«Безопасность наше всё»
учебно-методический материал

Алагузова Рауза Зайнуловна

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya_bezopasnost_nashe_vsyo.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат посёлка Эгвекинота»

Педагогическая статья

«Безопасность наше всё»

                                                                                          Подготовила:

                                                                          воспитатель Алагузова Р.З.

Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях.

Чрезвычайная ситуация

Чрезвычайная ситуация — это состояние, при котором в результате возникновения источника ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и природной среде.

Под источником чрезвычайных ситуаций понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенные инфекционные болезни людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего происходит или может произойти ЧС.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:

по природе возникновения: природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные, комбинированные;

по масштабам распространения последствий: локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;

по причине возникновения: преднамеренные, непреднамеренные (стихийные;)

по скорости развития: взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;

по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами – пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушений зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы – землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерти, бури, природные пожары и др.

К экологическим ЧС относятся аномальные природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе – межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Локальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Объектовые ЧС – это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно – производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают, хотя и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС – это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены посёлком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.

Региональные ЧС – это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД.

Глобальные ЧС – это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны.

 Забота о детях должна постоянно находиться в центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых чрезвычайных ситуациях - одна из самых гуманных и самых важных задач.

Чаще всего несчастные случаи происходят с детьми, оставленными без присмотра. Они начинают активно исследовать окружающий их мир без взрослых. Результаты таких экспериментов, как правило, печальны.        

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека, необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Исследованиями многих ученых доказано, что школьный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Очень часто дети попадают в экстремальные ситуации, где нужно действовать самому, и чем старше ребёнок, тем более он должен уметь делать всё правильно. Каждая из минут в экстремальных обстоятельствах – решающая. И если знать, что надо делать, а чего делать ни под каким видом, да к тому же не позволить случайно застать себя врасплох, за эти минуты ситуацию можно разрешить в свою пользу. Экстремальные ситуации слишком разнообразны и, несмотря на все сведения и рекомендации решение всякий раз приходится принимать самостоятельно. Ожидать от воспитанников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации нельзя.

Защита детей в экстремальных ситуациях

Информация об угрозе или уже случившейся возникшей чрезвычайной ситуации (аварии) передается в первую очередь в детские, учебные и медицинские учреждения, которые находятся в зоне возможного поражения.

С получением сигнала оповещения и информации о чрезвычайной ситуации воспитатели, учителя или взрослые, находящиеся рядом с детьми обязаны принять все доступные меры, рекомендуемые населению в целях обеспечения безопасности детей.

Такими мерами, в зависимости от обстановки, могут быть: эвакуация детей из опасных мест, оказание медицинской помощи, создание нормальных санитарно-гигиенических условий, обеспечение полноценным питанием, принятие мер к розыску потерявшихся детей.

Если стрессовая реакция у ребенка затягивается и приобретает острый характер, следует обеспечить ему квалифицированную помощь.

Забота о детях должна постоянно находиться и центре внимания взрослых. Защита здоровья и жизни детей в любых  ситуациях одна из самых гуманных и самых важных задач.

Все разъяснения детям необходимо давать с учетом их возрастных и психологических особенностей. Ни в коем случае нельзя вызывать своим поведением и разговорами у детей страх. Это может привести к нанесению им тяжелых психических травм.

Для того чтобы дети почувствовали себя защищенными, необходимо как можно скорее создать им привычные условия.

Особенности защиты детей при стихийных бедствиях, авариях и катастроф

Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Если первые толчки застали вас дома, то те, кто находился на первых этажах, должны немедленно взять детей и с ними выбежать на улицу. Живущим на втором и последующих этажах встать в дверных и балконных проемах, прижав к себе детей. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами. Эти места наиболее прочны, здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не разрешайте детям прыгать из окон, с балконов. В большинстве случаев это приводит к трагическим последствиям.

Как только толчки прекратятся, немедленно покиньте помещение. Не отпускайте детей одних.

Может случиться, первые толчки застали вас на улице. Немедленно как можно дальше отведите детей от зданий и сооружений, высоких заборов и столбов они могут разрушиться.

Если вы увидели травмированных детей, тут же окажите им первую медицинскую помощь.

При наводнениях, которые довольно часто бывают во многих районах, приводят к человеческим жертвам. Чтобы этого не произошло, надо максимально использовать время, которого не так много.

При угрозе затопления работа  детских учреждений прекращается.

Детей отправляют домой или переводят в безопасные места. Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, детские учреждения и больницы. Если это сделать не удалось, надо поднять детей на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъема воды и на крыши.

Вода может застать вас в поле, в лесу, в тундре. При такой ситуации необходимо как можно быстрее вывести детей на возвышенные места. Если нет такой возможности, помочь ребенку забраться на прочное развесистое дерево.

При штормовом предупреждении  детей из домов, учебных заведений, детских учреждений не выпускают. Следует запретить детям  подходить  к окнам они могут быть ранены осколками разлетающегося стекла. Лучше стать в простенок или отвести детей в коридор. Для защиты можно использовать прочную мебель письменный стол, шкаф, парту. Как показала практика, самыми безопасными местами в таких случаях являются убежища, подвалы, погреба, внутренние помещения первых этажей кирпичных зданий. Нельзя разрешать выходить на улицу сразу после ослабления ветра через несколько минут порыв может повториться.

При пожарах надо помнить, что выводить детей из зоны пожара через огонь и дым крайне нежелательно. Следует искать более легкие и безопасные пути. Если невозможно воспользоваться запасными выходами, лестничными проходами, пробуйте спустить детей через окно, балкон  к которым подаются автомобильные подъемники, выдвижные и приставные лестницы. В крайнем случае, когда все выходы отрезаны огнем, и укрыться в каком-либо безопасном месте нельзя, надо взять прочную веревку или надежно связать несколько простыней, одним концом крепко обвязать человека, другой привязать к тяжелому предмету, батареям отопления. Затем, обмотав веревку вокруг рук, начать потихоньку спускать его на землю. Речь идет о 2, 3 этажах. Нельзя привязывать веревку к оконной раме под тяжестью человека она может вывалиться.

Если вы отыскали в горящем помещении человека, который может сам передвигаться, надо накинуть на него увлажненную простыню, скатерть, одеяло и крепко взяв за руки, вывести в безопасное место.

Рот и нос закрыть мокрым платком, шарфом, косынкой. Если человек потерял сознание, взять его на руки и немедленно выходить из зоны огня и дыма. В том случае, когда загорелась одежда, надо как можно скорее набросить на него мокрое или даже сухое покрывало и плотно прижать его к телу, чтобы прекратить доступ воздуха и остановить горение.

Рассмотрев  чрезвычайные ситуации можно сделать вывод, что дети нуждаются в особой защите, они подвергаются наибольшей опасности и. В связи с этим взрослые обязаны обладать знаниями по защите детей в чрезвычайной ситуации, а также обучать детей, как вести себя при различных чрезвычайных ситуациях.

Задача  воспитателя – обезопасить жизнь своих воспитанников, вооружив их  элементарными знаниями и умениями.

Работу предусматриваем не только на воспитательных часах, но и в процессе режимных моментов, других видах деятельности (игровой, творческой).

На воспитательном часе  «Юный пожарный» включила теоретические знания  и практические навыки по поведению в экстремальной ситуации. Дети  знают следующие правила безопасности:

* нельзя играть со спичками и вообще с огнем;

* нельзя трогать и включать в сеть электроприборы;

* если увидишь где-нибудь пожар, зови взрослых;

* если пожар возник по твоей вине, то самый разумный и правильный выход это немедленно покинуть помещение (а не прятаться) и позвать на помощь;

* телефон пожарной службы – 101!

В школе и во время  прогулок  учим детей правильно вести себя во избежание тяжелых травм.

Учим воспитанников убирать за собой свое рабочее место. Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач  и учебных фильмов.

При систематической, методически грамотной работе  и тесного сотрудничества с коллегами, воспитанники могут быть достаточно подготовлены к решению задач по безопасности. Полученные знания в жизни помогут спастись в экстремальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Безопасность наших детей".

 Жизнь и здоровье граждан - ценность любого государства, независимо от уровня жизни в нем. Проблема обеспечения безопасности детей в любой стране является одной из важнейших. Если исходить из  здравог...

Безопасность наших детей

Памятка родителям, как уберечь детей от насилия.Сейчас такое время, когда ребенок должен быть защищен, и защитить наших детей можем только мы с вами. Пожалуйста, напоминайте вашему ребенку о мерах без...

"Поговорим о безопасности наших детей"

Материал для беседы с родителями....

«Здоровье и безопасность наших детей»

Публикация по теме «Здоровье и безопасность наших детей»...

Рекомендации к проведению антинаркотической акции «За здоровье и безопасность наших детей»

Данный материал акцентирует внимание на использование диалоговых форм проведение мероприятий: бесед, деловых и интеллектуальных игр, мозгового штурма, банка идей, профилактических кругосветок, вечера ...

"За здоровье и безопасность наших детей"

1.Пояснительная записка.Данное мероприятие призвано освятить в студенческой среде актуальные проблемы, связанные со здоровьем человека и необходимостью выбора, основанного на знаниях о ВИЧ и СПИ...