ПК 4.2
материал
Анализировать и моделировать предметно-развивающую среду в кабинете музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evstefeeva_kabinet_muzyki.pptx | 2.46 МБ |
kabinet_muzyki_tekst.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Макет кабинета музыки, включающий в себя: рабочую зону, учебную зону, зону ИКТ, информационную зону и зону учителя
Предварительный просмотр:
Кабинет музыки
Для того, чтобы успешно развить и значительно повысить культурно-интеллектуальный потенциал подрастающего поколения целесообразно в учебных кабинетах организовывать специальные условия для проведения уроков музыки:
- организовать учебное помещение, которое всецело будет соответствовать нормам и требованиям СанПин;
- оснащение класса, мебель должны соответствовать общепринятым государственным стандартам: ГОСТ 22046-89, ГОСТ 18313-93, ГОСТ 19549-86, ГОСТ 11016-93, предъявляющие требования относительно мест хранения учебных принадлежностей, а также некоторым специальным параметрам и функциям школьной мебели;
- сегодня кабинет музыки должен быть оснащен современным и качественными образовательными техническими средствами;
- на уроке в нужном количестве должны находиться музыкальные инструменты с целью проведения практических занятий;
- учебно-методический комплекс урока музыки должен соответствовать всем требованиям и подготовлен заранее для каждой образовательной ступени;
- классная библиотека должна быть укомплектована соответствующей нотной и музыкальной литературой, а также необходимыми сегодня аудио- и видеоматериалами;
- и самое важное: обязательное наличие компетентного и творчески развитого преподавателя музыки.
Современные технические, санитарные и образовательные требования, предъявляемые к кабинету музыки
Согласно принятым ФГОС нового поколения все кабинеты музыки в современных школах России должны соответствовать следующим нормам:
Санитарно-гигиенические условия:
- строгое и неукоснительное соблюдение всех СанПинов;
- соблюдение чистоты и порядка в классе;
- регулярное проветривание помещения;
- соблюдение всех норм пожаробезопасности.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение класса музыки необходимой мебелью, стеллажами и шкафами;
- оснащение процесса обучения современными техническими средствами;
- подключение кабинета к сети Интернет;
- оснащение кабинета необходимой учебной наглядностью: стенды, плакаты, портреты, буклеты и т.д.
Обеспечение учебно-методическими пособиями:
- приобретение учебников, учебных пособий, сборников, музыкальных дисков.
Регламент деятельности заведующего классом музыки:
- содержание кабинета в строгом соответствии со всеми санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение сохранности всех технических средств обучения, а также другого учебного инвентаря (музыкальных инструментов);
- уход и охрана классного имущества;
- своевременное совершенствование учебно-методического материала;
- соблюдение всех общепринятых правил безопасности на уроке;
- ведение и поддержание паспорта класса музыки.
Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования кабинета музыки
Документация:
- паспорт кабинета музыки
- учебно-методическое обеспечение (программа, стандарты образования)
- график работы кабинета музыки
- календарно-тематическое планирование уроков музыки
- план работы и журнал учёта работы музыкального руководителя
- инструкции по ТБ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»
- Примерная программа основного общего образования по музыке
- Авторские программы по музыке
- Хрестоматии с нотным материалом для каждого года обучения
- Сборники песен и хоров для хорового пения в классе и школьном хоре для разных возрастных составов
- Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
- Методические журналы по искусству
- Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки
- Учебники по музыке
- Рабочие/творческие тетради /блокноты
- Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
- Справочные пособия, энциклопедии (музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, словари основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства).
Печатные пособия:
-Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности;
- Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;
- Комплект портретов композиторов; портреты исполнителей;
(примечание: могут содержаться в настенном варианте, в индивидуально раздаточном варианте, в полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях)
- Атласы музыкальных инструментов;
- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал:
- Карточки с признаками характера звучания
- Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств
- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности
Игры и игрушки:
- Театральные куклы для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности;
Информационно-коммуникационные средства (в перспективе):
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники;
Примечание: могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения текущего и итогового контроля уровня подготовки учащегося.
- Электронные библиотеки по искусству (включая энциклопедии, альбомы, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фотографии, анимацию). Могут размещаться на CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте на базе образовательного учреждения.
Технические средства обучения:
- Музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей (аудиокассеты)
- (в перспективе) мультимедийный компьютер со звуковой картой
- Видеомагнитофон или CD/DVD-проигрыватель
- Телевизор (диагональ не менее 72 см)
- Мультимедиапроектор
-Слайд-проектор
- Экран (на штативе или подвесной)
Экранно-звуковые пособия:
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
- Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
- Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей
- Видеофильмы с записью фрагментов балетных спектаклей
- Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых коллективов и оркестров
- Видеофильмы с записью фрагментов мюзиклов
- Слайды
Учебно-практическое оборудование:
- Музыкальные инструменты (пианино\рояль, баян\аккордеон, скрипка, гитара)
- Клавишный синтезатор
- Детские клавишные синтезаторы
- Комплект детских музыкальных инструментов (блок-флейта, колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны, народные инструменты (свистульки, трещотки, деревянные ложки и другие), дирижёрская палочка)
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций
- Комплект знаков нотного письма на магнитной основе
- Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки, тетради, альбомы для рисования, цветные и простые карандаши, ластики);
- Специализированная учебная мебель (индивидуальные столы и стулья для учащихся, учительский стол и стул)
- Стеллажи/шкафы для наглядных пособий, нот, учебников и др.
- Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)
- Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля (не менее двух электрогитар и ударная установка).
психолого-педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды:
- Насыщенность среды: соответствие возрастным возможностям детей, предоставление необходимых и достаточных возможностей для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
- Трансформируемость пространства: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональность материалов: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
- Вариативность среды: наличие в группе разных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
- Доступность помещений: свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Безопасность среды: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны следующие Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов:
При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Требования к воздушно-тепловому режиму
Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С.
Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°С.
. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;
Требования к естественному и искусственному освещению
Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 -70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
Требования к размещению и хранению учебного оборудования
Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.
Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкафВ верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд, альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты дляуроков трудового обучения и изобразительного искусства в нижней части лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: карандаши, альбомы для рисования,наборы счетных палочек.
Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены.
Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам.