Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам истории и обществознания.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
Современные подходы к модернизации российского образования, внедрение ФГОС определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам истории и обществознания.
Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
На уроках истории и обществознания использую следующие образовательные технологии: Педагогическая технология развивающего обучения. Элементы технологии развивающего обучения апробированы и используются во всех классах, используются рабочие тетради по истории, праву и обществознанию. В тетрадях предусмотрен широкий спектр развивающих заданий:
¬ шифрограммы;
¬ кроссворды;
¬ логические задания
¬ работа с документами, составление схем и таблиц, пакеты с ошибками;
¬ составление рассказов и сказок;
¬ работа с датами и понятиями;
¬ задачи на соотнесение событий, дат, имен;
¬ решение логических и практических задач.
Педагогическая технология проблемного обучения.
На уроках истории и обществознания распространенным методом активизации учащихся, развитию их логического мышления является постановка проблем на уроках различного типа. Апробированы и используются проблемные методы обучения на лекциях. Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что я ставлю перед учащимися проблему: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.
Работа над проблемой проходит успешно лишь в том случае, когда возникает проблемная ситуация, т.е. когда учащиеся испытывают интеллектуальное затруднение, которое направляет его мыслительную деятельность на решение проблемы.
В ходе апробации данной технологии мною установлены основные направления в решении проблемы:
1. Проблему решает педагог (сам ставит проблему и сам ее решает, излагая лекционный материал).
2. Генераторы-критики (учащиеся делятся на две группы, первая генераторы - дают большее число вариантов решения проблемы, вплоть до фантастических. Вторая группа, получая эти предложения, выбирает наиболее подходящее). В данном виде работы учащиеся могут вывести то или иное правило, закономерность, причинно-следственную связь, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям.
3. Лекции - беседы (я ставлю перед учениками проблему и предлагаю им решить ее совместно).
4. Работа малых групп (альтернативы), (я излагаю проблему и даю возможность высказаться нескольким учащимся, каждая группа защищает свою точку зрения).
5. Малые группы (ваше решение проблемы), (после короткого обсуждения каждая из групп предъявляет в письменном виде свой вариант решения).
6. «Мозговой штурм» (заполнение мнений по проблеме на карточках, а учитель оглашает наиболее распространенные мнения, приводит и доказывает правильный ответ, обращает внимание на способность учащихся к практическому анализу собственных суждений).
Все эти приемы проблемного обучения используются мною на лекциях, семинарах, диспутах. Апробация данной технологии проводилась на уроках истории и обществознания, начиная с 5 класса, например:
5 класс - «Греческие полисы и великая колонизация»;
- «Афины и Спарта»;
- «Пелопоннесская война».
6 класс - «Столетняя война»;
- «Классы и сословия средневековой Европы».
7 класс - «Эпоха дворцовых переворотов ХУ111 века».
8 класс - «Реформы и контрреформы XIX века».
9 класс - «Гражданская война в России в 1918 - 1920 г.г.».
10 класс - «Смутное время».
11 класс - «Альтернативы послевоенного развития СССР и другие». Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:
⎫ отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;
⎫ развивать мыслительную деятельность;
⎫ искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;
⎫ анализировать, сопоставлять учебный материал;
⎫ делать выводы, обобщения и сравнения;
⎫ готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С».
Технология коллективного способа обучения.
Данная педагогическая технология позволяет использовать такие виды обучения как практические работы, практикумы, лабораторные работы, работу по анализу исторических документов. Положительным элементом применения данной технологии обучения является тот факт, что здесь в работу включены одновременно все учащиеся класса. Этот способ обучения используется при работе с учащимися с 5 по 11 класс при работе:
• анализ документов;
• составление синхронистических таблиц;
• составление сравнительных таблиц;
• составление исторических портретов;
• работа с памятками-алгоритмами;
• работа с учебником;
• работа в группах, парах.
Игровые технологии
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – писал В.А. Сухомлинский. Начало любой игры – это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).
Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, уроки-викторины по историческим эпохам и событиям; исторические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников. Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал. Это повторительно-обобщающие уроки по истории Древнего мира: (урок «Путешествие в страну Хаппи», «По Великому шелковому пути», «В поход с Александром Македонским» и другие).
Уроки по истории русской культуры: - «Древнерусская культура IX - XII веков»; - «Культура России в ХУП веке»; - «Литературно-музыкальный салон XIX века» и др.
Игровая технология дает положительные результаты, так как:
1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.
2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.
3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.
4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.
5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.
Мой опыт использования игровых технологий показал, что учащимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно – ориентированную. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного события. И именно использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет мне наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.
Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайдовые презентации. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты.
На уроках истории и обществознания часто использую компьютерные презентации, к созданию которых привлекаю самих ребят. Это могут быть уроки изучения биографии исторических деятелей, изучение исторических событий. При подготовке таких уроков школьникам дается задание собрать необходимый биографический, событийный материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию, привести видеофрагменты.
На уроках я активно использую тестовые задания при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала на уроках истории и обществознания, для проведения промежуточного контроля, для проведения зачётных и итоговых контрольных работ, а также для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний, полученных на уроках. На уроках я, в основном, использую три формы работы с тестами: коллективную, групповую, индивидуальную. В тестах применяю разнообразные виды заданий: задания с выбором односложного ответа «да» и «нет» или с выбором одного из четырёх предложенных вариантов, с кратким ответом в виде одного-двух слов, задания со свободным развёрнутым ответом.
На уроках обществознания я использую современные технологии: Технология личностно-ориентированного образования. Так, личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения и ключевые компетенции (общекультурные, учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы учебных проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу.
Проектная технология — одна из основополагающих правового образования на различных ступенях. Образовательный процесс при этом учитель строит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов в школьном образовании. Проектный метод реализуется на уроке через организацию деятельностного подхода; создание ситуации самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников; производство на каждом этапе работы над проектом конкретного продукта. Данная технология требует от учителя быть не столько источником информации для учащихся, сколько энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором, экспертом. Учебно-социальные практики — вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в школьном образовании. Практики основаны на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенного вида задания; ответственности учащегося за свой выбор; результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности. Использование технологии «Дебаты» в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Технология формирует: - умение определять и отстаивать свою позицию, - ораторское мастерство и умение вести диалог; - командный дух и лидерские качества. Методика обучения диалогу. Она достаточно проста, ею постоянно пользуются учителя иностранного языка. Кроме того она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаешь с того, что в 5 классе организуешь работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку д/з в форме “диалоговой змейки”. Текст §, заданного на дом, ученики повторяют в вопросно-ответной форме, по очереди в соответствии с занимаемыми в классе местами, спрашивая и отвечаю друг другу, пока змейка не обежит весь класс. После того как и эта техника станет ученикам привычной, переходим к “ответам-диалогам” у доски. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д.
Здоровьесберегающие технологии. Создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха для ученика, выполнение санитарно-гигиенических условий, смена вида деятельности, посадка учащихся.
Любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания
В данной статье представлены современные образовательные технологии, которые целесообразно применять на уроках истории и обществознания...
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
Данный материал будет интересен истории и обществознания, так как в нём показаны все положительные моменты использования кейс- технологиии....
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
В данной статье представлены современные образовательные технологии использование которых необходимо при реализации системно-деятельностного подхода на уроках истории и обществознания....
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознании
Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребно...
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС.
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС....
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания
Из опыта моей работы...
Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
Использование технологии критического мышления как средство повышения качества образования....