МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МЫ - ПЕРВЫЕ»
рабочая программа
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................................................................3
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ .................................................................................................8
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ......................................................15
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................................................................... 16
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................................................17
1.Пояснительная записка
В ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Дети, лишенные любви и поддержки родных и близких людей. У таких ребят, как правило, отсутствуют навыки взаимодействия в социуме, занижена самооценка, творческие способности и эмоционально-волевая сфера недостаточно развиты.
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - Первые», составлена на основе программы воспитательной работы общероссийского общественно - государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» и призвана создать условия для детей, находящихся в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», способствующие подготовке к жизни в российском обществе.
Модифицированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» составлена с учетом нормативно - правовых документов федерального и регионального уровней.
Федеральные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”);
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.12.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы (утв. Президентом Российской Федерации от 30.12.2023 г. № ПР-2610);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Региональные документы:
- Постановление Правительства Белгородской области от 25.12.2023 г. № 799-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области».
- Постановление Правительства Белгородской области от 25.12.2023 № 791-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи Белгородской области».
Программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка (направленность программы, актуальность программы, цель, задачи (личностные, метапредметные, образовательные), отличительные особенности программы (новизна), адресат программы, объем и срок освоения программы, формы обучения, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
- Учебный план и содержание программы
- Планируемые результаты и формы аттестации (ожидаемые результаты, способы проверки)
- Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение, дидактические материалы, информационное обеспечение,
- кадровое обеспечение)
- Список литературы
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется детству, как важнейшей ценности российского общества, развитие и поддержка общественной активности, гражданских и патриотических инициатив детей и молодежи являются ключевыми условиями сохранения единства, национальной безопасности, стабильности и процветания России.
Из программы воспитания Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» (далее –Движение Первых): «Общество и государство выступили инициаторами общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» как социального института содействия воспитанию детей, созданию равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи, подготовке их к полноценной жизни в обществе.»
Так как в основу данной программы положена программа воспитания Движение Первых, то цели и задачи данной программы идентичны программе Движения и призвана создать условия, способствующие развитию Движение Первых.
Цель программы – содействие воспитанию, подготовке к полноценной жизни в обществе детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие данной категории детей и молодежи в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности, защите интересов Отечества, их самореализации и гражданскому становлению на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Личностные
- Способствовать развитию личностных качеств воспитанников через их активное участие в коллективной социальной деятельности
- Способствовать развитию творческих способностей и задатков
- Развить организаторские навыки через проведение игр Первых
- Развить навыки, направленные на оказание помощи другим людям, а также навыки сотрудничества с ними и уважения к ним.
Метапредметные
- Содействовать формированию внутренней ценностной позиции личности по отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества.
- Содействовать формированию у ребят гражданской идентичности и деятельностного патриотизма посредством участия в акциях и проектах Движения первых
- Развить мотивацию к познанию и творчеству
- Способствовать формированию у детей стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма
- Содействовать воспитанию в подрастающем поколении межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.
Образовательные
- Развить познавательный интерес к выбранному роду деятельности Движения Первых через участие в акциях, событиях и проектах Движения.
- Научить правилам оказания первой помощи по материалам Движения Первых
- Научить правилам Безопасности посредством участия в проекте «Школа безопасности» Движения Первых»
- Научить проводить игры Первых
Отличительные особенности программы
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - Первые» основывается на принципах:
- вариативности для различных возрастных категорий детей;
- обеспечения развития творческих способностей подрастающего поколения;
- формирования устойчивого интереса к творческой, гражданско-патриотической, добровольческой деятельности с учётом лучших традиций российского общества;
- учёта запросов и потребностей детей и родителей.
Новизна программы:
Развитие личностных качеств и творческих способностей несовершеннолетних, находящихся в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» через участие в деятельности общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей от 6 до 18 лет ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. У ребят, как правило, отсутствуют навыки взаимодействия в социуме, занижена самооценка, творческие способности и эмоционально-волевая сфера недостаточно развиты. Поэтому они особенно нуждаются в понимании и поддержке со стороны окружающих людей.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 128 часов
Формы обучения
В программе используются следующие формы обучения:
- Проведение бесед (очно)
- Подвижные игры (очно - дистанционно)
- Участие в акциях и днях единых действий Движения Первых (очно-дистанционно)
- Участие в проектах Движения Первых (в условиях сетевого взаимодействия, очно-дистанционно)
- Участие в конкурсах Движения Первых (очно-дистанционно)
- Прохождение обучающих уроков и вебинаров (дистанционно)
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 128 часов
Периодичность и продолжительность занятий – 2 занятия в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Академический час – 40 минут.
- Учебно-тематический план
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего | Количество часов в том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теоретических | практических |
| |||
1 | Раздел 1. Детское и молодежное движение в России. | 4 | 4 | - | Опрос |
1.1 | Вводное занятие. Ознакомление с программой. | 1 | 1 | - | Беседа |
1.2 | Знакомство с детскими и молодежными общественными организациями. | 1 | 1 | - | Беседа |
| Знакомство с Общероссийским общественно государственным движением детей и молодежи «Движение Первых». Цели и задачи движения. Структура движения. Ценности движения. | 1 | 1 | - | Беседа |
1.3 | Основные направления деятельности Российского движения детей и молодежи «Движение Первых»: «Образование и наука», «Наука и технологии», «Труд, профессия и свое дело», «Культура и искусство», «Волонтерство и добровольчество», «Патриотизм и историческая память», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Медиа и коммуникации», «Дипломатия и международные отношения», «Экология и охрана природы», «Туризм и путешествия». | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Раздел 2. Игры Первых | 12 | - | 12 | Проведение игр |
2.1 | Игры для первичного знакомства и запоминания имен | 1 | - | 1 |
|
2.2 | Игры для знакомства и взаимного интереса детей | 1 | - | 1 |
|
2.3 | Игры для свободы тактильного взаимодействия детей | 1 | - | 1 |
|
2.4 | Игры для улучшения взаимоотношений участников в группе | 1 | - | 1 |
|
2.5 | Игры для улучшения взаимоотношений девочек и мальчиков | 1 | - | 1 |
|
2.6 | Игры для активизации взаимодействия участников в группе | 1 | - | 1 |
|
2.7 | Игры-шутки для эмоциональной зарядки | 1 | - | 1 |
|
2.8 | Игры «Минутки» в кругу | 1 | - | 1 |
|
2.9 | Игры с залом | 1 | - | 1 |
|
2.10 | Игры в тихое время | 1 | - | 1 |
|
2.11 | Игры в веселой компании | 1 | - | 1 |
|
2.12 | Подвижные игры на воздухе и на площадке | 1 | - | 1 |
|
3. | Раздел 3. Малые формы | 6 | - | 6 | Конкурс-игра |
3.1 | Концерт «Ромашка» | 1 | - | 1 |
|
3.2 | Шляпное сражение | 1 |
| 1 |
|
3.3 | Защита времен года | 1 |
| 1 |
|
3.4 | Конкурс градостроителей | 1 |
| 1 |
|
3.5 | Конкурс рекламных фильмов | 1 |
| 1 |
|
3.6 | Конструируем МФР | 1 |
| 1 |
|
4. | Раздел 4. События первых. | 71 | - | 71 | Посты в соцсетях об участии |
4.1 | Дни единых действий | 53 | - | 53 |
|
4.1.1 | День российского студенчества | 1 | - | 1 |
|
4.1.2 | День памяти жертв Холокоста | 1 | - | 1 |
|
4.1.3 | День памяти полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | 1 | - | 1 |
|
4.1.4 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве | 1 | - | 1 |
|
4.1.5 | День российской науки | 1 | - | 1 |
|
4.1.6 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 | - | 1 |
|
4.1.7 | Международный день родного языка | 1 | - | 1 |
|
4.1.8 | День защитника Отечества | 1 | - | 1 |
|
4.1.9 | Международный женский день | 1 | - | 1 |
|
4.1.10 | День воссоединения Крыма с Россией | 1 | - | 1 |
|
4.1.11 | Всемирный день театра | 1 | - | 1 |
|
4.1.12 | Всемирный день здоровья | 1 | - | 1 |
|
4.1.13 | День космонавтики | 1 | - | 1 |
|
4.1.14 | День памяти о геноциде советского народа | 1 | - | 1 |
|
4.1.15 | Всемирный день Земли | 1 | - | 1 |
|
4.1.16 | Праздник Весны и Труда | 1 | - | 1 |
|
4.1.17 | День Победы | 1 | - | 1 |
|
4.1.18 | Международный день музеев | 1 | - | 1 |
|
4.1.19 | День детских общественных организаций России | 1 | - | 1 |
|
4.1.20 | День славянской письменности и культуры | 1 | - | 1 |
|
4.1.21 | Общероссийский день библиотек | 1 | - | 1 |
|
4.1.22 | День защиты детей | 1 | - | 1 |
|
4.1.23 | День русского языка | 1 | - | 1 |
|
4.1.24 | День России | 1 | - | 1 |
|
4.1.25 | День памяти и скорби | 1 | - | 1 |
|
4.1.26 | День молодежи | 1 | - | 1 |
|
4.1.27 | День семьи, любви и верности | 1 | - | 1 |
|
4.1.28 | День военно-морского флота | 1 | - | 1 |
|
4.1.29 | День физкультурника | 1 | - | 1 |
|
4.1.30 | День государственного флага РФ | 1 | - | 1 |
|
4.1.31 | День российского кино | 1 | - | 1 |
|
4.1.32 | День знаний | 1 | - | 1 |
|
4.1.33 | День окончания Второй мировой войны | 1 | - | 1 |
|
4.1.34 | День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | - | 1 |
|
4.1.35 | Международный день распространения грамотности | 1 | - | 1 |
|
4.1.36 | Международный день памяти жертв фашизма | 1 | - | 1 |
|
4.1.37 | День воспитателя | 1 | - | 1 |
|
4.1.38 | День интернета | 1 | - | 1 |
|
4.1.39 | Международный день пожилых людей | 1 | - | 1 |
|
4.1.40 | Международный день музыки | 1 | - | 1 |
|
4.1.41 | День защиты животных | 1 | - | 1 |
|
4.1.42 | День учителя | 1 | - | 1 |
|
4.1.43 | День отца | 1 | - | 1 |
|
4.1.44 | Международный день школьных библиотек | 1 | - | 1 |
|
4.1.45 | День народного единства | 1 | - | 1 |
|
4.1.46 | Международный день против фашизма, расизма и антисемизма | 1 | - | 1 |
|
4.1.47 | День матери в России | 1 | - | 1 |
|
4.1.48 | День государственного Герба | 1 | - | 1 |
|
4.1.49 | День неизвестного солдата | 1 | - | 1 |
|
4.1.50 | Международный день инвалида | 1 | - | 1 |
|
4.1.51 | День добровольца (волонтера) в России | 1 | - | 1 |
|
4.1.52 | День Героев Отечества | 1 | - | 1 |
|
4.1.53 | День конституции РФ | 1 | - | 1 |
|
4.2 | Всероссийские акции | 18 | - | 18 | Посты о проведении акций |
4.2.1 | Международный день «Спасибо» | 1 | - | 1 |
|
4.2.2 | День детских изобретений | 1 | - | 1 |
|
4.2.3 | День первооткрывателя | 1 | - | 1 |
|
4.2.4 | День памяти юного героя антифашиста | 1 | - | 1 |
|
4.2.5 | Международный день книгодарения | 1 | - | 1 |
|
4.2.6 | День здорового образа жизни | 1 | - | 1 |
|
4.2.7 | День добрых дел | 1 | - | 1 |
|
4.2.8 | День больших перемен | 1 | - | 1 |
|
4.2.9 | День братьев и сестер | 1 | - | 1 |
|
4.2.10 | День путешествий налегке | 1 | - | 1 |
|
4.2.11 | День эколога | 1 | - | 1 |
|
4.2.12 | День друзей | 1 | - | 1 |
|
4.2.13 | Международный день дружбы | 1 | - | 1 |
|
4.2.14 | День помощи бездомным животным | 1 | - | 1 |
|
4.2.15 | День Байкала | 1 | - | 1 |
|
4.2.16 | Всемирный день туризма | 1 | - | 1 |
|
4.2.17 | День бабушек и дедушек | 1 | - | 1 |
|
4.2.18 | Международный день бардовской песни | 1 | - | 1 |
|
5. | Раздел 5. Проекты первых | 7 | 1 | 6 | проект |
5.1 | Проекты Движения Первых | 1 | 1 | - |
|
5.2 | Проект «Хранители истории» | 1 | - | 1 |
|
5.3 | Всероссийский проект «Музыка+» | 1 | - | 1 |
|
5.4 | Всероссийский проект «Вызовы Первых» | 1 | - | 1 |
|
5.5 | Всероссийский проект «Благо твори» | 1 | - | 1 |
|
5.6 | Всероссийский проект «Юннаты первых» | 1 | - | 1 |
|
5.7 | Всероссийский проект «Школьная классика» | 1 | - | 1 |
|
6. | Раздел 6. Обучение первых | 22 | 22 | - | тест |
6.1 | Видеокурс по первой помощи | 10 | 10 | - |
|
6.2 | Сам себе стилист | 5 | 5 | - |
|
6.3 | Школа безопасности | 7 | 7 | - |
|
7. | Итоговое мероприятие «Мы - Первые» | 6 | 2 | 4 | праздник |
| ИТОГО | 128 | 29 | 99 |
|
- Планируемые результаты и формы аттестации
Ожидаемые результаты
По окончанию обучения по данной программе воспитанник:
будет знать детские и молодежные движения в России, ПДД, правила оказания первой помощи
будет уметь организовывать и проводить игры, создавать и реализовывать минипроекты.
сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
организовывать и проводить дела совместно с ребятами разного возраста
способен проявлять следующие отношения:
милосердие и сострадание;
уважение к традициям и обычаям народов России;
уважение к семье и семейным традициям как одной из основных ценностей российского государства
стремление к самореализации в России, работе в интересах развития российского общества и государства.
приобретет следующие компетенции:
личностные
неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, и его меньшим братьям;
социальная активность, инициативность, деятельностный патриотизм;
развитие способности к терпимости по отношению к иным – мнению, взглядам; развитие нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формирование уважительного отношения к личному и коллективному труду;
уважительное отношение к сотрудникам ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и его имуществу.
метапредметные
обучение элементарным навыкам поиска информации;
формирование умений работать с текстами и –фото, -аудио и видеоредакторами;
формирование навыков коммуникативного общения в условиях совместной деятельности;
предметные
применение полученных знаний в практической деятельности
участие в мероприятиях Движения Первых за пределами ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Способы проверки результатов освоения программы
Результаты участия в конкурсах
Результаты участия в акциях (посты в соцсетях)
Результаты участия в Днях единых действий (посты в соцсетях)
Минипроекты
Организация и проведение игр воспитанниками
Тесты
Педагогическое наблюдение
4. Условия реализации программы
При реализации программы используются:
материально-техническое обеспечение
· пространство для занятий в группе;
· столы;
· стулья;
· компьютер (ноутбук);
· канцелярские принадлежности: ватман, маркер, фломастер, карандаши, ручки, цветная бумага, белая бумага формата А-4, клей, ножницы
дидактические материалы
- раздаточные материалы;
- инструкции к мероприятиям и акциям;
- задания;
- упражнения;
- образцы изделий
информационное обеспечение
- материалы сайта будьвдвижении.рф
- страница в социальной сети ВКонтакте регионального отделения Движение Первых Белгородской области
- страница в социальной сети ВКонтакте местного отделения Движение Первых Белгородской области
- информационная группа в социальной сети «Телеграмм» местного отделения Движение Первых
- сайт методист.рф Движения Первых
кадровое обеспечение
- Воспитатели
- Социальный педагог
- Педагог-психолог
- Педагог дополнительного образования
- Музыкальный работник
- Инструктор по физическому воспитанию
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- Дерябина В.В., Михайлов А.Н. Кобелева А.В., Романовская К.В. (под ред. Кальянова И.В.). Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально – опасной ситуации. - М., 2010 -149с.
- Ерофеева Л.В., Карпова О.В., Романовская К.В., Худенко Е.Д. Программа по охране репродуктивного здоровья. – М., 2010 – 148 с.
- Использование здоровьесберегающих технологий в условиях социально –
реабилитационного центра для несовершеннолетних: Методическое пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. – М.: Институт семьи и воспитания Российской академии образования, 2009 – 160 с.
- Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование /под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. – 128с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 – 256 с.
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Поташева И.И. Клубная работа с детьми и подростками как условие их эффективной социализации. Метод. сборник. – М., 2009 – 163 с.
- Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: ролевое дви жение России / Б. В. Куприянов, А. Е. Подобин. Костром. гос. ун-т. — Кострома: КГУ, 2003. 103 с.
- Литвак Р. А. Современное детское движение / Р. А. Литвак. Челяб. гос. пед. ун-т; Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Челябинск,2001.81с.
- Роль детского и юношеского движения в развитии личности ребенка: «плюсы» и «минусы» прошлого и современного опыта: сборник статей / Междунар. ассоц. дет. фондов; Рос. дет. фонд и др.; отв. ред.: Н. А. Велигон, О. А. Копцева. Магнитогорск, 2002. 39 с.
- Состояние и перспективы развития детского и молодежного дви жения в Российской Федерации: научно-методический сборник / М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агентство по образованию; Нац. совет молодеж. и дет. об-ний России; науч. ред. сост.: С. В. Тетерский. М.: Логос, 2005. 248 с.
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 144 с.
- Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011 - 208 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»)
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма. — М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. — 64 с. (Детский сад с любовью).
- Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: пер. с англ. / П. Статмэн. - СПб.:Дельта, 2006 - 381 с. : ил. - (Семейный альбом)
- С.И. Семенака "Уроки добра", Москва, изд-во "Аркти", 2003.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991 -336 с.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
- Сайт – будьвдвижении.рф
- Сайт – методист.рф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МЫ - ПЕРВЫЕ»
Направленность программы – гражданско-патриотическая
и социально-педагогическая
Возрастная категория: 6 - 18 лет
Срок реализации: 2025 год
Составила:
Белько Анжела Павловна
воспитатель
Белгород, 2025
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МЫ - ПЕРВЫЕ»
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...........................................................................................................3
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ .................................................................................................8
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ......................................................15
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ..................................................................................... 16
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....................................................................................................................17
- Пояснительная записка
В ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» находятся дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Дети, лишенные любви и поддержки родных и близких людей. У таких ребят, как правило, отсутствуют навыки взаимодействия в социуме, занижена самооценка, творческие способности и эмоционально-волевая сфера недостаточно развиты.
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - Первые», составлена на основе программы воспитательной работы общероссийского общественно - государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» и призвана создать условия для детей, находящихся в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», способствующие подготовке к жизни в российском обществе.
Модифицированная дополнительная общеразвивающая образовательная программа ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» составлена с учетом нормативно - правовых документов федерального и регионального уровней.
Федеральные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”);
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 26.12.2024) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р).
- Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
- Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024–2028 годы (утв. Президентом Российской Федерации от 30.12.2023 г. № ПР-2610);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
- Устав Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых».
Региональные документы:
- Постановление Правительства Белгородской области от 25.12.2023 г. № 799-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Развитие образования Белгородской области».
- Постановление Правительства Белгородской области от 25.12.2023 № 791-пп «Об утверждении государственной программы Белгородской области «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи Белгородской области».
Программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка (направленность программы, актуальность программы, цель, задачи (личностные, метапредметные, образовательные), отличительные особенности программы (новизна), адресат программы, объем и срок освоения программы, формы обучения, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
- Учебный план и содержание программы
- Планируемые результаты и формы аттестации (ожидаемые результаты, способы проверки)
- Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение, дидактические материалы, информационное обеспечение,
- кадровое обеспечение)
- Список литературы
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время особое внимание уделяется детству, как важнейшей ценности российского общества, развитие и поддержка общественной активности, гражданских и патриотических инициатив детей и молодежи являются ключевыми условиями сохранения единства, национальной безопасности, стабильности и процветания России.
Из программы воспитания Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» (далее –Движение Первых): «Общество и государство выступили инициаторами общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» как социального института содействия воспитанию детей, созданию равных возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи, подготовке их к полноценной жизни в обществе.»
Так как в основу данной программы положена программа воспитания Движение Первых, то цели и задачи данной программы идентичны программе Движения и призвана создать условия, способствующие развитию Движение Первых.
Цель программы – содействие воспитанию, подготовке к полноценной жизни в обществе детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие данной категории детей и молодежи в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в социально значимой общественной деятельности, защите интересов Отечества, их самореализации и гражданскому становлению на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Личностные
- Способствовать развитию личностных качеств воспитанников через их активное участие в коллективной социальной деятельности
- Способствовать развитию творческих способностей и задатков
- Развить организаторские навыки через проведение игр Первых
- Развить навыки, направленные на оказание помощи другим людям, а также навыки сотрудничества с ними и уважения к ним.
Метапредметные
- Содействовать формированию внутренней ценностной позиции личности по отношению к себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, предметному миру – культурному наследию России и человечества.
- Содействовать формированию у ребят гражданской идентичности и деятельностного патриотизма посредством участия в акциях и проектах Движения первых
- Развить мотивацию к познанию и творчеству
- Способствовать формированию у детей стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма
- Содействовать воспитанию в подрастающем поколении межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.
Образовательные
- Развить познавательный интерес к выбранному роду деятельности Движения Первых через участие в акциях, событиях и проектах Движения.
- Научить правилам оказания первой помощи по материалам Движения Первых
- Научить правилам Безопасности посредством участия в проекте «Школа безопасности» Движения Первых»
- Научить проводить игры Первых
Отличительные особенности программы
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - Первые» основывается на принципах:
- вариативности для различных возрастных категорий детей;
- обеспечения развития творческих способностей подрастающего поколения;
- формирования устойчивого интереса к творческой, гражданско-патриотической, добровольческой деятельности с учётом лучших традиций российского общества;
- учёта запросов и потребностей детей и родителей.
Новизна программы:
Развитие личностных качеств и творческих способностей несовершеннолетних, находящихся в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» через участие в деятельности общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».
Адресат программы
Данная программа предназначена для детей от 6 до 18 лет ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. У ребят, как правило, отсутствуют навыки взаимодействия в социуме, занижена самооценка, творческие способности и эмоционально-волевая сфера недостаточно развиты. Поэтому они особенно нуждаются в понимании и поддержке со стороны окружающих людей.
Объем и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 128 часов
Формы обучения
В программе используются следующие формы обучения:
- Проведение бесед (очно)
- Подвижные игры (очно - дистанционно)
- Участие в акциях и днях единых действий Движения Первых (очно-дистанционно)
- Участие в проектах Движения Первых (в условиях сетевого взаимодействия, очно-дистанционно)
- Участие в конкурсах Движения Первых (очно-дистанционно)
- Прохождение обучающих уроков и вебинаров (дистанционно)
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год – 128 часов
Периодичность и продолжительность занятий – 2 занятия в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут.
Академический час – 40 минут.
- Учебно-тематический план
№ | Название разделов, блоков, тем | Всего | Количество часов в том числе | Формы аттестации/ контроля | |
теоретических | практических | ||||
1 | Раздел 1. Детское и молодежное движение в России. | 4 | 4 | - | Опрос |
1.1 | Вводное занятие. Ознакомление с программой. | 1 | 1 | - | Беседа |
1.2 | Знакомство с детскими и молодежными общественными организациями. | 1 | 1 | - | Беседа |
Знакомство с Общероссийским общественно государственным движением детей и молодежи «Движение Первых». Цели и задачи движения. Структура движения. Ценности движения. | 1 | 1 | - | Беседа | |
1.3 | Основные направления деятельности Российского движения детей и молодежи «Движение Первых»: «Образование и наука», «Наука и технологии», «Труд, профессия и свое дело», «Культура и искусство», «Волонтерство и добровольчество», «Патриотизм и историческая память», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Медиа и коммуникации», «Дипломатия и международные отношения», «Экология и охрана природы», «Туризм и путешествия». | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Раздел 2. Игры Первых | 12 | - | 12 | Проведение игр |
2.1 | Игры для первичного знакомства и запоминания имен | 1 | - | 1 | |
2.2 | Игры для знакомства и взаимного интереса детей | 1 | - | 1 | |
2.3 | Игры для свободы тактильного взаимодействия детей | 1 | - | 1 | |
2.4 | Игры для улучшения взаимоотношений участников в группе | 1 | - | 1 | |
2.5 | Игры для улучшения взаимоотношений девочек и мальчиков | 1 | - | 1 | |
2.6 | Игры для активизации взаимодействия участников в группе | 1 | - | 1 | |
2.7 | Игры-шутки для эмоциональной зарядки | 1 | - | 1 | |
2.8 | Игры «Минутки» в кругу | 1 | - | 1 | |
2.9 | Игры с залом | 1 | - | 1 | |
2.10 | Игры в тихое время | 1 | - | 1 | |
2.11 | Игры в веселой компании | 1 | - | 1 | |
2.12 | Подвижные игры на воздухе и на площадке | 1 | - | 1 | |
3. | Раздел 3. Малые формы | 6 | - | 6 | Конкурс-игра |
3.1 | Концерт «Ромашка» | 1 | - | 1 | |
3.2 | Шляпное сражение | 1 | 1 | ||
3.3 | Защита времен года | 1 | 1 | ||
3.4 | Конкурс градостроителей | 1 | 1 | ||
3.5 | Конкурс рекламных фильмов | 1 | 1 | ||
3.6 | Конструируем МФР | 1 | 1 | ||
4. | Раздел 4. События первых. | 71 | - | 71 | Посты в соцсетях об участии |
4.1 | Дни единых действий | 53 | - | 53 | |
4.1.1 | День российского студенчества | 1 | - | 1 | |
4.1.2 | День памяти жертв Холокоста | 1 | - | 1 | |
4.1.3 | День памяти полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады | 1 | - | 1 | |
4.1.4 | День разгрома советскими войсками немецко-фашистких войск в Сталинградской битве | 1 | - | 1 | |
4.1.5 | День российской науки | 1 | - | 1 | |
4.1.6 | День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества | 1 | - | 1 | |
4.1.7 | Международный день родного языка | 1 | - | 1 | |
4.1.8 | День защитника Отечества | 1 | - | 1 | |
4.1.9 | Международный женский день | 1 | - | 1 | |
4.1.10 | День воссоединения Крыма с Россией | 1 | - | 1 | |
4.1.11 | Всемирный день театра | 1 | - | 1 | |
4.1.12 | Всемирный день здоровья | 1 | - | 1 | |
4.1.13 | День космонавтики | 1 | - | 1 | |
4.1.14 | День памяти о геноциде советского народа | 1 | - | 1 | |
4.1.15 | Всемирный день Земли | 1 | - | 1 | |
4.1.16 | Праздник Весны и Труда | 1 | - | 1 | |
4.1.17 | День Победы | 1 | - | 1 | |
4.1.18 | Международный день музеев | 1 | - | 1 | |
4.1.19 | День детских общественных организаций России | 1 | - | 1 | |
4.1.20 | День славянской письменности и культуры | 1 | - | 1 | |
4.1.21 | Общероссийский день библиотек | 1 | - | 1 | |
4.1.22 | День защиты детей | 1 | - | 1 | |
4.1.23 | День русского языка | 1 | - | 1 | |
4.1.24 | День России | 1 | - | 1 | |
4.1.25 | День памяти и скорби | 1 | - | 1 | |
4.1.26 | День молодежи | 1 | - | 1 | |
4.1.27 | День семьи, любви и верности | 1 | - | 1 | |
4.1.28 | День военно-морского флота | 1 | - | 1 | |
4.1.29 | День физкультурника | 1 | - | 1 | |
4.1.30 | День государственного флага РФ | 1 | - | 1 | |
4.1.31 | День российского кино | 1 | - | 1 | |
4.1.32 | День знаний | 1 | - | 1 | |
4.1.33 | День окончания Второй мировой войны | 1 | - | 1 | |
4.1.34 | День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 | - | 1 | |
4.1.35 | Международный день распространения грамотности | 1 | - | 1 | |
4.1.36 | Международный день памяти жертв фашизма | 1 | - | 1 | |
4.1.37 | День воспитателя | 1 | - | 1 | |
4.1.38 | День интернета | 1 | - | 1 | |
4.1.39 | Международный день пожилых людей | 1 | - | 1 | |
4.1.40 | Международный день музыки | 1 | - | 1 | |
4.1.41 | День защиты животных | 1 | - | 1 | |
4.1.42 | День учителя | 1 | - | 1 | |
4.1.43 | День отца | 1 | - | 1 | |
4.1.44 | Международный день школьных библиотек | 1 | - | 1 | |
4.1.45 | День народного единства | 1 | - | 1 | |
4.1.46 | Международный день против фашизма, расизма и антисемизма | 1 | - | 1 | |
4.1.47 | День матери в России | 1 | - | 1 | |
4.1.48 | День государственного Герба | 1 | - | 1 | |
4.1.49 | День неизвестного солдата | 1 | - | 1 | |
4.1.50 | Международный день инвалида | 1 | - | 1 | |
4.1.51 | День добровольца (волонтера) в России | 1 | - | 1 | |
4.1.52 | День Героев Отечества | 1 | - | 1 | |
4.1.53 | День конституции РФ | 1 | - | 1 | |
4.2 | Всероссийские акции | 18 | - | 18 | Посты о проведении акций |
4.2.1 | Международный день «Спасибо» | 1 | - | 1 | |
4.2.2 | День детских изобретений | 1 | - | 1 | |
4.2.3 | День первооткрывателя | 1 | - | 1 | |
4.2.4 | День памяти юного героя антифашиста | 1 | - | 1 | |
4.2.5 | Международный день книгодарения | 1 | - | 1 | |
4.2.6 | День здорового образа жизни | 1 | - | 1 | |
4.2.7 | День добрых дел | 1 | - | 1 | |
4.2.8 | День больших перемен | 1 | - | 1 | |
4.2.9 | День братьев и сестер | 1 | - | 1 | |
4.2.10 | День путешествий налегке | 1 | - | 1 | |
4.2.11 | День эколога | 1 | - | 1 | |
4.2.12 | День друзей | 1 | - | 1 | |
4.2.13 | Международный день дружбы | 1 | - | 1 | |
4.2.14 | День помощи бездомным животным | 1 | - | 1 | |
4.2.15 | День Байкала | 1 | - | 1 | |
4.2.16 | Всемирный день туризма | 1 | - | 1 | |
4.2.17 | День бабушек и дедушек | 1 | - | 1 | |
4.2.18 | Международный день бардовской песни | 1 | - | 1 | |
5. | Раздел 5. Проекты первых | 7 | 1 | 6 | проект |
5.1 | Проекты Движения Первых | 1 | 1 | - | |
5.2 | Проект «Хранители истории» | 1 | - | 1 | |
5.3 | Всероссийский проект «Музыка+» | 1 | - | 1 | |
5.4 | Всероссийский проект «Вызовы Первых» | 1 | - | 1 | |
5.5 | Всероссийский проект «Благо твори» | 1 | - | 1 | |
5.6 | Всероссийский проект «Юннаты первых» | 1 | - | 1 | |
5.7 | Всероссийский проект «Школьная классика» | 1 | - | 1 | |
6. | Раздел 6. Обучение первых | 22 | 22 | - | тест |
6.1 | Видеокурс по первой помощи | 10 | 10 | - | |
6.2 | Сам себе стилист | 5 | 5 | - | |
6.3 | Школа безопасности | 7 | 7 | - | |
7. | Итоговое мероприятие «Мы - Первые» | 6 | 2 | 4 | праздник |
ИТОГО | 128 | 29 | 99 |
- Планируемые результаты и формы аттестации
Ожидаемые результаты
По окончанию обучения по данной программе воспитанник:
будет знать детские и молодежные движения в России, ПДД, правила оказания первой помощи
будет уметь организовывать и проводить игры, создавать и реализовывать минипроекты.
сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
организовывать и проводить дела совместно с ребятами разного возраста
способен проявлять следующие отношения:
милосердие и сострадание;
уважение к традициям и обычаям народов России;
уважение к семье и семейным традициям как одной из основных ценностей российского государства
стремление к самореализации в России, работе в интересах развития российского общества и государства.
приобретет следующие компетенции:
личностные
неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, и его меньшим братьям;
социальная активность, инициативность, деятельностный патриотизм;
развитие способности к терпимости по отношению к иным – мнению, взглядам; развитие нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
формирование уважительного отношения к личному и коллективному труду;
уважительное отношение к сотрудникам ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» и его имуществу.
метапредметные
обучение элементарным навыкам поиска информации;
формирование умений работать с текстами и –фото, -аудио и видеоредакторами;
формирование навыков коммуникативного общения в условиях совместной деятельности;
предметные
применение полученных знаний в практической деятельности
участие в мероприятиях Движения Первых за пределами ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Способы проверки результатов освоения программы
Результаты участия в конкурсах
Результаты участия в акциях (посты в соцсетях)
Результаты участия в Днях единых действий (посты в соцсетях)
Минипроекты
Организация и проведение игр воспитанниками
Тесты
Педагогическое наблюдение
4. Условия реализации программы
При реализации программы используются:
материально-техническое обеспечение
∙ пространство для занятий в группе;
∙ столы;
∙ стулья;
∙ компьютер (ноутбук);
∙ канцелярские принадлежности: ватман, маркер, фломастер, карандаши, ручки, цветная бумага, белая бумага формата А-4, клей, ножницы
дидактические материалы
- раздаточные материалы;
- инструкции к мероприятиям и акциям;
- задания;
- упражнения;
- образцы изделий
информационное обеспечение
- материалы сайта будьвдвижении.рф
- страница в социальной сети ВКонтакте регионального отделения Движение Первых Белгородской области
- страница в социальной сети ВКонтакте местного отделения Движение Первых Белгородской области
- информационная группа в социальной сети «Телеграмм» местного отделения Движение Первых
- сайт методист.рф Движения Первых
кадровое обеспечение
- Воспитатели
- Социальный педагог
- Педагог-психолог
- Педагог дополнительного образования
- Музыкальный работник
- Инструктор по физическому воспитанию
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- Дерябина В.В., Михайлов А.Н. Кобелева А.В., Романовская К.В. (под ред. Кальянова И.В.). Современные технологии комплексной работы с несовершеннолетними и их семьями, оказавшимся в социально – опасной ситуации. - М., 2010 -149с.
- Ерофеева Л.В., Карпова О.В., Романовская К.В., Худенко Е.Д. Программа по охране репродуктивного здоровья. – М., 2010 – 148 с.
- Использование здоровьесберегающих технологий в условиях социально –
реабилитационного центра для несовершеннолетних: Методическое пособие / Под ред. Н.П. Ивановой. – М.: Институт семьи и воспитания Российской академии образования, 2009 – 160 с.
- Личностно – ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование /под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. – 128с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф.. Социально – педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 2002 – 256 с.
- Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Поташева И.И. Клубная работа с детьми и подростками как условие их эффективной социализации. Метод. сборник. – М., 2009 – 163 с.
- Куприянов Б. В. Очерки общественной педагогики: ролевое дви жение России / Б. В. Куприянов, А. Е. Подобин. Костром. гос. ун-т. — Кострома: КГУ, 2003. 103 с.
- Литвак Р. А. Современное детское движение / Р. А. Литвак. Челяб. гос. пед. ун-т; Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Челябинск,2001.81с.
- Роль детского и юношеского движения в развитии личности ребенка: «плюсы» и «минусы» прошлого и современного опыта: сборник статей / Междунар. ассоц. дет. фондов; Рос. дет. фонд и др.; отв. ред.: Н. А. Велигон, О. А. Копцева. Магнитогорск, 2002. 39 с.
- Состояние и перспективы развития детского и молодежного дви жения в Российской Федерации: научно-методический сборник / М-во образования и науки Рос. Федерации; Федер. агентство по образованию; Нац. совет молодеж. и дет. об-ний России; науч. ред. сост.: С. В. Тетерский. М.: Логос, 2005. 248 с.
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 144 с.
- Айзман, Р. И. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности / Р. И. Айзман, С. В. Петров, В. М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011 - 208 с. - (Серия «Безопасность жизнедеятельности»)
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма. — М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. — 64 с. (Детский сад с любовью).
- Статмэн, П. Безопасность вашего ребенка: пер. с англ. / П. Статмэн. - СПб.:Дельта, 2006 - 381 с. : ил. - (Семейный альбом)
- С.И. Семенака "Уроки добра", Москва, изд-во "Аркти", 2003.
- Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
- Андреев Ю.А. Три кита здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1991 -336 с.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г.
- Сайт – будьвдвижении.рф
- Сайт – методист.рф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для дошкольников
Программа нацелена на создание условий для сохранения и поддержания психологического здоровья дошкольников....
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДекоративно – прикладное творчество – самое древнее искусство на земле. Его роль велика не только в...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Первые шаги» для воспитанников 6-10 лет на 1 год
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Первые шаги» для воспитанников 6-10 лет. Программа предполагает вхождение в программу с любого возраста, т...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖУРНАЛИСТИКУ»
Направленность программы «Первые шаги в журналистику» на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре про...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в науку»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Первые шаги в науку»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Первые шаги ГТО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подготовка к ГТО» (далее - Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность. Содержание дополнительной общеразвивающей ...