Математическое образование как основа формирования профессиональных компетенций специалиста
статья

Козловских Екатерина Валерьевна

Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, является одной из основных задач учреждений СПО. Выпускники должны уметь грамотно и самостоятельно решать производственные задачи на основе своих знаний и умений и нести ответственность за результаты своей деятельности. Математика - это универсальный междисциплинарный язык, позволяющий изучать и описывать производственные объекты и процессы. Роль математики в формировании мышления обучающихся незаменима и наиболее актуальна в свете компетентностного подхода в образовании. Для специалистов технического профиля математика является фундаментальной основой профессиональной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль математики в формировании профессиональной компетентности специалиста

Козловских Екатерина Валерьевна

ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»

Г. Армавир, Краснодарский край

Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, является одной из основных задач учреждений СПО. Выпускники должны уметь грамотно и самостоятельно решать производственные задачи на основе своих знаний и умений и нести ответственность за результаты своей деятельности. Математика - это универсальный междисциплинарный язык, позволяющий изучать и описывать производственные объекты и процессы. Роль математики в формировании мышления обучающихся незаменима и наиболее актуальна в свете компетентностного подхода в образовании. Для специалистов технического профиля математика является фундаментальной основой профессиональной подготовки.

Высокий профессиональный уровень современных специалистов предполагает уверенное владение математическими методами и навыками их использования. Логическая стройность и строгость рассуждений, пространственное воображение, умение приводить убедительные и логичные доказательства, способность рассматривать проблемы целостно и детально, умение анализировать ситуации и находить нестандартные решения - вот те качества выпускников, которые формируются в процессе изучения математики. Математика закладывает теоретические основы для изучения специальных дисциплин, составляет основу общенаучной подготовки специалистов и формирует теоретическую базу для освоения общих специальностей. Математическое образование закладывает практические навыки, позволяющие будущим специалистам находить рациональные решения задач в прикладных направлениях.

Профессиональная направленность математического образования призвана обеспечить формирование положительного отношения, обучающегося к специальности, а также формирование компетенций и умений, необходимых для овладения специальностью для использования в будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность процесса обучения математике понимается как создание условий для формирования профессионального самосознания обучающихся средствами математики.

Сегодня в системе профессионального образования и воспитания актуальна проблема построения методики обучения на основе сочетания двух подходов - личностной и профессиональной направленности.

Методика реализации профессионально-личностной подготовки включает в себя следующие этапы

  1. диагностика компонентов субъектного опыта;
  2. формирование групп обучающихся с учетом таких критериев, как социальная и познавательная мотивация, уровень сформированности приемов и типов мышления, уровень овладения математическими знаниями, умениями и навыками, наличие или отсутствие профессиональной направленности предметных знаний;
  3. подбор и конструирование учебных материалов, соответствующих критериям обучающихся;
  4. организация дифференцированного обучения в соответствии с результатами, полученными на первых двух этапах;
  5. диагностика итоговых результатов обучения вместе с обучающимися;
  6. подведение итогов и рефлексия результатов обучения.

В процессе обучения математике необходимо постоянно акцентировать внимание на темах, которые позволяют обучающимся использовать знания, полученные в других дисциплинах, и развиваться интеллектуально и логически не только в области математики, но и в освоении выбранной специализации. Средством отражения реальности являются математические модели. Математические знания и навыки являются основой для построения всех технических процессов. Поскольку обучение в общеобразовательной области предшествует обучению в области специализации, общеобразовательная область должна не только мотивировать обучающихся к выбранной профессии, но и расширять банк математических понятий, правил, алгоритмов, задач и тем, необходимых для успешного освоения специализации.

Для повышения познавательного интереса к изучению математики необходимо подбирать задачи и примеры, применимые к конкретным специальностям, и выполнять прикладные проекты, требующие точной математической подготовки. Особое внимание следует уделить заданиям, используемым на мотивационном этапе, которые должны быть профессиональными по содержанию. В соответствии со стандартами выпускники должны владеть специализированным словарным запасом, поэтому при составлении таких заданий следует использовать технические термины. Необходимо разработать соответствующие учебные материалы для интегрированных междисциплинарных факультативов, чтобы обучающиеся с самого начала обучения в вузе понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач.

В профессиональном и личностном математическом образовании процесс обучения включает в себя не только формирование предметных знаний, умений и навыков, но и выявление специфического предметного опыта обучающихся.

Список использованных источников

  1. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2019.
  2. Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное исследование как средство формирования профессиональной компетенции конкурентоспособного специалиста

В ФГОС III поколения большое внимание уделяется самостоятельной и исследовательской работе студентов. В статье рассматриваются основные направления, виды и формы организации  научно-исследователь...

Экологическое образование как основа формирования культурологической компетенции учащихся

« Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение челове...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СВАРОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ( начальное профессиональное образование)

Переход страны к рыночной экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность продукции, технике и технология, высококвалифицированным кадрам. Всё это ставит перед системой профессиональн...

Методический семинар «Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций».

Практико – ориентированные занятия. В связи с требованиями ФГОС и современного рынка труда к подготовке конкурентоспособных специалистов возникает необходимость взаимодействия между учебными заведен...

Доклад "Компетентностный подход в образовании: теоретические основы формирования профессиональной компетенции учителя"

В докладе рассматриваются понятия компетенций и компетентности учителя, особенности их формирования, критерии определения компетенций и компетентности, основные пути развития компетентности педагога....

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Из опыта работы рассматривается организация исследовательской и проектной работы студентов среднего профессионального образования. Приведен конкретный пример созданного проекта в области информационны...

РОЛЬ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

одним из условий решения современных задач в среднем профессиональном образовании является формирование профессиональных компетенций студентов. Задания, имеющие прикладную направленность, формируют у ...