Выступление на ШМО "Классификация проектов"
статья

Булатова Татьяна Николаевна

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ученика планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ФГОС приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. В новых Стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

В заключении хочу сказать, что проектами я занимаюсь периодично, тематически, серьёзно. Проекты обучающихся, занявшие призовые и значимые места, вы можете найти на моём сайте - Публикации моих учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_proektov.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Булатова Т.Н. Классификация проектов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А. Лосика

        

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла

Учитель высшей категории Булатова Т.Н.

2020-2021 учебный год

 

Оглавление:

Вступление «Первая консультация «Типы проектов»        3

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся        3

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов        4

Классификация проектов по продолжительности        5


Вступление «Первая консультация «Типы проектов»

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ученика планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в ФГОС приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. В новых Стандартах большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться.

 Названы умения и качества, необходимые человечеству ХХI века. Это:

  • ответственность и адаптивность
  • коммуникативные умения
  • творчество и любознательность
  • критическое и системное мышление
  • умения работать с информацией и медиасредствами
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество
  • умения ставить и решать проблемы
  • направленность на саморазвитие
  • социальная ответственность

Учитывая это, моя работа с учениками над их проектами, помогает им реализовать эти качества и новые Стандарты.

Общаясь с выпускниками школы, в которой я работаю, слушая рассказы моей дочери о своей учебе в финансовом университете, я всё больше понимаю, что не все бывшие ученики школ понимают, что такое проект и как его создать. Ведь дальнейшее обучение в ВУЗах и других учебных заведениях предполагает многогранную работу с различными проектами. Во всех школах, как минимум Смоленской области, метод проектов стоит чуть ли не на первой мете в учебном процессе. Поэтому, прежде чем выбирать и раздавать темы проектов по своим предметам, я провожу консультации для тех, кто решил создать и защитить свой проект. На первой консультации я представляю обучающимся классификацию проектов, рассказываю о типах проектов, которые они могут выбрать для себя. Хочу заметить, что консультации я провожу не только для тех, кто выбрал мои предметы (информатика, физика и астрономия), но и для всех желающих, так как многие ученики не умеют не только создавать проект, но и его правильно оформлять. Поэтом как учитель информатики я просто обязана их научить профессионально редактировать и форматировать разные виды информации.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, ролевые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной системы

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв." требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

·        внутриклассными

·        внутришкольными

·        региональными (в пределах одной страны)

·        международными

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными (сетевыми), поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

 

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект "Составление рекламного модуля на английском языке", 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект "Элемент XX века", химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому "погружению" в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

В заключении хочу сказать, что проектами я занимаюсь периодично, тематически, серьёзно. Проекты обучающихся, занявшие призовые и значимые места, вы можете найти на моём сайте (см. https://nsportal.ru/tatyana-nikolaevna-bulatova)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре "Коллективный проект- " Спешите делать добро"

"Спешите делать добро" - результат работы моего класса (5-6 класс)....

Выступление` Метод проектов в профориентации`

Выступление` Метод проектов в профориентации`...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Выступление на семинаре по подведению итогов проекта посвящённого году учителя.

Данная презентация подводит итог областного телекоммуникационного пректа, посвящённого году учителя....

Презентация к выступлению "Применение метода проектов в педагогическом взаимодействии"

В презентации представлены подходы к пременению метода проектов в учебном взаимодействии, представлены примеры реализованных проектов в курсе русского языка....

Выступление на педсовете "Проект:мотивация учителя или ученика"

Проектное обучение (Джон Дьюи, Уильям Килпатрик, С.Т. Шацкий) - технология, цель которой заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спе...

План выступления на защите проекта «Настольный теннис как вид спорта»

План выступления на защите проекта  «Настольный теннис как вид спорта»...