Современный урок иностранного языка
статья
Как построить урок иностранного языка с учетом обновленных ФГОС третьего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_inostrannogo_yazyka.docx | 43.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальные педагогические чтения
руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск
«Современное образование – опыт, достижения, ресурсы»
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Небелюк Ольга Владиславовна
учитель английского языка
МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Введение.
Сегодня в системе школьного образования происходят существенные изменения. С 1-го сентября 2022г. во всех школах страны введены обновленные ФГОС третьего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:
- единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;
- государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения;
- доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования;
- освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;
Актуальность представленного материала я вижу в раскрытии особенностей построения современного урока иностранного языка в школе в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Цель: разработать учебное занятие согласно требованиям обновленных ФГОС.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть требования ФГОС к построению современного урока иностранного языка;
- рассмотреть структуру и содержание современного урока иностранного языка;
- разработать методические рекомендации для построения современного урока иностранного языка в школе в соответствии с ФГОС
Основная часть.
Современный урок – это урок, построенный в соответствии с требованиями обновленных ФГОС третьего поколения. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход. Понятие системно – деятельностного подхода было введено исследователями – психологами в 1985г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно – деятельностный подход – это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельности школьника.
Понятие «деятельность».
Ключевое место в системно - деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека.
Особенности реализации системно – деятельностного подхода.
- Новые знания не даются в готовом виде! Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности!
- Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
- Ключевой технологический элемент : ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.).
- Ведущие профессиональные умения учителя: конструирование эвристической ситуации, применение методов, которые позволяют учащемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем.
Профессиональная деятельность учителя в условиях обновлённых ФГОС.
Необходимо исключить | Нужно стремиться | |
Цель | Передача готовых знаний | Развитие умений по открытию и применению знаний |
Обучающая деятельность | Учитель–транслятор знаний. Ориентация на «среднего» ученика. Фронтальная работа | Учитель-организатор учебной деятельности. Дифференциация требований. Групповая и индивидуальная работа |
Учебные задания | Репродуктивные задания на повторение и запоминание | Продуктивные задания на формирование УУД, на применение знаний, интеграцию, перенос знаний |
В рамках обновленных ФГОС используются такие образовательные технологии, как:
Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность.
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)
Проектное обучение - лозунг проектного обучения: Все из жизни, все для жизни! Триада проекта – замысел – реализация - продукт.
Развитие критического мышления -
- Мозговой штурм (парная и групповая)
- Кластеры (выделение смысловых единиц текста)
- ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» -уже знал, «+» -новое, «--» -думал иначе, «?» -не понял вопрос)
- Дерево предсказаний по теме (ствол -тема, ветви -предположения, листья -обоснования, аргументы)
- Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала)
Отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатныйграф)
- Двойной дневник; за и против
- Синквейн, даймонд
Современное учебное занятие.
Основные проектируемые компоненты урока
- Определение цели
- Отбор содержания
- Проектирование системы учебных заданий
- Выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока
Максимы:
- Учебное занятие состоит из этапов
- На всех этапах организуется учебная деятельность
- Учебная деятельность представляет собой систему учебных задач
Учебное занятие разделено на этапы, на каждом этапе:
- Организация разных видов и форм учебной деятельности
- Нацеленность на формирование планируемых результатов обучения
- Наличие обратной связи
Основные виды учебных занятий
- Урок изучения нового материала
- Урок обобщения и систематизации изученного
- Комбинированный урок
- Урок проверки и оценки знаний
Этапы комбинированного урока
- Мотивационно-целевой этап - принятие проблемы, формулирование целей
учебного занятия.
- Актуализация опорных знаний + изучение нового материала - решение учебных задач по актуализации знаний, открытию нового знания.
- Самоконтроль и самооценка – соотнесение результатов учебной деятельности с заданными образцами.
- Рефлексия учебной деятельности - оценка собственного результата учебной деятельности.
Учебная задача и учебное задание
Основа учебной деятельности - решение учебных задач. Учебная задача-задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях. Учебное задание - средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.
Цели и планируемые результаты учебного занятия.
Цели и планируемые результаты УЗ проектируются в контексте:
1)Целей изучения учебного предмета (представлена в Федеральной РП по предмету)
2)Планируемых результатов освоения учебного предмета (представлена в Федеральной РП по предмету)
Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и, соответственно, воплощаются в личностных, метапредметных/общеучебных/
универсальных и предметных результатах обучения.
На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Планируемые результаты
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение обучающимися результатов, отвечающих требованиям ФГОС к освоению основной образовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты делятся на личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания, личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обу-
чающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды.
Метапредметные результаты включают в себя овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия; 2) базовые исследовательские действия; 3) работа с информацией.
коммуникативными действиями: 1) общение; 2) совместная деятельность.
регулятивными действиями: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) эмоциональный интеллект; 4) принятие себя и других.
Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).
Личностные и метапредметные результаты представлены суммарно, вне контекста предметного содержания и не разведены по годам обучения.
Предметные результаты планируются в соответствии с содержанием раздела Федеральной рабочей программы «Предметные результаты», с предметным содержанием учебного занятия и разбиты по годам обучения.
Критерии результативности урока
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.
- Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
- Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Заключение
Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.
Разработка урока: смотреть приложение
Литература.
- «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных
ФГОС ООО, ФГОС СОО» ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.
- Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.
- Государственная политика в сфере Общего Образования Российской Федерации. Академия Минпросвещения России. Электронный ресурс - Режим доступа: https\\
- Хуснутдинова Альбина Мельсовна «Современный урок иностранного языка»
Муниципальные педагогические чтения
руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск
«Современное образование – опыт, достижения, ресурсы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
«СРАВНИВАЕМ ШКОЛЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ»
Небелюк Ольга Владиславовна
учитель английского языка
МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Предмет: английский язык
Тема: Comparing schools in different countries.
Класс: 7
УМК : FORWARD, авторы: Вербицкая М.В. и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: речевая компетенция — развитие коммуникативных умений по теме «Школа/школьная жизнь».
языковая компетенция — овладение новыми Л.Е. по данной теме.
социокультурная компетенция — приобщение к традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках темы.
Планируемые результаты
Личностные: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды.
Предметные: говорение: вести диалог/беседу в рамках темы урока; аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; письменная речь: заполнять таблицы с указанием личной информации;
Метапредметные: Познавательные: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; делать выводы на основе умозаключений, формулировать гипотезы. 2) работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Коммуникативные : 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. Регулятивные (самоорганизация): выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Регулятивные: (эмоциональный интеллект): управлять собственными эмоциями; принятие себя и других: принимать себя и других, не осуждая. Регулятивные (самоконтроль): владеть способами самоконтроля и рефлексии; давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели и условиям.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Оргмомент Фонетическая разминка | Приветствует учеников, выясняет отсутствующих; проводит фонетическую зарядку | Приветствуют учителя, отвечают на вопросы. Выполняют фонетическую зарядку | Коммуникативные: общение на А.Я. Коммуникативные: отработка произносительной стороны речи на А.Я. |
Проблематизация (введение в тему) Прием «Эвристическая беседа» | Включает детскую песню на А.Я. о школе. Задает вопросы из разряда «did you know, that…?”(подводит учеников к определению более конкретной темы урока. | Слушают песню, пытаются определить тему песни. Слушают вопросы, дают ответы. Совместно с учителем формулируют тему урока.. | Познавательные: умение определить общую мысль текста (песни). Познавательные: делать вывод, формулировать гипотезу. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. |
Актуализация 1. На слайде демонстрируются картинки и опорные Л.Е. Задание: соотнесите картинки со словами и фразами.) ИЛИ 2. Решение кроссворда | Формулирует задание, контролирует выполнение | Соотносят картинки со словами и фразами по теме. (индивидуальная/парная) ИЛИ Решают кроссворд (индивидуальная/парная) | Познавательные: устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения. Регулятивные: соотнесение результатов учебной деятельности с заданными образцами |
Изучение нового материала и первичное использование. Задание №1. Рассмотреть картинки и послушать запись интервью без опоры на текст; ответить на вопрос задания (записать название стран). Слушать запись повторно, с опорой на текст. Ученикам предлагается догадаться о значении новых для них Л.Е. по контексту. Заполнить таблицу , используя полученную информацию). Задание № 2.Ролевая игра «В международном детском лагере» . Учащиеся в группах выбирают персонажа из интервью, и, опираясь на данный материал и информацию из таблицы разыгрывают диалог. | Ставит аудиозапись, контролирует выполнение задания Разбирает с учениками задание, помогает им распределить роли. | Слушают аудиозапись, записывают название стран из текста. (индивидуально) Слушать запись повторно, с опорой на текст, догадаться о значении новых для них Л.Е. по контексту. Заполняют таблицу. (Начало учебного года, время начала уроков, должны/не должны носить школьную форму, ланч в школе) Выбирают персонажа, разыгрывают диалоги с опорой на изученный на уроке материал. (групповая) | Познавательные (работа с информацией): выбирать и систематизировать информацию различных видов и форм представления; Регулятивные (самоорганизация): выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей Коммуникативные: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; Регулятивные: (эмоциональный интеллект): управлять собственными эмоциями; принятие себя и других: принимать себя и других, не осуждая. |
Контроль/ Самоконтроль Задание №3 Работа в группах.(Бригадный метод). Задание: прочитать 2 эл.письма, где дети высказывают своё мнение о школьной форме. Аргументы «за» и «против» занести в таблицу. | Разбирает с учениками задание, помогает им поделиться на группы, контролирует выполнение. | Каждая группа читает по 1 письму, заносит данные в таблицу; командир озвучивает ответы. Слушают ответы одноклассников. (групповая). | Познавательные (работа с информацией): выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию из письменных источников; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Коммуникативные: публично представлять результаты выполненного задания. |
Рефлексия Домашнее задание: придумать 1 аргумент «за» и 1 «против» школьной формы. (элемент развития критического мышления «двойной дневник» ) . | Совместно с детьми подводит итог урока, просит дополнить фразы о том, чему ученики научились за урок, достигли или нет целей урока. Задает д.з. | Совместно с учителем подводят итог урока, используя фразы, рассказывают о том, что узнали/ чему научились на уроке. I have revised…. I have learnt….. Now I know/can… speak about understand the information say my opinion on | Регулятивные (самоконтроль): владеть способами самоконтроля и рефлексии; давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели и условиям. Коммуникативные (общение): выражать себя (свою точку зрения |
Литература
- УМК “FORWARD” под редакцией М.В. Вербицкой . Издательский центр «Винтана Граф» 2019 год.
- Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок иностранного языка.
В данном материале рассмотрены требования к современному уроку иностранного языка. Приводятся примеры из педагогического опыта....
Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.
Главная задача современного урока - всестороннее развитие обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов, формирование его личности, его познаватель...
Эффективность использования ЦОР на современном уроке иностранного языка.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...
Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.
Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения ур...
Проектирование современного урока иностранного языка.
Современный урок иностранного языка требует от педагога иного взгляда на цели и задачи урока ,а также на изменившиеся роли обучающихся и учителя на уроке.Данный материал содержит рекомендации по видам...
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....