Создание эффективной презентации к уроку математики
статья
Основными достоинствами технологии компьютерных презентаций считаю следующее:
- Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.
- Программа создания презентаций Microsoft PowerPoint технически не сложна, и в тоже время позволяет создавать качественные наглядные учебные пособия.
- Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать с этой информационной технологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_effektivnoy_prezentatsii_k_uroku_matematiki.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание эффективной презентации к уроку математики
(Городской семинар для учителей математики общеобразовательных школ г. Орска)
Лазарева М. С.,
учитель математики
МОАУ «СОШ № 38 г. Орска»
Компьютер – средство повышения эффективности урока.
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Для достижения успеха в процессе обучения у учителя и учеников должны быть все необходимые информационные и методические ресурсы, обучающие программы, методические разработки, тестовые и тренажерные программы и т.д. Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. В настоящее время применение компьютера в школе не является редкостью. Компьютер служит не только предметом изучения на уроках информатики, но и хорошим помощником учителя по многим школьным предметам. Учитель, владеющий компьютерной грамотностью, имеет возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Использование компьютерных технологий на уроках математики способствует повышению качества знаний учащихся, расширению их кругозора.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно -выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий. Применение компьютера в обучении очень разнообразно. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. На уроках математики компьютер может использоваться как средство, облегчающее вычислительную деятельность учащихся; как средство, помогающее визуализировать математическую информацию; как средство обучения; как средство контроля знаний учащихся.
Возможности компьютера могут использованы в предметном обучении в следующих вариантах:
- полная замена деятельности учителя;
- частичная замена;
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
- использование тренинговых программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ.
Отказаться от использования компьютера на уроках математики нельзя. Целесообразность его использования объясняется тем, что появляется возможность достичь тех результатов обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Наиболее важные особенности работы с компьютерной поддержкой на уроках:
- увеличение объема тренировочных заданий;
- достижение уровневой дифференциации обучения;
- сокращение времени для отработки технических навыков учащихся;
- достижение оптимального темпа работы учеников.
Технология создания мультимедийных презентаций
Мой опыт применения компьютерных презентаций в преподавании сформировался на уроках математики и информатики в условиях сельской школы. Формирование опыта проходило в течение последних пяти лет работы. Этому способствовало оснащение школы современной компьютерной техникой, в том числе и мультимедийными проекторами. В настоящее время активно использую эту технологию в 5-11 классах.
Основными достоинствами технологии компьютерных презентаций считаю следующее:
- Компьютерная презентация может органично вписаться в любой урок и эффективно помочь учителю и ученику.
- Программа создания презентаций Microsoft PowerPoint технически не сложна, и в тоже время позволяет создавать качественные наглядные учебные пособия.
- Достаточно одного компьютера и мультимедийного проектора, чтобы начать работать с этой информационной технологией.
Рассмотрим некоторые приёмы создания и оформления презентаций, а также их использования в преподавании математики.
Для сравнения предлагаю вашему вниманию два слайда. (Слайды). В чём вы видите преимущества второго слайда? (Один слайд статистический, другой – анимированный)
Очевидно, что слайд, содержащий динамические фрагменты, повышает эффективность процесса усвоения новых знаний учащимися. Его применение на уроке более обоснованно, чем статистического слайда. На мой взгляд, не оправдано использование слайдов, в которых только набран текст какого-либо определения, правила или теоремы. Для их прочтения можно воспользоваться учебником. Целесообразнее продемонстрировать, например, ход доказательства теоремы с постепенным выполнением сопроводительных чертежей.
Итак, работая с презентацией, в первую очередь необходимо определиться с целесообразностью её применения.
Коллеги, а какие недостатки на ваш взгляд имеет следующий слайд?
(Слайд содержит большое количество анимации. Анимация текста мешает его прочтению.)
Этот слайд перенасыщен анимацией, что будет отвлекать учащихся от его математического содержания. Динамические элементы на слайдах, конечно, повышают наглядность, способствуют лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала, но их должно быть в меру.
Эффективен такой приём: анимационная картинка присутствует на слайде некоторое время, чтобы привлечь внимание детей, но потом она исчезает, уступая место математическому содержанию слайда. (Слайд) Использование анимации оправдано, если объясняется какой-либо процесс; если нужна задержка, например, для вывода подсказки или ответа; если надписи появляются по мере объяснения материала и т.д.
Уважаемые коллеги, в чём, на ваш взгляд, заключается главная ошибка слайда, представленного на экране? (Слайд содержит большой объём текста)
Этой ошибки можно избежать, если учебный материал на слайдах распределить небольшими частями, удобными для восприятия. На одном слайде я не размещаю много информации, даже если она имеет отношение к сути, излагаемого на нём вопроса. Текст делю на несколько слайдов. Чтобы информация была воспринята детьми, она должна содержать не более 2-3 новых фактов. Материал стараюсь подавать тезисами и короткими предложениями, избегая использования прилагательных. Не стоит использовать редкий шрифт – это отвлечет от смыслового содержания текста. Не рекомендуется использовать рукописный шрифт – его трудно прочесть. Если со своей презентацией вы будете выступать в другой школе, на конференции и т.д., используйте самые распространенные шрифты, чтобы не случилось ситуации, что текст вашей презентации стал отображаться квадратиками. Помните о здоровье детей – не используйте мелкий размер шрифта.
Дизайн презентации выбираю так, чтобы стиль её оформления соответствовал содержанию. На мой взгляд, в учебной презентации уместнее сдержанный дизайн, который не отвлекает учащихся от математического содержания материала. Если презентация предназначена для внеклассного мероприятия, то делаю её более яркой и насыщенной. Для показа презентации с помощью проектора выбираю контрастные цвета для текста и фона. Не стоит использовать шаблоны презентаций, в которых элементы дизайна мешают просмотру содержимого презентации.
На уроках, как правило, использую презентации с демонстрацией по щелчку. Это позволяет задать темп урока в зависимости от степени восприятия материала учащимися.
Применяя презентации в качестве наглядного пособия важно оптимально задействовать и зрение, и слух. Поэтому часть информации выношу на демонстрационный слайд, а часть проговариваю. Это повышает продуктивность урока. Использование размытого, некачественного изображения производит плохой эффект – от таких изображений следует отказаться совсем. Никогда не поддавайтесь соблазну «вогнать» изображение в какой-то участок на слайде путем изменения пропорций изображения.
Я думаю, что вы согласитесь со мной: презентация для первоклашек и для родительского собрания – это две разные работы, которые требуют умения разрабатывать презентацию так, чтобы и той, и другой аудитории было интересно. Первое над чем надо задуматься при создании презентации, это вопрос: Кто моя аудитория? Сколько человек будет просматривать презентацию? Понадобиться ли им что-то записать при просмотре презентации? Как далеко они будут находится от экрана? И т.д.
При поиске ответов на эти вопросы можно воспользоваться следующими советами:
- Расположить аудиторию к теме презентации помогут голубой и зеленый цвета. Красные и желтые оттенки создадут у слушателей приподнятое настроение. Цвет фона и цвет букв должны быть контрастными: темный фон – светлые буквы или светлый фон – темные буквы. При подготовке презентации к распечатке следует выбрать вариант со светлым фоном, т.к. он нам привычен с детства.
- Чем дальше от экрана будет находиться аудитория, тем крупнее должны быть буквы.
- Все слайды рекомендуется выполнять в одном стиле и в одинаковой цветовой гамме. Однако для малышей лучше нарушить это правило – почаще менять оформление, чтобы удержать внимание. Также и при разработке презентаций для взрослой аудитории можно разбить презентацию на несколько групп по дизайну: каждая группа для смыслового содержания.
Основные этапы разработки презентации:
- определение аудитории и постановка целей презентации
- определение метода презентации (презентация-тренажер, презентация-интерактивная модель, презентация сопровождающая речь учителя и т.д.)
- разработка содержимого презентации
- разработка дизайна презентации
- работа над визуальным впечатлением; добавление мультимедийных эффектов
- проверка презентации: орфографии, рисунков, ссылок, звуков и видеофрагментов; репетиция.
- подготовка раздаточных материалов слушателям (при необходимости)
- проведение презентации
- анализ результатов и доработка презентации при необходимости.
Сразу после проведения презентации ответьте для себя на следующие вопросы:
- Был ли удачным выбранный дизайн слайдов?
- Все ли слушатели могли прочесть текст слайдов, рассмотреть изображения, таблицы, диаграммы?
- На что преимущественно было обращено внимание слушателей: на вас, на экран, на содержимое слайдов? Соответствовало ли это вашим ожиданиям?
- Делали ли пометки в процессе демонстрации презентации?
- Считаете ли вы оптимальной продолжительность презентации? Отметили ли вы моменты, когда аудитория становилась скучающей или беспокойной?
- Возможно, не хватило некоторых слайдов? Возможно какие-то слайды были лишними?
- Как бы вы оценили эффекты смены слайдов и анимацию в презентации? Они привлекали внимание, мешали или были неуместными и банальными?
- Насколько хорошим было качество звука и видео? Были ли эти моменты полезными?
- Все ли надписи, изображения и цвета корректно отобразились на компьютере, на котором была запущена презентация?
- Все ли шрифты, звуки, видеофрагменты были воспроизведены?
Надеюсь, отвечая на эти вопросы после каждой использованной нами презентации, мы сможем повысить качество наших презентаций, а значит, и их эффективность.
Также надо помнить простые правила написания текста:
- Между словами ставиться ровно один пробел (не два и не три).
- Перед знаками препинания пробел не ставиться (…синус, косинус, тангенс).
- После знака препинания и перед следующим словом ставится пробел.
- Слева и справа от тире ставится пробел (Презентация – это…)
- Новые предложения пишутся с заглавной буквы.
- Между словом и кавычкой пробел не ставится («Выражение в кавычках»).
- Во всех заголовках или ставится точка, или нет.
- Во всех маркированных списках презентации должны стоять одинаковые знаки в конце строки.
Использование мультимедийных презентаций на уроках математики.
Презентации помогают мне разнообразить формы работы на уроке, дают возможность учащимся увидеть качественные чертежи и графики, «оживить» задачи, и, наконец, просто сэкономить время. Применение компьютерной презентации делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлечённо, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес. В результате повышается уровень обученности учащихся.
На каких этапах урока можно использовать компьютерные презентации? (На всех этапах урока) (Слайд)
Практикую применение презентаций на различных этапах урока:
- Актуализация знаний
- Объяснение нового материала
- Закрепление
- Повторение
- Обобщение и систематизация
- Домашнее задание и его проверка
Используя учебные динамические слайды, можно увеличить объем представляемой визуальной информации на уроке, сделать экскурс в историю математики, представить информацию, расширяющую кругозор обучающихся.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
- При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
- При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
- При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
- При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ.
- При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.
В курсе стереометрии 10-11 класса компьютер помогает обучающимся, привыкшим воспринимать только плоские чертежи, перекинуть мостик в пространственный мир. Чертежи, представленные на слайдах с использованием цвета, делают чертеж более информативным.
Статические, т.е. «неживые» чертежи из учебника в презентации можно «оживить». Применяя инструментарий программы, можно статический чертеж из учебника анимировать. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки сделают учебный материал доступным для понимания большему числу обучающихся.
Использование анимации на слайдах, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе…», «Наложим мысленно треугольник…», а если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник. Вот и придет на помощь этому ученику компьютер.
Мультимедийная составляющая не должна представлять собой лишь набор иллюстраций и использоваться на уроке только в качестве наглядности. Применяются различные варианты работы над определениями, теоремами, задачами. Презентационный материал составляется как путеводитель-проводник в мир знаний, которые дети могут добывать самостоятельно. Ученик должен быть не пассивным наблюдателем, а активным участником процесса обучения.
С помощью мультипликации можно «оживить задачи». Например, можно показать, как получаются тела вращения (цилиндр, конус). В результате вращения прямоугольника вокруг своей стороны получается цилиндр, и ученики это видят, а значит и лучше воспринимают новый материал.
Мультипликация дает возможность ученикам не представить, а увидеть встречное движение, движение вдогонку, движение по реке и т.д. Используя различные картинки, анимированные рисунки и имеющиеся в презентациях эффекты перемещения, задача действительно оживает и становится интересной всем ученикам в классе. Для создания таких слайдов удобно иметь копилку различных рисунков и слайдов, чтобы можно было копировать слайды для создания задач с другим содержанием. Можно предлагать ученикам творческие задания по созданию простейших слайдов по тексту задачи и также складывать их готовые работы в копилку.
Интересно применять слайды с встроенными управляющими элементами (текстовыми полями, управляющими кнопками, переключателями и т.д.).
Вернуться к этим заданиям можно многократно на других уроках. После устного ответа ученикам можно предлагать в качестве дополнительного задания данные маленькие тесты. Удобная быстрая проверка показывает количество верных ответов в тесте. Если есть неправильные ответы, можно другому ученику предложить найти ошибку товарища. Или раскрыть ответы для всего класса с заданием «Найти ошибку» (устная работа). Слайды с встроенными управляющими элементами умеют делать учителя информатики. Ведь для того, чтобы правильно работал такой слайд, необходимо иметь знания языка Visual Basic. Но и другим учителям можно научиться строить слайды с элементами тестирования или научиться пользоваться шаблонами.
Одним из способов проверки и коррекции знаний является математический диктант. Есть множество форм проведения диктанта по математике.
Можно проводить диктант и для одного варианта. Хотя многие учителя считают, что оценка будет не совсем объективна и должны быть два варианта. Все зависит от класса. Планируя такую работу (один вариант), поставим цель: воспитывать честность. Очень хорошее качество ученика. Можно всегда найти слова, чтобы убедить детей работать по-честному.
Математический диктант предполагает определенные временные рамки для каждого задания. Не успел, переходи к следующему заданию. Конечно, задания не должны быть сложными, требующими больших вычислений. Подборка заданий зависит от уровня подготовки класса. В одном классе мы выберем побольше заданий и посложнее, а в другом попроще и поменьше.
В математическом диктанте, в отличие от диктанта по русскому языку, используются и визуальные записи, чертежи, схемы и т.п. Используя программу PowerPoint, удобно разрабатывать и проводить диктанты, т.к. на слайдах можно представить и текстовую информацию и, используя инструментарий программы, рисовать чертежи. Формы проведения диктантов могут быть самыми разными. Например, диктант с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, диктант в форме теста.
Для увеличения эффективности процесса изучения математики используются тренажеры-тесты с выбором ответа. Программированные задания составляются таким образом, чтобы ученик, выполняя задания, самостоятельно находил ответ, сравнивая его либо с группой данных ему ответов среди которых есть и ответ к данному заданию, либо с показаниями записей в компьютере. Если задание выполнено неверно, т.е. если ответ задания не совпадает с одним из данных ответов или не подкрепляется положительным сигналом, то ученик снова предпринимает попытку его решить и делает это до тех пор, пока не получит правильного ответа
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
- С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
- В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
- В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
- Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"
Презентация к выступлению на педсовете: "Создание ситуации успеха на уроках математики"....
Презентация"Создание и применение мультимедийных презентаций на уроках математики"
Использование ИКТ возможно на всех этапах процесса обучения :при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.. При этом для ученика компьютер выполняет различные функции : учит...
Презентация по теме :"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
Данная презентация показывает способы создания проблемных ситуаций на уроках математики....
«Повышение эффективности обучения на уроках математики через создание проблемных ситуаций»
Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует ту систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у ...
Создание и использование электронных презентаций на уроках математики
Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на образование. Для достижения успеха в процессе обучения у учителя и учеников должны быть все нео...
Создание эффективной презентации
Рекомендации по эффективному применению мультимедийных презентаций на уроках...