проект "Загадки "простой" воды"
методическая разработка по теме

Сатонина Ирина Валентиновна

Интеллектуальная игра -индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. В отличие от других видов игр, интеллектуальный марафон развивает в основном понятийное мышление.Поскольку среди участников игры обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).Специальным моментом в работе было введение в задания информации, косвенным образом влияющейна структуру Я-концепции подростков, а именно усилениеее нравственной компоненты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_2.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Загадки простой воды»

Андриевских Н.В.,

Ожиганова Н.М.,

Сатонина И.В.,

Солодова В.А.,

Сургучева Л.А.,

Пояснительная записка:

Игра рассматриваться как новая технология обучения, то есть система учебно-воспитательных, организационно-методических, материально-технических и иных воздействий на образовательный процесс, позволяющих создать условия для развития творческих, умственных способностей. 

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
Интеллектуальная игра по процедуре и правилам содержит в себе дискуссию с "мозговым штурмом". При организации и проведении развивающих интеллектуальных игр требуются изменения в поведении и роли учителя, от которого требуется немалое искусство в создании мотивационно-развивающего поля, где особое место имеет речевая и интеллектуальная активность детей.

Задачи интеллектуальной игры:

1. Расширить, обобщить, систематизировать познания детей в различных областях знаний об окружающем мире;

2. Вызвать интерес к познавательной деятельности;

3. Развивать логическое мышление;

4. Воспитывать качества, необходимые для коллективной творческой деятельности:

  1. Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе своего народа;
  2. Выявление и развитие природных задатков и креативного потенциала каждого ребёнка, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;
  3. Развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и само регуляции поведения, чувства собственного достоинства;
  4. Воспитание целеустремлённости, предприимчивости и ответственности в деловых отношениях;
  5. Развитие и формирование навыков коммуникации (развитие человека, как личности, возможно только в общении).

Методы повышения продуктивности ответов детей, активности и творческой инициативы:

  1. четкий хронометраж времени, необходимого для обсуждения ответов детьми;
  2. избегание двусмысленных, неопределенных вопросов;
  3. обращать внимание на каждый ответ; расширяя мысль, уточняя; поясняя высказывания детей, задавая уточняющие вопросы.
  4. учет социально-психологических аспектов взаимодействия между участниками игры, что выражается в умении слушать других и способности формулировать свои мысли.

Учет особенностей мышления учащихся:

В отличие от других видов игр, интеллектуальный марафон развивает в основном понятийное мышление. Фактически, ответ на вопрос, есть восстановление понятия по его признакам. Соответственно, сам вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ. «Дуэль» является

основанием для снятия вопроса.
В классическом варианте интеллектуальные игры построены в подавляющем большинстве случаев на вербальном материале.
Поскольку среди участников игры обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.). Специальным моментом в работе было введение в задания информации, косвенным образом влияющей на структуру Я-концепции подростков, а именно усиление ее нравственной компоненты.

Значение игры:

Во-первых, игра не рассматривается как экзамен. Наша игра - это тренинг, который позволяет ребятам научиться:

  1. Слушать и слышать друг друга. Выслушивать мнение других и уметь настоять на своём мнении, если считаешь его более правильным в данной ситуации. Приобрести навык групповой работы, направленной на решение конкретной задачи.
  2. Принимать решения и может быть, даже неординарные.
  3. Достойно не только выигрывать, но и проигрывать. Радоваться не только собственным успехам, но и успехам других.

Во-вторых, игры, организованные в системе, позволяют детям рассматривать поражение в игре не как несостоятельность игроков и команды в целом, а как этап в работе над собой.

В-третьих, игра рассматривается как способ обучения. Вопросы, предлагаемые на игре очень информативные, расширяют кругозор, требуют от игроков умение логически мыслить.

Как показывает практический опыт, лишь знания, добытые в самостоятельной творческой деятельности, являются наиболее глубокими, прочными и переходят в убеждения. Система интеллектуальных игр развивает навыки самообразования, готовность самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию.

1 этап: Вводный.

Все команды собираются в актовом зале. После лирической заставки, на фоне которой демонстрируются слайды о воде, слово берет ведущий:

Вода - самое привычное вещество на Земле. Об этом свидетельствуют и результаты ваших анкет. Нам кажется, что о воде мы знаем практически  все. Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит в себе эта удивительная стихия? Откуда пришла? Кто и зачем одарил ею нашу планету, единственную во всей Вселенной. Быть может, ответы на эти вопросы знает только сама вода? Ведь сегодня ее на планете ровно столько же, сколько было тогда, когда рождался мир, приобретая привычные нам очертания и ощущения.

Сфокусируемся на воде, но посмотрим на нее под разными углами…..

(демонстрируются кадры фильма о воде)

Так ли она проста эта непростая «Простая вода»?

Мы поняли, что о воде ничего не знаем, следовательно, вслед за этим пониманием приходит желание узнать.

Наш интеллектуальный марафон позволит нам разгадать (на слайде высвечивается: «ЗАГАДКИ ПРОСТОЙ ВОДЫ»)

Каждой команде предстоит познакомиться с химическими, физическими и биологическими загадками простой воды. Вас ждут на этапах: «Физика за чайным столом», «Вода – это жизнь», «Удивительные свойства воды».

НА каждом этапе по каплям вам предстоит заполнить свой сосуд знаний. Та команда, у которой сосуд окажется полнее, победит! Хранителям воды получить свои сосуды и маршрутные листы!

(командам вручаются,  заготовленные заранее,  маршрутные листы и нарисованные на листах ватмана сосуды для «наполнения»).

Команды стартуют.

Физический этап: «Физика за чайным столом».

1 конкурс: «Большое чаепитие».

За накрытыми чайными столами сидят 4 группы учащихся. Им предлагается продемонстрировать явление диффузии при помощи набора физических тел, лежащих на столе. Побеждает группа, которая через 1 минуту продемонстрирует больше примеров проявления диффузии за чайным столом.

2 конкурс: «У самовара».

1

4

- 1 уровень                       (1 капля)

7

8

2

- 2 уровень                       (2 капли)

5

6

9

- 3 уровень                    (3 капли)

3

На доске- табло с номерами, закрытое листочками разного цвета.

Каждый скрытый под ними вопрос приносит команде определенное число капель при условии правильного ответа.

Основной принцип игры:

1. Игра представляет собой набор вопросов и заданий разного уровня. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.
Чем раньше человек (команда) разгадает
загадку, тем больше очков она получает.
Каждый этап представляет из себя очное состязание команд, турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы вместе набрать максимальное количество очков.

2. Побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит – подъем нарисованной большой капли воды - сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
Весьма важной характеристикой пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой эмоциональной памяти человека.

3.Обычно отвечающего назначает капитан, однако можно ввести правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков "второго плана", чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4.В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде
).

5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным.

6. Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится «ключевое» слово.
В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия – он не засчитывается.

Вопросы на табло:

1 Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?

2 Почему ручки у самовара пластмассовые?

3. Почему электрические чайники делают блестящими?

4. Почему самовар распаивается, если его начинают разогревать без воды?

5. Почему чай в чашке, как правило, остывает быстрее, чем в стакане?

6. Почему хлеб черствеет?

7. Отчего крышка чайника начинает иногда подпрыгивать ?

8. Почему вода собирается в капли на горячее сковороде?

9. Подсчитайте энергетическую ценность съеденых продуктов:

100 г хлеба-880 Дж, 20г масла -840 Дж, стакан чая-ЗООДж)?

3 конкурс: Творческий.

Командам предлагается, используя ключевые слова (вода, ерунда, да), составить четверостишие о значении воды в жизни человека.

Примеры творчества детей: Вода – это  среда  ,вода не ерунда , вода нужна всегда, Да, Да , Да!

Без воды нам не жить, будем воду мы любить, надо воду сохранить ,что бы было

что нам пить.

Сок, мороженки ,супы- состоит все из воды

Так и мы , так и мы состоим все из воды.

Все заработанные «чайными столами» капли приклеиваются в сосуд команды.

Через 15 минут команды меняются этапами.

Последним этапом является подведение итогов.

Биологический этап: «Вода-это жизнь».

Оформление доски: 

« Вода – источник всего во Вселенной»  (Гераклит).

« Как это получается, что вода  столь нужная, что без нее было бы невозможно жить ,

ценится так низко, тогда  как  алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так высоко».  (А.Смит).

Откуда поступает вода в наш кран? Какую воду мы пьем, какого качества?

Справка: Несмотря на  обилие рек и озер в нашем крае, уже сегодня многие города  Южного Урала  испытывают недостаток воды питьевой и  для хозяйственно бытовых нужд. К таким можно отнести  Челябинск, Миасс и Кыштым, где напряженная  обстановка  сохраняется  на протяжении ряда лет. Вызвана она  многими причинами,  в том числе и  климатическими , но ведущую роль  в обеспечении городского населения  качественной водой  играют  экологические  причины. Глобальное загрязнение рек, сведение лесов, распашка крупных земельных массивов  и в том числе  охранных зон водоемов -это  все в конечном счете  привело к резкому сокращению ресурсов питьевой

воды.

Много воды (около 30%) теряется в городских сетях  из-за их неисправности. Протекающий кран  уносит в сутки 110-115л воды. Таких кранов  в наших домах  очень много. Если не беречь воду, то ее недостаток  будет ощущаться с каждым годом все больше.

Вода в г. Челябинске  II категории.

Правила игры:

Работа в 4  группах. Время работы 1,5 минуты.

- Отвечают группы  по порядку  до правильного ответа, но право отвечать  вы имеете 1 раз.

- Начинает 1 группа, затем 2  группа  и  т.д. За  правильный ответ капля. Всего можно набрать 7 капель.

- Обсуждение в группах (1 минута)

2).Сейчас мы посмотрим фрагмент фильма (без звука). Вы должны  определить  какой важный этап в истории жизни нашей  Земли там  запечатлен (Жизнь зародилась в воде.)

3).Плазма крови  на  90% состоит из  воды.

Мышцы-50% воды. Клетки костей , эмали зубов-10%  В Клетках зародыша  человека-90% воды.

Вопрос: Почему кровь называют плененным морем ?

Ответ без подсказки 2 капли. Ответ с подсказкой 1 капля.

Живые организмы на 70% состоят из воды.

4). В Московском кремле с первой половины XVI в до 30-х годов XVIII в функционировал

водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период  наблюдался высокий уровень детской смертности  и наследственных уродств  среди  членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.

 ( Свинец растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

5). Воины Золотой Орды, отправляясь в походы  брали с собой  колчан со стрелами, второго коня ,запас продуктов  и это…жизненно необходимое  при наличии большого числа водоемов.

От качества воды  зависит состояние здоровья человека.

6). Один из исследователей  с несколькими друзьями  провел 45 минут  в сухой камере  при температуре 126 градусов Цельсия. Без вреда для здоровья, в то время как кусок мяса , взятый  в камеру , оказался сваренным . Как можно объяснить результаты  этого эксперимента ? ( Испарение пота с поверхности тела  способствует  поддержанию температуры тела).

7). Сейчас вы послушаете  начало песни В. Высоцкого будьте  внимательны, вам нужно допеть недостающее слово. На карточке расставьте последовательность закаливания в виде цифр.

1.Умывание холодной водой лица

2.Купание в водоеме

3. Растирание варежкой с холодной водой  до пояса.

4. Контрастный душ .

5. Обливание тела холодной водой.

Вода средство закаливания

Сообщение: Благотворно влияют на организм человека водные процедуры  ( обтирания. Обливания, души , ванны.) « Если хочешь быть здоров –закаляйся!»

Что является закаливающим средством?

« Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

 Существует оздоровительная система  Порфирия  Корнеевича Иванова

Порфирий  Корнеевич Иванов  создал систему оздоровления  «Детка».

Следуя своей идее, Порфирий Корнеевич  круглый год ходил босиком и раздетый,

Обливался холодной водой  и сознательно обходился  без пищи и воды в течение длительного времени, что дало ему возможность пробудить в своем теле Дремлющие внутренние силы. Итог его работы : человек может и должен  сохранять здоровье  с помощью  естественных сил  природы  через воздух , воду и землю, это поможет  ему  жить долго  и без  болезней.

В  36 градусный мороз  фашисты вылили на Порфирия Корнеевича 20 ведер  воды

И 14 часов  возили обнаженного  в коляске мотоцикла.Он выстоял. Природа - Мать

сохранила его, а немцы после этого  объявили его « русским богом».

 

Два основных правила оздоровления  Порфирия Иванова.

Правило первое:

Два раза в день купайся  в холодной  природной воде, чтобы тебе было хорошо.

Купайся в чем можешь: озере, речке, ванной, принимай душ  и обливайся.

На Руси  издавна  врачевали и закаливали ледяной водой. Значительное  распространение получило применение холодной воды  в качестве лечебного средства в XIX в.

Порфирий Иванов  систему закаливания проверял на себе  в течение 50 лет.

Обливаться нужно целиком - с головой. Главное - не бояться  и проводить обливание,  не прерывая его ни на один день . Основной критерий длительности процедуры – собственные  ощущения. Нужно обливаться, пока тебе хорошо!

П.К.Иванов говорил, что холод кидает тело в гормон здоровья: «горячее купание заверши холодным».

               

Правило второе:

Перед купанием  или после него, а если возможно  и совместно с ним, выйди на природу,

Встань босыми ногами  на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1 ,2 минуты .

Хождение босиком – естественный, простой и эффективный способ закаливания

Одним из последователей  такого закаливания  был Л.Н. Толстой.

До глубокой старости  он любил ходить босиком  по парку Ясной  Поляны  особенно по росистой траве.

    1 .  Какое количество воды  человеку необходимо употреблять в сутки? ( 1,5-3л ) 

   2 .  Потеря какого количества воды опасна  для жизни человека? (20% )

   3.   Какое животное  способно выпить 250л  воды за раз?

   4.   Какое животное на 98%  состоит из воды?  ( медуза )

   5.   После вынужденного 3-х дневного голодания  человек  может выбрать стакан воды  или сухой завтрак. Что необходимо выбрать  и почему?    

 

Химические элементы и соединения

Морская вода

Сыворотка крови

Na

30,5

39,0

Mq

3,8

0,5

Ca

1,2

1,0

K

1,8

2,6

Cl

55,2

45,0

CO2

0,5

11,0

Другие элементы

7,0

0,9

Подведение итогов.

Химический этап: «Удивительные свойства воды»

Учитель организует работу групп.

Основная часть: вода – растворитель и реагент. Большинство реакций в живой и неживой природе протекает в водных растворах и при участии воды. Вода взаимодействует как с простыми так и  со сложными веществами.

Сообщение группы теоретиков об использовании физических методов и моделей в химии.

Нагреем в пламени спиртовки нижнюю часть пробирки водой, держа ее рукой за верхнюю часть. Почему это возможно?

(Верхняя часть пробирки остается холодной, следовательно вода плохой проводник тепла).

Сообщение об использовании химических методов и моделей.

Демонстрация опытов: вода - катализатор.

Какую роль играет вода в следующей реакции?

2Al + 3I2 = 2 Al I2

Эта реакция идет только при добавлении к смеси йода и алюминия капли воды. Вода играет роль катализатора.

Демонстрация взаимодействия с активными металлами:

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

2Na + 2H 2O = 2NaOH + H2

В полученных растворах красный лакмус становится синим, бесцветный фенолфталеин – малиновым.

Демонстрация взаимодействия с неметаллами:

C+H2O=Ca(OH)2  (при нагревании)

Растворение серной кислоты в воде:

H2SO4+nH2O=H2SO4 . nH2O

По какому признаку растворение серной кислоты можно отнести к химическому процессу?

(выделение теплоты - признак химической реакции)

Подведение итогов.

 Заключение:

Все участники проекта собираются вместе для подведения итогов.

На фоне слайдов звучит музыка.

Ведущий: Вода! У тебя нет ни вкуса, ни  цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,  не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить никакими чувствами. С тобой  возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились.

По твоей  милости  в нас  вновь начинает бурлить  высохшие  родники нашего  сердца.

Ты - самое большое богатство на свете.

                                                      ( Антуан де Сент Экзюпери)

Может быть, вы прошли трудный путь. Собирая каплю за каплей,  вы  разгадывали загадки Простой воды, вы наполняли сосуд  каплями- знаниями, но еще много загадок вам предстоит разгадать.

Подводятся итоги, награждение участников.