ПК 4.2
материал

Евстефеева Анастасия Денисовна

Анализировать и моделировать предметно-развивающую среду в кабинете музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evstefeeva_kabinet_muzyki.pptx2.46 МБ
Файл kabinet_muzyki_tekst.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Макет кабинета музыки

Слайд 2

Макет кабинета музыки, включающий в себя: рабочую зону, учебную зону, зону ИКТ, информационную зону и зону учителя



Предварительный просмотр:

Кабинет музыки

Для того, чтобы успешно развить и значительно повысить культурно-интеллектуальный потенциал подрастающего поколения целесообразно в учебных кабинетах организовывать специальные условия для проведения уроков музыки:

  • организовать учебное помещение, которое всецело будет соответствовать нормам и требованиям СанПин;
  • оснащение класса, мебель должны соответствовать общепринятым государственным стандартам: ГОСТ 22046-89, ГОСТ 18313-93, ГОСТ 19549-86, ГОСТ 11016-93, предъявляющие требования относительно мест хранения учебных принадлежностей, а также некоторым специальным параметрам и функциям школьной мебели;
  • сегодня кабинет музыки должен быть оснащен современным и качественными образовательными техническими средствами;
  • на уроке в нужном количестве должны находиться музыкальные инструменты с целью проведения практических занятий;
  • учебно-методический комплекс урока музыки должен соответствовать всем требованиям и подготовлен заранее для каждой образовательной ступени;
  • классная библиотека должна быть укомплектована соответствующей нотной и музыкальной литературой, а также необходимыми сегодня аудио- и видеоматериалами;
  • и самое важное: обязательное наличие компетентного и творчески развитого преподавателя музыки.

Современные технические, санитарные и образовательные требования, предъявляемые к кабинету музыки

Согласно принятым ФГОС нового поколения все кабинеты музыки в современных школах России должны соответствовать следующим нормам:

Санитарно-гигиенические условия:

  • строгое и неукоснительное соблюдение всех СанПинов;
  • соблюдение чистоты и порядка в классе;
  • регулярное проветривание помещения;
  • соблюдение всех норм пожаробезопасности.

Материально-техническое обеспечение:

  • оснащение класса музыки необходимой мебелью, стеллажами и шкафами;
  • оснащение процесса обучения современными техническими средствами;
  • подключение кабинета к сети Интернет;
  • оснащение кабинета необходимой учебной наглядностью: стенды, плакаты, портреты, буклеты и т.д.

Обеспечение учебно-методическими пособиями:

  • приобретение учебников, учебных пособий, сборников, музыкальных дисков.

Регламент деятельности заведующего классом музыки:

  • содержание кабинета в строгом соответствии со всеми санитарно-гигиеническими нормами;
  • соблюдение сохранности всех технических средств обучения, а также другого учебного инвентаря (музыкальных инструментов);
  • уход и охрана классного имущества;
  • своевременное совершенствование учебно-методического материала;
  • соблюдение всех общепринятых правил безопасности на уроке;
  • ведение и поддержание паспорта класса музыки.

Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования кабинета музыки

 

Документация:

- паспорт кабинета музыки

- учебно-методическое обеспечение (программа, стандарты образования)

- график работы кабинета музыки

- календарно-тематическое планирование уроков музыки

- план работы и журнал учёта работы музыкального руководителя

- инструкции по ТБ

 

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

- Стандарт  основного общего образования по образовательной области «Искусство»

- Примерная программа основного общего образования по музыке

- Авторские программы по музыке

- Хрестоматии с нотным материалом для каждого года обучения

- Сборники песен и хоров для хорового пения в классе и школьном хоре для разных возрастных составов

- Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

- Методические журналы по искусству

- Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки

- Учебники по музыке

- Рабочие/творческие тетради /блокноты

- Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

- Справочные пособия, энциклопедии (музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, словари основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства).

 

Печатные пособия:

-Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности;

- Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров;

- Комплект портретов композиторов; портреты исполнителей;

(примечание: могут содержаться в настенном варианте, в индивидуально раздаточном варианте, в полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях)

- Атласы музыкальных инструментов;

- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным  в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

 

 

Дидактический раздаточный материал:

-  Карточки с признаками характера звучания

- Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств

- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

 

Игры и игрушки:

- Театральные куклы для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеклассной деятельности;

 

Информационно-коммуникационные средства (в перспективе):

- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники;

Примечание: могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения текущего и итогового контроля уровня подготовки учащегося.

- Электронные библиотеки по искусству (включая энциклопедии, альбомы, аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фотографии, анимацию). Могут размещаться на CD-ROM, либо создаваться в сетевом варианте на базе образовательного учреждения.

 

Технические средства обучения:

- Музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей (аудиокассеты)

- (в перспективе) мультимедийный компьютер со звуковой картой

- Видеомагнитофон или CD/DVD-проигрыватель

- Телевизор (диагональ не менее 72 см)

- Мультимедиапроектор

-Слайд-проектор

- Экран (на штативе или подвесной)

 

Экранно-звуковые пособия:

- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

- Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

- Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей

- Видеофильмы с записью фрагментов балетных спектаклей

- Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов, хоровых коллективов и оркестров

- Видеофильмы с записью фрагментов мюзиклов

- Слайды

 

 

Учебно-практическое оборудование:

- Музыкальные инструменты (пианино\рояль, баян\аккордеон, скрипка, гитара)

- Клавишный синтезатор

- Детские клавишные синтезаторы

- Комплект детских музыкальных инструментов (блок-флейта, колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны, народные инструменты (свистульки, трещотки, деревянные ложки и другие), дирижёрская палочка)

- Аудиторная доска с магнитной поверхностью, и приспособлений для крепления таблиц, репродукций

- Комплект знаков нотного письма на магнитной основе

- Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки, тетради, альбомы для рисования, цветные и простые карандаши, ластики);

- Специализированная учебная мебель (индивидуальные столы и стулья для учащихся, учительский стол и стул)

- Стеллажи/шкафы для наглядных пособий, нот, учебников и др.

- Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

- Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля (не менее двух электрогитар и ударная установка).

психолого-педагогические требования к созданию предметно-пространственной развивающей среды:

  1. Насыщенность среды: соответствие возрастным возможностям детей, предоставление необходимых и достаточных возможностей для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  2. Трансформируемость пространства: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  3. Полифункциональность материалов: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды.
  4. Вариативность среды: наличие в группе разных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
  5. Доступность помещений: свободный доступ детей к играм и игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  6. Безопасность среды: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    При создании предметно – развивающей среды должны соблюдаться гигиенические и педагогические требования. В СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" прописаны следующие Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов:

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

-  между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,

- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.

Требования к воздушно-тепловому режиму

 Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15°С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40°С.

. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.

В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:

-   в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;

         Требования к естественному и искусственному освещению

      Естественное освещение.

Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.

В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).

Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.

Шторы   из   поливинилхлоридной   пленки   не   используются.   В   нерабочем   состоянии   шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

- для дверей, оконных рам - белый.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 -70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Требования к размещению и хранению учебного оборудования

 Для хранения учебных пособий, материалов и поделок, книг должны быть использованы секционные шкафы.

 Для каждой образовательной области должен быть выделен секционный шкафВ верхних застекленных секциях шкафов следует хранить: книжный фонд, альбомы для рисования, раздаточный изобразительный материал, дидактические игры, игрушки. В закрытых секциях удобно хранить лабораторные приборы, посуду, инструменты дляуроков трудового обучения и изобразительного искусства в нижней части  лоточной секции размещают пособия индивидуального пользования: карандаши, альбомы для рисования,наборы счетных палочек.

 Таблицы и картины, наклеенные на картон, размещают в ящиках под доской или в специальных ящиках у стены.

Рекомендуется систематизировать весь имеющийся фонд средств обучения в карточках. Карточки могут быть двух видов: карточка по видам средств обучения и по классам, темам.