возможности для выбора курса обучения. Возможность обучения инвалидов.
- Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, является более гибким. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Ученик может изучать учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только перед конкретным уроком, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет школьника заниматься самостоятельно и развивать навыки самообразования.
Опыт использования дистанционных технологий в моей педагогической деятельности показывает, что ученик, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным.
- Дистанционное обучение делает процесс познания более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для самовыражения обучаемого.
- Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью ученика по другим предметам.
Но, как и у любого явления, у дистанционного обучения существуют и недостатки:
- Отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Если рядом со школьником нет учителя, который мог бы эмоционально окрасить знания, похвалить, подсказать, подкорректировать выполняемое действие, это значительный минус для процесса обучения.
- Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие обучаться на данный момент имеют собственный компьютер и подключение к сети Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
- Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Можно представить следующую классификацию дистанционного обучения:
Дистанционное обучение
|---С обратной связью
| |—Лекции в режиме видеоконференций
| |—Лекции по спутниковой связи
|---Без обратной связи
|—Web-курсы, Web-учебники, Web-библиотеки
|—Телевизионные учебные программы
|—Учебные радиопрограммы
|—Лекции на CD-ROM
| |—С линейной структурой
| |—Гипертекстовые, с нелинейной структурой
|—Лекции и учебные пособия на дискетах
| |—С линейной структурой
| |—Гипертекстовые
|—Электронные материалы
| |—Компьютерные образовательные среды
| |—Базы данных
| |—Банки знаний
| |—Электронные учебники
| |—Электронные библиотеки
|—Аудио и видео продукция
| |—Аудио и видео кассеты с учебными курсами
|—Обучающие телевизионные курсы
|—Обучающие радио передачи
Разработка электронных обучающих курсов занятие очень трудоемкое. Наиболее часто встречающаяся форма представления ЭОК– электронный учебник, включающий одновременно наглядный материал в виде иллюстраций, таблиц, мультимедийных презентаций, тренажеры, лабораторные работы, а также тесты для проверки и контроля знаний. Электронный учебник, разделен на независимые темы-модули, каждый из которых дает целостное представление об определенной тематической области, и способствует индивидуализации процесса обучения, т.е. обучающийся может выбрать из вариантов обучения: изучение полного курса по предмету или изучение только конкретных тем.
Проектирование дистанционного курса.
Курсы, ориентированные на использование дистанционных образовательных технологий, должны строиться с учетом следующих требований:
- в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося (учение, а не преподавание)
- самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер
- использование новейших педагогических технологий - метод проектов, исследовательские, проблемные методы
- активное взаимодействие как с преподавателем, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе познавательной и творческой деятельности
- система контроля должна носить систематический характер и строиться на основе
- оперативной обратной связи
- автоматического контроля
- отсроченного контроля
Форма проектирования курса
Блок | Элементы содержания | ||||
Инструктивный | Общая инструкция по работе с курсом График работы с материалом курса …. | ||||
Информационный | Модули | Учебные элементы | Глоссарии | ||
Контролирующий | Тестовые задания | Практические задания | |||
Коммуникативный | Форумы | Чаты | Рефлексивные материалы |
Каковы перспективы развития дистанционного обучения в России?
Главной проблемой развития дистанционного обучения является создание новых методов и технологий обучения, отвечающих телекоммуникационной среде общения. В этой среде ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся не просто пассивные потребители информации, а в процессе обучения они создают собственное понимание предметного содержания обучения. На смену прежней модели обучения должна прийти новая модель, основанная на следующих положениях: в центре технологии обучения — учащийся; суть технологии — развитие способности к самообучению; учащиеся играют активную роль в обучении; в основе учебной деятельности — сотрудничество.
Однако Интернет-обучение это не отдаленная перспектива, это уже реальность. Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет совершенствоваться по мере развития Интернет-технологий и предполагает обеспечение максимальной интерактивности. Не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:
- Мультимедийность - озвученные видео- и слайд-фильмы, анимация, графика;
- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
- Использование потокового аудио и видео.
- Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается.
Литература.
- Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997.
- Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. - СПб.: Астерион, 2008
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С.Полат, М.В.Моисеева, А.Е.Петров ; под ред. Е.С.Полат. — М.: Академия, 2009.
- Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36.
- Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. - Уфа, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ "Интернет сегодня и завтра"
Ученическое сочинение-эссе. Размышления о роли Интернета в жизни человека....
Дистанционное обучение: сегодня и завтра
Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. Автор сопоставляет достоинства и недостатки использования дистанционного обучения, расска...
Выступление по теме: «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра».
Теоретическое выступление...
Классный час: сегодня и завтра.
Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия...
«Вакцинация: вчера, сегодня и завтра»
Цель: представление о вакцинации;Задачи:-рассказать историю о вакцинации;-заставить задуматься о необходимости делать прививки;-объяснить роль прививок....
Постолимпийский Сочи. Сегодня и завтра.
Использование наследния олимпиады Сочи 2014...
ПРОЕКТ благотворительности в условиях современного детского сада «Сегодня - дети. Завтра - народ».
К добру детей надо приучать с самого детства. Самостоятельно к этому они не придут при виде горькой правды чуть ли не на каждом шагу. М.Горький.Перед современным обществом стоит ряд се...