"Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?"
статья на тему
"Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?"
Исследования психологов показывают, что, для того чтобы школьники приобрели сознательные умения и навыки самостоятельной позитивной учебной деятельности, могли эффективно продолжать свое образование и самообразование после школы, не менее важным, чем осознание изучаемого учебного материала, является осознание ими общих способов и приемов своей учебной деятельности.
В любом учебном материале следует различать его содержание и те методы, способы и приемы, с помощью которых этот учебный материал усваивается учащимися, те учебные действия, с помощью которых ученик сознательно овладевает знаниями и умениями содержащими в этом материале.
Если педагог на самом деле желает, чтобы материал был хорошо понят и осмыслен, необходимо говорить о присутствии трех модальностей: визульной, аудиальной, кинестичесчкой, так как восприятие у каждого ребенка свое. Так, например, понятие наглядность в обучении определяется как "дидактические принципы, согласно которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_pedagogam.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог
Манжарова О.В.
МБОУ СОШ №3
«Как повысить познавательный интерес учащихся на уроке?»
Исследования психологов показывают, что, для того чтобы школьники приобрели сознательные умения и навыки самостоятельной позитивной учебной деятельности, могли эффективно продолжать свое образование и самообразование после школы, не менее важным, чем осознание изучаемого учебного материала, является осознание ими общих способов и приемов своей учебной деятельности.
В любом учебном материале следует различать его содержание и те методы, способы и приемы, с помощью которых этот учебный материал усваивается учащимися, те учебные действия, с помощью которых ученик сознательно овладевает знаниями и умениями содержащими в этом материале.
Если педагог на самом деле желает, чтобы материал был хорошо понят и осмыслен, необходимо говорить о присутствии трех модальностей: визульной, аудиальной, кинестичесчкой, так как восприятие у каждого ребенка свое. Так, например, понятие наглядность в обучении определяется как "дидактические принципы, согласно которым обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися".
Дифференцированное обучение выступает как условие и средство индивидуализации.
В практике наблюдается разброс в усвоении знаний учащихся одного и того же класса. После объяснения нового материала, как правило идет закрепление изученного. На что учащиеся тратят разный объем времени. Одним хватает 2-5 заданий, другим 15 и более, третьим около нескольких десятков.
Одним из требований к деятельности учителя и условием эффективности организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащихся. Традиционные проrpаммы, учебные планы, учебники и дидактические средства, требования, методы и формы, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей.
В особо тяжелыe условия попадают школьники с замедленным темпом развития. Решить эту проблему помогает уровневая дифференциация.
Жесткая дифференциация учащихся на способных, средних и слабых с последующим длительным пребыванием в разных по содержанию и методах обучения классах, имеет не только плюсы, но и минусы. Насыщение уроков большими по объему и сложным учебным материалом, несомненно способствует активизации и развитию одаренных учащихся.
Если мы на самом деле хотим найти подход к каждому ребенку, мы должны вначале изучить его темперамент, знать особенности возрастного этапа.
Что же такое темперамент - это комплекс индивидуальных особенностей человека, определяющих динамику его психической активности и поведения, проявляющихся одинаково независимо от содержания деятельность его целей и мотивов и существенно не меняющихся на протяжении всей жизни человека.
Сангвиник-живой, подвижный, любознательный, но без резких движений ученик
Холерик - быстрый в движениях и действиях, возбудимый ученик.
Флегматик - спокойный, неторопливый, медлительный.
Меланхолик - замедленный, с трудом реагирующий даже на сильные раздражители.
Учитывая, что темперамент человека прямо и непосредственно зависит от свойств нервной системы, которые изменить очень трудно, не следует в воспитании учащихся ставить задачу изменить тип темперамента ученика.
Кроме того, важно учесть, что положительной, высоконравственной и всесторонне развитой личностью может стать ученик с любым типом темперамента. Задача воспитания и обучения состоит лишь в том, чтобы развивать у каждого ученика положительные стороны и преодолевать недостатки его темперамента.
Это же относится и к учителю. Хорошим учителем может стать представитель любого типа темперамента, если только он научиться управлять своими свойствами, если он сумеет использовать лучшие стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные.
И если при индивидуальном подходе учитывать особенности возраста, тогда эффективность обучения гарантирована.
Сегодня мы говорим о лицах ранней юности.
Что же является главным для данного возраста?
Это потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, самоопределиться в окружающем мире, понять себя, свои возможности и свое значение в жизни.
- На психофизиологическом уровне юноши могут испытывать дискомфорт по следующим причинам:
- незавершенность полного физического развития по всем
параметрам;
- ощущение своей непривлекательности
- неустойчивость эмоциональной сферы
- особенности высшей нервной деятельности;
- высокий уровень ситуативной тревожности.
Важные' проблемы личностного уровня старшеклассника проявляются в следующем:
- недостаточный уровень самостоятельности;
- неадекватность самооценки и уровня притязания
- не сформированность мировоззрения, нравственных
эталонов и идеалов;
- отсутствие конкретных жизненных путей и устремлений;
- сохранение подросткового негативизма;
- неудовлетворенность собой.
Возникают трудности в процессе взаимодействия юношей с другими людьми в семье, с учителями и сверстниками. Эти трудности могyт быть определены следующим образом:
- не сформированность общения такие как замкнутость,
застенчивость так и чрезмерная болтливость;
- неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств, отношений дружбы и любви;
- преобладание эгоистичных тенденций, деформированное понятие справедливость;
- излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей, высказываний;
- неприятие позиций и требований взрослых, отсутствие уважения и признания авторитета в отношении к ним;
- неадекватные претензии на статус и роли в различных группах;
- ярко выраженные тенденции к "само- показыванию", оригинальностью;
- проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
- проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся
Данный материал по теме самообразования позволяет учителю понять большое значение применения ИКТ в образовательном процессе. ...
Статья «Роль внешних средств обучения в стимулирование познавательного интереса учащихся»
Конспект выступления на педсовете «Приемы стимулирования познавательного интереса учащихся», для наглядности прилагается презентация....
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида». Презентация на семинаре в Нижнекамской школе-интернате I-II вида» по теме: «Формирование познавательного инт
«Система работы по формированию познавательного интереса учащихся на основе технологии разноуровневого обучения в коррекционной школе I-II вида».Презентация к выступлению на семинаре в Нижнекамской шк...
Тема: «Внедрение новых педагогических (компьютерных) технологий на уроках химии, ориентированных на активизацию познавательного интереса учащихся, на формирование систематизирующих знаний на основе развития монологической речи учащихся».
Аннотация:качество образования -это не простая сумма знаний...