Современный урок иностранного языка
статья

Ольга Владиславовна Небелюк

Как построить урок иностранного языка с учетом обновленных ФГОС третьего поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_inostrannogo_yazyka.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск

«Современное образование – опыт, достижения, ресурсы»

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Небелюк Ольга Владиславовна

учитель английского языка

МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Введение.

Сегодня в системе школьного образования происходят существенные изменения. С 1-го сентября 2022г. во всех школах страны введены обновленные ФГОС третьего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации в том числе единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания, с целью реализации равных возможностей получения качественного основного общего образования;
  • государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения;
  • доступность и равные возможности получения качественного основного общего образования;
  • освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций;

Актуальность представленного материала я вижу в раскрытии особенностей построения современного урока иностранного языка в школе в связи с введением и внедрением в систему образования нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Цель: разработать учебное занятие согласно требованиям обновленных ФГОС.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть требования ФГОС к построению современного урока иностранного языка;
  • рассмотреть структуру и содержание современного урока иностранного языка;
  • разработать методические рекомендации для построения современного урока иностранного языка в школе в соответствии с ФГОС

Основная часть.

Современный урок – это урок, построенный в соответствии с требованиями обновленных ФГОС третьего поколения. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход. Понятие системно – деятельностного подхода было введено исследователями – психологами в 1985г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Системно – деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно – деятельностный подход – это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной, коммуникативной, регулятивной деятельности школьника.

Понятие «деятельность».

Ключевое место в системно - деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения – специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека.

Особенности реализации системно – деятельностного подхода.

  • Новые знания не даются в готовом виде! Обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности!
  • Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
  • Ключевой технологический элемент : ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.).
  • Ведущие профессиональные умения учителя: конструирование эвристической ситуации, применение методов, которые позволяют учащемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем.

Профессиональная деятельность учителя в условиях обновлённых ФГОС.

Необходимо исключить

Нужно стремиться

Цель

Передача готовых знаний

Развитие умений по открытию и применению знаний

Обучающая деятельность

Учитель–транслятор знаний.

Ориентация на «среднего» ученика.

Фронтальная работа

Учитель-организатор учебной деятельности.

Дифференциация требований.

Групповая и индивидуальная работа

Учебные задания

Репродуктивные задания

на повторение

и запоминание

Продуктивные задания на

формирование УУД, на применение знаний, интеграцию, перенос знаний

В рамках обновленных ФГОС используются такие образовательные технологии, как:

Проблемное обучение - обучение на основе «учебных ситуаций», организации условий, провоцирующих учебную деятельность.

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Проектное обучение - лозунг проектного обучения: Все из жизни, все для жизни! Триада проекта – замысел – реализация - продукт.

Развитие критического мышления -

  • Мозговой штурм (парная и групповая)
  • Кластеры (выделение смысловых единиц текста)
  • ИНСЕРТ (маркировка текста значками по мере его чтения) («√» -уже знал, «+» -новое, «--» -думал иначе, «?» -не понял вопрос)
  • Дерево предсказаний по теме (ствол -тема, ветви -предположения, листья -обоснования, аргументы)
  • Чтение с остановками (задать вопрос к блоку материала)

Отображение полученной информации (схема «Фишбоун», концептуальная таблица, денотатныйграф)

  • Двойной дневник; за и против
  • Синквейн, даймонд

Современное учебное занятие.

Основные проектируемые компоненты урока

  • Определение цели
  • Отбор содержания
  • Проектирование системы учебных заданий
  • Выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока

Максимы:

  • Учебное занятие состоит из этапов
  • На всех этапах организуется учебная деятельность
  • Учебная деятельность представляет собой систему учебных задач

Учебное занятие разделено на этапы, на каждом этапе:

  • Организация разных видов и форм учебной деятельности
  • Нацеленность на формирование планируемых результатов обучения
  • Наличие обратной связи

Основные виды учебных занятий

  • Урок изучения нового материала
  • Урок обобщения и систематизации изученного
  • Комбинированный урок
  • Урок проверки и оценки знаний

Этапы комбинированного урока

  • Мотивационно-целевой этап - принятие проблемы, формулирование целей

учебного занятия.

  • Актуализация опорных знаний + изучение нового материала - решение учебных задач по актуализации знаний, открытию нового знания.
  • Самоконтроль и самооценка – соотнесение результатов учебной деятельности с заданными образцами.
  • Рефлексия учебной деятельности - оценка собственного результата учебной деятельности.

Учебная задача и учебное задание

Основа учебной деятельности - решение учебных задач. Учебная задача-задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях. Учебное задание - средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.

Цели и планируемые результаты учебного занятия.

Цели и планируемые результаты УЗ проектируются в контексте:

1)Целей изучения учебного предмета (представлена в Федеральной РП по предмету)

2)Планируемых результатов освоения учебного предмета (представлена в Федеральной РП по предмету)

Цели иноязычного образования становятся более сложными по структуре, формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и, соответственно, воплощаются в личностных, метапредметных/общеучебных/

универсальных и предметных результатах обучения.

На прагматическом уровне целью иноязычного образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная компетенции:

речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;

социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

Планируемые результаты

Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение обучающимися результатов, отвечающих требованиям ФГОС к освоению основной образовательной программы основного общего образования. Планируемые результаты делятся на личностные, метапредметные и предметные.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья

и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, ценности научного познания, личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обу-

чающегося к изменяющимся условиям социальной и природной

среды.

Метапредметные результаты включают в себя овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия; 2) базовые исследовательские действия; 3) работа с информацией.

коммуникативными действиями: 1) общение; 2) совместная деятельность.

регулятивными действиями: 1) самоорганизация; 2) самоконтроль; 3) эмоциональный интеллект; 4) принятие себя и других.

Предметные результаты по учебному предмету «Иностранный (английский) язык» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной).

Личностные и метапредметные результаты представлены суммарно, вне контекста предметного содержания и не разведены по годам обучения.

Предметные результаты планируются в соответствии с содержанием раздела Федеральной рабочей программы «Предметные результаты», с предметным содержанием учебного занятия и разбиты по годам обучения.

Критерии результативности урока

  • Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  • Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.
  • Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  • Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
  • Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Заключение

Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся.

Разработка урока: смотреть приложение

Литература.

  1. «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных

ФГОС ООО, ФГОС СОО» ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.

  1. Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.
  2. Государственная политика в сфере Общего Образования Российской Федерации. Академия Минпросвещения России. Электронный ресурс - Режим доступа: https\\
  3. Хуснутдинова Альбина Мельсовна «Современный урок иностранного языка»

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск

«Современное образование – опыт, достижения, ресурсы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«СРАВНИВАЕМ ШКОЛЫ В РАЗНЫХ СТРАНАХ»

Небелюк Ольга Владиславовна

учитель английского языка

МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»

Предмет: английский язык
Тема: Comparing schools in different countries.
Класс: 7
УМК : FORWARD, авторы: Вербицкая М.В. и др.
Тип урока: изучение нового материала.

Цели: речевая компетенция — развитие коммуникативных умений по теме «Школа/школьная жизнь».

языковая компетенция — овладение новыми Л.Е. по данной теме.

социокультурная компетенция — приобщение к традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках темы.

Планируемые результаты

Личностные: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды.

Предметные: говорение: вести диалог/беседу в рамках темы урока; аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи; письменная речь: заполнять таблицы с указанием личной информации;

Метапредметные: Познавательные: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов; делать выводы на основе умозаключений, формулировать гипотезы. 2) работа с информацией: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации. Коммуникативные : 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. Регулятивные (самоорганизация): выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Регулятивные: (эмоциональный интеллект): управлять собственными эмоциями; принятие себя и других: принимать себя и других, не осуждая. Регулятивные (самоконтроль): владеть способами самоконтроля и рефлексии; давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент

Фонетическая разминка

Приветствует учеников, выясняет отсутствующих;

проводит фонетическую зарядку

Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Выполняют фонетическую зарядку

Коммуникативные: общение на А.Я.

Коммуникативные: отработка произносительной стороны речи на А.Я.

Проблематизация (введение в тему)

Прием «Эвристическая беседа»

Включает детскую песню на А.Я. о школе.

Задает вопросы из разряда «did you know, that…?”(подводит учеников к определению более конкретной темы урока.

Слушают песню, пытаются определить тему песни.

Слушают вопросы, дают ответы. Совместно с учителем формулируют тему урока..

Познавательные: умение определить общую мысль текста (песни).

Познавательные: делать вывод, формулировать гипотезу.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Актуализация

1. На слайде демонстрируются картинки и опорные Л.Е. Задание: соотнесите картинки со словами и фразами.)

ИЛИ

2. Решение кроссворда

Формулирует задание, контролирует выполнение

Соотносят картинки со словами и фразами по теме. (индивидуальная/парная)

ИЛИ

Решают кроссворд (индивидуальная/парная)

Познавательные: устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения.

Регулятивные: соотнесение результатов учебной деятельности с заданными образцами

Изучение нового материала и первичное использование.

Задание №1. Рассмотреть картинки и послушать запись интервью без опоры на текст; ответить на вопрос задания (записать название стран).

Слушать запись повторно, с опорой на текст. Ученикам предлагается догадаться о значении новых для них Л.Е. по контексту.

Заполнить таблицу , используя полученную информацию).

Задание № 2.Ролевая игра «В международном детском лагере» . Учащиеся в группах выбирают персонажа из интервью, и, опираясь на данный материал и информацию из таблицы разыгрывают диалог.

Ставит аудиозапись, контролирует выполнение задания

Разбирает с учениками задание, помогает им распределить роли.

Слушают аудиозапись, записывают название стран из текста. (индивидуально)

Слушать запись повторно, с опорой на текст, догадаться о значении новых для них Л.Е. по контексту. Заполняют таблицу.

(Начало учебного года, время начала уроков, должны/не должны носить школьную форму, ланч в школе)

Выбирают персонажа, разыгрывают диалоги с опорой на изученный на уроке материал. (групповая)

Познавательные (работа с информацией): выбирать и систематизировать информацию различных видов и форм представления;

Регулятивные (самоорганизация):

выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей

Коммуникативные: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

Регулятивные: (эмоциональный интеллект): управлять собственными эмоциями;

принятие себя и других:

принимать себя и других, не осуждая.

Контроль/ Самоконтроль

Задание №3 Работа в группах.(Бригадный метод). Задание: прочитать 2 эл.письма, где дети высказывают своё мнение о школьной форме. Аргументы «за» и «против» занести в таблицу.

Разбирает с учениками задание, помогает им поделиться на группы, контролирует выполнение.

Каждая группа читает по 1 письму, заносит данные в таблицу; командир озвучивает ответы. Слушают ответы одноклассников.

(групповая).

Познавательные (работа с информацией): выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию из письменных источников; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации.

Коммуникативные: публично представлять результаты выполненного задания.

Рефлексия

Домашнее задание: придумать 1 аргумент «за» и 1 «против» школьной формы. (элемент развития критического мышления «двойной дневник» ) .

Совместно с детьми подводит итог урока, просит дополнить фразы о том, чему ученики научились за урок, достигли или нет целей урока.

Задает д.з.

Совместно с учителем подводят итог урока, используя фразы, рассказывают о том, что узнали/ чему научились на уроке.

I have revised….

I have learnt…..

Now I know/can…

speak about

understand the information

say my opinion on

Регулятивные (самоконтроль): владеть способами самоконтроля и рефлексии; давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели и условиям.

Коммуникативные (общение): выражать себя (свою точку зрения

Литература

  1. УМК “FORWARD” под редакцией М.В. Вербицкой . Издательский центр «Винтана Граф» 2019 год.
  2. Примерная рабочая программа основного общего образования Английский язык. ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования Министерства Просвещения РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок иностранного языка.

В данном материале рассмотрены требования к современному уроку иностранного языка. Приводятся примеры из педагогического опыта....

Современный урок иностранного языка. Обобщение опыта работы.

Главная задача современного урока - всестороннее развитие  обучающегося, усвоение им культурных норм, правил поведения, ценностей и идеалов,  формирование его личности, его  познаватель...

Эффективность использования ЦОР на современном уроке иностранного языка.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Современный урок иностранного языка: способ проектирования, методические принципы, структурные элементы.

Данный материал посвящен проблемам ведения современного урока иностранного языка в свете стандартов второго поколения. Внимание будет уделено проектированию урока, методическим принципам построения ур...

Проектирование современного урока иностранного языка.

Современный урок иностранного языка требует от педагога иного взгляда на цели и задачи урока ,а также на изменившиеся роли обучающихся и учителя на уроке.Данный материал содержит рекомендации по видам...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Выступление на секции учителей аиностранных языков о методах, приёмах, технологиях, формах работы и видах уроков, применяемых учителями на современных уроках иностранного языка в условиях реализации Ф...

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

Методы, приёмы, технологии, формы работы и виды уроков, применяемые учителем на современных уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС....