МЕТОД ПРОЕКТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ
проект (8 класс)

ГЛУЩЕНКО НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА

 Примеры использования проектной технологии на уроках математики и физики в педагогической практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glushchenko_n.s._1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТНОЙ И ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Глущенко Н. С.

Учитель математики и физики филиала МОУ-СОШ с. Лебедевка Краснокутского района Саратовской области в с. Карпенка

Предмет математики

настолько серьезен, что

полезно не упустить случая

сделать его немного

занимательным.

Б. Паскаль

 Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в образовательном учреждении? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, тогда почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?  Заниматься математикой на уроках и дома некоторым учащимся становится все сложнее и сложнее. А впереди ОГЭ по математике, еще серьезнее ЕГЭ… И тогда учитель использует все возможные методы и технологии, способные привлечь ученика к изучению предмета математика.

 Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.

Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, с одной стороны, и снижение интереса к учебе, в том числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование в своей профессиональной деятельности наряду с другими методиками технологию проектного обучения.

Проанализировав ситуацию в классах, в которых преподаю математику, пришла к выводу: математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы.

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

         В своей учебной деятельности я предлагаю учащимся использовать как групповые, так и индивидуальные проекты, информационные и практико-ориентированные. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения.

 Учащиеся, у которых я преподаю математику и физику, создали уже достаточно много проектных работ, например, такие как,

«Многогранники», «Площадь боковой поверхности пирамиды», «Математика в жизни», «Золотое сечение», «Горящая свеча», «Проценты», «Стоимость продуктового набора», «Человек и наушники»  и многие другие.

          Сегодня хочу рассказать о проекте по математике и физике «Качество продуктов», который выполняли учащиеся 8 класса.  Цель проекта была применить законы физики для оценки качества продуктов питания, предлагаемых в сети магазинов «Магнит» и «Гроздь» города Красный Кут, с использованием математического аппарата для обработки данных.  Для выполнения различных физических экспериментов ребята приобрели в магазинах «Магнит» и «Гроздь» города Красный Кут одинаковый набор продуктов: хлеб, мед, яйцо. В кабинете физики подготовили все необходимые для экспериментальной работы физические приборы, а далее началась экспериментальная часть проекта: определение плотности хлеба различных сортов по санитарно- гигиеническим нормам; измерение  влажности меда разных сортов по плотности его водного  раствора, так как содержание воды в меде характеризует его зрелость и определяет пригодность для длительного хранения. И третий эксперимент определил по индексу свежести, вычисляемому по сложной математической формуле, свежесть яиц, которая характеризует их биологическую и пищевую ценность.

          В ходе исследований ребятам пришлось очень много вести расчетов, работать со статистическими данными, составлять таблицы результатов выполненных экспериментов, но это их ни чуть не напрягало и работа выполнялась с большим интересом и удовольствием.  А когда ребята подвели итоги, сделали презентацию и буклет своего проекта, выступили на научно - практической конференции, проводимой СГАУ в г. Красный Кут, заняли там первое место, то радости и удовлетворения от проделанной работы мои ученики испытали много. А еще важно то, что, работая над проектами, они убедились в главном: какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.

          Сегодня эти ребята, отлично сдавшие ЕГЭ, студенты РАНХиГС г. Саратова, и уже там они создают новые проекты по математике, с которыми выступают на различных конференциях и занимают призовые места.  А не в этом ли суть нашей с вами деятельности: выпустить в жизнь умного, творческого и успешного человека.

           А я продолжаю дальше работать с детьми, и волею судьбы мне пришлось заниматься математикой еще и в начальной школе. У меня появились первоклашки, с которыми мы уже дошли до третьего класса. И теперь я пытаюсь заинтересовать математикой моих маленьких учеников, используя метод проектов, но уже на уровне начальной школы.  Потому что от эффективности математического развития ребёнка в этом возрасте зависит успешность обучения математике в старшей школе.

           Проектов пока немного и, конечно, они по своей сути краткосрочные. но они очень помогают мне развивать у учеников самостоятельность, способность принимать решения и умение работать в команде.  

           Проект, о котором я сегодня хотела бы рассказать, был выполнен в разновозрастной группе, то есть участниками работы были учащиеся третьего класса, с одной стороны, и восьмого – с другой. На подготовительном этапе учениками восьмого класса подбирались задачи (задания), в которых необходимо применять математические приборы с простыми и сложными шкалами, геометрические фигуры, нестандартные мерки и т. д., чтобы ученики третьего класса могли на практике применить полученные знания или получить во время работы новые. Когда отбор заданий к экспериментальной работе был завершён, то старшеклассники приступили к подготовке оборудования: бумажные круги; листы в клетку, полоски бумаги; два отрезка на бумаге; многоугольники.     Накануне выполнения работы для учащихся третьего класса была проведена консультация по материалу, используемому в работе и по методике проведения работы (порядок прохождения работ, книжечка для подсчётов и отметок о выполнении). Эта консультативно-разъяснительная работа ведется заранее, чтобы в процессе выполнения самой лабораторной не тратить время на решение организационных вопросов. Защиту работ принимали также старшеклассники, для чего прошли инструктаж и консультацию по критериям оценки работ. С моей стороны осуществлялась работа по наблюдению за данным процессом и оказанию необходимой помощи по возникшим вопросам.  

            Какие задания были предложены ребятам, вы сейчас узнаете, потому что я вам предлагаю их сейчас выполнить.

             Работа № 1

1. Начертите луч ОК.

2. Начиная от точки О, «прокатите» по лучу круг, сделав один оборот.

Поставьте точку М.

3. Измерьте длину ОМ — это длина окружности, обозначаемая С.

С =      ?

4. Путём перегиба круга. Найдите длину диаметра: d =     ?

Чему равно число, полученное в результате деления С на d

(приближённо)? Все замеры и вычисления приведите в карточке.

Работа № 2

1. Начертите и вырежьте остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольник.

2. С помощью перегиба углов треугольников получите биссектрисы треугольников.

У вас должно получиться свойство: «Биссектрисы углов треугольника

пересекаются в одной точке». Результат работы закрепите в карточке.

Работа№ 3.

Измерьте только два отрезка фигуры АВСД.

Вычислите площадь АВС. Измерения и результаты запишите в

карточку.

           Спасибо вам всем большое за работу, для вас она закончилась. А мы с ребятами, участниками проекта, конечно же сделали выводы, обсудили результаты работы и оформили их в виде книжки – малышки. А самое главное, я увидела неподдельный интерес у моих учеников к геометрическим фигурам и их свойствам.

             Надеюсь, что и они, став взрослыми, также как вы, будут помнить, что такое окружность и ее диаметр, треугольник и его биссектриса, прямоугольник и его площадь. А это уже победа для меня, как учителя математики.

             

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Использование методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности на уроках математики

Основная цель – привитие интереса к предмету, оптимизация  познавательной активности....

Групповая форма учебной деятельности на уроках математики

Данная статья представляет собой опыт работы с одаренными учащимися на уроках математики. Учитель, на конкретном примере  показывает, как можно организовать урок повторения и систематизации знани...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики

Хороший образ: математика - это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Обычных учащихся можно научить не бояться заходить в любой лес, видеть ...

презентация по теме "Методы мотивации и стимулирования деятельности на уроках математики"

Методы мотивации и стимулирования деятельности при подготовке к ГИА и ЕГЕ...