Выступление на РМО учителей русского языка и литературы
методическая разработка

Особенности подготовки обучающихся с ЗПР к собеседованию

по русскому языку.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности подготовки обучающихся с ЗПР к собеседованию по русскому языку. Подготовил : учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Доброжан Анастасия Александровна Излучинск 2023г. МБОУ « Излучинская ОСШУИОП №1»

Слайд 2

Под термином "задержка психического развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых и эмоционально-волевых). В большинстве случаев ЗПР отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию . Но это возможно только в условиях специального обучения и воспитания.

Слайд 3

Причины отставания в развитии психической деятельности можно разбить на медико-биологические и социально-психологические. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах , каждой из которых присущи свои особенности, динамика и прогноз в развитии ребенка. Конституционального происхождения (задержка определяется наследственностью) Соматогенного происхождения ( задержка - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний) Психогенного происхождения (задержка связана с неблагоприятными условиями воспитания) Церебрально-органического происхождения (задержка обусловлена локальными разрушениями созревания мозговых структур )

Слайд 4

Дети с ЗПР имеют следующие особенности: Замедленное развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы; Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы; Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание; Недоразвито словесно-логическое мышление; Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость; Дезадаптивные формы поведения;

Слайд 5

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные повторения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Слайд 6

В системе обучения использовать различные виды помощи: Стимулирующая; Направляющая; Обучающая;

Слайд 8

Вариативные приемы и средства обучения детей с ЗПР: Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Памятки . Алгоритмы деятельности; Печатные копии заданий, написанных на доске; Использование упражнений с пропущенными словами / предложениями; Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; Предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста; Указание номеров страниц для нахождения верных ответов; Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; опора на более развитые способности ребенка.

Слайд 9

Памятка 1. Подготовка к чтению вслух Прочитайте текст про себя. При чтении особое внимание обратите на: имена, фамилии, отчества людей; географические названия; незнакомые слова; сложные слова; термины и понятия; ударения, поставленные в самом тексте; формы числительных. Как читать текст? Читайте текст в комфортном темпе, но стремитесь укладываться в 2 минуты. Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова , не «проглатывайте» окончания . Помните, что производится аудиозапись, поэтому читайте громко . Обращайте внимание на знаки препинания. На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делайте паузы. Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Между абзацами делайте более длительные паузы. Чтобы не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой). Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо. Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию. Правильно произносите слова, в которых в тексте поставлены ударения.

Слайд 10

Памятка 2. Какие ключевые слова выделять? Во время чтения старайтесь запоминать главные мысли, ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста. Ключевые слова — это главные слова в предложении (тексте), в которых заключена его суть. Грамматическая основа или один из главных членов. Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия. Даты, числа. Собственные наименования. Термины.

Слайд 11

Подготовка к пересказу 1.Прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте ключевые слова . 2.Запомните структуру текста, она примерно одинаковая у всех текстов для собеседования. 3. Прочитайте цитату. Обратите внимание, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию. 4. Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит по смыслу и логике. Пометьте в своих записях! 5. Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ. 6. Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату!

Слайд 12

Примерная структура текста Текст, как правило, состоит из 4-х микротем (абзацев). Общие сведения о человеке (кто он, главная заслуга). Иногда могут содержаться сведения о семье, родителях. Факты о детстве, об учёбе, начале карьеры. Самые главные факты о деятельности (открытия, победы, достижения, рекорды, созданные произведения и др.) Сведения о наградах, заслугах; след деятеля в истории, его значение, память о нём.

Слайд 13

Как делать записи во время подготовки к пересказу? Используйте сокращения, но учтите, что они должны быть понятны вам. Не надо выписывать вводные слова, союзы, частицы. Не обязательно ставить знаки препинания (это ЧЕРНОВИК, который никто, кроме вас, не увидит). Не тратьте время и не выписывайте ФИО самого героя текста: их можно прочитать в пояснении к цитате. Лучше каждую запись начинать с новой строчки, чтобы при пересказе вы не терялись в словах, написанных сплошным текстом. Постарайтесь выписать ключевые слова из каждого абзаца, не зацикливайтесь на начале текста, иначе у вас не хватит времени на последнюю часть и при пересказе вы можете не вспомнить, о чём там шла речь. Обязательно в записях сделайте пометку, где будете вставлять цитату.

Слайд 14

Речевые шаблоны для описания фотографий: На фотографии изображен (-о,-а,-ы)… В объектив фотографа попали … В центре фотографии мы видим … На заднем плане находится… Вдалеке мы можем разглядеть… Можно предположить, что… Кажется, что … Смотришь на фотографию и представляешь… Фотография передает ощущение … Фотографу удалось показать…

Слайд 15

Подбери синонимы к словам: Фотография – фото, снимок, фотокарточка, кадр. Фотографировать – снимать, делать снимок Увидеть – рассмотреть, заметить, различить, разглядеть, уловить Изобразить – показать, передать, запечатлеть, зафиксировать

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Выступление на секции учителей русского языка и литературы. Август 2015

Описание применения кейс-технологий на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...