Причины и мотивы девиантного поведения подростков
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиантное поведение Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм вобществе . Это поведение выражается в форме проступков и преступлений, нарушений дисциплины.
Причины девиантного поведения Биологические Наследственные, врожденные и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации. Психологические Особенности ЭВС, особенности темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении. Социальные Неблагоприятное семейное воспитание; Неблагополучный характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; Общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества.
Таким образом, спровоцировать девиантное поведение подростков могут следующие причины: неустойчивость психики, слабость процессов; завышенная или заниженная самооценка, неуверенность в себе, завышенные требования к себе (в том числе со стороны родителей и педагогов); проблемы в коммуникативной сфере, проблемы с социализацией в кругу сверстников; тяга к подражанию, зависимость от внешнего мнения; патологические поражения мозга в онтогенезе (травмы, заболевания, врожденные аномалии); включенность в молодежные субкультуры; неблагополучие семьи, зависимости родителей, отягощенная наследственность; низкий уровень культуры родителей и низкий уровень жизни семьи
Классификация девиантного поведения Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации: Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение
Криминогенный уровень Наркомания. Алкоголизм. Преступность.
Докриминогенный уровень Мелкие проступки. Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ. Нарушение норм морали. Уклонение от общественной деятельности. Нарушение поведения в общественных местах.
Преддевиантный синдром Агрессивное поведение. Аффективное поведение. Семейные конфликты. Антисоциальные формы поведения. Негативное отношение к учебе. Низкий уровень интеллекта.
Основные формы проявления девиантного поведения Антисоциальное (хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие) Асоциальное (уход из дома, лживость, агрессивное поведение, граффити) Аутодеструктивное ( наркозависимость , компьютерная зависимость, суицидальное поведение)
Причины суицида подростков Семейное неблагополучие , если оно действует в ярко выраженной форме . Например , алкоголизация родителей , невыполнение или искажение воспитательной функции в семье отца , нарушение отношений вследствие психиатрического заболевания родителя и т.п . Травматические факторы - это экстраординарные события , которые вызывают сильное психологическое напряжение , приводящее к дезадаптации . Например , ранняя незапланированная беременность подростков в ситуации отсутствия психологической поддержки со стороны родителей и т.п . Психопатологические факторы - когда развитие суицидальности обусловлено различными психотическими проявлениями ( бред , галлюцинации ) или резкой декомпенсацией психопатии и т.п .
Мотивы суицидального поведения подростков Переживание обиды, отчужденности и непонимания. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи. Любовные неудачи, беременность. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации. Боязнь позора, насмешек или унижения.
Из анализа суицидов и суицидальных попыток в Ростовской области в 2018 году совершено 20 суицидов детей и подростков и 24 суицидальных попытки; в 2019 году: 15 суицидов и 35 суицидальных попыток; мальчики чаще совершают суицид (60% от общего числа суицидов детей и подростков), чем девочки (40%); девочки чаще совершают суицидальные попытки (70%), чем мальчики (30%); самый «опасный» возраст - 13,15,17 лет; наибольшее количество несчастных случаев с несовершеннолетними в 2019 году произошло зимой (наиболее депрессивное время года); причинами в 42-48% случаев явились нарушения детско-родительских взаимоотношений; далее следует: расставание с близким человеком, депрессивные состояния, неустановленные причины.
Какие подростки чаще подвержены суициду Имеющие в егетативные нарушения : Слезливость Тахикардия Повышенное АД Ощущение стесненного дыхания , нехватки воздуха Ощущение комка в горле Головные боли Бессонница Взаимодействие с о кружающим и Нелюдимость , избегание контактов с окружающими Склонность к нытью , капризность Имеющие п сихические заболевани я: Депрессия Неврозы , характеризующиеся беспричинным страхом , внутренним напряжением и тревогой
Какие подростки чаще подвержены суициду Внешний вид и поведение Тоскливое выражение лица ( скорбная мимика ) Тихий монотонный голос Замедленная речь Краткость ответов Отсутствие ответов Причитания Общая двигательная заторможенность , бездеятельность , Двигательное возбуждение Имеющие э моциональные нарушения : Скука , грусть , угнетенность Мрачная угрюмость Раздражительность Ворчливость Неприязненное , враждебное отношение к окружающим Чувство ненависти к благополучию окружающих Чувство физического недовольства Безразличное отношение к себе , окружающим Тоска как постоянный фон настроения
Что в поведении подростка должно насторожить учителя Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность. Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей. Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников. Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом , то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Мы знаем, что человеческое развитие обусловлено вза...
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Мотивы и причины девиантного поведения подростков
В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы принятые в данном обществе, то есть (правила писанные и не писанные) по которым живет это общество. Сегодня очень часто эти правила наруш...
Выявление причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде
В статье приводится анкета по выявлению причин и мотивов девиантного (отклоняющегося) поведения в подростковой среде....
Причины и мотивы девиантного поведения подростков. Профилактика и коррекция.
Причины девиантного поведения подростков.Профилактика и коррекция....
Причины и последствия девиантного поведения подростков
В данной статье проведён теоретико-методологический анализ понятия "девиантное поведение". Рассмотрен характер девиантного поведения в контексте подросткового возраста, а также, причины и последствия ...
ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (по данным социологического опроса)
Аннотация: в статье рассматриваются причины, факторы, побуждающие подростков в проявлению девиантного, т.е. отклоняющегося поведения; также рассмотрены основные формы девиантного поведения среди подро...