Инклюзивное трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ
материал
Предварительный просмотр:
Строкова Ксения Сергеевна
Педагог-психолог ГБПОУ СПЦ № 5 с. Горнозаводска
Инклюзивное трудоустройство лиц с инвалидностью и ОВЗ
К наиболее уязвимым на рынке труда категориям выпускников относятся молодые люди, имеющие инвалидность и ограничения по здоровью.
Мне близка точка зрения Дарьи Феликсовны Романенковой - кандидата педагогических наук, доцента, заместителя начальника, ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Челябинского государственного университета, что молодые инвалиды-выпускники, получившие профессиональное образование, должны выделяться как особая категория нуждающихся в трудоустройстве, для которой необходимо применение адресных форм и методов работы.
По данным Агентства по труду и занятости населения Сахалинской области на 15 апреля 2024 года - на сегодняшний день в регионе для инвалидов зарезервировано 1600 рабочих мест в счет квоты. 1250 из них уже заняты людьми с инвалидностью, 350 рабочих мест ожидают своих работников.
Это говорит за то, что рынок труда нуждается в «особенных» выпускниках среднего профессионального образования. В том числе и в выпускниках с ментальными отклонениями.
Помимо адресного подхода к процедуре непосредственно трудоустройства выпускников инвалидов и ЛОВЗ необходимо уже на стадии обучения проводить со студентами ОВЗ большую работу по формированию у них таких компетенций, как осознанное самостоятельное планирование, корректировка и реализация профессиональной карьеры.
С целью помощи обучающимся в вопросах профессионального самоопределения, осознания своих личностных особенностей и возможностей необходимых для успешного освоения выбранной профессии и последующего эффективного трудоустройства в нашем образовательном учреждении реализуются программы: «Профильный труд», «Коммуникативный практикум» «Психология личности и профессионального самоопределения».
Процесс формирования профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью, может быть затруднен в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний и представлений о своей личности, психологических особенностях и возможностях, бедностью интересов, неадекватностью самооценки. Сложность для таких обучающихся представляется в соотнесении предпочтений со своими возможностями. В основе успешного профессионального обучения, последующего трудоустройства, а также эмоционального благополучия обучающихся VIII вида лежит осознание своих индивидуальных особенностей и качеств личности, необходимых для освоения выбранной профессии.
В нашем образовательном учреждении ежегодно с обучающимися первого курса проводится анкетирование «Мотивы выбора профессии», результаты которого показывают, что большинство обучающихся выбирают профессию неосознанно, под влиянием внешних факторов (педагогов, родителей, друзей, доступности учреждения), следовательно задача педагогического коллектива, способствовать развитию устойчивой мотивации к выбранной профессии, формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Все это во многом является составляющим профессионального успеха и последующего эффективного трудоустройства.
Программа «Психология личности и профессионального самоопределения» представляет собой программу тренинговых занятий для обучающихся по основной (адаптированной) образовательной программе профессионального обучения VIII вида. Основными формами работы выступают ролевые (демонстрирующие) игры и групповая дискуссия.
Данная программа направлена на развитие самосознания, самопознания и саморазвития студентов с ментальными нарушениями. Она включает в себя изучение индивидуальных особенностей личности, формирование адекватной самооценки, развития навыков саморегуляции и управления стрессом. В рамках программы проводятся тренинги по развитию коммуникативных навыков, уверенности в себе, способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор, а также по формированию навыков планирования и достижения целей, построению жизненной перспективы. Это позволяет будущим специалистам лучше адаптироваться к условиям современного рынка труда и успешно находить работу, соответствующую их возможностям и потребностям.
- Программа «Развития коммуникативной компетенции», представляет собой комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми. В процессе занятий студента учатся устанавливать контакт, слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и чувства, а также разрешать конфликты. Практикум также включает в себя обучение основам делового этикета, правилам поведения на собеседовании и в рабочей среде. Это позволяет студентам чувствовать себя уверенно и комфортно в различных ситуациях, связанных с трудоустройством и профессиональной деятельностью.
- Факультатив «Профильный труд» направлен на подготовку обучающихся с ментальными нарушениями непосредственно к трудовой деятельности и включает в себя следующие аспекты:
- 1. Информирование о возможностях трудоустройства в нашем регионе. Студенты получают информацию о предприятиях и организациях, куда они могут трудоустроиться после окончания обучения.
- 2. Обучение пользованию сайтами для поиска работы. Студенты учатся искать вакансии, составлять резюме, которое будет привлекать работодателей и подчеркивать их профессиональные навыки.
- 3. Обучение этапам поиска работы. Студентов знакомят с процессом поиска работы и прохождением собеседования.
- 4.Обучению пользованием ресурсами Интернет для поиска работы. Студенты учатся использовать различные онлайн-ресурсы, такие как HeadHunter, «Работа в России» и другие, для поиска вакансий и установления контактов с потенциальными работодателями.
- Таким образом, реализуемые в нашем образовательном учреждении программы играют важную роль в процессе трудоустройства обучающихся с ментальными нарушениями. Они способствуют развитию самосознания, коммуникативных навыков и адаптационных способностей, помогает им подготовиться к самостоятельной жизни, получить необходимые знания и навыки для успешной карьеры, что делает процесс трудоустройства более успешным и доступным для этой категории студентов.
- Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий озвучил процент трудоустроенных среди инвалидов и лиц с ОВЗ
- в 2023 году она составила 26,9%
- в 2022 году 26.2%
- в 2021 году 25,5%
Год | Доля трудоустроенных инвалидов и ЛОВЗ (данные Мониторинга занятости инвалидов министерства труда и социальной защиты российской федерации Приказ от 28 июня 2021 года № 425) | Доля трудоустроенных инвалидов и ЛОВЗ (данные ГБПОУ СПЦ №5) |
2023 | 26.9 % | 53 % |
2022 | 26,2% | 51 % |
2021 | 25,5% | 43,8 % |
- На сегодняшний день процесс поиска работы и непосредственно трудоустройства для выпускников с инвалидностью и ограничениями здоровья требует комплексного подхода.
- Дальнейшее развитие системы социальной и профессиональной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ на рынке труда должно быть направлено на улучшение качества информационного сопровождения работодателей, развивать программы поддержки и адаптации на рабочих местах.
- Мы столкнулись с тем, что, работодатель не готов принимать на работу выпускников с ментальными нарушениями развития в силу их особенностей. Или же после определенного срока работы, уже трудоустроенного выпускника может ждать увольнение, так как работодатель сталкивается со сложностями в выполнении трудовых обязанностей и необходимости дополнительных мер поддержки.
- Работодатели приглашаются в наше образовательное учреждение на круглые столы, но в связи с особой занятостью и по большей части не заинтересованностью эти мероприятия игнорируются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"
Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...
Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования
В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"
Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...
Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»
Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...
От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию
Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...
Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МИНИМУМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ: ПЕРВЫЙ ШАГ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ТРУДОУСТРОЙСТВУ"
В статье раскрывается понятие профминимум и последовательность внедрения его в школе для обучающихся с ОВЗ....