Создание пластилиновой мультипликации как комплексное художественное средство развития детей.
методическая разработка
Цель методической разработки:
организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного мультфильма: покадровая видеосъёмка, монтаж, озвучивание фильма.
Метод пластилиновой анимации полезен, интересен, и достаточно прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, воспитатели группы продленного дня, но и коррекционные педагоги в своей практической деятельности. В комплексной работе по созданию «пластилиновой сказки», реализовываются познавательные, речевые, воспитательные, эстетические, коммуникативные задачи.
Направленность:
данная работа предназначена для учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих со школьниками.
https://eee-science.ru/item-work/2020-3094/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_plastilinovoy_multiplikatsii_kak_kompleksnoe_hudozhestvennoe_sredstvo_razvitiya_detey.docx | 275.49 КБ |
59087_62819_2.pdf | 1.41 МБ |
59087_62819_1.pdf | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
- Название образовательного учреждения: НОУ СОШ «Юджин-Центр»,
ГБОУ «Школа Новокосино»
- ФИО авторов:
Черкесова Любовь Ивановна - учитель начальных классов,
Майорова Елена Валерьевна -учитель-логопед,
Павловская Елена Николаевна - учитель начальных классов,
Дубинская Галина Федоровна – учитель начальных классов.
Методическая разработка. Тема: Создание пластилиновой мультипликации как комплексное художественное средство развития детей.
- Класс: Учащиеся начальных классов.
Тема: Создание пластилиновой мультипликации как комплексное художественное средство развития детей.
Направленность:
данная работа предназначена для учителей начальной школы, воспитателей группы продленного дня, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих со школьниками, родителей.
Краткое содержание:
Внедрение мультипликации в образовательный процесс является относительно новым, в то же время, достаточно универсальным и многогранным способом развития детей в условиях современного мира, насыщенного визуальной информацией. Анимационное искусство, или, более широко употребляемый термин, «мультипликация» – весьма своеобразное искусство, которое позволяет решить обширный ряд педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС.
Пластилиновая анимация, созданная руками учащихся, основной задачей, ставит процесс работы, а не результат. На практике же, как мы убедились, работы наших учеников получились яркими, качественными, интересными. Поэтому и процесс деятельности, и результат, оказались достойными для представления опыта работы сообществу учителей и родителей.
Пояснительная записка.
Цель методической разработки:
организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного мультфильма: покадровая видеосъёмка, монтаж, озвучивание фильма.
Гипотеза:
Предполагаем, что реализация серии мероприятий в рамках создания «пластилиновой сказки» окажет влияние на всестороннее развитие учащихся начальных классов. Учитывая большой объем предварительной работы и, непосредственно, многогранность самой работы над созданием пластилинового мультфильма, предполагаем развитие активно-познавательной деятельности, реализацию интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие задачи:
- научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов;
- познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления фонов и декораций;
- познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильма;
- познакомить учащихся с установкой освещения, раскадровкой сюжета и съёмкой кадров.
Развивающие задачи:
-развивать познавательные и речевые возможности, логическое мышление, пространственное воображение;
- развивать творческие способности, формировать творческое мышление учащихся;
- развивать интерес к пластилиновой анимации, стремление к самостоятельному творческому выражению;
- развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
- формировать умение организовывать сотрудничество и совместную
деятельность;
- учить детей находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формировать умение договариваться, выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение;
-формировать трудолюбие, самостоятельность.
Коммуникативные:
- формировать опыт публичного выступления, культуру речи;
- формировать умение управлять голосом, говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;
- формировать умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Значимость методической разработки:
Создание анимации из пластичных материалов – безусловно, весьма увлекательный процесс, причём, не только для детей, но и, зачастую, для взрослых. Для работы с детьми младшего школьного возраста наиболее «удобным» представляется детский пластилин.
С точки зрения педагогической практики, данный вид деятельности направлен на решение ряда задач:
- на речевое развитие детей. В процессе своей деятельности дети теснее, чем в объёме школьной программы, знакомятся с произведениями литературы (в первую очередь – детской). Как следствие, у них углубляются навыки восприятия «на слух» текстов, прочей информации. Процесс озвучивания мультфильма способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- налицо познавательное развитие. Создание мультфильма пробуждает у «членов творческого коллектива» оправданный интерес к результатам деятельности, поддерживает познавательную мотивацию. В процессе разрешения проблемно-поисковых ситуаций у учащихся формируются навыки произвольного внимания, развития слуховой и зрительной памяти, развивается воображение и мышление;
- важным аспектом представляется художественное и эстетическое развитие. Очевидно, что процесс восприятия учащимися художественных произведений непосредственно вызывает стимулирование сопереживания героям. А изготовление персонажей и декораций представляется одной из основ художественного восприятия мира;
- весьма значимым является развитие социально-коммуникативных навыков. Общение школьников внутри «творческого коллектива», взаимоотношения со взрослыми, руководителями коллектива способствуют развитию самостоятельности, осознанию ответственности за свою деятельность, формированию восприятия мотивации к творческому труду;
- безусловно важным является физическое развитие, в частности, развитие мелкой моторики рук.
Особое значение пластилиновая анимация, как метод работы, имеет для детей с особыми образовательными потребностями. В частности, в работе с детьми-логопатами, применение лепки, как части занятия, помогает решать
ряд задач:
- развитие инициативного речевого взаимодействия со взрослым и со сверстниками;
- развитие и укрепление мелкой моторики;
- отработка параллельного речевого озвучивания, с четким
артикулированием, ролей персонажей, которых вылепили учащиеся;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие и закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет);
- развитие пространственных представлений;
- воспитание эмоционально-положительного отношения к занятию.
Таким образом, труд по созданию анимационного мультфильма вызывает естественное сочетание различных видов деятельности учащихся: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной.
Составленная диаграмма наглядно демонстрирует изменение показателей по выбранным нами критериям, от среднего уровня (в начале творческой деятельности), до высокого уровня показателей на итоговом этапе работы.
Работая с детьми, имеющими определенные сложности в прохождении основной образовательной программы, необходимо включать в работу разнообразные методы и формы работы. Для создания «условий равных возможностей», использование пластилиновой анимации, как одного из направлений деятельности на уроке, считаем наиболее перспективным. Учитывая особенности детей с ОВЗ (недостаточно сформированы внимание, память, концентрация, переключаемость, могут быть выявлены сложности регуляторного компонента, недостаточно сформированы причинно-следственные связи и объем обобщений и т.д), применение приемов лепки из пластилина поможет частично скомпенсировать перечисленные сложности учащихся.
Технологичность:
Пластилин – удивительный материал. Безусловно, он обладает яркими изобразительными и выразительными свойствами. Наряду с этим, работа с ним положительным образом влияет на личностное и психическое развитие ребенка. Работа по развитию мелкой моторики, развитию пальцев рук, имеют важное влияние на развитие высшей нервной деятельности учащихся, стимулирует работу речевых зон коры головного мозга. В работах физиологов находим подтверждение связи между нервными окончаниями, расположенными в подушечках пальцев рук с работой больших полушарий мозга.
Метод пластилиновой анимации полезен, интересен, и достаточно прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, воспитатели группы продленного дня, но и коррекционные педагоги в своей практической деятельности. В комплексной работе по созданию «пластилиновой сказки», реализовываются познавательные, речевые, воспитательные, эстетические, коммуникативные задачи.
Наличие результатов:
Процесс лепки из пластилина способствует развитию таких качеств ребенка как самостоятельность, креативность, усидчивость. Результат своего труда ребенок видит сразу, что способствует повышению самооценки. Мультипликация как искусство способствует развитию художественного и эстетического вкуса, воспитывает морально-нравственные качества личности ребенка, влияет на интеллектуальное развитие, внимание, воображение. Говоря о пластилиновой мультипликации, творчество аниматора сродни скульптуре – он лепит из пластилина подвижную форму, которую можно оживить в процессе съёмки.
В общем виде, создание анимационного фильма предполагает прохождение творческой группой следующих этапов:
- определение общей идеи мультфильма;
- написание сценария мультфильма или знакомство с готовым художественным произведением;
- изготовление героев и декораций для всех сцен фильма;
- покадровая съёмка мультфильма;
- соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы;
- озвучивание фильма.
При реализации перечисленных этапов, решаются и задачи метапредметного взаимодействия: урочная (уроки литературного слушания, уроки чтения, логопедические занятия, уроки технологии, уроки информатики); внеурочная (досуговая организация второй половины дня).
Как правило, определение идеи мультфильма сводится к выбору известной сказки, рассказа, стихотворения. Возможно совместное придумывание сюжета. Возможно использование различных игровых ситуаций.
Этот процесс непосредственно связан с созданием сценария. Следует отметить, что группа «сценаристов» должна учитывать технику предстоящей анимации.
Она может быть представлена следующими основными видами:
- перекладка – уместна для работы с детьми, любящими рисование;
- кукольная анимация – хорошо подходит тем, кто любит самостоятельно что-либо изготавливать из всевозможных материалов;
- пластилиновая анимация – для «потенциальных скульпторов»;
- предметная анимация – ориентирована на тех, кому нравится процесс строительства и конструирования;
- «смешанная» – совмещающая несколько видов техники.
Наибольшие возможности представляет пластилиновая.
Ожидаемые результаты:
В процессе создания сценария целесообразно сразу делать возможную «раскадровку» (хотя бы в общем виде). Создание «раскадровки» в ходе общего обсуждения идеи, способствует тому, что дети приучаются видеть сюжет и конечный продукт целиком, учатся планированию своих действий в процессе съёмки, выбору наиболее рационального, с точки зрения подачи материала, способу создания мультфильма.
Уместно сопоставить планы в кадре: дальний, средний, крупный, общий и оценить целесообразность использования каждого из них в конкретной
ситуации.
Наиболее трудоёмким и, в тоже время, интересным является этап создания персонажей, декораций, фонов для будущего фильма. Прежде, чем создавать образы, полезно просмотреть фотографии, иллюстрации и рисунки, отражающие различные варианты изображения создаваемых персонажей, которые отличаются техникой исполнения, манерой, использованием различных художественных материалов. Совместная деятельность участников творческой группы объединяет детский коллектив. Интересно видеть результат творческого труда, а лепка объемных пластилиновых фигурок, еще и увлекательный процесс.
Для обеспечения приемлемой плавности движения требуется частота 12÷15 кадров в секунду. Очевидно, что и количество экземпляров каждого из персонажей в различных позах должно быть соответствующим. Вот почему пластилин представляется наиболее подходящим материалом.
В процессе творческой деятельности, ребёнок проявляет фантазию, экспериментирует. Он выбирает наиболее яркий (на его взгляд), колоритный образ своих героев, старается передать их внешнее окружение.
Покадровая съёмка. Как уже отмечено, для обеспечения приемлемой плавности движения требуется частота 12÷15 кадров в секунду. Съёмку следует производить исходя из этого. При этом требуется строгое распределение ролей в съёмочной группе. Это оказывает положительное влияние не только на конечный продукт – мультфильм. В этом процессе дети приучаются к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемых операциях, ответственности, планированию последовательности действий и операций. Взрослому, как правило, руководителю студии, следует взять на себя функции главного режиссёра, т.е. осуществлять руководство всем ходом процесса. На этапе предварительной работы, взрослый продумывает способы выстраивания композиции в кадре, а затем, вместе с учащимися идеи дорабатываются и воплощаются. Один из участников творческой группы, оператор, выполняет постоянный контроль отснятых кадров. Остальным детям – отведена роль аниматоров, они производят действия «на площадке», передвигая героев и меняя декорации в соответствии сюжетом. Осуществляя передвижение персонажей, дети, зачастую, наделяют «своих» душевными качествами, пытаются воплотиться в них, становятся непосредственными участниками этого действа. Нередко «на площадке» возникают элементы импровизации, порой неожиданно (но не сильно отступая от сценария) варьируются события. «Пластилиновая история», снятая кадр за кадром, становится «ощутимой», учащиеся видят результаты творческой деятельности. Рекомендуем периодически показывать отснятые фрагменты детям. Это будет способствовать лучшему восприятию ими всей технологической последовательности производства фильма.
Отснятый материал монтируется в «киноленту» с помощью одной из соответствующих компьютерных программ.
Важным этапом является запись необходимых диалогов, авторского текста. Озвучивая мультфильм, члены творческого коллектива демонстрируют и развивают свои актёрские способности: выразительно читают текст «от автора», интонациями голоса передают особенности характера и эмоциональное состояние персонажа, учатся создавать шумовые эффекты.
Особенно полезна данная деятельность для детей с логопедическими проблемами. Решаются задачи четкого проговаривания, грамотного высказывания. Школьники учатся интонационно выделять значимые контекстные места.
Немаловажным является и то обстоятельство, что продолжительность и момент воспроизведения соответствующего текста и звуков должны соответствовать действу на экране. Таким образом, развивается внимание, быстрота и правильность реакции, умение концентрироваться и действовать слажено. Остаётся с помощью той же программы «наложить» звук на отснятый материал. Это уже «дело техники».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВОГО МУЛЬТФИЛЬМА УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ КАК ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.
В статье описано создание пластилинового мультфильма учащимися детской художественной школы как пример реализации метода проектов.The article describes a creation of plastilicine cartoon by the art sc...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Отчет. Комплексный подход к развитию детей с ОВЗ и детям инвалидам на уроках физическая культура.
Комплесный подход к развитию детей с ОВЗ и детей инвалидов на уроках физическая культура. Состоит из общих сведений. Принципов: индивидуальный подход, чередование умственной и физической работы, педаг...
Создание пластилиновой мультипликации как комплексное художественное средство развития детей.
Цель методической разработки:организация совместного урочного и внеурочного взаимодействия учащихся и учителей в работе по ознакомлению с этапами работы над созданием пластилинового анимационного муль...
"Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством детской мультипликации"
В нашу повседневную жизнь быстрым темпом входят различные компьютерные технологии. Поэтому одной из основных задач педагога является подбор современных форм и методов работы с детьми, которые будут эф...