ПК 4.4
методическая разработка

Мураховская Cюзанна Александровна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

КУРСОВАЯ РАБОТА

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Подготовила: Мураховская Сюзанна

Александровна

Специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Курс 3, группа 301НК

Руководитель: Горячева Светлана

Леонидовна

Челябинск

2024

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

1        Теоретические аспекты проблемы развития познавательной активности по средствам интерактивных методов обучения...        5

1.1        Понятие и классификация интерактивных методов обучения        5

1.2        Использование интерактивных методов на уроках в начальной школе        6

1.3   Особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста        11

2        Экспериментальные исследования по использованию интерактивных методов обучения с целью повышения познавательной активности младших школьников        14

2.1        Диагностики уровня сформированности познавательной активности младших школьников        14

2.2        Динамика уровня сформированности познавательной активности младших школьников        17

Заключение        20

Список использованных источников        22

Приложение А (Методика Ч.Д. Спилбергера)        25

Приложение Б (Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской)        27

Приложение В (Протоколы результатов исследования уровня познавательной активности младших школьников)        28

ВВЕДЕНИЕ

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Говоря об интерактивных технологиях обучения следует помнить, что дети учатся эффективно: когда имеют мотивацию к обучению; в доброжелательном комфортном окружении; когда используются методы, отвечающие разным стилям и способам обучения; когда используются их знания и умения; когда достигают успеха.

 Учителям не стоит забывать слова В. А. Сухомлинского «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе» [13].

Чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности» эффективно применять интерактивные методы обучения, которые позволяют стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы.
  2. Изучить особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать, как интерактивные формы и методы обучения способствуют повышению познавательной деятельности на практике.

Методы исследования: теоретические − анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические − естественный педагогический эксперимент, анкетирование; методы математической обработки результатов исследования.

База исследования: МОУ «Рассветинская СОШ» посёлка Сухореченский, 3-й класс − экспериментальный класс (13 учащихся), 4-й − контрольный класс (12 учащихся). Всего 25 учащихся.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПО СРЕДСТВАМ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Понятие и классификация интерактивных методов обучения

                                                                                               

Термин «интерактивное обучение» появился относительно недавно в начале 1990-х гг., когда в пространстве педагогики стали интенсивно осваиваться смежные науки. Данное определение произошло от термина «интерактивность», заимствованного из социологии. Появление термина «интерактивные технологии» или «интерактивное обучение» связано с различными версиями.

Существует другая точка зрения – что интерактивное обучение появилось в недрах термина «активное обучение» (Action Learning), который был предложен в 1930-х гг. английским ученым Регом Ревансом. Доказательством этого выступает тот факт, что в педагогической литературе термины “интерактивные технологии обучения» (до 1960-х), «интерактивные методы обучения» и «интерактивное обучение» (до 1990-х гг.) не использовались, а вместо них использовались термины «технология активного обучения», «активные методы обучения», «активное обучение».

Интерактивные технологии начинают свою историю с 1960 г. В эти годы в средствах массовой информации происходили значительные изменения в характере общения. Четкого понятия интерактивных методов и средств тогда не было. Под интеракцией понималось взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления этими программами.

Обучение стало по-настоящему «интерактивным» после создания глобальной всемирной сети Интернет (1991 г.) и появления первого веб-браузера (1994 г.). С этого времени и начинается использование термина «интерактивное обучение». Интернет – это средство общения, которое обеспечивает виртуальную среду обучения. Прикладные сервисы сети Интернет предоставляют доступ к учебному контенту из любой точки мира. Данные технологии позволили сделать серьезный рывок в использовании информационных технологий в образовательной сфере.

Интерактивное обучение  это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося [11]. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

1.2 Использование интерактивных методов на уроках в начальной школе

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Роль начальной школы трудно переоценить. Возрастает активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Личностно ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методы.

Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Термин «интерактивные методы» связан с двумя группами взаимосвязанных методов: первая группа – обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное – специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися [24].

Интерактивные методы обучения помогут перевести обобщение на более высокий уровень. Такой метод как рефлексия, мини-проекты помогут детям делать свои открытия, видеть и устанавливать взаимосвязь между изучаемым материалом и жизнью, обобщать и расчленять некоторые факты, делать выводы. Таким образом, мы видим, что младшие школьники обладают рядом психологических особенностей, учет которых принципиально важен в организации учебного процесса [18].

Интерактивные методы на уроках в начальной школе ориентированы на:

1) Развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п. («работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.); самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, проанализировать алгоритм решений, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку.

2) Развитие сопротивления внушению мыслей, образцов поведения, требований других: побуждают учеников к отстаиванию своего мнения, создают ситуацию дискуссии, столкновение мнений. Применение методов «анализ ситуации», «решение проблем», учит детей противостоять давлению большинства, отстаивать свое мнение. Из-за столкновения взглядов учащиеся постигают суть, причины действий, поступков.

3) Выработку критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним; способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать.

4) Развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные.

5) Развитие умения находить совместные решения с одноклассниками, на повышение интереса школьников к изученному материалу. Применение на уроках в начальной школе интерактивных методов обучения способствует успешному освоению учащимися материала и повышению качества образования. Учащиеся с большим желанием общаются, творчески соревнуются в выполнении задач, выражают свои мысли, доказывают утверждения т. д.

В современной школе учителя всё активнее используют новые методики и методы проведения уроков. Активные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам: методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации; методы обмена деятельностями; методы мыследеятельностями; методы смыслотворчества; методы рефлексивной деятельности; интегративные методы (интерактивные игры) [8].

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто, откуда?» и др. [7].                                                                                                                                  

Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Таким образом, интерактивное обучение в начальной школе способствует вовлечению обучающихся в процесс познания, даёт возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, за счет обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Такое обучение позволяет школьникам не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее                                      на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

1.3 Особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста

Термин «познавательная активность» связывают с рассмотрением деятельности, в которой ребёнок, познавая окружающий мир, как активный субъект, пытается показать свою самостоятельность, индивидуальность, направить энергию, волю, действия на достижение позитивного результата [14].

Новорождённый не имеет определённых форм поведения. Формирование поведенческих особенностей происходит в социуме, путём усвоения общественного опыта. Н. Ф. Талызина об этом писала так: «Человек не родится с готовым логическим мышлением, с готовыми знаниями о мире. Но он и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы. Всё это он усваивает в процессе жизни». Данное утверждение можно отнести и к познавательной активности [26]. Приобретение ребёнком познавательных навыков происходит как в семье, так и в школе. Но именно в школе уделяется этому большое внимание. Особенно активно стали заниматься проблемой познавательной активности в последние годы развития педагогических технологий [11].

В «Федеральном государственном стандарте начального общего образования» второго поколения ориентация идёт на развитие личностных качеств ученика. Так в одно из требований к итогам освоения основной образовательной программы, прописан личностный результат. Он включает в себя: «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно- смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».

Изучением познавательных навыков у ребёнка занимались многие педагоги и   определяли они   познавательную   активность по-разному. Так Г. Т. Щукина подразумевает под познавательной активностью «личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе». Педагог акцентирует внимание на эмоциональной реакции ребёнка на различные явления. Безусловно, это один из показателей заинтересованности ученика, но не единственный [19].

     Н. Ф. Талызина определяет познавательную активность, как свойство личности, которое нуждается в формировании, и использует для этого различные практические методы и способы. Во всех изложенных понятиях познавательной активности упор ставится на уровень мотивации ученика и его личностные качества, которые формируются в определённых условиях [4].

Формирование познавательной активности учащихся является одной из актуальных проблем всего учебного процесса. В процессе развития познавательной активности можно выделить три группы этапов усвоения знаний: начальную (актуализация опорных знаний, мотивация и целеполагание, восприятие и осмысление), среднюю (закрепление и применение), завершающую (обобщение и систематизация).

Несомненно, познавательная активность  это важное психологическое новообразование, которое необходимо развивать на всех этапах обучения ребёнка в школе. Но приоритетным возрастом для формирования мыслительных и познавательных способностей считается младший школьный возраст, так как в этот период учёба у ребёнка является первостепенной задачей. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний.

Осипова М.П. делит все признаки на следующие группы: «отношение к учению (в чём видит смысл учения, регулярность и качество подготовки домашней работы); качество знаний, умений, навыков; характерные особенности учебной деятельности (сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности); отношение к внеурочной познавательной деятельности (увлечённость, систематичность, направленность) [17].

Исходя из данных классификаций, мы можем сделать вывод, что в основе этих проявлений лежат психические функции человека (память, мышление, внимание, эмоции). Поэтому их необходимо развивать для активизации познавательной деятельности ребёнка.

В педагогической деятельности по развитию познавательной активности одним из важных компонентов является подборка материала, отличающегося новизной, соответствующей настоящей действительности в науке.

В итоге, мы видим, что доступность, занимательность, новизна позволяют сделать обучение в школе интересным процессом, способных вызвать у учащихся массу положительных эмоций.

Таким образом, раскрыв сущность и особенности познавательной активности младших школьником, мы можем сделать вывод, что познавательная деятельность является сложным психологическим процессом развития личности человека, который необходимо формировать с ранних лет жизни ребёнка. Познавательный интерес школьника – это необходимый элемент успешного и продуктивного обучения в школе, имеющий в основании психологические функции человека (память, мышление, внимание), обладающий своей динамикой развития и этапами формирования.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников

Экспериментальная работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы МОУ «Рассветинская         СОШ» посёлка Сухореченский, в 3-ем экспериментальном классе в количестве 13 человек и 4-м контрольном классе в количестве 12 человек.

На констатирующем этапе эксперимента с целью выявления исходного уровня сформированности познавательной активности учащихся была использована методика диагностики познавательной активности, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибалльной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, и распределялся в соответствии с оценочной шкалой:

Критерии определения уровней познавательной активности:

Высокий уровень – 4,0–5 баллов  творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Средний уровень – 3,0–3,9 балла  интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Низкий уровень – 2,5–2,9  воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

На основе предложенной диагностической методики были получены результаты исследования уровней сформированности познавательной активности учащихся 3-го и 4-го классов, которые получили отражение на рисунке 1.

В контрольном 4-м классе 27% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, у 58% учеников выявлен средний уровень сформированности познавательной активности, и у 17% младших школьников выявлен низкий уровень познавательной активности.

Рисунок 1 – Сравнительные результаты уровня сформированности познавательной активности учащихся третьих классов

на констатирующем этапе эксперимента

Из диаграммы видно, что в экспериментальном 3-м классе 15% учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, у 54% школьников выявлен средний уровень сформированности познавательной активности и у 31% учащихся 3-го класса выявлен низкий уровень сформированности познавательной активности.

Результаты исследования по данной методике показали, что большинство учащихся контрольного и экспериментального классов имеют средний уровень познавательной активности, что говорит о том, что у учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) занятия или необычными приемами преподавания.

2.2 Динамика уровня сформированности познавательной активности младших школьников

Основной целью контрольного этапа эксперимента стало определение эффективности применения нами интерактивных методов с целью повышения уровня познавательной активности третьеклассников.

Контрольный этап эксперимента заключался в повторном проведении в двух третьих классах диагностической методики А.А. Горчинской «Познавательная активность младшего школьника». Цель данной методики  выявить степень выраженности познавательной активности младших школьников.

Для проведения данной методики был взят бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Младшим школьникам были было предложено выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один на выданных бланках ответов, приведенных в приложении Б.

Ответы учащихся оценивались в баллах:

–   ответы группы «А» - 3 балла;

–   ответы группы «Б» - 2 балла;

–   ответы группы «В» - 1 балл.

В соответствии с количеством баллов выделяются три уровня развития познавательной активности:  

  • Высокий уровень  1415 баллов: высокая познавательная активность; увлеченный процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей;
  • Средний уровень  913 баллов: познавательная активность, требующая побуждений учителя; зависимость самостоятельной деятельности от ситуации; преодоление трудностей с помощью других, ожидание помощи;
  • Низкий уровень  58 баллов: познавательная инертность; мнимая самостоятельность действий; полная бездеятельность при затруднениях.

Экспериментальные данные экспериментального и контрольного класса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительные результаты уровней сформированности познавательной активности учащихся третьих и четвёртых классов

на контрольном этапе эксперимента

Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальном 3-м классе познавательная активность: на высоком уровне − у 15 % учащихся; на среднем уровне − у 77% учащихся; на низком уровне − у 8% учащихся.

В контрольном 4-м классе результаты практически не изменились по сравнению с результатами констатирующего этапа, и познавательная активность в 4-м классе находится: на высоком уровне − у 25% учащихся; на среднем уровне у 67% учащихся; низком уровне − у 8% учащихся.

Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а также различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов. Согласно полученным результатам, мы пришли к тому, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока.

         Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников.          

 Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников экспериментального класса можно сделать вывод о том, что проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ литературных источников показал, что активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе играет огромную роль. Успешность обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. Результат обучения свидетельствует об эффективности предложенной модели обучения, при которой не только учитываются способности и возможности обучающихся, но и осуществляется максимальное развитие их личности.

Игра сохраняет познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс учения. В играх дети раскрепощаются, развивается мышление, внимание и активизируется познавательная деятельность (личностная компетенция).

Условием конструктивного диалога является уважение к собеседнику. Умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное мнение, находить аргументы и убедительно использовать их. Всё это обеспечивают интерактивные методы обучения.

В экспериментальной части исследования был определен уровень сформированности познавательной активности, проведена работа по использованию интерактивных методов обучения на уроках с целью повышения познавательной активности, была отслежена динамика уровня познавательной активности младших школьников экспериментального и контрольного классов.

Задачи исследования достигнуты: проведён анализ психолого-педагогической литературы, изучены особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста, проанализировано, как интерактивные формы и методы обучения способствуют повышению познавательной активности на практике.

Гипотеза исследования о том, что: возможно, использование интерактивного метода обучения в начальной школе будет способствовать повышению познавательной активности младших школьников – нашла свое подтверждение в результатах теоретического и экспериментального исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Анацкая А.Г. Интерактивные методы обучения // Инновационное образование и экономика, 2011.
  2.  Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во КГУ, 1998.
  3.  Богоявленская Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленская, Н.А. Менчинская. – М.: АПН, 2007. 
  4.  Белкин Е. Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения /      Е. Л. Белкин. Ярославль: Верх, 1982. 
  5.  Варегина Ф.В. Дидактические условия формирования учебных навыков у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980.
  6.  Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова.  М.: АСТ; Астрель, 2010.
  7.  Грязнов Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю. П. Грязнов, Л.А. Лисина, П. И. Самойленко, – 2002.
  8.  Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011.
  9.  Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. Основы. М.: Просвещение, 1982.
  10.  Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения.  М., 1998.
  11.  Кажигалиева Г. А., Васенкова М. В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика, 2005.
  12.  Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Мн.: Высшая школа, 2002.
  13.  Капранова, Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е. А. Капранова // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. – Полоцк, 2012.
  14.   Кларин М. В. Интерактивное обучение  инструмент освоения нового опыта: Педагогика / М. В. Кларин,  2010.
  15.   Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.        М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015.
  16. Кривых С.В., Аристова Т. А. Обучение младших школьников грамотности средствами речемыслительной деятельности // European social science journal (Европейский журнал социальных наук), – 2012.
  17.  Курышева И. В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся, 2010.
  18.  Латышина, Д.И. История педагогики: учеб. пособие /                      Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005.
  19.  Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива /B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991.
  20.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. М., 2000.
  21.  Магомедов Д. М. Использование интерактивных методов в учебном процессе // Материалы Международной научно-практической конференции, 2016.
  22.  Методы обучения  https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы обучения [Электронный источник].
  23.  Науменко Г. М. Учебное пособие для учителей начальной школы. М.: Академия, 2011.
  24.  Новикова А. Ю., Полуян Е.О. Интерактивные методы обучения и средства организации учебного процесса как инструмент освоения знаний // Символ науки, 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Опросник Ч.Д. Спилбергера для диагностики познавательной активности.

Показатели

Умеет получить вывод из информации, а затем «развернуть» его в текст, с движением от главной мысли до конкретного завершения

Умеет моделировать ход суждения, твердо удерживая внутренний план действия.

Умеет выделить сущность в процессах, явлениях на основе анализа, установления закономерностей.

Обобщает «с места», не имея при этом никакой дополнительной информации.

Приводит знания в движение, открывая новые знания изучаемого явления, формируя новые обобщения, делая новые выводы.

Испытывает непрерывную потребность в получении новых знаний

Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к научным открытиям.

Содержательно высказывает свою мысль, идею.

Легко генерирует идеи.

Имеет большой словарный запас слов. Обладает культурой речи.

В ходе работы пытается получить пробные выводы и варианты решения.

Система знания представлена отдельной ассоциативной информацией, но не базируется на выводах, заключении.

Может охватить большой объем информации владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

Владеет умениями систематизации и классификации материала, а также изложения в форме тезисов и конспективной форме.

Предпринимает в ходе закрепления попытку в открытии нового знания, но она заканчивается в основном неудачей.

Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком излагается в учебнике без всяких изменений. В случае изменения ученик не испытывает трудности.

Видит пути совершенствования.

Может проявить собственное отношение к фактам.

Не испытывает трудности в широком переносе знаний из одной темы в другую.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской

Анкета

1. Нравится ли тебе выполнять творческие задания?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

2. Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получить готовый ответ от других.

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

4. Что ты делаешь, если при изучении какой-то темы у тебя возникли

вопросы?

а) всегда нахожу на них ответ;

б) иногда нахожу на них ответ;

в) не обращаю на них внимания.

5. Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что-то новое?

а) стремишься с кем-нибудь поделиться (с близкими, друзьями);

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем-нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Протоколы результатов исследования на констатирующем и контрольном этапе эксперимента

Таблица В.1 – Протокол результатов исследования уровня познавательной активности учащихся экспериментального 3-го класса на констатирующем этапе

ФИ учащихся

Диагностическая методика

Опросник Ч.Д. Спилбергера

Средний балл

уровень

1. Амамбаева Айжан

3,5

средний

2. Афанасьев Кирилл

3,5

средний

3. Базаркин Егор

2

низкий

4. Валеев Азамат

3

средний

5. Вербий Полина

2,5

низкий

6. Крашенниников Артём

2,5

низкий

7. Лоскутова Виктория

3

средний

8. Погребная Татьяна

3,5

средний

9. Погребная Ульяна

5

высокий

10. Сидак Ангелина

4,5

высокий

11. Скачкова Елизавета

3,5

средний

12. Сомова Наталья

3,5

средний

13. Халилов Мансур

2

низкий

Таблица В.2 – Протокол результатов исследования уровня познавательной активности учащихся контрольного 3 «В» класса на констатирующем этапе

ФИ учащихся

Диагностическая методика

Опросник Ч.Д. Спилбергера

Кол-во баллов

уровень

1. Балашов Сергей

3

средний

2. Варенников Сергей

3

средний

3. Вербий Матвей

2,5

низкий

4. Дусикеева Даяна

5

высокий

5. Зубков Константин

2

низкий

6. Инжутов Николай

3

средний

7. Курбанова Айгуль

3,5

средний

8. Лопатина Евгения

3

средний

9. Михайлова Екатерина

4,5

высокий

10. Рахмадинова Менслу

5

высокий

11. Старченков Иван

3,5

средний

12. Ташкеева Диана

3,5

средний

Таблица В.3 – Протокол результатов исследования уровня познавательной активности учащихся экспериментального 3-го класса на контрольном этапе

ФИ учащихся

Уровень познавательной активности

1. Амамбаева Айжан

3,5

средний

2. Афанасьев Кирилл

3,5

средний

3. Базаркин Егор

3

средний

4. Валеев Азамат

3

средний

5. Вербий Полина

3,5

средний

6. Крашенниников Артём

3,5

средний

7. Лоскутова Виктория

3

средний

8. Погребная Татьяна

3,5

средний

9. Погребная Ульяна

5

высокий

10. Сидак Ангелина

4,5

высокий

11. Скачкова Елизавета

3,5

средний

12. Сомова Наталья

3,5

средний

13. Халилов Мансур

2,5

низкий

Таблица В.4 – Протокол результатов исследования уровня познавательной активности учащихся контрольного 3 «В» класса на контрольном этапе

ФИ учащихся

Уровень познавательной активности

1. Балашов Сергей

3

средний

2. Варенников Сергей

3

средний

3. Вербий Матвей

3,5

средний

4. Дусикеева Даяна

5

высокий

5. Зубков Константин

2,5

низкий

6. Инжутов Николай

3

средний

7. Курбанова Айгуль

3,5

средний

8. Лопатина Евгения

3

средний

9. Михайлова Екатерина

4,5

высокий

10. Рахмадинова Менслу

5

высокий

11. Старченков Иван

3,5

средний

12. Ташкеева Диана

3,5

средний



Предварительный просмотр:

Рецензия на статью «Методы и приемы обогащения словаря младших школьников»

Статья Татьяны Анатольевны Шовкань, опубликованная на платформе «Мир Учителя», рассматривает важную проблему обогащения словарного запаса младших школьников, которая представляет собой актуальную задачу в контексте современного образования. Автор, педагог из Аккольской средней школы №2, подчеркивает, что богатый словарный запас является основополагающим условием успешного формирования у детей навыков чтения, письма и говорения.

В статье систематизированы разнообразные методы и приемы, способствующие обогащению словаря обучающихся. Автор выделяет несколько ключевых подходов, таких как игровые методы, работа с текстами, применение наглядных средств и использование современных технологий. Каждый из предложенных приемов проиллюстрирован практическими примерами, что делает материал более доступным и понятным для целевой аудитории — учителей начальных классов.

Особую ценность представляют описанные автором игровые методы. Игры, как средства обучения, значительно повышают мотивацию учеников и позволяют ненавязчиво вводить новый лексический материал в сознание детей. Примеры использования ролевых игр, кроссвордов и лексических игр делают процесс обогащения словаря не только плодотворным, но и увлекательным.

Работа с текстами, предложенная автором, акцентирует внимание на необходимости выбора литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям и интересам детей. Шовкань предлагает использовать вслух читаемые материалы, что способствует активному вовлечению детей в процесс обучения и улучшению их понимания.

Тем не менее, в статье можно было бы более глубоко рассмотреть влияние таких факторов, как социальная среда и культурные различия на уровень словарного запаса у детей. Также полезно было бы добавить информацию о возможностях индивидуализации подходов, учитывающих различные уровни знаний и навыков у учащихся.

В заключение статья Татьяны Анатольевны Шовкань является важным вкладом в педагогическую практику, поскольку освещает методы и приемы, способствующие обогащению словаря младших школьников. Она предоставляет практическое руководство для педагогов, что в свою очередь Комплексный подход к обогащению словаря способствует не только языковому, но и общему развитию детей, формируя уверенных и компетентных личностей.

Список литературы:

1. Гаврилова, Л. И. Развитие речи младших школьников: теория и практика. – Москва: Издательство «Педагогика», 2018. – 256 с.

2. Салямина, Н. А. Игровые приемы в обучении иностранным языкам: направления, методы, технологии. – Санкт-Петербург: Издательство «Знание», 2017. – 180 с.

3. Лебедева, Е. В. Словарный запас как основа успешного обучения в начальной школе. – Казань: Издательство «Образование и наука», 2019. – 225 с.

4. Шовкань, Т. А. Методы и приемы обогащения словаря младших школьников. – Мир Учителя. – URL: https://worldofteacher.com/9203-recenziya-rc076.html (дата обращения: 25.10.2023).

5. Михайлова, О. Ю. Современные подходы к развитию речевой активности у детей. – Алматы: Издательство «Аружан», 2021. – 210 с.