Практикум лета
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №26
Программа летнего экологического практикума
«Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре»
Автор: Лозан И.А.,
Учитель физической культуры МОУ СОШ №26
Комсомольск-на-Амуре
Информационная карта проекта
1 | Название практикума | «Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре» |
2 | Автор, руководитель проекта | Лозан Иван Анатольевич |
3 | Место работы | МОУ ДОД эколого-биологический центр, 681000, г.Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская, дом 15, тел. 59-07-16. |
4 | Образование | высшее |
5 | Педагогический стаж | 1год |
6 | Адрес организации | 681000 г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Пионерская 15 |
7 | Телефон | 59-07-16 |
8 | Цель проекта | Расширение представлений учащихся о водных объектах в черте города. |
9 | Задачи проекта |
|
10 | Участники практикума. | Воспитанники эколого-биологического центра, учащиеся школ города. |
11 | Общее количество участников | Отряд 15 человек. |
12 | Сроки проведения | Июнь 2011 года |
13 | Район реализации практикума. | г.Комсомольска-на-Амуре |
14 | Продолжительность практикума | Практикум рассчитан на 40 часов: 5 дней по 4 часа в день. |
15 | История осуществления проекта | Накопление материалов и отработка отдельных элементов ведётся с 2010 года на базе МОУ ДОД ЭБЦ, через реализацию программы «Мой край. |
16 | Прогнозирование возможных негативных результатов. | Личностные особенности каждого (характер) конкуренция, низкая мотивация экологической культуры, знаний. |
17 | Прогнозирование коррекции возможных негативных результатов | 1.Работа в малых группах. 2.Соблюдение норм выполнения экспериментов, нахождения на открытом воздухе. 3.Соблюдение питьевого режима. 4.Индивидуальная работа. 5.Повышение экологической культуры. |
Пояснительная записка
Программа практикума «Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре» предполагает последовательное расширение и углубление знаний учащихся о разнообразии водных объектов в городе, взаимосвязи человека с окружающей средой, накопления знаний о многообразии отдельных видов и целых сообществ живых организмов вблизи водоемов. Закладывает основу правильного понимания природоохранной деятельности и охраны водных объектов, а также правилами поведения вблизи водоемов.
Программа практикума содержит большое количество практических занятий, походов и экскурсий, позволяющих непосредственно познакомиться и изучить водные объекты города Комсомольска-на-Амуре.
Таким образом, цель летнего экологического практикума – расширение представлений учащихся о водных объектах в черте города.
Для осуществления поставленной цели решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи:
- создать условия для формирования знаний о водных объектах города и их зависимости от антропогенного воздействия.
- развивать познавательную активность учащихся в процессе эмоционально-нравственных, и деятельностно-практических отношений с окружающей средой;
- познакомить учащихся с простейшими и наиболее распространенными формами и методиками полевой исследовательской работы.
- развивать активный интерес учащихся к изучению и охране природы, их самостоятельность и инициативу;
- развивать самостоятельность, самоконтроль, познавательные и творческие способности.
Состав учащихся: практикум рассчитан на учащихся младшего и среднего звена(8-15 лет) общеобразовательной школы, не имеющих опыта работы в полевых условиях. Количество человек в группе: 15.
Продолжительность программы практикума: программа рассчитана на 72 часа (18 дней по 4 часа в день).
Формы работы с детьми: рассказ, объяснение, решение экологических и проблемных задач, интеллектуальные и экологические игры, практическая работа, экскурсия, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, исследовательская работа, игры-путешествия, дискуссия.
Прогнозируемый результат практикума: установить зависимость экологического состояния водных объектов города от состояния окружающей среды в нем.
Возможности для продолжения образования: по окончании программы практикума учащиеся могут продолжить самостоятельную работу над исследованиями, с которыми затем смогут участвовать в конкурсных экологических мероприятиях разного уровня.
В ходе летнего экологического практикума будут использованы следующие методики:
- методика определения;
- методика написания исследовательской работы.
Результаты практикума
- ЗУНы учащихся по программе практикума;
- экологически грамотное поведение в природе, экологическая культура учащихся;
- групповой отчет о проделанной работе, дидактический материал – фотографии, коллекции, таблицы, графики, описания, презентация;
участие воспитанников в городской эколого-краеведческой конференции «Люби и знай свой край» с исследовательскими работами.
Практическая значимость практикума: создание презентации «Водные объекты города Комсомольска-на-Амуре», написание исследовательских работ.
Учебно-тематический план
День | Вид деятельности | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
День 1 | Введение. Теория: цели и задачи практикума, техника безопасности, необходимое оборудование, распределение обязанностей в группе. Обзор водных объектов города. Практика: План и карта. Виды карт. Компас. Условные обозначения. | 4 | 2 | 2 |
День 2 | Река Амур. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки. Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки (Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное только на визуальном наблюдении и не требующее для своего проведения никакого специального оборудования, сложных орудий, инструментов или приборов). | 4 | 1 | 3 |
День 3 | Река Амур. Практика: Экскурсия на реку. Игра «Все об Амуре» | 4 | - | 4 |
День 4 | Игра «Что вы знаете о реке Амур?» | 4 | - | 4 |
День 5 | Рыбы амура. Игра «Амурский аквариум» | 4 | 2 | 2 |
День 6 | Река Силинка. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки. Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки. | 4 | 1 | 3 |
День 7 | Озера Мылка. Теория: рассказ об озере, топонимика его названия, карта озера, образование, значение. Практика: экскурсия на озеро, рекогносцировочное изучение озера. | 4 | 1 | 3 |
День 8 | Собачье озеро. Заболоченные участки Яблонего сада. Теория: рассказ об озере, топонимика его названия, образование, значение. Практика: экскурсия на озеро, изучение озера. | 4 | 1 | 3 |
День 9 | Река Теплый ключ. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки. Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки. | 4 | 1 | 3 |
День 10 | Река Циркуль. Теория: рассказ о реке, топонимика ее названия, карта реки, пойма, русло, устье, исток реки. Практика: экскурсия на реку, рекогносцировочное изучение реки. | 4 | 1 | 3 |
День 11 | Ручьи, ключи и болота. Источники их питания и причины появления. | 4 | 3 | 1 |
День 12 | Теория: Что мы знаем о воде? Ее появление, свойства, функции. | 4 | 4 | - |
День 13 | Великие реки Мира | 4 | 2 | 2 |
День 14 | Крупнейшие озера Мира | 4 | 2 | 2 |
День 15 | Ледники | 4 | 2 | 2 |
День 16 | Красивейшие водные объекты Мира и России | 4 | 2 | 2 |
День 17 | Экологическое состояние водных ресурсов Мира и родного города | 4 | 4 | - |
День 18 | Результаты практики. Проводится создание презентации, обмен впечатлениями, обсуждение перспектив написания исследовательских работ. Общие выводы по результатам практикума. Рефлексия. | 4 | 4 | - |
Всего: | 72 |
Способы оценивания достижений учащихся
Достижение намеченных образовательных и воспитательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения учащимися контрольных заданий, тестов, выполнении ими исследовательских работ, экологических проектов; выходу их на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности; по становлению экологической культуры и ее условных компонентов.
Режим работы:
09.00 – сбор учащихся.
09.00 – 10.00 – теоретическое занятие.
10.00 – 12.00 – полевой практикум или экскурсия.
12.00 – 12.30 – отдых, оздоровительные процедуры.
12.30 – 13.00 – обработка материала, подведение итогов практики, инструктаж на следующий день.
В случае плохой походы предусмотрен просмотр фильмов по экологии, биологии, географии и химии, работа в библиотеке, работа в сети Интернет
Темы исследовательских работ и проектов по результатам практикума.
- Река Силинка – любимый уголок родного города.
- Экологическое состояние «собачьего озера».
- Река Циркуль.
- Что такое «Тёплый ключ»?
- Источники питание рек и озер в городе.
- Причины заболоченности города Комсомольска-на-Амуре.
- Озеро Мылка.
- Источники загрязнения водных объектов города.
- Кто обитал в реке Силинка?
- Изменение русла реки Амур.
Список литературы.
- Атлас «Люби и знай свой край». / Под ред. Д.С. Вишневского, Е.А. Бородиной и др. - М., 1993.
- Бородина, Е.А. Географические названия на карте Хабаровского края. Краткий топонимический словарь: учебное пособие / Екатерина Андреевна Бородина. – Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2007. – 113 с.
- Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. - Владивосток: ИСАР - Дальний Восток. - 1999.
- Животный мир Уссурийской тайги. Полевой атлас – определитель животных юга Дальнего Востока России. – Фонд «Феникс», WCS, ДВГУ. – ISBN5-7311-0333-Х.
- Исаев, Ю.И. Определитель грызунов фауны Хабаровского края./ Ю.И. Исаев. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2000. – 18 с.
- Каменщикова Е.Н. Краеведение с элементами туризма как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Дис. канн. пед.наук: Екатеринбург: УГПУ, 2006.
- Каменщикова Е.Н. Организация и проведение занятий по краеведению с элементами туризма в процессе обучения школьников естествознанию: учеб.-метод. пособие. – Екатеринбург, 2006.
- Кучеренко, С.П. Звери у себя дома / С.П. Кучеренко. - Хабаровск: Хаб. кн. из-во. - 1973.
- Плотников Н.И. Подземные воды – наше богатство. - М.: Недра, 1976.
- Росляков, Г.Е. Птицы Хабаровского края. Справочное издание / Г.Е. Росляков. - Хабаровск: Хаб.-ое кн. изд.-во. - 1995.
- Тагирова, В.Т. Региональная зоология: Учебно-методическое пособие: в 2 ч./ В.Т. Тагирова, Н.А. Данюкова. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та. – 2004. – ил. – библ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок гражданственности и патриотизма «Кубань моя – степная дочь России», посвященный 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель
Цели урока:дать подробную информацию по проблеме освоения кубанских земель черноморскими казаками, оценить роль отдельных личностей в истории заселения Кубани, закрепить и углубить знания об обр...
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается
Внеклассное мероприятие-к 230-летию города Буинска и 80-летию Буинского района Республики Татарстан посвящается ...
юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности
Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)
Скоро придёт долгожданное лето и чтобы оно не прошло даром, а подготовило вашего ребенка к занятиям в следующем учебном году, я хочу вам рассказать, как можно интересно и ярко организовать досуг вашем...
Спортивно-экологическое мероприятие «Лето, лето, лето!»
Летнее развлечение, направленное на экологическое воспитание дошкольников. ...
Лето, лето - красота! Любит лето детвора!
Статья - отчет о прведении 1 смены в пришкольном лагере "Зайчик" на базе МКОУ СОШ № 22 х.Зайцев Курского муниципального района Ставропольского края....
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...