Как пополнить словарный запас ребенка.
методическая разработка

Сорокина Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Как пополнить словарный запас ребенка.

        К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Просто чаще играйте в игры с ребенком  развивающие речь, мышление, фантазию.

  Первый год жизни ребенка был  подготовительным этапом к овладению речью. Общение между ребенком  и взрослым строилось в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов с помощью речи. Запас слов у годовалых детей колеблется от 2-3 слов до 15-20.

  К концу второго года речь малыша становилась основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны : бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов, употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует. Активный словарь колеблется от 100 до 300 слов.

   На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих как предметы ближайшего окружения, так и других, которыми малыш часто пользуется; в своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза. В словарном запасе  малыша преобладают существительные-60%, затем глаголы-25-27% и меньше всего прилагательные-10-12%. В речи ребенка есть все части речи за исключением числительных, причастий и деепричастий.

   На четвертом году жизни дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Словарный запас достигает

1500-2000слов.

В старшем дошкольном возрасте речь выдвигается на более значимое место в развитии детей, так как активно идет социально-коммуникативное развитие, дети общаются, задают вопросы, дискуссируют между собой- все это способствует речевому развитию детей.

  В дошкольном  возрасте рекомендуется обогащать активный словарь детей:

  существительными : названиями предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, овощей, фруктов, домашних животных, их детенышей;

  глаголами: обозначающими некоторые действия(мыть, вытирать, варить, готовить, гладить, стирать, лечить, ставить, сажать и др.);

  прилагательными: (большой, белый, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, черный, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый);

  наречиями: (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко).

  На основании расширения знаний и представлений необходимо увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, одежда, посуда , мебель и т.д.).  

  Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто сложное, становится доступным.

Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши.

 Для обогащения словаря предлагаю  некоторые  игры:

«Подскажи словечко».

 Взрослый начинает фразу, а ребенок  заканчивает ее.  

-Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.) Примеры вопросов:

 Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы теленок, а у овцы?

«Кто как передвигается?».  Кто летает, кто плывет,  Кто ползет, а кто идет?

Летают (птицы, бабочки, мухи, жуки, стрекозы, комары, мошки …).

Плавают (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы …).

Ползают (змеи, гусеницы, черви …).

Прыгают (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы …).

«Что делают эти животные?».

 Собака (стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит…).

Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается).

Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает…).

Утка (летает, плавает, ныряет, крякает…).

Ворона (летает, ходит, каркает, клюет…).

Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает…) и т. д.

Игра  «Кто чем занимается?».

 Вариант 1.

Строитель(строит), повар (варит), носильщик (носит), чертежник (чертит), рабочий (работает), уборщица (убирает), художник (рисует), фотограф (фотографирует), продавец (продает), охотник (охотится), парикмахер (стрижет), маляр (красит), врач (лечит), рыбак (рыбачит), учитель (учит), прачка (стирает), пианист (играет), писатель (пишет), пастух (пасет) и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию.

«Кто может совершать эти движения?».

Идет (Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога…).

Бежит (Человек, животное, ручей, время…).

Летит(Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время…).

Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако…).

Игра-ассоциация «Что бывает .....?».

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко, вишня…).

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, шнур…).

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…).

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…).

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь…).

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…).

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…).

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка…).

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголка, елка, проволока…).

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы, кинжал, …).

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка…).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец, река, ручей…).

Игра «Наоборот».

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает слово с противоположным значением.

Добрый(злой), вежливый (грубый), аккуратный (неряшливый), высокий (низкий), узкий (широкий), толстый (тонкий), длинный (короткий), красивый (безобразный), чистый (грязный), умный (глупый), глубокий (мелкий), вперед (назад), верх (низ), вправо (влево), день (ночь), друг (враг) и т. д.

Игра «Меткое слово».

Учите детей понимать и объяснять смысл поговорок, а также употреблять их в речи. Почему так говорят?

Труд кормит, а лень портит.

Возьми книгу в руки – и не будет скуки.

В детстве не научишься, всю жизнь намучаешься.

Маленькое дело лучше большего безделья.

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не бросай друга в беде.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

И конечно же не забывайте про книги- ведь книга самый богатый источник знаний для ребенка. Читайте, обсуждайте, анализируйте, пересказывайте, сочиняйте собственные стихи и сказки.

Удачи Вам и творческих успехов!



Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг 
(нетрадиционные игровые приёмы)

Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.

Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.

Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2—3 раза в день по 3—5 мин, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательную игру: «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», «пальчики-путешественники» и т.п.

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Итак, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, — страну пальчиковых игр.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный).

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

• Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.

• Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками.

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Сверху — левой, снизу — правой
Я его катаю, браво.

• Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

• Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.

• Массаж "четками". Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.

2. Пальчиковый тренинг

• «Узелки» — перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, предметы по лексическим темам, гласные звуки.

• «Щелчки» — каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

• «Кус-кус» — бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!

• «Прогулка» — с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.

• «Лыжники» — «вставать» в углубления больших пуговиц (пробок) указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги.

(Лыжи.)

• «Волшебные превращения веревочки» — из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных, буквы.

• «Пристёгивание разных фигур» - вырезаются прямоугольники из плотной матерчатой ткани, к ним пришиваются пуговицы, при помощи которых пристёгиваются разные фигуры с прорезями-петлями.

• «Музыканты» — нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.

Чистоговорки:

ша-ша-ша — в доме у нас Маша;
шо-шо-шо — Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу — на руках ее ношу;
ши-ши-ши — калоши у Маши очень хороши.

• «Мой веселый мяч-прыгун» — прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке —
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.

• «Фокусник» — собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).

• Рисование — рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Также ребёнку можно предложить:

• кистевые эспандеры, дутые ручки от молочных пакетов – для развития мышечной силы кисти;

• бигуди и щётки для волос, ребристую деталь от одноразового медицинского шприца, математические счёты – для массажа и самомассажа ладоней;

• клавиатуру старого компьютера, кнопочный телефон, бельевые прищепки и плотную (картонную) основу для них – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• «Сухой бассейн» - ёмкость, наполненная горохом или фасолью, - для самомассажа кистей; мелкие игрушки для вытаскивания из «сухих бассейнов».

• «Волшебные мешочки» - воздушные шарики, наполненные разным количеством семян фасоли, ребёнок ощупывает шарики тактильным методом, находит фасоль и говорит, какое количество фасоли в каком шарике спряталось.

Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка умной,
А речь красивой.
 



Предварительный просмотр:

Как научить ребёнка запоминать стихи

Объём зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи практически не отличается от нормы. Трудности возникают у этих детей при запоминании на слух вербального материала. У детей с дисфункциями левого полушария головного мозга наблюдается нарушение объёма памяти, а у детей с дисфункциями правого полушария головного мозга наблюдается нарушение объёма памяти, а у детей с дисфункциями правого полушария – трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала. Дети не могут запомнить многоступенчатую (3-4 действия) инструкцию и соответственно выполнить её. Продуктивность запоминания снижена по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети слабо запоминают стихи, в которых многообразных выражений, метафор. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ОНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объёму стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием.

Если такие дети понимают смысл стихотворения, то значительно лучше его запоминают.

Поэтому очень важно научить детей приёмам запоминания стихотворения.

Одним из эффективных приёмов является «Рисуем стихотворение».

Текст кодируется с помощью рисунков-символов. Взрослый выразительно читает текст, затем даёт ребёнку установку: «Попробуем нарисовать стихотворение. И тогда ты сумеешь его хорошо запомнить. Я читаю текст и рисую по ходу чтения». Следует рисовать и схемы предлогов, чтобы ребёнок «не проглатывал» их.

                         
Медведь

Как под горкой – 
Снег, снег.                     
   

И на горке 
Снег, снег.                  
   

Как под ёлкой –
Снег, снег.                     
   

И на ёлке
Снег, снег.                  
   

А под снегом 
Спит медведь.              
   

Тише! Тише!
Не шуметь!                  
 

И. Токмакова

Взрослый вместе с ребёнком воспроизводит текст с опорой на рисунки. Затем ребёнок рассказывает сам.

Ребёнок может придумать рисунки-символы и сам вместе со взрослым. Нужно учить ребёнка не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает их, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, а запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Важна и эмоциональная окраска в процессе запоминания, так как дошкольники надолго запоминают материал, пропущенный через эмоциональную сферу. 

Данный приём помогает ребёнку осознать смысл заучиваемого, быстро и надолго запомнить текст.



Предварительный просмотр:

 

«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

  1. Значение мелкой моторики в жизни дошкольника.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

  1. Особенности развития графомоторных навыков.

Графомоторные навыки

 

мелкая мускулатура пальцев

зрительный анализ и синтез

рисование

графическая символика

упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений

упражнения на определение правых и левых частей тела

занятия по штриховке по контуру, обводка

задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам

срисовывание геометрических фигур

задания с условиями по выбору нужных направлений

дорисовывание незаконченных рисунков

упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей

задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти

Этапы формирования графомоторных навыков

 

1-2 года

2-3 года

От 3 до 5 лет

5-6 лет

ребенок держит два предмета в одной руке

малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое

ребенок рисует цветными мелками

продолжается становление двигательных функций

чертит карандашом

играет с песком и глиной

складывает бумагу

переворачивает страницы книг

открывает крышки

лепит из пластилина

ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку

нанизывает бусы

определяет предметы в мешке на ощупь

держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами

шнурует ботинки

строит из кубиков

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях:

  • развитие графомоторных навыков;
  • овладение графической символизацией.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы).

В помощь воспитателям и педагогом, работающим над этой сферой, придут следующие игры и упражнения:

  • игра с флажками, теневым театром;
  • обведение трафаретов, нарисованных контуров;
  • различные штриховки;
  • дорисовывание рисунков и узоров;
  • «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

  1. Заключение.

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Родителям предлагается несколько простых и увлекательных игр для расширениясловарного запаса ребёнка....

Мастер-класс "Как, зная английский язык, легко и быстро пополнить свой словарный запас испанскими словами"

Раздаточный материал для мастер-класса "Как, зная английский язык, легко и быстро пополнить свой словарный запас испанскими словами"...

Консультация для родителей "Как пополнять словарный запас у детей"

В данной консультации для родителей  даны  игры и упражнения на подбор  смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов и игр на словообразование и словоизменение....

Как пополнять словарный запас у детей?

Редко кто из родителей задумывается, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с тру...

Консультация для родителей "Игры для расширения словарного запаса ребенка"

Консультация для родителей "Игры для расширения словарного запаса ребенка"...

Презентация к уроку "Как пополняется словарный запас языка"

Данный материал поможет провести урок русского языка....

Консультация для родителей "Проверяем словарный запас ребенка 6-7 лет"

Консультация для родителей "Проверяем словарный запас ребенка 6-7 лет"...